Структура рефлексивного знания
В научном познании можно выделить несколько стадий:
1 Обнаружение противоречий, неувязок, сомнительных элементов в старом знании и осознание на этой основе проблемной ситуации;
2 Поиск и выдвижение принципиально новых идей;
3 Обоснование, проверка новых результатов.
В истории науки наблюдается особенность динамики научного познания: период фундаментальных открытий сменяется периодом критико-рефлексивной активности.
Развитие науки сравнивают со строительством замка, когда верхние этажи воздвигаются раньше, чем фундамент, т.е. чем более зрелой ступени достигает в своем развитии та или иная область знания, тем углубленнее становится ее интерес к своим собственным основам, на которых покоится все здание теории.
Анализ исходных фундаментальных понятий и истин приводил в истории науки не только к уточнению и углублению прежних теорий, но и к их радикальной трансформации, к качественному скачку в познании. Преобразование старой теории или создание новой начинается чаще всего с неудовлетворенности прежними понятиями и принципами.
Любая теория основывается на совокупности понятий и допущений, образующих ее концептуальный базис. Обращение науки к своим собственным основам – это пересмотр прежде всего концептуального базиса. В основе концептуального базиса лежат понятия. Это влечет за собой изменение методологии, стиля мышления, парадигмы и т.д.
Наука исторически развивается в том или ином социокультурном контексте. Отсюда следует, что методологические слои знания существуют не сами по себе, а в всегда встроены в более широкую общекультурную матрицу. Она слагается из господствующих в данную эпоху мировоззренческих установок, ценностных предпочтений, идей и категорий.
Таким образом, все многообразие методов научного исследования можно разбить на три относительно независимых кластера:
1 Методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, фальсификация);
2Методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, гипотеза, логическое доказательство, формализация, конструирование теоретических схем, их интерпретация, построение научных теорий и др.);
3 Методы метатеоретического познания (выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картины мира, рефлексия и др.).
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1 Ивлева, Г.Ю. Методология экономических исследований/ Г.Ю. Ивлева, Оренбург, ГОУ ОГУ, 2003.- 132с.
2 Орехов, В.О. Методы экономических исследований: учеб. пособие.: ИНФРА-М; М., 2009. – 106 с.
3 Философия науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. М.,: Академический проект, 2006, - 736 с.
4 Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. – 912 с.
Контрольные вопросы
1 Что такое идеализация?
2 Дайте характеристику такого метода теоретического познания как формализация.
3 Что такое математическое моделирование?
4 Назовите основные свойства модели объяснения;
5 Что такое рефлексия?
6 Назовите типы рефлексии;
7 Объясните структуру рефлексивного знания;
8 Что такое экономический анализ и синтез?
9 Что такое экономическая индукция и дедукция?
Темы рефератов
1 Методы теоретического познания.
2 Идеализация как метод познания.
3 Формализация как метод познания.
4 Математическое моделирование как метод познания.
5 Типы рефлексии.
6 Структура рефлексивного знания.
Уровни научного знания
8.1Структура эмпирического знания
В структуре научного знания выделяют 3 уровня: эмпирический и теоретический.
Эмпирическое знание – это логическое обобщение данных наблюдения и эксперимента. Эмпирическое знание имеет сложную структуру, состоящую из 4-х уровней.
Первый уровень – это единичные эмпирические высказывания, так называемые «протокольные предложения». Они фиксируют результаты единичных наблюдений.
Второй уровень эмпирического знания – это факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов – это обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств отношений в исследуемой предметной области и их количественную определенность. Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.
Третий уровень эмпирического знания представляют эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т.д.). Научные законы – это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство. Так же как и факты законы имеют характер общих или универсальных высказываний (все тела при нагревании расширяются, зарплата зависит от уровня производительности труда и т.д.). Научные и эмпирические законы являются гипотезами. Они получаются путем различных процедур: индукции, дедукции и др.
Четвертый уровень эмпирического знания - это феноменологические теории – логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов (феноменологическая термодинамика, небесная механика и др.)
Феноменологически теории являются высшей формой эмпирического знания. Тем не менее по характеру происхождения и по возможностям обоснования остается гипотетическим, предположительным знанием.
Это связано с тем, что индукция, т.е. обоснование общего знания с помощью частного (т.е. наблюдения и эксперимента) не имеет доказательной логической силы, а только может служить подтверждением.
Различия между уровнями эмпирического знания – количественные. Эмпирическое знание от теоретического отличается уже качественно.
8.2Структура научной теории
Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой части сознания как разум. Деятельность разума направлена не во вне сознания, не на его контакт с внешним бытием, а внутрь сознания, на развертывание своего собственного содержания. Сущность деятельности разума может быть определена как свободное познавательное творчество.
Основные факторы сознания – интеллектуальная интуиция и логика. На - ряду с интеллектуальной интуицией основной операцией теоретического мышления является идеализация, т.е. создание особого типа предметов – идеальных объектов. Множество таких объектов и образует теоретическое научное знание в отличие от эмпирического.
Научная теория – это логически организованное множество высказываний о некотором числе идеальных объектов, их свойствах и отношениях (например: товар, капитал, рабочая сила – в экономической теории).
Как создаются идеальные объекты в науке и чем они отличаются от эмпирических объектов? Обычная идеализация трактуется только как предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к логически возможным значениям их интенсивности.
Что характерно для таких предельных переходов при создании идеальных объектов? Нужно обратить внимание на три момента.
Первый – исходным пунктом движения мысли является эмпирический объект, его свойства, отношения.
Второй – само мыслительное движение заключается в количественном усилении степени интенсивности наблюдаемого свойства до максимально возможного предельного значения.
