Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя
В точке Е
Норма замены- во что оценивает потребитель альтернативные затраты на единицу товара. Индивидуальные затраты потребитель должен прировнять к затратам выбора системы конкурентных рынков.
Поскольку отношение цен товаров характеризует альтернативные затраты с позиции хозяйства, постольку рациональный потребитель считается с ограниченностью ресурсов и поддерживает по Парето их использование.
17. Выбор потребителя и закон спроса.
Предпосылки анализа:
- Потребитель рационален и выбирает лучшее из доступного
- Он может упорядочить покупки по предпочтительности для себя
- Все предпочтения полностью известны и не противоречат друг другу
Модель выбора:
U=f(X,Y) -->max
I=Px* X + Py*YU– полезность в смысле субъективного удовлетворения потребностейX,Y- количество товаровPx, , Py– рыночные ценыI- доход
Y
y*
X* X
1 - Бюджет потребителя(бюджетная линия)
2 - Характеризует субъективные предпочтения потребителя(кривые безразличия)
Решение уравнения:
Y=I/Py –Px /Py *X
Px /Py- соотношение цен,определяет угол наклона бюджетной линии
Карта кривых безразличия,характеризующая предпочтения потребителя.
Е- равновесие потребителя, соответствующее оптимальному варианту покупок.Каждая кривая безразличия объединяет все равноценные для потребителя варианты.Форма кривой определяется убывающей нормой замены товаров.
M*Ux*dx-MUy*dy=0
α = dx /dy =M*Ux/M*Uy
α – предельная норма замены Y->X(игрека иксом)
MU- предельная или дополнительная полезность товараПредполагается, что она снижается по мере удовлетворения полезности потребителей.
В точке Еα= Px /Py,поскольку Px /Py характеризует альтернативные затраты с позиции хозяйства, поскольку рациональный потребитель считается с ограниченностью ресурсов и поддерживает оптимальное по Парето их использование.
E0 – исходный выбор потребителя при бюджете 1
E1 – конечное равновесие после подорожания товара Х при бюджете 2
E2- промежуточное равновесие при новом соотношении цен но с учетом условной компенсации потребителю подорожания Х(бюджет 3)
Общее влияние изменения цен на спрос можно разделить на 2 части:
1)эффект замены подорожавшего товара(переход из Е0 в Е2)
Δsx =(X2-X0)<0
Δsy=(Y2-Y0)>0
Δs – эффект замены. Его знак всегда противоположен изменению цены.
2)эффект дохода,т.е изменение реальной покупательской способности потребителя (Е2->E1)
Δix=(X1-X2)<0
Δiy=(Y1-Y2)<0
Действие закона спроса можно объяснить совместным влиянием эффектов замены и дохода.
В случае неполноценных товаров
Δs<0
Px растет -> 0
Δi>0
В большинстве случаев эффект дохода перекрывается эффектом замены и закон спроса выполняется.В противном случае имеет место парадокс Гиффена и нарушение закона спроса.
Y
Y2 E2
E0
Y0 E1
Y1
X1 X2 X0 X
Основы анализа предложения
Предложение -чья-либо готовность продать товар.
Предпосылки анализа предложения:
1)предприятие стремится к максимальной прибыли
2) используется правило альтернативной стоимости
3)При таком подходе прибыль представляет собой избыток по сравнению с нормальным уровнем доходов
Объем прибыли, получаемой поле реализации продукции, напрямую зависит от её цены.
Кроме цены, на уровень предложения оказывают влияние след.факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R,); характер технологии (К); налоги и дотации (TS,); природно-климатические условия (C,); цены на ресурсы и другие товары (от Pa до Pz); и так далее.
Объём предложения- это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определённых условиях.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. В общем виде функция имеет вид:
Если все факторы, кроме цены принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от её цены:
,
где -объём предложения на товар «x», -цена товара «x».
Функция предложения показывает не только то количество товара, которое производители готовы предложить по какой-то определенной цене, но и количества, которые они готовы представить на рынке при каждой возможной цене.
Зависимость предложения от цены может быть различной, наиболее типична следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (т.е. прямая зависимость).
Функция предложения может задаваться тремя способами: