Практические или семинарские занятия

Предисловие

1. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению
подготовки 38.04.04.Государственное и муниципальное управление

(код и наименование)

утвержденного 26 ноября 2014 года№1518

(дата и номер государственной регистрации)

и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВО.

ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры

«Экономика» протокол № 19 от 01.09.2016г.

(наименование кафедры) (дата)

2. Разработчик (и)

к. с-х. наук ________ Исламутдинова Д.Ф.

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

3. Зав. обеспечивающей кафедрой

проф. д.э.наук _____________ Исламутдинов В.Ф.

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки/специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности, действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление_

(код и наименование направления)

доц. к.э. наук _________ Хромцова Л.С.

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

5. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ

Директор Научной библиотеки ____________ Кузнецова И.Е.

(подпись) (И. О. Фамилия)

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) является предоставление магистрантами всей суммы взглядов на теорию и практику сложнейших проблем государственного регулирования экономики в рыночной системе с учетом как зарубежного, так и отечественного опыта, изучение логики развития, механизмов и возможностей государственного экономического регулирования, включая отражение в нем разных методологических подходов и трактовок «правил игры» государства в рыночной экономике. Для достижения указанной цели в рамках освоения дисциплины решаются следующие задачи:

- формирование у специалистов глубоких экономических знаний и диалектического мышления в области макроэкономических процессов рыночной экономики и возможностей государственного регулятивного воздействия на них;

- овладение научными основами и собственно методами и приемами управленческого воздействия на массовое поведение хозяйствующих субъектов рыночной экономической системы и на ее макроэкономические процессы;

- приобретение навыков и способностей практического применения знаний в системе государственного регулирования экономики.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Государственное регулирование экономики относится к вариативной части блока Б1 учебного плана. Б1.В.ОД.5

Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции (перечень и виды компетенций определяются ФГОС ВО)

Таблица 1

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Профессиональные компетенции
  ПК-5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ «Государственная денежно-кредитная политика государства» , «Планирование и прогнозирование»
  ПК-9 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ «Государственная денежно-кредитная политика государства» , «Планирование и прогнозирование»
  ПК-17 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ «Государственная денежно-кредитная политика государства» , «Планирование и прогнозирование»
и другие компетенции предусмотренные ФГОС ВО

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Таблица 2

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты освоения ООП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Коды компетенции Содержание компетенций
ПК-5 ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ МЕТОДАМИ ДИАГНОСТИКИ, АНАЛИЗА И РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, А ТАКЖЕ МЕТОДАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИКЕ Знать: - основы теории диагностики, анализа и решения социально- экономических проблем; - методы решения социально- экономических проблем в условиях риска; - методы решения социально- экономических проблем в условиях неопределённости и риска.     Уметь: - осуществлять диагностику, анализ и решение социально- экономических проблем; - разрабатывать решения социально- экономических проблем в условиях риска; - разрабатывать решения социально- экономических проблем в условиях неопределённости и риска.   Владеть: - навыками диагностики, анализа и решения социально- экономических проблем; - навыками количественного и качественного анализа решения социально- экономических проблем в условиях риска; - навыками количественного и качественного анализа решения социально- экономических проблем в условиях неопределенности и риска.
ПК-9 ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Знать: - теорию экономической политики - теорию экономической политики и способы ее применения. Уметь: - осуществлять выбор основных инструментов экономической политики; - осуществлять выбор и использование инструментов экономической политики. Владеть: - навыками использования инструментов экономической политики; - навыками использования полного набора инструментов экономической политики
ПК-17 СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЕ МЕТОДОВ И ТЕОРИЙ ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПЕРТНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ РАБОТ Знать: - основы теорий гуманитарных, социальных и экономических наук; - теории гуманитарных, социальных и экономических наук; - базовые и современные теории гуманитарных, социальных и экономических наук. Уметь: - осуществлять ряд экспертных и аналитических работ; - осуществлять экспертные и аналитические работы; - осуществлять полный комплекс экспертных и аналитических работ,   Владеть: - навыками использования некоторых методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; - навыками использования методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; - навыками творческого использования методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.  

3. Структура и содержание дисциплины (модуля).

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3 зачетных единиц _108______ часов.

Таблица 3

Объём дисциплины по видам учебных занятий

Вид учебной работы Всего часов Контактная работа Семестр
     
Лекции      
Практические (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)            
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе:            
Курсовой проект (работа)            
Расчетно-графические работы            
Реферат            
Другие виды самостоятельной работы            
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен (час.) зачет   зачет      
ИТОГО: час. Зач. Ед.      

