Тема 2. Общие основы рыночной экономики
План семинара:
1. Экономические институты как «правила игры» в хозяйственной системе:
а) собственность как пучок прав по присвоению ресурса;
б) формы собственности на ресурсы и типы экономических систем;
в) особенности переходной экономики.
2. Условия становления и функционирования рыночной экономики
а) общественное разделение труда и обмен;
б) круговая модель рыночного механизма;
в) роль рыночного хозяйства в экономическом развитии общества.
3. Границы рыночных отношений
а) трансакционные издержки, их структура и значение;
б) «провалы» рынка;
в) роль государства в смешанной экономике;
г) общественный выбор и «провалы» правительства.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник. 6-е дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009.- Гл. 4; 5, §§1,2; 15,§3; 17,§§1-3.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А. Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2005. – Тема 2.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. СПб., 2010. – Гл. 10, 11.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2010. Гл. 2.2; 2.3; 12.
Вопросы и задания:
1. Современный мир характеризуется наличием различных экономических систем, в основе классификации которых лежат разные подходы. По каким основным признакам различаются хозяйственные системы?
2. В чем смысл понятий «институты», «правила игры», и с чем связана их необходимость в хозяйственной системе?
3. При каких условиях экономические блага производятся как товары?
4. Мать с дочерью организовали семейное дело по выращиванию капусты. Мать тратит на посадку 2 минуты, на полив – 1 минуту. Дочь тратит на посадку 3, на полив – 2 минуты. Какое максимальное количество капусты они могут посадить за 1 час? Как им рационально организовать работу, используя принцип сравнительного преимущества?
5. Что понимается под отношениями собственности? Согласны ли Вы с тем, что собственность – исключительность, абсолютность и неделимость прав собственника в отношении имущества? Всегда ли реальные и юридические права соответствуют друг другу? Возможен ли разрыв?
6. Прокомментируйте высказывание Генри Мэна: «Никто не вправе нападать на индивидуализированную собственность и говорить, что он ценит цивилизацию. История обеих неразрывна».
7. Марксистская критика частной собственности среди прочих аргументов выдвигает и такой: частная собственность разъединяет людей; каждый думает и заботится лишь о своем благе и безразличен к нуждам общества. Напротив, общественная собственность объединяет людей, корыстный, частный интерес заменяется стремлением к общему благу, всеобщему процветанию. Могли бы Вы привести контраргументы – частная собственность объединяет людей, а так называемая общественная собственность, провозглашенная в бывших социалистических странах, - разъединяет людей?
8. Все прогрессирующие страны в основу своего развития положили принцип экономической свободы. В чем его смысл? Имеет ли свобода какие-либо границы?
9. Утверждение «Рынок удовлетворяет весь спектр платежеспособных потребностей» употребляют как сторонники, так и противники рыночной экономики. Приведите доводы тех и других.
10. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным?
11. Использование минеральных удобрений в сельском хозяйстве увеличивает урожайность, ухудшает качество производимых с их помощью продуктов питания, загрязняет реки и озера. Какие из перечисленных выше положительных и отрицательных эффектов можно отнести к внешним эффектам (экстерналиям)? Приведите примеры положительных и отрицательных экстерналий по следующим направлениям действия: «производство – производство», «производство – потребление», «потребление – производство», «потребление – потребление». Существуют ли, помимо государственных, рыночные способы интернализации внешних эффектов?
12. Покажите различие между частными и общественными благами. Приведите примеры смешанных благ. Почему частные рынки дают неэффективный выпуск общественного блага? Например, почему число проводимых частными компаниями фундаментальных научных исследований относительно небольшое?
13. Рассмотрите чистоту как экономическое благо. Объясните, почему существуют экономические стимулы сорить? Где эта проблема острее: вдоль скоростных шоссе или в подъезде вашего дома? Почему?
14. Какая экономическая функция государства реализуется в каждом из следующих случаев:
а) строительство нового корпуса ТГУ;
б) сокращение ставки налога на прибыль предприятий;
в) расширение дошкольных бесплатных программ для детей из малоимущих семей;
г) увеличение расходов госбюджета на науку и культуру;
д) обложение специальным налогом предприятий, загрязняющих окружающую среду;
г) повышение минимальной ставки зарплаты.
15. Всегда ли деятельность государства улучшает работу рыночного хозяйства? Объясните, используя теорию общественного выбора.
Тесты для самоконтроля:
1. Права на использования под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища:
а) государство, получив новый источник налогов; б) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище; в) все общество; г) никто?
2. Верны ли следующие утверждения:
а) трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества;
б) чем сильнее развито в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса;
в) использование торговых марок способствует сокращению трансакционных издержек;
г) с точки зрения экономии трансакционных издержек система спонтанного порядка всегда эффективнее системы иерархичного порядка.