Третий - самый главный момент: в результате этого количественного изменения мышление создает качественно новый (мысленный) объект, который обладает свойствами, а эти свойства не могут быть наблюдаемы.
В теоретическом научном познании наряду с идеализацией используются также мысленный эксперимент, математическая гипотеза, теоретическое моделирование, метод формализации и т.д.
Для любой теоретической конструкции имеется два способа обоснования их объективного характера. А. Эйнштейн назвал их «внешним» и «внутренним» оправданием научной теории. Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практической полезности, в возможности их эмпирического применения.
Внутреннее оправдание идеальных объектов представляет их способность быть средством внутреннего совершенствования, роста теоретического знания, решения существующих теоретических проблем и постановки новых.
8.3Соотношение эмпирии и теории
Методологически неверным является утверждение, что научные теории выводятся из эмпирического опыта, являются логическими обобщениями последнего. Научные теории конструируются и надстраиваются над эмпирическим опытом для выполнения функций понимания, объяснения и предсказания. Создаются же они благодаря творческой деятельности разума.
Теоретические и эмпирические знания имеют совершенно различные онтологии: мир мысленных идеальных конструкций (для теоретического знания) и мир эмпирических предметов (для эмпирического знания). Существовать в теоретическом мире – значит быть единицей рационального мышления. Существовать в эмпирическом мире – значит иметь такое предметное содержание, которое наблюдаемо и воспроизводимо.
Схематически взаимосвязь между теоретическим и эмпирическим знанием можно изобразить следующим образом. Рисунок 1:
Аксиомы, принципы, общие теоретические законы | Частные теоретические законы | Единичные теоретические следствия | Эмпирические утверждения |
Рисунок 1 – Взаимосвязь между теоретическим и эмпирическим знанием
Эта схема говорит о том, что теоретическое знание является сложной структурой. Оно состоит из утверждений разной степени сложности.
Наиболее общий уровень – это аксиомы, теоретические законы (закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил).
Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы (закон распределения по труду). Частные теоретические законы не выводятся логически из общих. Они получаются в ходе осмысления результатов мыслительного эксперимента над идеальными объектами.
Третий, наименее общий уровень научной теории состоит из частных, единичных теоретических высказываний, утверждающих нечто о конкретных состояниях, свойствах, отношениях идеальных объектов. Единичные теоретические утверждения логически выводятся из частных и общих теоретических законов.
Важно знать, что с эмпирическим знанием могут сравниваться не общие и частные теоретические законы, а только их единичные следствия. Только таким, весьма сложным путем опыт и теория могут быть сравнимы на предмет соответствия друг другу.
Идентификация теоретических и эмпирических терминов и соответствующих им идеальных и эмпирических объектов осуществляется с помощью идентификационных предложений. В них определяется тождество значений конкретных терминов эмпирического и теоретического цикла. Такие предложения называются также интерпретационными правилами соответствия.
Интерпретационные предложения – это определения. А определения – это условные соглашения о значении терминов и к ним не применима характеристика истинности или ложности. Они могут быть эффективными или неэффективными, удобными или неудобными и т.д. Одним словом интерпретационные предложения имеют инструментальный характер, их задача – быть связующим звеном между теорией и эмпирией.
Очевидно, что любая эмпирическая интерпретация теории всегда неполна по отношению к содержанию теории. Всегда имеется возможность предложить новую интерпретацию теории, расширив тем самым сферу ее применения. Вся история науки дает многочисленные подтверждения этому. Любое сколь угодно большое число интерпретации теории не способно исчерпать ее содержание. Это говорит о принципиальной несводимости теории к эмпирии, о самодостаточности теоретического мира и его относительной независимости от эмпирического мира.
Проблема истинности теории не может быть решена только путем ее сопоставления с опытом. Ее решение требует дополнительных средств, в частности, привлечения более общих метаторетических предпосылок и оснований научного познания.
8.4Метатеоретический уровень научного знания
Метатеория (греч. после+теория). Это теория, которая анализирует структуру, методы и свойства какой-либо теории.
Кроме эмпирического и теоретического уровня в структуре научного знания необходимо выделять третий, наиболее общий – метатеоретический уровень науки. Он состоит из двух основных подуровней:
1 Общенаучное знание;
2 Философские основания науки.
Общенаучное знание состоит из следующих элементов:
1 Частнонаучная и общенаучная картина мира;
2 Частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы.
Особо важное значение метатеоретический уровень знания играет в логико-математическом классе наук. Он оформляется в этих науках в самостоятельные дисциплины: метаматематика и металогика. Предметом последних является исследование математических и логических теорий для решения проблем непротиворечивости, полноты, независимости аксиом, доказательности, конструктивности.
В естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплинах метатеоретический уровень существует в виде соответствующих частнонаучных и общенаучных принципов. Необходимо подчеркнуть, что в современной науке не существует какого-либо единого по содержанию, одинакового для всех научных дисциплин метатеоретического знания. Оно всегда конкретизировано и привязано к особенностям научных теорий.
Частнонаучная картина мира – это совокупность господствующих в какой-либо науке представлений о мире. Ее основу составляют принципы парадигмы для данной науки. Частнонаучная картина мира задает определённый категориальный тип видения наукой ее эмпирических и теоретических объектов.
Общенаучная картина мира – это одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи.
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1 Философия науки / под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2006, - 736 с.
2 Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. – 912 с.
Контрольные вопросы
1 Структура научного знания;
2 Структура эмпирического знания;
3 Структура научной теории;
4 Соотношение эмпирии и теории;
5 Метатеоретический уровень научного знания.
Темы рефератов
1 Уровень научного знания;
2 Структура эмпирического знания;
3 Структура научной теории;
4 Эмпирия и теория;
5 Метатеоретический уровень научного знания.