4.2 Содержание теоретического раздела дисциплины (модуля)

Таблица 4

Лекции

№ п/п Наименование и краткое содержание Трудоемкость, часов
Тема 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики. Предмет и задачи государственного регулирования экономики. Основные направления государственного регулирования экономики. Уровни государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Оценка эффективности государственного регулирования экономики. Становление системы государственного регулирования экономики в РФ.
Тема 2. Основные цели государственного регулирования экономики. Основные целевые установки государственного регулирования экономики. Дерево целей. Типы целей. Взаимодействие целей. Приоритеты целей. Принципы постановки целей государственного регулирования экономики. Многоугольник целей.
Тема 3. Модели государственного регулирования рыночной экономики. Классическая модель государственного регулирования экономики. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики. Роль государственного регулирования в переходной российской экономике. Национальные модели экономического развития и целевой ориентир российских реформ.
Тема 4. Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Общие, частные и специальные методы. Административные и экономические методы. Использование балансовых, нормативных и программно-целевых методов в управлении экономикой. Классификация основных инструментов государственного регулирования экономики.  
Тема 5. Планирование в системе государственного регулирования экономики. Понятие и задачи планирования. Виды планирования. Основные методы планирования. Типы и модели экономического развития. Сущность индикаторов. Стратегическое и индикативное планирование. Индикативное планирование и государственный заказ. Зарубежный опыт индикативного планирования. Становление индикативного планирования в РФ.
Тема 6. Теоретические основы государственного регулирования экономики. Понятие, основные функции прогноза и прогнозирования. Характеристика основных видов прогноза. Классификация экономических прогнозов. Характеристика основных методов прогнозирования. Особенности прогнозирования в плановой и переходной экономике РФ. Прогнозирование социально-экономического развития РФ.
всего

4.3 Содержание практического раздела дисциплины (модуля)

Таблица 5

Интерактивные формы занятий

Вид занятия Тема Интерактивные формы проведения Кол-во часов
       
       
   

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Вопросы к зачету

1. Предмет государственного регулирования экономики

2. Главные задачи государственного регулирования экономики

3. Основные направления государственного регулирования экономики

4. Уровни государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме

5. Объекты государственного регулирования экономики

6. Субъекты государственного регулирования экономики

7. Методы и инструменты ГРЭ

8. Особенности классической модели государственного регулирования экономики

9. Особенности кейнсианской модели государственного регулирования экономики

10. Роль государственного регулирования в переходной российской экономике

11. Основные формы ГРЭ

12. Сущность и формы общегосударственного регулирования

13. Принципы и методы государственного планирования

14. Задачи и объекты госпланирования

15. Зарубежный опыт госпланирования

16. Специфика и роль государственной собственности

17. Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономики

18. Типы госпредприятий зарубежом

19. Типы госпредприятий в России

20. Особенности госпредпринимательства

21. Инвестиционная деятельность как объект госрегулирования

22. Госрегулирование инвестиционной деятельности зарубежом

23. Российская практика госрегулирование инвестиционной деятельности

24. Амортизационная политика

25. Роль малого бизнеса в современной экономике

26. Формы господдержки малого бизнеса в развитых странах

27. Господдержка малого бизнеса в России

28. Основные направления и формы антимонопольного регулирования в развитых странах

29. Российская практика антимонопольного регулирования

30. Инструменты налогового регулирования.

31. принципы и инструменты бюджетного регулирования.

32. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.

33. Методы и инструменты реализации антиинфляционной политики.

34. Госрегулирование валютного курса

35. Внешнеэкономическая политика.

36. Таможенная политика.

37. Методы и инструменты региональной политики.

38. Государственное регулирование жизненного уровня и дифференциации населения.

39. Госполитика занятости инструменты и методы

40. Регулирование занятости и система социального партнерства зарубежом .

41. Регулирование занятости и система социального партнерства в России .

42. Типы госрегулирование природопользования.

43. Инструменты госрегулирование природопользования.

44. Основы госрегулирование внешнеэкономической деятельности.

45. Роль кризисов в экономических системах .

46. роль государства в обеспечение устойчивого развития экономики.

47. Роль государства в работах институционалистов.

48. Принципы и этапы разработки целевых программ. Структура целевой программы. Классификация целевых программ

49. Федеральная целевая программа. Основные ФЦП современной России.

50. Госрегулирование в теории меркантилизма.

6.1. Перечень оценочных средств для текущего контроля освоения дисциплины

(Раздел включает описание форм текущей аттестации, например:

Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем (ями), ведущими лабораторные работы и практические занятия по дисциплине в следующих формах:

• тестирование;

• устные опросы;

Балльно-рейтинговая оценка :

Лекция(одно посещение) -2 балла,

практическое занятие(одно посещение)-2 балла,

работа у доски(решение задач)-4 баллов,

активная работа при устном опросе -4 балла.

Дистанционное участие в научной конференции с публикацией научной статьи -20 баллов

Поправочный коэфициент зависит от статуса студента на мероприятии

Статус студента Поправочный коэфициент итого
Победитель (1 место) 40 баллов
Призер (2,3место) 1,5 30 баллов
Участник 1,0 20 баллов
     
Количество баллов оценка
Менее 44 Не удовлет
44-75 удовлет
76-90 хорошо
91-100 отлично

При не посещаемости лекционных, практических занятий допуск к зачету не производиться . Допуск к зачету производится при 44 баллов.

Отработка пропущенных занятий проводиться на дополнительных занятиях (парах), где проводиться опрос, решение задач в течении целого занятия. Альтернативный вариант , получение допуска к зачету ,: участие в дистанционной, внутривузовской конференции (написание научной работы и ее опубликование)

На экзамене в билете присутствуют 5 вопросов :

  1. Тест
  2. Определение
  3. График
  4. Формула
  5. Задача.

За каждый правильно решеный вопрос 1 балл.

Балла -зачет

6.2. Состав фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. В приложении 1

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Предисловие

1. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению
подготовки 38.04.04.Государственное и муниципальное управление

(код и наименование)

утвержденного 26 ноября 2014 года№1518

(дата и номер государственной регистрации)

и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВО.

ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры

«Экономика» протокол № 19 от 01.09.2016г.

(наименование кафедры) (дата)

2. Разработчик (и)

к. с-х. наук ________ Исламутдинова Д.Ф.

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

3. Зав. обеспечивающей кафедрой

проф. д.э.наук _____________ Исламутдинов В.Ф.

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей(-ими) кафедрой(-ами) направлений подготовки/специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС ВО по направлению подготовки/специальности, действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой направления подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление_

(код и наименование направления)

доц. к.э. наук _________ Хромцова Л.С.

(ученое звание, ученая степень) (подпись) (И. О. Фамилия)

5. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА, информационное обеспечение учебной дисциплины соответствует Требованиям к условиям реализации основных образовательных программ

Директор Научной библиотеки ____________ Кузнецова И.Е.

(подпись) (И. О. Фамилия)

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) является предоставление магистрантами всей суммы взглядов на теорию и практику сложнейших проблем государственного регулирования экономики в рыночной системе с учетом как зарубежного, так и отечественного опыта, изучение логики развития, механизмов и возможностей государственного экономического регулирования, включая отражение в нем разных методологических подходов и трактовок «правил игры» государства в рыночной экономике. Для достижения указанной цели в рамках освоения дисциплины решаются следующие задачи:

- формирование у специалистов глубоких экономических знаний и диалектического мышления в области макроэкономических процессов рыночной экономики и возможностей государственного регулятивного воздействия на них;

- овладение научными основами и собственно методами и приемами управленческого воздействия на массовое поведение хозяйствующих субъектов рыночной экономической системы и на ее макроэкономические процессы;

- приобретение навыков и способностей практического применения знаний в системе государственного регулирования экономики.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина Государственное регулирование экономики относится к вариативной части блока Б1 учебного плана. Б1.В.ОД.5

Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции (перечень и виды компетенций определяются ФГОС ВО)

Таблица 1

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Профессиональные компетенции
  ПК-5 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ «Государственная денежно-кредитная политика государства» , «Планирование и прогнозирование»
  ПК-9 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ «Государственная денежно-кредитная политика государства» , «Планирование и прогнозирование»
  ПК-17 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ «Государственная денежно-кредитная политика государства» , «Планирование и прогнозирование»
и другие компетенции предусмотренные ФГОС ВО