3. Что из перечисленного относится к «провалам» государства:
а) несовершенство политического процесса;
б) ограниченность контроля над бюрократией;
в) ограниченность необходимой для принятия государственных решений информации;
г) неспособность государства полностью контролировать реакцию экономических субъектов на его действия; д) верно все перечисленное.
Тема 3.Анализ индивидуальных рынков: спрос, предложение и их взаимодействие.
План семинара:
1. Спрос, закон спроса, неценовые факторы, влияющие на спрос
2. Предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения
3. Рыночное равновесие и неравновесие
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник. Издание «АСА», 2009. Гл.5, §§ 7, 10.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2005. Тема 4; п.4.1.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Спб., 2010. Гл.1; гл.2 (приложение); гл.4.
Вопросы и задания:
1. Чем отличаются понятия «потребность», «спрос», «величина спроса»?
2. Чем отличается движение по кривой спроса от смещения кривой спроса?
3. Объясните, почему кривая спроса имеет отрицательный наклон. Может ли она иметь положительный наклон?
4. Какие факторы вызывают правостороннее, а какие – левостороннее смещение кривой спроса следующих товаров: молоко, шампанское, туристическая путевка, учебник, жевательная резинка, автомобиль?
5. Почему, несмотря на значительный рост цен на овощную продукцию, объемы его производства в России снизились, - не противоречит ли это закону предложения?
6. Функция спроса на молоко на областном рынке г. Томска имеет вид: Qd = 50 – P, а функция предложения молока: Qs = -10 + 2P (где Р – цена молока за 1 литр, Q – количество молока в тыс. литров)
а) каковы равновесная цена и равновесное количество?
б) предположим, мэрия г. Томска установила «потолок» цены молока – 14 руб. за литр. Каковы последствия данного решения?
в) допустим, что спрос на молоко упал на 50%, а предложение выросло на 20%. Определите новые равновесную цену и количество.
7. Рассмотрите рынок кирпичных жилых новостроек в городе. Объясните, используя кривые спроса и предложения, как каждое из событий повлияет на равновесную цену и количество на этом рынке:
а) повышение зарплаты работникам бюджетной сферы; б) повышение цен на квартиры на рынке вторичного жилья; в) рост цен на земельные участки; г) совершенствование технологии строительства панельных домов; д) расширение практики ипотечного кредитования; е) ожидание стабилизации цен на «перегретом» рынке жилья; ж) рост числа строительных организаций; з) бурный рост спроса на офисные и складские помещения.
8. Можно ли однозначно утверждать, что дешевые ткацкие станки снизят цену ситца? Ответ проиллюстрируйте графически.
9. Заполните таблицу. Изобразите графики спроса и предложения в каждой колонке и покажите изменение равновесия под влиянием неценовых факторов:
предложение спрос | не изменяется | увеличивается | уменьшается |
не изменяется | |||
увеличивается | |||
уменьшается |
10. Верны ли следующие утверждения?
а) Если много людей взывают к правительству, требуя какого-нибудь блага, то значит существует большой спрос на этот товар.
б) Рост потребительских доходов вызовет увеличение спроса на все товары.
в) Падение цен на телевизоры вызывает рост спроса на телевизоры.
г) Рост предложения приведет к затовариванию на рынке.
д) Если количество купленных товаров равно количеству проданных товаров, то рынок находится в равновесии.
е) Рыночная цена – то же самое, что равновесная цена.
ж) Пересечение кривых спроса и предложения определяет, сколько товаров будет действительно продано, и какой будет на рынке цена.
11. Предположим, что разработано и успешно прошло клиническое испытание новое эффективное лекарственное средство против СПИДа. Его минимальная продажная цена 100 долларов за ампулу. Но предположительно максимальная цена, которую бы покупатели смогли заплатить – 90 долларов. Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы это лекарство стало доступным для больных? Проиллюстрируйте ваш ответ графически.
12. На рынке вязаных шапок только семь продавцов. Данные о них приведены в таблице. Здесь Рmin и Qs - минимальная цена и количество шапок, которое готов продать каждый продавец (продаются только все шапки вместе каждым продавцом). Покупатель на рынке один - он готов купить любое число шапок по фиксированной цена по 60 руб. за шт.
продавцы | Аня | Маша | Инна | Наташа | Оля | Лена | Таня |
Pmin, руб. | |||||||
Qs , шт. |
Запишите шкалу предложения на рынке вязаных шапок и определите равновесные цены и объем.
Тесты для самоконтроля:
1. В каких случаях «предложение» следует заменить словами «величина предложения»: а) снижение цены на чипсы снижает предложение чипсов в ближайшем магазине, б) дотации молочным заводам увеличивают предложение молочных продуктов, в) в результате снижения цен на ноутбуки уменьшилось предложение стационарных компьютеров, г) сокращение спроса на мороженое в морозы снизило его предложение, д) снижение издержек на производство мебели привело к увеличению ее предложения, е) повышение цен на валенки привело к увеличению предложения валенок.
