Южно-российский институт-филиал ранх и гс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РАНХ и ГС
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Власов А.В., Гончарова О.Ю.
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Власов А.В., Гончарова О.Ю.
История экономических учений: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2014. 67 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данный курс содержит изложение концептуальных основ истории экономических учений. Курс анализирует основные этапы появления и развития экономических идей.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Экономика», квалификация (степень) – бакалавр.
Печатается по решению кафедры
Протокол № 1 от 4 сентября 2014 г.
Содержание
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ.. 5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6
ПРОГРАММА КУРСА.. 7
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 15
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 34
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 45
ТЕСТЫ... 47
ГЛОССАРИЙ.. 65
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Дисциплина ориентирована на ознакомление их с основами истории экономических учений.
Цель преподавания учебной дисциплины «Истории экономических учений» является подготовка специалиста в соответствии с квалификационными требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Задачей учебной дисциплины – привить студентам исторический взгляд на эволюцию современной экономической мысли, сформировать многомерное представление о современной западной и отечественной мысли, показать, что она не замыкается в кругу ограниченного набора идей, а развивается в ходе дискуссии различных точек зрения.
Дисциплина опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика» и др. Дисциплина является составляющей обязательной части и изучается студентами в течение одного семестра.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; закономерности функционирования экономики на макро- и микроуровне.
Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне.
Владеть: методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||||||||
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Заочно-сокращенная форма обучения | 2 высшее (на базе ВПО) | ||||||
Лекции | Практич. | Лекции | Практич. | Лекции | Практич. | Лекции | Практич. | ||
Предмет и метод истории экономических учений | |||||||||
Экономическая мысль древнего мира и средневековья | |||||||||
Классическая школа: общая характеристика и этапы развития. Экономические взгляды У.Петти и А.Смита. | |||||||||
Экономические идеи Д.Рикардо, Т.Мальтуса, Ж.-Б. Сэя, Дж. Ст. Милля. | |||||||||
Экономическая теория К. Маркса | |||||||||
Историческая школа Германии. | |||||||||
Маржинализм: общая характеристика и этапы развития. Австрийская школа. | |||||||||
Лозаннская школа. Л.Вальрас и В.Парето | |||||||||
Кембриджская школа. А.Маршалл иА.Пигу | |||||||||
Американская школа. Дж.Б.Кларк | |||||||||
Институционализм: общая характеристика и этапы развития | |||||||||
Кейнсианство и его эволюция | |||||||||
Неолиберализм и его школы | |||||||||
Экономические концепции социал-демократии | |||||||||
Экономическая мысль России второй половины XIX – начала XXI века | |||||||||
Итого: | |||||||||
Самостоятельная работа: | |||||||||
ПРОГРАММА КУРСА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар № 1
План
1. Экономическая мысль древнего Востока.
2. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические идеи раннего христианства.
3. Экономическая мысль Востока и Запада эпохи феодализма. Фома Аквинский. Экономические идеи феодальной России.
4. Меркантилизм.
Темы докладов
1. Меркантилизм в России. Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащекин, Юрий Крижанич, Иван Тихонович Посошков.
2. Социальные утопии периода разложения феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
3. Экономическая мысль России эпохи феодализма.
Литература
1. Баранник Н.А. История экономических учений: российская экономическая мысль//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.2012.№ 6.С. 83-84.
2. Бардовский В.П. Основные этапы развития экономической науки. Российская экономическая мысль//Вестник ОрелГИЭТ. -2010.№ 2.С. 71-75
3. Боровикова Т.В., Филинов В.А.Основные черты и особенности отечественной экономической мысли: методологический подход//Гуманизация образования.2013.№ 6.С. 21-25.
4. Бочко В.С. Юрий Крижанич - первый экономист-меркантилист в России//Журнал экономической теории.2006. № 1.С. 118-138.
5. Былынь В.Р. Экономика и экономическая мысль древнего мира. Учебное пособие. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. Санкт-Петербург, 2009
6. Гловели Г.Д.История экономических учений:
учебное пособие. Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. Москва, 2011.