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Таблица 2

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты освоения ООП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Коды компетенции Содержание компетенций
ПК-5 ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ МЕТОДАМИ ДИАГНОСТИКИ, АНАЛИЗА И РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, А ТАКЖЕ МЕТОДАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИКЕ Знать: - основы теории диагностики, анализа и решения социально- экономических проблем; - методы решения социально- экономических проблем в условиях риска; - методы решения социально- экономических проблем в условиях неопределённости и риска.     Уметь: - осуществлять диагностику, анализ и решение социально- экономических проблем; - разрабатывать решения социально- экономических проблем в условиях риска; - разрабатывать решения социально- экономических проблем в условиях неопределённости и риска.   Владеть: - навыками диагностики, анализа и решения социально- экономических проблем; - навыками количественного и качественного анализа решения социально- экономических проблем в условиях риска; - навыками количественного и качественного анализа решения социально- экономических проблем в условиях неопределенности и риска.
ПК-9 ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Знать: - теорию экономической политики - теорию экономической политики и способы ее применения. Уметь: - осуществлять выбор основных инструментов экономической политики; - осуществлять выбор и использование инструментов экономической политики. Владеть: - навыками использования инструментов экономической политики; - навыками использования полного набора инструментов экономической политики
ПК-17 СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЕ МЕТОДОВ И ТЕОРИЙ ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПЕРТНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ РАБОТ Знать: - основы теорий гуманитарных, социальных и экономических наук; - теории гуманитарных, социальных и экономических наук; - базовые и современные теории гуманитарных, социальных и экономических наук. Уметь: - осуществлять ряд экспертных и аналитических работ; - осуществлять экспертные и аналитические работы; - осуществлять полный комплекс экспертных и аналитических работ,   Владеть: - навыками использования некоторых методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; - навыками использования методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; - навыками творческого использования методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ.  

3. Структура и содержание дисциплины (модуля).

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3 зачетных единиц _108______ часов.

Таблица 3

Объём дисциплины по видам учебных занятий

Вид учебной работы Всего часов Контактная работа Семестр
     
Лекции      
Практические (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)            
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе:            
Курсовой проект (работа)            
Расчетно-графические работы            
Реферат            
Другие виды самостоятельной работы            
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен (час.) зачет   зачет      
ИТОГО: час. Зач. Ед.      

4.2 Содержание теоретического раздела дисциплины (модуля)

Таблица 4

Лекции

№ п/п Наименование и краткое содержание Трудоемкость, часов
Тема 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики. Предмет и задачи государственного регулирования экономики. Основные направления государственного регулирования экономики. Уровни государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Оценка эффективности государственного регулирования экономики. Становление системы государственного регулирования экономики в РФ.
Тема 2. Основные цели государственного регулирования экономики. Основные целевые установки государственного регулирования экономики. Дерево целей. Типы целей. Взаимодействие целей. Приоритеты целей. Принципы постановки целей государственного регулирования экономики. Многоугольник целей.
Тема 3. Модели государственного регулирования рыночной экономики. Классическая модель государственного регулирования экономики. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики. Роль государственного регулирования в переходной российской экономике. Национальные модели экономического развития и целевой ориентир российских реформ.
Тема 4. Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Общие, частные и специальные методы. Административные и экономические методы. Использование балансовых, нормативных и программно-целевых методов в управлении экономикой. Классификация основных инструментов государственного регулирования экономики.  
Тема 5. Планирование в системе государственного регулирования экономики. Понятие и задачи планирования. Виды планирования. Основные методы планирования. Типы и модели экономического развития. Сущность индикаторов. Стратегическое и индикативное планирование. Индикативное планирование и государственный заказ. Зарубежный опыт индикативного планирования. Становление индикативного планирования в РФ.
Тема 6. Теоретические основы государственного регулирования экономики. Понятие, основные функции прогноза и прогнозирования. Характеристика основных видов прогноза. Классификация экономических прогнозов. Характеристика основных методов прогнозирования. Особенности прогнозирования в плановой и переходной экономике РФ. Прогнозирование социально-экономического развития РФ.
всего

4.3 Содержание практического раздела дисциплины (модуля)

