Налоговая система. Сущность и принципы налогообложения

Налог – это принудительный, безэквивалентный и обязательный сбор с экономических агентов части их доходов изымаемый государством на основе специальных законов.

Налоги – атрибут, монопольная прерогатива государства, необходимое условие существования государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. Одним словом налоги неотделимы от государства.

Уплата налогов является основной формой изъятия доходов у предприятия, учреждения и населения. Через налогообложение и уплату налогов предприятия и население вступают в прямые экономические отношения с государством, каждый из них отстаивает свои экономические интересы.

Функции налоговой системы:

1. Фискальная функция, т.е. обеспечение финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета, для выполнения государством своих общественных обязанностей.

2. Через налоговую систему перераспределяется национальный доход в пользу тех или иных регионов, социальных групп населения.

3. Стимулирующая функция налогов. Налоговая система как минимум не должна подрывать стимулы производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

4. Есть еще одна функция налогов – воздействие на рынок. Это мощный инструмент регулирования рыночной экономики. Налогообложение используется государством для воздействия на циклическое развитие экономики, борьбы с инфляцией, реализации военных программ, смягчения социальных конфликтов.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают:

1. Твердые налоговые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

2. Пропорциональные ставки предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.

3. Прогрессивные ставки – средняя ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, но вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

4. Регрессивные ставки – средняя ставка понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую сумму в бюджет, а может и не приносить. Регрессивная форма налога в современных условиях принимается крайне редко.

Первые принципы налогообложения были сформулированы в трудах основоположников классической политической экономии Д.Рикардо и А.Смита, как требования «определенности», «эффективности» и «справедливости».

o Самое главное в системе налогообложения - это ее опора на принципы полной и эффективной возвратности налога налогоплательщику в той или иной форме удовлетворения потребностей. В этом внутренняя сущность налога.

o Всеобщность – охват всех субъектов и их доходов.

o Стимулирующий принцип налогообложения. Налогообложение не должно абсолютизировать фискальные функции налогов, исходить только, чтобы сократить дефицит бюджета. Оно не должно подрывать производство, а наоборот, заинтересовать предпринимателя в развитии производства. есть экономический предел, выработанный мировой практикой хозяйствования.

Налог должен быть щадящим, необременительным.Устанавливая налоговую ставку, её размерами можно стимулировать производство и увеличивать доходы бюджета, и наоборот сокращать доходы, разоряя производителя.

Это положение иллюстрирует кривая Лаффера:

Налоговая система. Сущность и принципы налогообложения - student2.ru

Рисунок – Кривая Лаффера

Согласно концепции Лаффера стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Поступление налогов в госбюджет (Т), или налоговая выручка государства, откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. При 100% - ной ставке налога объем поступлений в госбюджет такой же, как и при нулевой ставке: доходы от налогов, поступающих в государствкенный бюджет, просто отсутствуют.

А.Лаффер считал, что если экономика находится, например, в точке К, то при снижении налоговых ставок, налоговая выручка будет приближаться к точке М, т.е. к максимальному уровню доходов, поступающих в государственный бюджет. Этот результат связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к увеличению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например пособий по безработице, тем самым уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов, поступающих в госбюджет. Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например в точке L.

Не обязательно максимальная налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства. Главная трудность – найти ту точку, в которой действительно находится экономика и определить оптимальный уровень налоговой ставки.

Другие принципы:

1. Понятность;

2. Налог должен быть удобным;

3. Налог должен быть недорогим;

4. Налог должен быть справедливым.

Основные налоги РФ:

1. НДС (налог на добавленную стоимость), представляет собой изъятие в бюджет части стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации.

2. Налог на прибыль взимается с прибыли юридических лиц

3. Подоходный налог с физических лиц.

4. Акцизы и таможенные сборы являются косвенным налогом.

В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

– прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйствующих субъектов;

– косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги и взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие.

Таблица 1 – Основные виды прямых и косвенных налогов

Прямые налоги Косвенные налоги
Подоходные налоги: · Таможенные пошлины
· Общий подоходный налог с населения · Акцизы
· Налоги на отдельные виды доходов, в том числе: · Налог на добавленную стоимость (НДС)
– на заработную плату, на предпринимательскую прибыль; · Налог с продаж  
– на процентные доходы;  
– на земельную ренту  
· Налоги на имущество, в том числе:  
– на недвижимое имущество;  
– с наследования или дарения  
· Земельный налог  

В Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения, т.е. взимаются федеральные, региональные и местные налоги.(таблица 2)

Каждый налог содержит основные элементы:

1. Объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению.

2. Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

3. Источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог.

4. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

5. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Пример. Если в качестве налоговой базы принять личный доход гражданина в сумме 100 тыс. руб., а величина исчисленного налога составляет 10 тыс. руб., то налоговая ставка составит :

(10 тыс. руб./100 тыс. руб. ) х 100% = 10%

Различают предельную и среднюю ставки.

Предельная налоговая ставка выражает отношение прироста уплачиваемого налога к приросту полученного дохода.

Средняя налоговая ставка – это отношение суммы выплаченного налога к величине налогооблагаемого дохода.

Таблица 2 – Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
1.Налог на добавленную стоимость 1.Налог на имущество Организаций 1. Земельный налог
1. Акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья 2.Налог на недвижимость 2. Налог на имущество Физических лиц
3. Налог на прибыль организаций 3. Дорожный налог 3. Налог на рекламу
4.Налог на доходы От капитала 4. Транспортный налог 4. Налог на наследование и дарение
5. Налог на доходы физических лиц 5. Налог с продаж 5. Местные лицензионные сборы
6.Взносы в гос. соц. внебюджетные фонды 6. Налог на игорный бизнес  
7. Государственная пошлина 7. Региональные лицензионные сборы  
8.Таможенная пошлина и таможенные сборы    
9. Налог на пользование недрами    
10.Налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы    
11.Налог на дополнительный Доход от добычи углеводородов    
12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами    
13.Лесной налог    
14. Водный налог    
15. Экологический налог    
16. Федеральные лицензионные сборы    

Таблица 3 – Предельные налоговые ставки в Российской Федерации

Сумма облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Ставка налога
До 20 000 руб. 12%
От 20 001 до 40 000 руб. 2400 руб. + 15 % с суммы, превышающей 20 000 руб.
От 40 001 до 60 000 руб. 500 руб. + 20 с суммы, превышающей 4 000 руб.
От 60 001 до 80 000 руб. 9400 руб. + 25 % с суммы, превышающей 60 000 руб.
От 80 001 до 100 000 руб. 14 400 руб. + 30 % с суммы, превышающей 80 000 руб.
От 100 001 и выше 20 400 руб. + 35 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

Средняя ставка налога для любой суммы облагаемого дохода рассчитывается следующим образом: при совокупном доходе, например в 75 000 руб., предельная ставка налога составит 25 %, а средняя вычисляется по формуле: валовой уплачиваемый налог / валовой полученный доход = средняя налоговая ставка. (9400=(75 000-60 000) х 0,25) /75 000 = 0,175 или 17,5%.

Принципы налогообложения

Система налогообложения – это совокупность норм, правил и институтов, занимающихся их реализацией, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Основные принципы налогообложения:

1.Принцип эффективности, или нейтральности, означает, что налоги должны как можно меньше искажать сложившиеся на рынке отношения, соответствующие условиям свободной конкуренции ( за исключением внешних эффектов, когда государственное вмешательство считается обоснованным).

2. Принцип гибкости связан с реакцией системы налогообложенияна изменения экономической конъюнктуры. Пример. В ситуации инфляции, когда повышается общий уровень цен, налоги также повышаются.

3. Принцип административной простоты означает, что налоговая система в целом характеризуется низкими административными издержками, прозрачностью и трудностью уклонения от уплаты налогов.

4. Принцип приоритета личности связан с тем, что налоговая система должна быть направлена на формирование равных возможностей, а не на создание равных условий для каждого гражданина.

5. Принцип политической ответственности означает, что налогоплательщики отчетливо сознают, за что именно они платят налоги.

6. Принцип справедливости означает, что налоговое бремя не должно быть чрезмерно тяжелым для одних групп налогоплательщиков и весьма легким – для других. В связи с этим в экономической теории принято говорить о горизонтальном и вертикальном равенстве.

Горизонтальное равенство означает, что люди, одинаковые во всех отношениях, одинаково облагаются налогом.

Вертикальное равенство означает, что некоторые люди по своему положению должны платить более высокие налоги, чем другие.

В связи с проблемой справедливости есть смысл рассмотреть два принципа налогообложения, используемых в практике:

Принцип получаемых выгод. Согласно этому принципу физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства.

Принцип платежеспособности. Этот принцип означает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто больше получает, тот и больше платит.

Фискальная политика

В проведении стабилизационной политики государство располагает целым рядом экономи­ческих инструментов. Фискальная политика представляет собой непосредственно фискальную, кредитно- денежную политику и комбинированную политику.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это воздействие государства на экономи­ческую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообло­жения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фис­кальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Заметим, что к фискальной политике относятся только такие манипуляции государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег, находящихся в обраще­нии.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

– сглаживание колебаний экономического цикла;

– обеспечение устойчивого экономического роста;

– достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию.

Основными инструментами дискреционной политики выступают:

– изменения ставок налогообложения;

– проекты общественных работ;

– трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов:

1.Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер. В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.

2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.

Встроенный стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры. В качестве встроенных стабилизаторов выступают прогрессивный подоходный налог, пособие по безработице, пособия по бедности.

Каким образом государство, используя государственный бюджет, поддерживает макроэко­номическое равновесие?

Предположим, что экономика движется к спаду, сокращается совокупный спрос

Ad = С + I + G + Хn,

где:

С - расходы домашних хозяйств;

I - инвестиции;

G - расходы государства;

Хn – чистый экспорт.

Рассмотрим воздействие государства:

А) Государство осуществляет государственные закупки, которые подразделяются на закупки для собственного потребления и закупки для регулирования рынка.

Б) Социальные выплаты (трансферты) - это платежи, взамен которых не происходит непосредственного получения товара. То и другое увеличивает совокупный спрос. Важно заметить, что это финансируется не за счет расширения налоговых поступлений, налоги не увеличиваются.

С увеличением совокупных расходов создается стимул для увеличение производства. государственные расходы обладают непосредственным воздействием на объем ВВП и занятость населения. Влияние их на совокупный спрос аналогично инвестициям, Т.е. они, обладают множительным эффектом, Т.е. мультипликатором государственных расходов.

Налоговая система. Сущность и принципы налогообложения - student2.ru

Мультипликативным эффектом обладают и трансфертные платежи (пенсии, пособия, субси­дии), их увеличение увеличивает совокупный спрос на продукцию недогруженных отраслей. Но подавляющая часть этих выплат расходуется на приобретение потребительских товаров, продовольствия, их мультипликативный эффект невелик.

Налоги тоже действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели, тоже приводят к муль­типликативному эффекту, подобно инвестициям и государственным закупкам. Однако налого­вый мультипликатор всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, оказывает меньшее воздействие на ВВП.

Происходит это потому, что при сокращении налогов потребление увеличивается лишь час­тично, ибо часть располагаемого дохода идет на сбережения, тогда как каждая единица прирос­та государственных закупок оказывает прямое воздействие на ВВП. Государственные закупки - ­одна из составляющих совокупных расходов, налоги же это фактор, влияющий на одну из со­ставляющих совокупного спроса. Поэтому изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно, а изменение налогов - косвенно, через изменение потре­бительских расходов. Более низкие налоги увеличивают размеры доходов, а так же сбережения домашних хозяйств, вместе с тем увеличиваются инвестиции и прибыль предпринимателей. В целом увеличивается норма накопления капитала. Снижение налогов увеличивает величину за­работной платы, тем самым усиливаются материальные стимулы к труду у тех, кто работает и утех, кто готовится к работе. Фискальная политика преследует цель обеспечить динамичное рав­новесие спроса и предложения, экономический рост, сохранение высокой занятости и стабиль­ность цен. Т.е. при проведении фискальной политики надо не просто пополнять казну дохода­ми, но создавать эффективную экономическую заинтересованность (эффект совокупного спро­са) в росте производства товаров и услуг. При высокой инфляции надо снижать денежную мас­су, снижать государственные расходы и увеличивать налоги. Но в реальной действительности задача намного сложнее, ибо действует много факторов одновременно в противоположных на­правлениях или параллельно.

Всё это дискреционной фискальной политике, Т.е. предполагает свободу выбора инструмен­тов регулирования со стороны государства. Но есть недискреционная фискальная политика или политика автоматических регуляторов (встроенных стабилизаторов). Она работает в режиме саморегулирования.

Банковская система

Наши рекомендации