7. Горшков А.В.История экономической мысли в России. Курс лекций.-Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. ун-т". Челябинск, 2010.
8. Громыко В.В.Основоположник русского меркантилизма А. Л. Ордын-Нащекин//Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.2006.№ 3. С. 128-131.
9. Ефремова В. В., Клепикова А. М., Махмудова М. М. История экономической мысли: с древнейших времен и до наших дней: Учебное пособие в таблицах и схемах.- Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тюменский гос. нефтегазовый ун-т". Тюмень, 2010.
10. История экономических учений: учебник для бакалавров/ под ред. Шапкина И.Н., Квасова А.С. Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Москва, 2012.
11. История экономической мысли: Учебное пособие / под ред. В. В. Круглова.- Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов", 2008.
12. Кардаш В.А. О поступательном характере исторического движения экономической мысли//TerraEconomicus. 2006. Т. 4. № 3.С. 94-98.
13. Латов Ю.В. Иван Посошков как зеркало российской модернизации (к 290-летию рождения российской экономической науки)//Terra Economicus.2013/ Т. 11. № 1. С. 94-99
14. Розенберг С.Е. Меркантилизм и социально-философские основы физиократической системы (очерк из истории экономической мысли)//
Историко-экономические исследования.2009.Т. 10. № 1. С. 107-146.
15. Рязанов В.Т.Русская школа экономической мысли: универсально-всеобщее и национально-особенное//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Экономика.2010.№ 3.С. 66-84.
16. Щеголевский В.А. Этапы и основные направления эволюции мировой экономической мысли (историко-экономический анализ)//
Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.- 2007.№ 2. С. 29-36.
17. Ядгаров Я.С. История экономических учений:
учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям.- Москва, 2010. Сер. Высшее образование
Семинар № 2
План
1. Классическая школа в политической экономии: общая характеристика и этапы развития.
2. Экономические идеи У. Петти и П. Буагильбера.
3. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ.
4. Адам Смит как экономист мануфактурного периода: методология, основные положения экономического учения.
Темы докладов
1.Экономические взгляды А. Тюрго.
2. Различие английской и французской ветви классической школы.
Литература
1. Гибало Н.П. Уильям Петти и классические основы политической экономии (к 380-летнему юбилею)//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2003. -Т. 8.- № 1-. С. 49-59.
2. История экономических учений: учебник для бакалавров/ под ред. Шапкина И.Н., Квасова А.С. Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Москва, 2012.
3. Козырев В.М. Адам Смит: его роль в становлении экономической науки//Вестник РМАТ. 2012.№ 2-3 (5-6).С. 48-58.
4. Кулигин В.Д. «Невидимая рука» Адама Смита//Вестник Университета (Государственный университет управления).2014.№ 2.С. 142-148.
5. Малахинова Р.П. Адам Смит в XXI веке//Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика.2008.№ 1.С. 115-126.
6. Мотылев В.В. Западные экономисты о развитии теории стоимости//Экономический журнал.2011.Т. 4.№ 24. С. 122-135.
7. Несененко П.П., Артёменко А.А. Экономическая система А.Р.Ж.Тюрго как начало становления научного этапа экономической мысли//Экономическая теория.2010. Т. 7.№ 4.С. 85-93.
8. Прокопьев В.Н. Экономическое значение частной собственности в теории Адама Смита//Историко-экономические исследования.2011.Т. 12.№ 3. С. 16-30.
9. Сен А. Адам Смит и современность//Вопросы экономики.2011. № 11. С. 25-37.
10. Сухих В.В. Утопия политической экономии физиократов и А. Смита//Журнал экономической теории.2007.№ 2.С. 129-150.
11. Щеголевский В.А. Адам Смит - разрушитель феодальной доктрины общественной иерархии и первые попытки моделирования рыночного общества//Вопросы экономики и права. 2011.№ 35.С. 63-66.
12. Щеголевский В.А. От ограниченной экономической свободы к экономическому либерализму в учениях Ф.Кенэ и А.Смита//
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 4.С. 30-36.