Таблица 5

Практические или семинарские занятия

№ занятия Наименование и краткое содержание Трудоемкость, часов Формы отчетности
Модели управления экономической системой. Система: понятие; состав (элементы, подсистемы); признаки системности. Условия жизнеспособности системы. Различие понятий «система», «комплекс», «совокупность». Модель: определение; ограниченность ее описания; условия использования. Состав (компоненты) модели управления: блоки; управляющая и управляемая подсистемы; связи между ними (прямые и обратные); воздействие (прямое и косвенное); внешняя среда; взаимоотношения между системой и внешней средой; взаимодействия между компонентами. Кибернетические модели управления экономической системой: 1.модель саморегулирования системы: сущность и особенности функционирования системы; 2.модель жесткого управления системой: сущность и особенности функционирования системы; 3.модель регулирования системы: сущность и особенность функционирования системы. Кибернетические модели удержания системы на заранее выбранной и заданной траектории: модель регулирования по рассогласованиям; модель регулирования по критическим параметрам.   Тесты,задачи
Занятие 2. Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики Существующие подходы к сочетанию двух механизмов обеспечения нормального воспроизводства процессов рыночной экономики; к распределению сфер экономики, управляемых механизмом рыночного саморегулирования и механизмом государственного регулирования. Общество, государство, бизнес. Понятия; функции; условия взаимодействия. Общие и специфические функции государства по управлению жизнедеятельностью общества. Причины, определяющие объективную необходимость вмешательства государства в форме регулирования. Условия, определяющие возможность государственного регулирования национальной экономики на разных уровнях управления. Особенности механизма государственного регулирования на разных уровнях экономики. Определение траектории развития экономической системы от задаваемой цели до получения результата.   Тесты,задачи
Занятие 3. Оценки эффективности регулирующего воздействия государства на экономические процессына разных уровнях управления Предварительно задаваемые вектор и характер вмешательства как условия оценки. Содержание понятий «эффективность» и «повышение эффективности». Оценки затратной эффективности. Классификация результатов и виды затрат на государственное регулирование экономических процессов на разных уровнях управления. Количественные показатели и качественные характеристики оценки эффективности регулирующего воздействия государства. Тесты,задачи
Занятие 4. Основные теоретико-методологические концепции государственного вмешательства в экономику Два классификационных признака разграничения концепций: содержание производственных отношений и механизм регулирования воспроизводственных процессов в экономике. Причины множественности теоретических представлений о роли государства в экономике. Концепция директивного централизованно-распределительного регулирования. Концепция индирективного централизованного ресурсо-распределительного регулирования. Направления деятельности государства в соответствии с теорией меркантилизма. Сферы и особенности вмешательства государства в экономические процессы в соответствии с классической теорией. Сферы и направления государственного регулирования экономики в соответствии с кейнсианской теорией. Представления о направлениях, сферах и особенностях вмешательства государства в экономику в неоклассической теории, в теории монетаризма и в теории неолиберализма. Неокейнсианская теория о сферах и направлениях государственного регулирования национальной экономики как системы. Концепция индикативного регулирования рыночной экономики: содержание и формы; особенности и сферы применения; факторы распространения и использования. Тесты,задачи
Занятие 5. Особенности государственного регулирования транзитивной экономики/ экономики переходного периода/ в условиях России Наиболее важные черты транзитивной экономики. Основные тенденции динамики в системе «Административно-распределительная экономика – Развитая рыночная экономика». Концептуальные положения формирования развитой рыночной экономики в России. Характеристика элементов механизма государственного регулирования экономики. Особенности субъектов государственного регулирования российской экономики. Специфика магического многоугольника целей государственного регулирования экономики в России. Общее, особенное и единичное в определении объектов государственного регулирования российской экономики. Особенности использования в России традиционного набора методов государственного регулирования экономики. Тесты,задачи
Занятие 6. Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации Законодательное установление общего порядка государственного регулирования национальной экономики. Формирование и правовое регулирование конкурентной среды. Факторы и границы повышения эффективности конкуренции. Естественные и неустранимые монополии. Пределы антимонопольного регулирования. Тесты,задачи
Занятие 7. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностии содержание государственной валютной политики Внешнеэкономическая политика государства и ее составные элементы. Средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Индикаторы эффективности проводимой внешнеэкономической политики. Государственная валютная политика. Содержание государственной валютной политики; валютное регулирование как инструмент проведения валютной политики. Цели и инструменты валютного регулирования. Валютный курс, факторы и методы его регулирования. Тесты,задачи
всего

Таблица 6

Организованная самостоятельная работа

<

Наши рекомендации

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Трудоемкость, часов Формы отчетности
1. Инвестиции , макроэкономические показатели ПР-4
2. Особенности механизма государственного регулирования на разных уровнях экономики. ПР-4
3. Индикаторы эффективности проводимой внешнеэкономической политики. ПР-4