Конкуренция: сущность и виды
Конкуренция (от лат. "конкурро" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
– наличие множества равноправных экономически обособленных рыночных субъектов;
– зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
– противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса;
– отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
– доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание — экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
– обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
– стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
– дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
– давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
– ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
– стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
Различают конкуренцию:
1) функциональную (конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К.Марксом в 3 томе "Капитала";
5) совершенную и несовершенную.
Ценовая конкуренцияпредполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.
Неценовая конкуренцияоснована на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.
Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать решающего влияния на условия реализации товаров.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка. Совершенная конкуренция — абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы "несовершенства" конкуренции.
Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.
Модели современного рынка
Если на заре капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX—XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций можно выделить четыре главные модели современного рынка.
Чистая конкуренция и чистая монополия — это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.
Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкуренции — несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:
• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;
• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;
• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;
• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;
• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.
Олигопольнаяконкуренция является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка.
Основные черты олигопольной конкуренции:
• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три - пять);
• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;
• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, проведение рекламных кампаний и т.д.), а именно: «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены; лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером (скрытый сговор); соглашение о специализации и кооперации производства;
• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.
Монополистической конкуренции присущи следующие черты:
• относительно большое число производителей;
• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;
•удельный вес каждой фирмы — относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;
• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;
• вступление в монопольный рынок — свободное; для этого необходимо наличие начального капитала, несколько большего, чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства для разработки новой продукции и рекламы.
Примерами монопольного рынка могут служить: сеть ресторанов, станций технического обслуживания, предприятия розничной торговли и т.д.
Монополии, которая является антиподом совершенной конкуренции, присущи следующие основные черты:
• наличие одного продавца;
• производство товаров, не имеющих заменителей;
• полный контроль объема предложений товара и цен;
• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потенциальных участников рынка.