Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя

В точке Е Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

Норма замены- во что оценивает потребитель альтернативные затраты на единицу товара. Индивидуальные затраты потребитель должен прировнять к затратам выбора системы конкурентных рынков.

Поскольку Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru отношение цен товаров характеризует альтернативные затраты с позиции хозяйства, постольку рациональный потребитель считается с ограниченностью ресурсов и поддерживает по Парето их использование.

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

17. Выбор потребителя и закон спроса.

Предпосылки анализа:

- Потребитель рационален и выбирает лучшее из доступного

- Он может упорядочить покупки по предпочтительности для себя

- Все предпочтения полностью известны и не противоречат друг другу

Модель выбора:

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru U=f(X,Y) -->max

I=Px* X + Py*YU– полезность в смысле субъективного удовлетворения потребностейX,Y- количество товаровPx, , Py– рыночные ценыI- доход

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Y

 
  Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru y*

 
  Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru X* X

1 - Бюджет потребителя(бюджетная линия)

2 - Характеризует субъективные предпочтения потребителя(кривые безразличия)

Решение уравнения:

Y=I/Py –Px /Py *X

Px /Py- соотношение цен,определяет угол наклона бюджетной линии

Карта кривых безразличия,характеризующая предпочтения потребителя.

Е- равновесие потребителя, соответствующее оптимальному варианту покупок.Каждая кривая безразличия объединяет все равноценные для потребителя варианты.Форма кривой определяется убывающей нормой замены товаров.

M*Ux*dx-MUy*dy=0

α = dx /dy =M*Ux/M*Uy

α – предельная норма замены Y->X(игрека иксом)

MU- предельная или дополнительная полезность товараПредполагается, что она снижается по мере удовлетворения полезности потребителей.

В точке Еα= Px /Py,поскольку Px /Py характеризует альтернативные затраты с позиции хозяйства, поскольку рациональный потребитель считается с ограниченностью ресурсов и поддерживает оптимальное по Парето их использование.

E0 – исходный выбор потребителя при бюджете 1

E1 – конечное равновесие после подорожания товара Х при бюджете 2

E2- промежуточное равновесие при новом соотношении цен но с учетом условной компенсации потребителю подорожания Х(бюджет 3)

Общее влияние изменения цен на спрос можно разделить на 2 части:

1)эффект замены подорожавшего товара(переход из Е0 в Е2)

Δsx =(X2-X0)<0

Δsy=(Y2-Y0)>0

Δs – эффект замены. Его знак всегда противоположен изменению цены.

2)эффект дохода,т.е изменение реальной покупательской способности потребителя (Е2->E1)

Δix=(X1-X2)<0

Δiy=(Y1-Y2)<0

Действие закона спроса можно объяснить совместным влиянием эффектов замены и дохода.

В случае неполноценных товаров

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Δs<0

Px растет -> 0

Δi>0

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru В большинстве случаев эффект дохода перекрывается эффектом замены и закон спроса выполняется.В противном случае имеет место парадокс Гиффена и нарушение закона спроса.

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Y

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Y2 E2

 
  Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru E0

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Y0 E1

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru Y1

 
  Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

X1 X2 X0 X

Основы анализа предложения

Предложение -чья-либо готовность продать товар.

Предпосылки анализа предложения:

1)предприятие стремится к максимальной прибыли

2) используется правило альтернативной стоимости

3)При таком подходе прибыль представляет собой избыток по сравнению с нормальным уровнем доходов

Объем прибыли, получаемой поле реализации продукции, напрямую зависит от её цены.

Кроме цены, на уровень предложения оказывают влияние след.факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R,); характер технологии (К); налоги и дотации (TS,); природно-климатические условия (C,); цены на ресурсы и другие товары (от Pa до Pz); и так далее.

Объём предложения- это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определённых условиях.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. В общем виде функция имеет вид:

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru

Если все факторы, кроме цены принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от её цены:

Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru ,

где Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru -объём предложения на товар «x», Экономический смысл: субъективная оценка полезности для потребителя - student2.ru -цена товара «x».

Функция предложения показывает не только то количество товара, которое производители готовы предложить по какой-то определенной цене, но и количества, которые они готовы представить на рынке при каждой возможной цене.

Зависимость предложения от цены может быть различной, наиболее типична следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот (т.е. прямая зависимость).

Функция предложения может задаваться тремя способами:

Наши рекомендации