2. В каких случаях слово «спрос» следует заменить словами «величина спроса»: а) цена на сливочное масло выросла, и поэтому спрос на маргарин тоже вырос, б) в результате повышения стоимости корма для собак, спрос на него упал, в) цена на пиццу выросла, из-за этого спрос на беляши тоже вырос, г) из-за снижения цен на компакт-диски, спрос на них увеличился, д) доходы студентов падают, и спрос на платные развлечения уменьшается, е) в результате роста числа школьников, спрос на учебники вырос.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения.
План семинара:
1. Общее понятие эластичности.
2. Прямая эластичность спроса по цене.
3. Эластичность спроса по доходу.
4. Перекрестная эластичность спроса по цене.
5. Эластичность предложения.
6. Применение эластичности в микроанализе.
Основная литература:
1.Курс экономической теории: Учебник. Издание 5-е. – Киров: «АСА», 2009. Гл.5, §8.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика.– М., 2005. Тема 4; п.4.2; 4.3.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Спб., 2010. Гл. 5; 2 (наклон и эластичность).
Вопросы и задания:
1. Любая мера эластичности независима от используемых единиц измерения дохода, цен и количества товара. Поясните данное положение на конкретных примерах.
2. Часто экономисты чертят кривые спроса в виде прямых линий, в основном, из-за их простоты. Можно ли сказать, что наклон таких линий и эластичность – одно и тоже?
3. Ценовая эластичность спроса на докторскую колбасу выше, чем на колбасные изделия в целом. Чем объясняется эта разница в эластичности спроса? Какова, на ваш взгляд, эластичность спроса по цене на следующие блага: апельсины, мыло, хлеб, бриллианты, автомобиль, шнурки, путешествие в Италию?
4. Определите, с какого вида эластичностью спроса мы имеем дело в следующих случаях: а) покупатели готовы приобрести любое доступное количество товара по данной цене, б) местный кинотеатр снизил стоимость билетов, хотя количество зрителей увеличилось, еженедельная выручка уменьшилась, в) как бы мы не снижали цену, намного больше у нас все равно не купят, г) при снижении цены 1 кг яблок на 20%, семья увеличила их покупку с 20 до 24 кг., д) совокупные денежные поступления ВШБ на самом деле повысятся, если плату за обучение снизить на 10%.
5. Каким образом невежество влияет на эластичность спроса? Как развитие науки и техники может повлиять на эластичность спроса?
6. Если абонентная плата за телефонные услуги вырастет с 200 до 250 руб. в месяц, то какой процент владельцев стационарных телефонов должен отказаться от них, чтобы спрос стал эластичным? Какой процент владельцев, по вашему мнению, так действительно поступит? Какой коэффициент эластичности соответствует вашей оценке?
7. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене, если цена на утюги снизилась с 1500 до 1000 рублей, а величина спроса возросла с 200 до 400 штук в неделю. Выведите уравнение графика спроса на утюги. С каким видом ценовой эластичности мы сталкиваемся? Рассчитайте точечную эластичность спроса при цене 800 руб. Почему значения дуговой и точечной эластичности будут различаться?
8. Александр расходует 30% своего дохода на отдых и развлечения, когда его доход равен 3 тыс. руб., и только 20%, когда его доход равен 6 тыс.руб. в месяц. Является ли развлечения товаром низшей категории для Александра?
9. Функция спроса на товар «х» представлена в виде: Qdx =10 – Px + 0,5 Py. Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар «х», если цена товара «х» =12 тыс. руб., цена товара «у» = 8 тыс.руб.? Приведите примеры таких товаров.
10. В каких случаях предложение товара совершенно неэластично: холодильники, свежая рыба, места в Томском драмтеатре, учебники по экономике, картины Репина?
11. На конкретных примерах покажите, в чем состоит практическая значимость эластичности спроса и предложения для: а) потребителя; б) производителя; в) государства.
12. Предположим, что рынок товара описывается следующими уравнениями: Qd = 300 – P, Qs = 2P. Государство ввело налог на единицу товара в размере 75 руб., который платит продавец. Как изменится потребительский излишек, излишек производителя и общий излишек после налогообложения? В каком соотношении распределилось налоговое бремя между покупателем и продавцом? Кто пострадал больше и почему? Задачу решить графически.
Тесты для самоконтроля:
1. В результате удорожания ресурсов предложение товаров падает, и выручка производителей снижается. Какое из утверждений верно?
а) предложение неэластично по цене;
б) спрос неэластичен по цене;
в) предложение эластично по цене;
г) спрос эластичен по цене;
д) товар является низшим товаром.
