Косвенные методы государственного регулирования экономики

Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Они в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) — ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности. Это ставит необходимым решение менеджерами таких задач, как: программно-целевая, стратегическая и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе развития конъюнктуры рынка на макро- и микроуровне и т.д. В условиях перехода на преимущественно экономические методы управления, формирования рыночных отношений уменьшается зависимость предприятия от вышестоящих органов, снижается и относительная в прошлом стабильность положения предприятия, ощущается неопределенность в рыночной среде. Это обусловливает выработку новых положительных форм взаимодействия и поведения руководителей, усиливает адаптацию во внешней и внутренней среде, стратегическую направленность в управлении предприятиями и организациями, формировании новых структур и форм управления торговлей.

На трудном пути к рынку мы подошли к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам, обеспечивающим многообразные прямые хозяйственные связи в экономике взамен жестких и стандартных вертикальных систем.

В условиях наличия разных форм собственности и отсутствия централизованных капиталовложений в сферу обращения особую роль приобретает регулирование государством формирования и развития материально-технической базы торговли. Государственное финансирование всегда имело решающую роль в развитии отраслей этой сферы товарного обращения. Несмотря на самостоятельность приватизированных предприятий торговли, без активного участия государства в современных условиях немыслимо дальнейшее их развитие, а также ввод вновь строящихся торговых объектов и, как следствие, их ответное стимулирование технического прогресса и повышение эффективности вложенного труда. [11]

Следует отметить, что ослабление государственного регулирования по ряду объективных причин привело и к тому, что нарушились хозяйственные связи между предприятиями-смежниками, расположенными в бывших союзных республиках, по существу, многие из них оказались за рубежом. [12]

Заключение

Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка. Отметим, что основы государственного регулирования экономики России закреплены в Конституции.

Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты: производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, — влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Перечисленные в работе категории механизма государственного регулирования, проведение комплексного и системного исследования механизма государственного регулирования по уровням управления на основе диалектического метода помогли ближе познакомиться с государственным регулированием экономики в современных условиях перехода к рынку. Концепция включает сущность и содержание механизма, его воздействие на деятельность предприятий и организаций торговли, раскрытие механизма не только в общем виде, но и применительно к конкретной социально-экономической системе.

Оценить правильность разработанной нами модели динамично развивающейся системы механизма государственного регулирования торговли можно будет по конечному результату. Нужно отметить, что выбранная модель позволит стабилизировать торговлю и приведет к высокой эффективности торговой деятельности, устойчивости и конкурентоспособности предприятий и организационной сферы торговли.

Динамика развивающейся системы регулирования определяет регулирование как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организаций, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий — функций и методов регулирования. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, причинно следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за прошлый период и перспективный анализ. Роль государства в данных условиях формирования рыночной экономики должна в конечном итоге сводиться к эффективному регулированию практически всех процессов, происходящих на потребительском рынке товаров и услуг.

Эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит полностью реализовать стоящие перед ним цели, результативно осуществить все его функции, формы и методы в организациях торговли.

Список литературы

1. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 2002. — №2. — 138с.

2. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Хозяйство и право. — 2002. — №4. — 123с.

3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — 597с.

4. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — 129с.

5. Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — 126с.

6. Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -133с.

7. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 429с.

8. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — 611с.

9. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — 230, 248—249. -556с.

10. Опыт экономической интеграции в Европе// Сб. “Управление, регулирование и хозяйственный механизм регионального развития”. - Москва: СОПС и ЭС, 2002-233с.

11. Протекционизм нужен для конкуренции// Экономика и Жизнь, №9,1997г.-112с.

12. Рыночная конкуренция как фактор экономического развития// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11,1997г. – 168с.

13. Шаршов И.С. Курс экономической теории. ЧI: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. — 541с.

14. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 628с.

15. Экономическая безопасность: Производство — Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО Финстатинформ, 2001. —437с.

[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 452.

[2] Экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 375.

[3] Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — С. 50—51

[4] Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — с. 209—210

[5] Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — с. 20—21

[6] Протекционизм нужен для конкуренции// Экономика и Жизнь, №9,1997г.-25-27с.

[7]Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -37с.

[8] Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от 15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -19с.

[9] Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — с. 20—22

[10] Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — с. 334—335

[11] Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — с.60—62

[12] Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — с. 12—17

Наши рекомендации