13. Ядгаров Я.С. История экономических учений:
учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям.Москва, 2010. Сер. Высшее образование
Семинар 3
План
1. Эпоха промышленного переворота и ее отражение в экономических исследованиях Д. Рикардо.
2. Экономические взгляды Т.Р. Мальтуса.
3. Экономические идеи Ж.-Б. Сэя.
4. Экономическая система Дж. Ст. Милля.
Темы докладов
1. С. Сисмонди как идеолог мелкой буржуазии.
2. Вклад представителей третьего этапа развития классической школы в теорию экономических кризисов.
Литература
1. Гловели Г.Д.История экономических учений:
учебное пособие. Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. Москва, 2011.
2. Горшков А.В.История экономической мысли в России. Курс лекций.- Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. ун-т". Челябинск, 2010.
3. Ефремова В. В., Клепикова А. М., Махмудова М. М. История экономической мысли: с древнейших времен и до наших дней: Учебное пособие в таблицах и схемах.Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тюменский гос. нефтегазовый ун-т". Тюмень, 2010.
4. Ефремова В. В., Клепикова А. М., Махмудова М. М. История экономической мысли: с древнейших времен и до наших дней: Учебное пособие в таблицах и схемах.Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тюменский гос. нефтегазовый ун-т". Тюмень, 2010
5. История экономических учений: учебник для бакалавров/ под ред. Шапкина И.Н., Квасова А.С. Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Москва, 2012.
6. История экономических учений: учебник для бакалавров/ под ред. Шапкина И.Н., Квасова А.С. Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Москва, 2012.
7. История экономической мысли: Учебное пособие / под ред. В. В. Круглова.- Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов", 2008.
8. История экономической мысли: Учебное пособие / под ред. В. В. Круглова.Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов", 2008.
9. Назаренко В.И. Мальтус, неомальтузианство и продовольственные проблемы разных стран мира//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2012. № 9. С. 12-14.
10. Тридиев С.В. Мальтус и его экономическая концепция в исторической ретроспективе//Современные гуманитарные исследования. 2008. № 3. С. 33-53.
11. Ядгаров Я.С. История экономических учений:
учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям.- Москва, 2010. Сер. Высшее образование
12. Ядгаров Я.С. История экономических учений:
учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. Москва, 2010. Сер. Высшее образование
Семинар 4
План
1. Предпосылки возникновения и этапы формирования экономических воззрений К.Маркса.
2. Методология К.Маркса.
3. «Капитал»: структура и основные проблемы.
4. К. Маркс и современная экономическая наука.
Темы докладов
1. Концепция стоимости в экономической теории К. Маркса.
2. Теория прибавочной стоимости (теория эксплуатации) К. Маркса.
3. Значение экономического учения Маркса для последующего развития политической экономии.
Литература
1. Ананьин О. Карл Маркс и его «Капитал»: из девятнадцатого в двадцать первый век//Вопросы экономики.2007.№ 9. С. 72-86.
2. Бузгалин А., Колганов А. «Капитал» в XXI веке: proetcontra//Вопросы экономики.2007.№ 9. С. 104-120.
3. Гловели Г.Д.История экономических учений:
учебное пособие. Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. Москва, 2011.
4. Готнога А.В. Политэкономия К. Маркса: пережиток прошлого или наука будущего?//Философия и общество.2011. № 4. С. 70-86.
5. Длугач Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом?/Вопросы философии.2011. № 7. С. 127-137.
6. Ефремова В. В., Клепикова А. М., Махмудова М. М. История экономической мысли: с древнейших времен и до наших дней: Учебное пособие в таблицах и схемах.- Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тюменский гос. нефтегазовый ун-т". Тюмень, 2010.
7. История экономических учений: учебник для бакалавров/ под ред. Шапкина И.Н., Квасова А.С. Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Москва, 2012.
8. История экономической мысли: Учебное пособие / под ред. В. В. Круглова.Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов", 2008.
9. Пшеницын И.В. Открытие Карла Маркса//Психология и экономика.2009.Т. 2.№ 1. С. 54-61.
10. Теняков И.М., Корчагина З.А. Рикардо и Маркс для политической экономии и экономической политики в ХХI веке//Философия хозяйства. 2008. № 2. С. 256-269.
