Региональные структуры управления

Законодательная власть - совокупность полномочий по изданию законов и система законодательных органов, осуществляющих эти полномочия. Законодательным органом власти на региональном уровне выступает Областная Дума. Она состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

К полномочиям Областной Думы в Тульской области относятся:

- принятие закона об областном бюджете и утверждение отчетов о его исполнении;

- утверждение областных целевых программ и отчетов об их исполнении;

- установление налогов, сборов, пошлин и иных платежей в пределах компетенции региональных властей, а также порядка их взимания и предоставления льгот;

- определение порядка передачи региональной собственности в иные формы собственности;

- решение иных вопросов, отнесенных к ее ведению.

В структуре Областной думы выделяется аппарат Думы (финансово-экономическое управление, отдел делопроизводства и др.) и комиссии и комитеты (Комитет по бюджету и финансам, Комитет по социальному законодательству и охране здоровья населения и др.).

Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами на региональном уровне, включая полномочия административного нормотворчества, внешнеэкономического представительства, осуществления административного контроля и другие полномочия, и систему органов осуществляющих эти полномочия.

Исполнительный орган власти в регионе – это администрация (Правительство) субъекта РФ. Администрация региона - это губернатор и подчиненные ему органы и должностные лица. Губернатор является главой региональной исполнительной власти.

В компетенцию исполнительной власти региона входит:

- разработка региональных программ социально-экономического развития,

- разработка проектов регионального бюджета и представление отчетов о его исполнении;

- разработка основных направлений региональной политики - финансовой, инвестиционной, политики в области ценообразования и оплаты труда, антимонопольная деятельность, обеспечение занятости, развитие социальной сферы и др.;

- осуществление мероприятий по развитию объектов ЖКХ, энергетики, транспорта и связи;

- строительство, осуществляемое за счет средств областного бюджета, и др.

Для примера рассмотрим структуру региональной администрации.



Глава администрации региона VII уровень
Заместители главы администрации региона VI уровень
Руководители департаментов и начальники управлений V уровень
Председатели комитетов и начальники отделов IV уровень
Начальники подотделов III уровень
Руководители секторов II уровень
Специалисты I уровень

Рис. Типовая структура региональной администрации

Особенностями структуры региональной администрации является наличие довольно большого числа уровней управления (5-7), а также то, что даже сотрудники I уровня управления являются кураторами для подведомственных организаций и учреждений, то есть осуществляют организационно-консультативную, координационную и контрольно-аналитическую функции управления.

В структуре Администрации Тульской области в настоящее время выделены 17 департаментов, 6 комитетов, а также инспекции и иные исполнительные органы.

Таким образом, региональные структуры управления осуществляют взаимодействия в двух аспектах – вертикальном и горизонтальном. В вертикальном аспекте решаются задачи долгосрочного характера:

- реализация региональной политики,

- сохранение и развитие основных отраслей экономики региона,

- исполнение регионального бюджета,

- повышение инвестиционного рейтинга региона,

- увеличение экспорта,

- снижение уровня безработицы,

- увеличение налоговых поступлений в региональный и федеральный бюджеты,

- отсутствие социальных конфликтов и др.

В горизонтальном аспекте решаются задачи взаимоотношений с казначейством, кредитными учреждениями, предприятиями и организациями региона и т.д.

Тема 3. Регион и типы региональных образований

3.1. Регион как объект хозяйствования и управления

3.2. Современные подходы к классификации регионов.

3.3. Особые экономические зоны как новый тип региональных образований

Наши рекомендации