Монополия как тип рыночной структуры

Монополия как тип рыночной структуры встречается относительно редко. Данный рынок характеризуется единственностью продавца, осуществляющего абсолютный контроль над рынком в части цены и объема продаж. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, не имеющую совершенных заменителей, или субститутов. Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование несовершенных, заменителей своего товара.

Препятствием для конкурентов на таком рынке выступают входные барьеры, то есть система административных, технологических а также стоимостных ограничителей.Среди них:

- контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

- наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;

-существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров

-наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

- высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Вышеназванные ограничители создают предпосылки для деятельности разных типов монополий: административной, экономической, естественной.

.В условиях монополизированного рынка фирма имеет абсолютный контроль над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.

монополия как тип рыночной структуры - student2.ru

Рис.6.2 Определение оптимального выпуска и цены фирмой-монополистом

У простой, не применяющей ценовой дискриминации, монополии пре­дельный доход MR меньше цены Р: когда фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу продукции, это приводит к потере выручки от производства предыдущих единиц.

Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продук­ции, при котором MR = МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обес­печивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше пре­дельных издержек (Р > МС = MR). Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой пред­ложения.

С целью максимизации прибыли монополия может проводить ценовую дис­криминацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Чтобы фирма могла это делать, необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, продавец должен в определенной степени контролировать цены, т. е. обладать монопольной властью; во-вторых, ему необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене; в-третьих, должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, получившими его по низкой цене, людям, готовым купить этот товар по более высокой цене. В случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара про­дается по максимальной цене, которую готов уплатить покупатель, т. е. по цене спроса, что позволяет монополисту присвоить весь потребитель­ский излишек как излишек производителя. При этом монополия может предложить на рынке такое же количество продукции, как и в конкурент­ных условиях.

По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньшее количество продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, воз­никающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей ( рис.6.3)

монополия как тип рыночной структуры - student2.ru

Рис. 6.3 Социальные последствия монопольной власти

Последствие монополизации совершенно конкурентной отрасли иллюстрирует рис. 6.3. Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D, а предложение отраслевой кривой предельных затрат, SMC. Соответственно равновесный объем продукции совершенно конкурентной отрасли составит Q*1, а цена P*1. Очевидно, что при монополизации отрасли объем выпуска и цена изменятся. Действительно, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q*2, поскольку именно этот объем соответствует точке в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P*2. Ведь именно такую цену согласны уплатить за товар покупатели, если объем продаж составляет Q*2. В таблице 1 приводятся основные изменения в благосостоянии потребителей и производителей:

Таблица 6.1. Социальные последствия монополизации рынков совершенной конкуренции

Область на рис. 10.9 При совершенной конкуренции После монополизации
P*2MLP*1P*2LKKLE1 OCNQ*2 Q*2E2E1Q*1   KE2E1     P*1KNC Излишек потребителя Излишек потребителя Излишек потребителя Затраты производства Затраты производства Излишек производителя - " - Излишек производителя - " - Излишек потребителя Избыточная (монопольная прибыль Безвозвратные потери Затраты производства Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации Безвозвратные потери     Монопольная прибыль

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке правительство пользуется различными методами.

1) Введение потоварных (косвенных) и паушальных ( не зависящих от величины дохода) налогов

сокращающих положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста.

2) Установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции, как это существует применительно к естественным монополиям в практике многих стран.

3) Внедрение принципа конкуренции, реорганизация отрасли с выделением конкурентного и централизованного секторов.

Не менее важное значение имеет ограничение монополистической практики доминирующих компаний. В Российском законодательстве хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50 процентов, признаются доминирующими. Нижний порог доминирования установлен на уровне 35%, за исключением товарных рынков, характеризующихся особой структурой спроса и предложения. Так, может быть признан занимающим доминирующее положение субъект с незначительной рыночной долей, если спрос на соответствующий товар не является эластичным и товар не имеет близких заменителей. Или же производство товара характеризуется высокой концентрацией (суммарная доля трех производителей больше 50 процентов, либо пятерых больше 70 процентов). Дополнительным фактором, обуславливающим высокую вероятность возникновения доминирования относительно небольших хозяйствующих субъектов, является высокая степень сегментированности такого рынка и связанные с ней значительные издержки смены продавца (покупателя).

В отношении злоупотребления доминирующим положением законом установлен перечень нарушений, именуемых монополистической практикой:

v установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

v создание или поддержание дефицита путем изъятия товаров из обращения ;

v навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);

v отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;

v необоснованное экономическими, техническими и иными условиями установление различных цен (тарифов) лицам, приобретающим один и тот же товар.[8]

Исключением из общего принципа монополии "низкий объем производст­ва— высокая цена" является естественная монополия, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. Примерами естественных моно­полий являются электрические сети, трубопроводный транс­порт (например, природного газа, нефти), проводная телефон­ная связь, централизованное теплоснабжение, городская кана­лизация, кабельное телевидении, водопроводная система. Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома по выбо­ру жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водо­проводную систему. Подобным же образом обстоят дела и с транспортировкой газа, электричества. Технологии этих отраслей предполагает очень высокие постоянные затраты на то, чтобы проложить и поддерживать в рабочем состоянии оборудование. Вместе с тем, если это оборудование уже установлено, предельные затраты на доставку дополнительной единицы продукции малы. Таким образом, высокие постоянные и низкие предель­ные затраты отличают естественные монополии. Поэтому цено­образование по предельным затратам приводит компании к их убыточ­ности.

По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулиро­вания цен:

а)цена устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС);

б) цена устанавливается на уровне средних издержек (Р = АС).

В соответствии с законом "О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий" в России цены на товары, поставляемые субъектами естественных монополий независимо от их организационно-правовых форм, подлежат обязательному государственному регулированию.. Закон предусматривает, что тарифы естественных монополий устанавливаются ежегодно в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря .

Наши рекомендации