11. Ядгаров Я.С. История экономических учений:
учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. Москва, 2010. Сер. Высшее образование
Семинар 5
План
1. Историческая школа: общая характеристика, особенности методологии.
2. Этапы развития исторической школы. Ф.Лист.
3. Новая (молодая) историческая школа.
4. Историческая школа в начале XX века. М.Вебер и В.Зомбарт.
Темы докладов
1. Экономические идеи А.Мюллера.
2.Вклад немецкой исторической школы в развитие теории предпринимательства.
Литература
1. Воронцов А.В., Громов И.А. Теория капитализма Макса Вебера и ее методологическое значение//Социологические исследования.2007. № 1.С. 140-149.
2. Ефимов Е.Г., Аронова О.В. Проблема генезиса капитализма в социологии В. Зомбарта (методологические аспекты)//Известия Волгоградского государственного технического университета.- 2010.- Т. 7.- № 7. -С. 25-28.
3. Ефремова В. В., Клепикова А. М., Махмудова М. М. История экономической мысли: с древнейших времен и до наших дней: Учебное пособие в таблицах и схемах.- Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тюменский гос. нефтегазовый ун-т". Тюмень, 2010.
4. История экономических учений: учебник для бакалавров/ под ред. Шапкина И.Н., Квасова А.С. Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Москва, 2012.
5. История экономической мысли: Учебное пособие / под ред. В. В. Круглова. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов", 2008.
6. Клинова М.В. Государство и частный капитал (в политэкономии Фридриха Листа и в условиях XXI века)//Современная Европа.- 2009. № 1.С. 87-103.
7. Лопатина М.В. Немецкая экономическая мысль первой трети ХХ в. в поисках модели государственной социально-экономической политики//Вестник Омского университета. 2010. № 3. С. 52-59.
8. Попов Г.Г. Национальное экономическое развитие в условиях глобализации: Фридрих Лист vs классическая школа//TerraEconomicus.- 2007. Т. 5. № 4. С. 71-85.
9. Ритер Х., Цвайнерт И. Густав Шмоллер и глобализация//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2007. № 4. С. 81-102.
10. Тихоненко О.О. «Протестантская этика» Макса Вебера в контексте финансово-экономического кризиса//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 473-478.
11. Шпакова Р.П. Вернер Зомбарт: в ожидании признания//Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Т.IV.№ 1. С. 62-78.
12. Щеголевский В.А. Основные положения исторической школы в Германии о рыночной экономике и государстве в контексте развития экономической мысли конца XVIII - начала XX в//Вопросы экономики и права.2011.№ 33. С. 17-21.
13. Ядгаров Я.С. История экономических учений:
учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям.Москва, 2010. Сер. Высшее образование
Семинар 6
План
1. Маржиналистская революция. Основные школы маржинализма.
2. Субъективная теория обмена австрийской школы, теория предельной полезности и основанная на ней теория стоимости.
3. Критика марксизма австрийской школой.
4. «Прямые» и «Окольные» методы производства. Теория капитала Бём-Баверка;
5. Теория процента Бём-Баверка и её эволюция. Теория процента как временного предпочтения.
Темы докладов
1. Карл Менгер и методология австрийской школы.
2. Критика марксизма О. Бём-Баверком.
Литература
1. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. B.C. Автономова. М: Экономика, 1992.
2. Бейтон А., Казорла А., Долло К., Дре А.М. 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD», 1999.
3. Бем-Баверк О. Критика теории Маркса. М., Челябинск: Социум, 2002.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд. 1994.
5. Блауг М. 100 Великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. СПб.: Экономическая школа. 2008.
6. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Ротбард М. Временное предпочтение. Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена, М., 2004. С. 827-834.
8. Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество — Челябинск: Социум, 2009.
Семинар 7
План
1. Концепция общего экономического равновесия Л.Вальраса.
2. Концепция нейтральности денег.
3. Оптимум Паретто.
4. Основные недостатки концепции общего экономического равновесия: (полнота информации, отсутствие фактора денег, состояние вместо процесса).
