Значение курсовой работы в изучении микроэкономики
Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:
· во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать современную информацию, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;
· во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, увязывать ее с практикой;
· в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по микроэкономике;
· в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере.
Курсовая работа - это первая проба пера, подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе, способствует приобретению опыта и навыков ее ведения. Курсовая работа является итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших экономических проблем.
Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания но и фактические данные, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру «Экономическая теория и предпринимательство».
К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре.
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Курсовая работа по микроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.
Введение - очень ответственная часть любой исследовательской работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.
Вовведении к курсовой работе обычно обосновываются актуальность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.
Рассмотрим эти части подробно.
Актуальность — обязательное требование к любому исследованию. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Автор должен показать, насколько правильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главное.
Степень изученности проблемы необходимо показать с помощьюкраткого обзора литературы, в котором студент должен продемонстрировать основательное знакомство с современной (после 2000 г) специальной литературой, умение систематизировать источники, в том числематериалы Интернета, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.
Далее необходимо сформулироватьцель исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).
Например, в курсовой работе, посвященной малому предпринимательству, эта часть может выглядеть так:
Цели исследования:
§ Охарактеризовать сущность и место малого предпринимательства в рыночной экономике.
§ Выявить структуру и основные показатели деятельности малого предпринимательства.
§ Изучить современную практику государственной поддержки малого предпринимательства
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
§ Рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах
§ Показать основные отрасли и регионы малого бизнеса
§ Изучить современное состояние доходности малых предприятий
§ Выявить современные проблемы становления малых предприятий в российской экономике
§ Обобщить опыт государственной поддержки малого предпринимательства в ведущих странах мира
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание работы. Это важно также и потому, что заголовки глав курсовой работы рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. (См. Приложение 2)
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект – этопроцесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Например, в работе на тему «Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции» эта часть может быть сформулирована так:
Объект исследования: процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии.
Предмет исследования: влияние достижений НТП на количественные и качественные характеристики выпускаемой фирмами продукции в целях максимизации прибыли.
В конце вводной части необходимо раскрыть структуру и логикукурсовой работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Введение должно быть кратким (3-4 страницы).
Во второй части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность проблемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема. В курсовой работе по микроэкономикерекомендуется выделить три основных главы: теоретическую, практическую и «российскую».
В теоретической главе излагаются и анализируются наиболее общие положениямикроэкономики, касающиеся данной темы. Первичным источником для данного подраздела может служить материал учебников, монографии и статьи видных представителей экономической науки.
В практической главе рассматривается материал, позволяющий судить о том, где на практике может быть использована данная теоретическая разработка.
Наконец,в третьей главе с помощью литературы по теории экономики переходного периода и преобразований в России (см. Приложение 4), статей из периодических изданий, Интернета необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» теоретических положений в условиях современной трансформирующейся экономики нашей страны.
Последовательность указанных глав зависит от предпочтений автора работы: можно сначала проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; можно сначала дать основополагающие теоретические разработки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном материале. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.
Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа.
В заключении должны быть сосредоточены выводы из каждого подраздела, включенного в основную часть работы, а также отражена позиция автора по поводу рассматриваемых проблем. Заключение должны быть конкретным, не содержать расплывчатых, ничего не значащих фраз. Объем заключения - 2-3 страницы.
В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы.Для написания работы необходимо использовать не менее десяти источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2000 г), монографии, журнальные и газетные статьи, материалы Интернета. Источники фактического материала и статистики должны быть опубликованы только за последние 5 лет. Использование более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.
Каждый источник должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».
В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов); данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой - год издания.
Например:
· Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой,Т.В.Чечелевой. - М: издательство «Экзамен», 2003.
· Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.
· Косов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия подхода) // Проблемы и практика управления. – 2003. - № 1. – С. 25-36.
· Экономический рост и реформы естественных монополий // http:www.iet.ru
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по микроэкономике.
Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.
Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.
Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:
· изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых;
· знать постановления правительства, решения Федерального собрания и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;
· ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;
· изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО», «Экономист», в газетах «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ», «Итоги», «Деньги» и др.
Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка в нашей стране пока нет. Переход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность в обращении к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.
Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг, используют тиражируемые на компакт-дисках чужие курсовые работы. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в ней появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.
Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме - это новый важный этап в выполнении курсовой работы, следующая ступень формирования знаний, их систематизации и сознательного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний —логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает теоретические обобщения с практической действительностью.
Курсовая работа должна быть написана литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мысли в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и использовать только общепринятые сокращения слов. Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно из-за того, что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам.