Конкуренция: сущность и виды

Конкуренция (от лат. "конкурро" — сталкиваться) означает со­перничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение не­избежно, ибо оно порождается следующими объективными усло­виями:

– наличие множества равноправных экономически обособленных рыночных субъектов;

– зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

– противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса;

– отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);

– доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и вжива­ние — экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба сре­ди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупате­лями. Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объяс­няется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовер­шенствовать его технику и организацию, повышает качество това­ров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание поку­пателей.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

– обеспечение нацеленности производителя на запросы потреби­теля, без чего нельзя получить прибыль;

– стимулирование роста эффективности производства, обеспечи­вающее "выживание" производителей;

– дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, дру­гие остаются при своем, третьи разоряются);

– давление на производство, распределение ресурсов между от­раслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

– ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

– стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция определенного товара);

2) видовую (по цене и качеству);

3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в 3 томе "Капитала";

5) совершенную и несовершенную.

Конкуренция: сущность и виды - student2.ru

Ценовая конкуренцияпредполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую при­быль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.

Неценовая конкуренцияоснована на предложении товаров бо­лее высокого качества, с большей надежностью и сроками служ­бы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать ре­шающего влияния на условия реализации товаров.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономи­ческой системы, когда влияние каждого участника экономическо­го процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пре­небречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однород­ность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производ­ственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка. Совершенная конкуренция — абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы "несовершенства" конкуренции.

Несовершенная конкурен­ция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу оп­ределенного товара. Она проявляется в виде монополии (один про­давец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыноч­ный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не раз­меры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Модели современного рынка

Если на заре капитализма господствовала свободная конкурен­ция, то позднее (особенно на рубеже XIX—XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В со­временной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних ры­ночных ситуаций можно выделить четыре главные модели совре­менного рынка.

Чистая конкуренция и чистая монополия — это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названи­ем несовершенная конкуренция.

Конкуренция: сущность и виды - student2.ru

Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкурен­ции — несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;

• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;

• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;

• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

Олигопольнаяконкуренция является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на ко­тором существует несколько фирм, контролирующих значитель­ную часть рынка.

Основные черты олигопольной конкуренции:

• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три - пять);

• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;

• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, проведение рекламных кампаний и т.д.), а именно: «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены; лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установлен­ные лидером (скрытый сговор); соглашение о специализации и кооперации производства;

• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.

Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

• относительно большое число производителей;

• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;

•удельный вес каждой фирмы — относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

• вступление в монопольный рынок — свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.

Примерами монопольного рынка могут служить: сеть рестора­нов, станций технического обслуживания, предприятия рознич­ной торговли и т.д.

Монополии, которая является антиподом со­вершенной конкуренции, присущи следующие основные черты:

• наличие одного продавца;

• производство товаров, не имеющих заменителей;

• полный контроль объема предложений товара и цен;

• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потенциальных участников рынка.

Наши рекомендации