5. Критика теорий общего экономического равновесия со стороны австрийской школы.
Темы докладов
1. Леона Вальрас и его вклад в экономическую науку.
2. Вильфредо Парето и его вклад в экономическую науку.
Литература
1. Бейтон А., Казорла А., Долло К., Дре А.М. 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD», 1999.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд. 1994.
3. Блауг М. 100 Великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. – СПб. : Экономическая школа. 2008.
4. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Милгейт М. Равновесие: развитие концепции. Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена, 2004. С.285 – 294.
Семинар 8
План
1. "Принцип ножниц" Маршала: равновеснаяцена и влияние фактора времени.
2. Анализ полезности и спроса А. Маршаллом. Понятие эластичности спроса, потребительского избытка.
3. Теория благосостояния.Вклад А.Пигу в развитие теории благосостояния. Критика теории благосостояния.
4. Фунадментальные теоремы благосостояния. Оптимальность и контроль. Проблема рыночного социализма.
Темы докладов
1. Альфред Маршалл и его вклад в экономическую науку.
2. Артур Пигу и его вклад в экономическую науку.
Литература
1. Аллан М. Фелдман. Экономическая теория благосостояния. Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена, 2004. С. 870-887.
2. Бейтон А., Казорла А., Долло К., Дре А.М. 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD», 1999.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд. 1994.
4. Блауг М. 100 Великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. СПб.: Экономическая школа. 2008.
5. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности — Челябинск: Социум, 2011.
Семинар 9
План
1. Экономическая динамика и статика Дж. Б. Кларка.
2. Теория капитала как постоянного самовозрастающего фонда.
3. Теория распределения доходов, основанная на теории предельной производительности.
4. Концепция эластичности денежного предложения и стабильного уровня цен. (И.Фишер)
Темы докладов
1. Джон Бейтс Кларк и его вклад в экономическую науку.
2. Ирвинг Фишер и его вклад в экономическую науку.
Литература
1. Бейтон А., Казорла А., Долло К., Дре А.М. 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD», 1999.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд. 1994.
3. Блауг М. 100 Великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. – СПб. : Экономическая школа. 2008.
4. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
5. КларкДж.Б. Распределение богатства: Пер. с англ. / Науч. ред. А.А. Белых, А.В. Полетаев. М.: Экономика, 1992.
Семинар 10
Институционализм: общая характеристика и этапы развития(4 часа)
План
1. Предпосылки возникновения и особенности методологии институционализма.
2. Ранний институционализм и его направления (социально-психологическое, социально-правовое, конъюнктурно-статистическое).
3. Социально-институциональное направление в 50-60-е годы.
4. Неоинституционализм: общая характеристика, особенности методологии, основные теории.
Темы докладов
1. Социально-институциональное направление в 70 - 80-е годы. Разработка проблем социального контроля над экономикой в трудах Г. Хейлброннера и Л. Туроу.
2. Неоинституционализм в России.
Литература
1. Алексеева В.А., Галеева В.В. Джон Кеннет Гэлбрейт как лидер институционализма//Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика.2011№ 2.С. 17-25.
2. Бузгалин А.В., Колганов А.И., Московский А.И.
Марксизм и институционализм: сравнительное исследование//
Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика.2012.№ 5.С. 3-18.
3. Заостровцев А.П.ДугласНорт: бегство от неоклассическогомейнстрима//Общественные науки и современность. 2013.№ 4.С. 140-150.
4. Зотова Т.А.Предпосылка ограниченной рациональности в изучении влияния институтов на экономическое поведение//
Terra Economicus.2011. Т. 9.№ 2-3. С. 7-10.
5. Ирхин Ю.В. Институционализм и неоинституционализм: направления и возможности анализа//Социально-гуманитарные знания.- 2012. № 1. С. 58-77.
6. Кузьминов Я., ЮдкевичМ.За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире (Нобелевская премия по экономике 2009 года - Оливер Уильямсон и Элинор Остром)//Вопросы экономики.2010.№ 1.С. 82-98.
7. Мешков А.И. к 150-летнему юбилею Т. Веблена: эволюция институциональных идей//Экономическая наука современной России.2007. № 4. С. 102-113.
