Региональные структуры управления
Законодательная власть - совокупность полномочий по изданию законов и система законодательных органов, осуществляющих эти полномочия. Законодательным органом власти на региональном уровне выступает Областная Дума. Она состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.
К полномочиям Областной Думы в Тульской области относятся:
- принятие закона об областном бюджете и утверждение отчетов о его исполнении;
- утверждение областных целевых программ и отчетов об их исполнении;
- установление налогов, сборов, пошлин и иных платежей в пределах компетенции региональных властей, а также порядка их взимания и предоставления льгот;
- определение порядка передачи региональной собственности в иные формы собственности;
- решение иных вопросов, отнесенных к ее ведению.
В структуре Областной думы выделяется аппарат Думы (финансово-экономическое управление, отдел делопроизводства и др.) и комиссии и комитеты (Комитет по бюджету и финансам, Комитет по социальному законодательству и охране здоровья населения и др.).
Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами на региональном уровне, включая полномочия административного нормотворчества, внешнеэкономического представительства, осуществления административного контроля и другие полномочия, и систему органов осуществляющих эти полномочия.
Исполнительный орган власти в регионе – это администрация (Правительство) субъекта РФ. Администрация региона - это губернатор и подчиненные ему органы и должностные лица. Губернатор является главой региональной исполнительной власти.
В компетенцию исполнительной власти региона входит:
- разработка региональных программ социально-экономического развития,
- разработка проектов регионального бюджета и представление отчетов о его исполнении;
- разработка основных направлений региональной политики - финансовой, инвестиционной, политики в области ценообразования и оплаты труда, антимонопольная деятельность, обеспечение занятости, развитие социальной сферы и др.;
- осуществление мероприятий по развитию объектов ЖКХ, энергетики, транспорта и связи;
- строительство, осуществляемое за счет средств областного бюджета, и др.
Для примера рассмотрим структуру региональной администрации.
Глава администрации региона | VII уровень |
Заместители главы администрации региона | VI уровень |
Руководители департаментов и начальники управлений | V уровень |
Председатели комитетов и начальники отделов | IV уровень |
Начальники подотделов | III уровень |
Руководители секторов | II уровень |
Специалисты | I уровень |
Рис. Типовая структура региональной администрации
Особенностями структуры региональной администрации является наличие довольно большого числа уровней управления (5-7), а также то, что даже сотрудники I уровня управления являются кураторами для подведомственных организаций и учреждений, то есть осуществляют организационно-консультативную, координационную и контрольно-аналитическую функции управления.
В структуре Администрации Тульской области в настоящее время выделены 17 департаментов, 6 комитетов, а также инспекции и иные исполнительные органы.
Таким образом, региональные структуры управления осуществляют взаимодействия в двух аспектах – вертикальном и горизонтальном. В вертикальном аспекте решаются задачи долгосрочного характера:
- реализация региональной политики,
- сохранение и развитие основных отраслей экономики региона,
- исполнение регионального бюджета,
- повышение инвестиционного рейтинга региона,
- увеличение экспорта,
- снижение уровня безработицы,
- увеличение налоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты,
- отсутствие социальных конфликтов и др.
В горизонтальном аспекте решаются задачи взаимоотношений с казначейством, кредитными учреждениями, предприятиями и организациями региона и т.д.
Тема 3. Регион и типы региональных образований
3.1. Регион как объект хозяйствования и управления
3.2. Современные подходы к классификации регионов.
3.3. Особые экономические зоны как новый тип региональных образований