Микроэкономика как раздел экономической теории
Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Создание микроэкономики связано с именами крупных зарубежных экономистов: Леона Вальраса (швейцарского математика-экономиста), Карла Менгера и других представителей австрийской школы политической экономии, англичанина У. Ст. Джевонса.
Микроэкономика является одной из важнейших составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования — хозяйственная деятельность различных экономических субъектов (их поведение в экономике) и механизм согласования их целей. К экономическим субъектам относятся потребители и производители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы и т.д., т.е. фактически любые индивидуумы, которые играют значимую роль в функционировании экономики. Государство также можно отнести к микроэкономике, но только в той части его деятельности, в которой оно выступает как производитель и потребитель материальных благ.
Микроэкономика занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов.
Экономические субъекты - это потребители
(покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.
Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне.
Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках (рынках, на которых обращаются однородные товары), объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.
Сегодня границы между микро- и макроэкономикой размываются, тем не менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается вглубь.
Центральной микроэкономической проблемой является проблема ценообразования, формирования рыночной цены. Логическая структура курса «Микроэкономика» включает рассмотрение вопросов, детально и всесторонне описывающих механизмы рыночного ценообразования.
Согласование хозяйственных целей экономических субъектов происходит посредством формирования системы равновесных цен. Отсюда логика изложения микроэкономики отражает логику рыночного ценообразования, а поэтому предметом микроэкономики отдельные экономисты объявляют механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм).
Исходная модель рынка
P и Q –цена и кол-во товара
P* и Q* -равновесные значения
D и S –линия спроса и предложения
__ и __ -излишки покупателье и продавцов
Комментарии:
1. Подразумевается совершенная конкуренция, в частности, большое число участников рынка, которые по отдельности не способны влиять на цену.
2. D и S являются суммой индивидуальных функций всех участников рынка.
3. При прочих равных условиях действуют закон спроса (обратная зависимость его величины от цены) и закон предложения ( положительная зависимость)
4. Обратная функция спроса характеризует цены спроса, как max возможные для покупателей. Аналогично обратная функция предложения информирует о ценах предложения, как min приемлемых для поставщиков.
5. Изменения прочих или неценовых факторов ведут к изменению самих Pи Q и выражаются сдвигами D и S.
6. Взаимодействие участников ведет в итоге к равновесию рынка, а рыночная цена всегда определяется балансом спроса и предложения
PD=PS=P*- обратные ф-ции
QD=QS=Q*- прямые ф-ции
В случае неравновесия всегда выполняется тождество рынка, в смысле совпадения фактических покупок и продаж.
7. Благодаря разнице между отправными ценами спроса и предложения и равновесной ценой участники рынка присваивают определенный избыток. Его сумма max в точке равновесия, а в теоретическом анализе рынков используется как показатель уровня благосостояния общества.