8. Московский А.И. «Старый» и «новый» институционализм и проблемы экономических реформ в России//Общество. Государство. Политика. 2010.№ 2.С. 37-56.
9. Нуреев Р. ТорстейнВеблен: взгляд из XXI века//
Вопросы экономики. 2007.№ 7.С. 73-85.
10. Расков Д. Риторика новой институциональной экономической теории//Вопросы экономики.2010. № 5.С. 81-95.
11. Сухарев О.С.Новая программа исследований в экономике: традиция «старого» институционализма и современность//Журнал экономической теории.2013.№ 4.С. 23-36.
12. Сэмюэлс У. ТорстейнВеблен как экономист-теоретик//Вопросы экономики.2007.№ 7.С. 99-117.
13. ТЕОРЕМА КОУЗА: ПОПЫТКА ДИАГНОЗА
Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. № 9. С. 814.
14. Щапова К.М. Вклад в современную теорию фирмы ДЖ. Гэлбрейта: теория зрелой корпорации//Вестник магистратуры.- 2013.-№ 12-3 (27).- С. 123-125.
14. Щеголевский В.А.Дихотомия рыночных и иерархических структур в теоретических взглядах Т. Веблена и ДЖ. Коммонса//
Вестник Московского государственного областного университета.- Серия: Экономика.2011.№ 2. С. 35-40.
Семинар 11
Кейнсианство и его эволюция (4 часа)
План
1. Кризис 1929-1933 годов и его причины:мнения различных экономических школ о причинах кризиса.Кто предсказал наступление кризиса.
2. Основы методологии «Кейнсианской революции»: предельная склонность к потреблению, основной психологический закон, концепция мультипликатора.
3. Теория недопотребления как причина экономического цикла.
4. Меры государственной антициклической политики. Бюджетный и денежного кредитный механизм регулирования.
5. Критика кейнсианской политики австрийской школой.
6. Неокейнсианство: развитие кейнсианских идей после второй мировой войны.
7. Крах кейнсианской политики в 70-х годах XX века. Кризис кейнсианства.
8. Левое кейнсианство (Дж. Робинсон).
9. Посткейнсианство как попытка возрождения кейнсианства (ХайманМински Джеймс Тобин, Пьеро Сраффа)
Темы докладов
1. Джон МейнардКейнс и его вклад в экономическую науку.
2. Проблема экономических циклов: Хайек против Кейнса.
Литература
1. Бейтон А., Казорла А., Долло К., Дре А.М. 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD», 1999.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд. 1994.
3. Блауг М. 100 Великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. СПб. : Экономическая школа. 2008.
4. Блауг М. 100 Великих экономистов после Кейнса / Пер. с англ. под ред. М.А. Сторчевого. СПб. : Экономическая школа. 2008.
5. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Ротбард М. Великая депрессия в Америке.Москва:
ИРИСЭН, Мысль, 2012.
7. Скоузен М. Кто предсказал крах 1929 года? // Экономический цикл: анализ австрийской школы: Пер. с англ. / сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2005.
8. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности — Челябинск: Социум, 2011.
9. Фелпс Э. Равновесие: Концепция с точки зрения ожиданий. Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена, М., 2004. С.280 – 285.
Семинар 12
Неолиберализм и его школы (4часа)
План
1. Основные школы неолиберализма и их представители.
2. Предпринимательство и динамическая концепция рынка австрийской школы.
3. Доказательство невозможности построения социализма как важнейшее достижение экономической науки.
4. Австрийская теория экономического цикла.
5. Последствия государственного вмешательства в экономику (Л.Мизес, Ф. Хайек, М. Ротбард).
6. Чикагская школа и современный монетаризм.
7. Теория рациональных ожиданий.
8. Экономическая теория предложения.
Темы докладов
1. Людвиг Мизес и его вклад в экономическую науку.
2. Милтон Фридман и его вклад в экономическуюнауку.
Литература
1. Алле М. Экономика как наука //Пер. с франц. И.А. Егорова. - М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. |
2. Бейтон А., Казорла А., Долло К., Дре А.М. 25 ключевых книг по экономике. Издательство «Урал LTD», 1999.
