Методические указания для руководителей практик и обучающихся

Руководитель учебной и производственной практик от кафедры:

На подготовительном этапе выясняет пожелания обучающихся и их возможности по самостоятельному поиску мест прохождения практики; ведет поиск мест прохождения практики; организует заключение договоров о прохождении практики с организациями (учреждениями, предприятиями).

На начальном этапе проводит вводный инструктаж, где разъясняет обучающимся положения программы практики, выдает бланк договора; доводит до сведения обучающихся информацию по методическим рекомендациям и программе прохождения практики.

В период прохождения практики осуществляет текущий контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием; оказывает студентам необходимую методическую и консультационную помощь по вопросам прохождения практики и сбора материалов.

На заключительном этапе проверяет и принимает отчеты о прохождении практики; организует защиту отчетов; на основе анализа представленных обучающимися отчетов, отзывов руководителей от организаций (учреждений, предприятий), готовит выводы, предложения по дальнейшему совершенствованию организации практики, участвует в подготовке отчета кафедры о проведении практики.

Руководитель учебной и производственной практик от организации (учреждения, предприятия):

На начальном этапе обеспечивает условия для выполнения обучающимися программы практики; знакомит студента с особенностями деятельности организации и коллективом подразделения/службы – непосредственного места прохождения практики, знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка и иными нормами, действующими в организации; проводит вводный инструктаж обучающихся.

В период прохождения практики осуществляет постоянный контроль за прохождением практики, в том числе контролирует выполнение студентами правил внутреннего распорядка организации; обеспечивает студенту доступ к документам и материалам, необходимым для выполнения программы практики; оказывает студенту методическую и консультационную помощь по всем вопросам, имеющим отношение к прохождению практики.

На заключительном этапе проверяет верность внесённых в дневник сведений по производственной практике и заверяет своей подписью и печатью организации (учреждения, предприятия); дает отзыв о результатах прохождения обучающимся практики.

Обучающийся в магистратуре, проходящий учебную и производственную практики, должен:

На подготовительном этапе довести до сведения руководителя практики от кафедры свои пожелания по поводу места прохождения практики. Обучающийся может самостоятельно проводить поиск подходящих баз практики исходя из научно-исследовательских интересов. В случае самостоятельного подбора места прохождения практики представить на кафедру подписанный договор об организации и проведении практики обучающихся.

На начальном этапе присутствовать на вводном инструктаже, организуемом руководителем практики и проводимым для разъяснения положений программы практики; получить у руководителя практики документацию по практике (направление, программу практики, дневник и др.) и согласовать с ним календарный план работы на период практики.

В период прохождения практики ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителя практики от организации (учреждения, предприятия); соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии); активно овладевать практическими навыками работы, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и магистерской диссертации; регулярно вести дневник по производственной практике.

На заключительном этапе оформить отчет о прохождении практики и дневник по производственной практике в соответствии с установленными правилами; сдать отзыв руководителя практики от организации (учреждения, предприятия), отчёт по практике и дневник по производственной практике и на кафедру.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие положения

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является обязательным компонентом учебного процесса подготовки обучающихся в магистратуре. Она направлена, прежде всего, на освоение и развитие компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Практика предполагает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при обучении, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Она обеспечивает преемственность и последовательность в изучении и систематизации теоретического и практического материала, связанного с объектом исследования диссертационной работы.

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»программа «Экономика фирмы» является закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных обучающимися в магистратуре на аудиторных занятиях, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных вопросов.

Основными задачами практики являются:

- анализ основных этапов научно-исследовательской деятельности (ОК-3);

- определение темы и составление программы научного исследования (конкретизируется руководителем программы подготовки магистров) (ОК-3, ПК-1);

- составление списка литературы и источников по проблеме научного исследования с обязательным включением источников и литературы на иностранном языке (конкретизируется научным руководителем) (ПК-1);

Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа«Экономика и управление фирмой» является закрепление и конкретизация теоретических знаний, полученных обучающимися в магистратуре на аудиторных занятиях, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных вопросов.

Основными задачами практики являются:

- сбор, анализ, систематизация результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования (ПК-7);

- обоснование теоретической актуальности темы исследования (ПК-9);

- подготовка тезисов доклада или научной статьи по материалам научно-исследовательской практики для опубликования (ПК-8);

- подготовка отчета по научно-исследовательской практике (ПК-8).

Программа практики предполагает обязательное выполнение каждым обучающимся заданий, сформулированных руководителем практики от кафедры в соответствии с темой исследования.

В ходе практики должны быть определены источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя отчетность, бухгалтерская отчетность организации и т. п.), способы обработки и обобщения данных (таблицы, графики, диаграммы, формулы расчетов и т. п.), порядок формирования данных в тексте магистерской диссертации и приложении к ней.

Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. В ходе практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность.

Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.

2.2 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» программа «Экономика фирмы»

Практика включает сбор и изучение информации, выбор направления научно-исследовательской работы, составление программы научного исследования, составление списка основных источников и литературы (включая литературу на иностранном языке).

В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающийся в магистратуре должен:

Знать:

- теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследовании;

- методы сбора и анализа результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;

- различные методики проведения научных исследований.

Уметь:

- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования и адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;

- систематизировать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

- составлять отчет о научно-исследовательской практике.

Владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и использования творческого потенциала;

- навыками представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

В отчете по практике обучающийся должен:

- обосновать актуальность темы диссертационного исследования;

- представить точки зрения отечественных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- представить точки зрения зарубежных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- систематизировать понятия в исследуемой проблеме.

2.3 Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» программа «Экономика и управление фирмой»

Практика включает поиск литературы, систематизацию понятий, подходов к изучению научной проблемы, подготовку тезисов доклада или научной статьи, отчета об учебной научно-исследовательской деятельности.

В результате прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности обучающийся в магистратуре должен:

Знать:

- теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;

- методы сбора и анализа результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по теме диссертационного исследования;

- различные методики проведения научных исследований в практике менеджмента.

Уметь:

- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования и адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании;

- составлять отчет о научно-исследовательской практике.

Владеть:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

- навыками представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

В отчете по практике обучающийся должен:

- обосновать актуальность темы диссертационного исследования;

- представить точки зрения отечественных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- представить точки зрения зарубежных ученых на изучаемую проблему диссертационного исследования;

- систематизировать понятия в исследуемой проблеме.

Наши рекомендации