Знание как фактор производства.
чный информационный инновация экономика
Первые попытки измерить масштаб инвестиций в знания по сравнению с инвестициями в физический капитал – машины и оборудование – не привели к однозначным результатам с точки зрения демонстрации относительной важности знания как фактора производства. На агрегированном уровне в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)в целом инвестиции в знания, подсчитанные как сумма всех расходов на НИОКР, высшее образование и программное обеспечение, составляли в конце 1990-х гг. 4,7% ВВП (если включать расходы на все уровни образования, то чуть более 10%), тогда как инвестиции в основной капитал составляли 21% ВВП стран ОЭСР. На протяжении 1990-х годов инвестиции в знания в ОЭСР в целом росли несколько быстрее (3,4% в отличие от 2,2% роста инвестиций в основной капитал), однако в ряде развитых стран наблюдалась обратная тенденция [12].
Следует, правда, иметь в виду, что инвестиции в знания трудно измерить и приведенные оценки основаны на еще недостаточно проработанной методологии. Что касается кодифицированного научного знания, то есть достоверные свидетельства о росте его использования в экономической деятельности и влиянии инвестиций в НИОКР на экономический рост:
1. Связи научных исследований с технической деятельностью стали намного более интенсивными: например, только за девяностые годы число ссылок в американских патентах на статьи в научных журналах выросло более чем на порядок.
2. Сокращается временной разрыв между научными открытиями и техническими нововведениями: последнее десятилетие уменьшается средний временной лаг между публикацией научной статьи и появлением на нее ссылок в патентах.
3. Проведенное недавно экспертами ОЭСР специальное исследование, посвященное факторам экономического роста, показало очевидное влияние роста инвестиций в НИОКР в бизнес-секторе на экономический рост. Прямой связи между расходами на академические исследования и экономическим ростом в краткосрочной перспективе обнаружено, правда, не было, но это объясняется не прямым и более долгосрочным воздействием фундаментальных исследований на экономическое развитие [12].
2.2 Возрастающая роль человеческого капитала и образования через всю жизнь
Решающее значение образования, постоянного получения новых знаний и навыков для обеспечения конкурентоспособности индивида и корпорации в современной экономике является общепризнанным фактом. Иногда современный этап развития общества даже называют "экономика (или общество), которая учится" (learning economy, learning society, learning organisations). Необходимость в постоянном обучении связана с быстро меняющейся средой – технологической, рыночной, информационной, – в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ответом на обостряющуюся конкуренцию является ускорение инноваций, требующих от работников большей креативности, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.
Рост значения таких составляющих человеческого капитала как образование и навыки работы с информацией и ИКТ в экономическом развитии подтверждается статистическими данными и специальными исследованиями:
1. В последние годы фиксируется постоянный рост доли лиц с высшим образованием в экономически активном населении.
2. В современной экономике все больше занятых "манипуляциями с символами", "работников знания", в обязанности которых входят получение, обработка и анализ информации. По оценкам экспертов, в последнее десятилетие более 60% вновь создаваемых рабочих мест связано с обработкой информации.
3. Все большее число рабочих мест и профессиональных занятий связано сегодня с использованием компьютера. В Швеции, например, в конце 2000 г. уже почти 75% трудящихся использовали компьютер для работы (в России, как показал опрос, проведенный ИРИО в конце 2002 года, таких было 25%). Причем компьютер становится инструментом и для занятых физическим трудом – в среднем по ЕС в 2000 году уже более четверти "синих воротничков" использовали компьютер для работы.
4. Исследования показывают, что инвестиции в человеческий капитал, приводящие к росту образовательного уровня населения, оказывают позитивное воздействие на долгосрочный экономический рост [7].
Вместе с тем, как отмечалось в тех же исследованиях, эффективность вложений в образование сегодня зависит от типа и качества образования. Развитие современной экономики накладывает особые требования на систему образования и переподготовки кадров с точки зрения гибкой реакции на требования быстроменяющегося рынка труда, обеспечения возможности получения образования на протяжении всей жизни, получения навыков использования ИКТ, на формирование способности к творчеству и самообразованию.