3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Перевод с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд. 1994.
4. Блауг М. 100 Великих экономистов после Кейнса / Пер. с англ. под ред. М.А. Сторчевого. СПб. : Экономическая школа. 2008.
4. Жувенель Б. Этика перераспределения. М., 1995
5. Заостровцев А. Экономические циклы: анализ австрийской экономической школы. // Финансы и бизнес, 2009.
6. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.
7. ФридменМ. Если бы деньги заговорили. М.: Дело, 1998.
8. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности. Челябинск: Социум, 2011.
Семинар 13
План
1. Теоретические истоки экономических концепций западноевропейской социал-демократии.
2. Этапы развития экономических теорий социал-демократии. Э. Бернштейн.
3. Особенности современного этапа развития социал-демократической мысли.
Темы докладов
1. Экономическое обоснование идей социального партнерства в работах представителей социал-демократической экономической мысли.
2. Особенности современного этапа развития социал-демократической экономической мысли.
Литература
1. Антюшина Н.М. Шведский опыт строительства социального государства//Государственная власть и местное самоуправление.2007.№ 2.С. 16-25.
2. Бабич Д.О. Европейская социал-демократия и русский Октябрь//Свободная мысль. 2007. № 10.С. 108-114.
3. Балобанов Я.В. Содержание понятия и основные ориентиры современной социал-демократии//Вестник Удмуртского университета- 2011.№ 2-4. С. 87-92.
4. Великая Н.М., Гуселетов Б.П. Глобальная социал-демократия в контексте глобализации//Вестник Российского государственного гуманитарного университета.2010.№ 3.С. 59-73.
5. Западнюк Е.А. Экономические взгляды современной западной социал-демократии//Вестник ОрелГИЭТ.2011. № 2. С. 100a-105.
6. Лоскутова М.В. Формирование социально ориентированного рыночного хозяйства: российский и зарубежный опыт// Социально-экономические явления и процессы.2011.№ 7. С. 110-118.
7. Модернизация по-шведски//Мир и политика. 2010.№ 11 (50).С. 3-4.
8. Орлов Б.С. Социал-демократическая теория - не абстракция, а основа для практической деятельности в ХХI веке.размышляя над работами Томаса Майера//Актуальные проблемы Европы.2006.№ 3. С. 137-152.
9. Орлов Б.С. Социал-демократия в ХХI веке: проблемы, поиски, перспективы. Аналитический обзор /Центр научно-информ. исслед. глобал. и регион.пробл. Отд. Зап. Европы и Америки.Москва, 2009.
10. Работяжев Н.В. Западноевропейская социал-демократия в начале XXI века//Мировая экономика и международные отношения.- 2010.№ 3.С. 39-5
11. СвиридкинаЕ.В.Идея демократического социализма в условиях глобализации: новые концептуальные версии//Философия права. 2010. № 4.С. 99-104.
12. Стрелец М.В., Билевич О.И. Эдуард Бернштейн и его место в теории социалистического учения//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. 2013.№ 2.С. 69-78.
13. Шведские ученые о шведской модели и ее российских трактовках//Мировая экономика и международные отношения.2007.№ 8.С. 94-106.
Семинар 14
Экономическая мысль России второй половины XIX – начала XXI века(4 часа)
1. Экономические проблемы пореформенной России и их отражение
в буржуазной политической экономии второй половины XIX века. Экономические взгляды П. Струве, М. Туган-Барановского, С. Булгакова, А. Чупрова.
2. Экономические идеи народничества.
3. Теоретические и практические проблемы экономики социализма и их отражение в экономических дискуссиях 20-х годов.
4. Формирование концепций командно-административного управления экономикой и их последствия.
5. Постсоветская экономическая мысль.
Темы докладов
1. Экономические идеи Н.Д. Кондратьева.
2. Экономические взгляды Н.И. Бухарина и их эволюция.
3. А.В. Чаянов и его концепция крестьянского хозяйства.
4. Экономическая концепция Г.Я. Сокольников<