2. Допустим, что спрос на чипсы описывается функцией: Qd = 15 – 0,5 P (где Р – цена за пачку). Какую цену должен назначить продавец, чтобы получить максимальную выручку: а) 10 руб.; б) 15 руб.; в) 20 руб.; г) для ответа недостаточно информации.
3. Сумма налога с продаж:
а) полностью выплачивается производителем;
б) полностью выплачивается покупателем;
в) выплачивается тем лицом, кто перечисляет налог государству;
г) распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от эластичности спроса и предложения.
Тема 5. Производство и издержки.
План семинара:
1. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах.
1.1. Технологическая эффективность и производственная функция.
1.2. Закон убывающей предельной производительности.
1.3. Эффекты масштаба.
2. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
2.1. Классификация издержек в коротком периоде: постоянные и переменные; валовые, средние и предельные; их динамика.
2.2. Долгосрочные издержки производства.
3. Экономический и бухгалтерский подходы к затратам и результатам.
3.1. Понятие экономических издержек и их структура.
3.2. Соотношение экономических и бухгалтерских издержек.
3.3. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник.– Киров, 2009. Гл.6, §§ 1,2,3; 10, §§1,2.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2005. Тема 5.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Спб., 2010. Гл.13.
4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.,2010. Гл.6, §3.
Вопросы и задания:
1. По какому критерию выделяются периоды в производственной деятельности фирм, и почему различие между периодами столь важно для предпринимателя? Какие изменения в составе производственных факторов относятся к краткосрочным, а какие к долгосрочным:
а) АвтоВАЗ вводит в строй новую сборочную линию;
б) ОАО «Сладко» нанимает еще 150 рабочих;
в) Фермер увеличивает количество применяемых на участке удобрений;
г) на ЗАО «Том-Мас» вводится третья смена;
д) ЗАО «Зональное» расширяет площадь посевных земель.
2. В чем состоит значение производственной функции для предпринимательства? Как ее можно изобразить для короткого периода; как связаны с ней кривые предельного (МР) и среднего (АР) продукта? Для иллюстрации какого закона можно использовать утверждение «Много поваров испортят любой суп»?
3. Почему в бизнесе так важно проводить различие между постоянными (FC) и переменными (VC) издержками? Почему фирма должна постоянно контролировать величину средних издержек (АС)? А зачем еще нужно привлекать к анализу предельные издержки (МС), ведь, кажется, соотношение цены и АС дает достаточную информацию о прибыльности или убыточности фирмы?
Определите, к какой категории известных вам издержек относятся следующие виды затрат:
а) трудоемкость единицы продукта (в руб.);
б) дополнительные расходы на изготовление еще одной партии обуви;
в) выплата процентов за кредит;
г) стоимость дерева, заключенного в одном столе;
д) зарплата уборщиц предприятия за месяц;
е) себестоимость единицы продукции;
ж) расходы на дачу взяток для открытия собственного дела;
з) расходы на бензин для перевозки грузов за день,
и) расходы на бензин для директорского автомобиля.
4. Отличается ли понятие технологического оптимума от производственного оптимума использования ресурсов? Соответствует ли производственный оптимум экономически оптимальному решению фирмы о выпуске продукции? Используйте необходимые графики.
5. В производство авансировано 270 тыс. руб., в том числе 54 тыс. на найм рабочей силы. Здание и техника служат в среднем 10 лет. Годовой продукт стоит 1 155 600 руб. Годовая прибыль в 2,5 раза больше годовых затрат на заработную плату. Сколько раз в год получают рабочие зарплату? Каковы текущие издержки и полученная за год прибыль?
6. Фирма «Томжилремонт» осуществляет ремонт квартир. Заполните приведенную ниже таблицу, в которой приведены данные об издержках фирмы за неделю (в тыс. руб.). По данным нарисуйте графики издержек. Как изменятся издержки, если: а) повысятся затраты на аренду; б) найдены более дешевые поставки сырья.
Q | TC | VС | AC | AFC | MC |
7. Функция издержек фирмы имеет вид: TC = 10 Q2 + 2 Q + 1000. Выведите формулу FC, VC, AFC, AVC, МС. При каком выпуске минимизируются средние издержки?
8. Предположим, вы решили заняться индивидуальной трудовой деятельностью - вязать и продавать кофты. Стоимость шерсти составляет 4 000 руб. в месяц, вязальная машина обошлась вам в 30 000 руб. Выручка от месячной реализации продукции – 15 000 руб. Вам предлагают пойти работать в ателье, где заработная плата 7 000 руб. Банковская годовая процентная ставка – 12%. Рассчитайте ваши бухгалтерские (явные) и экономические издержки, а также вероятную экономическую прибыль. Каково будет ваше решение – начать собственное дело или пойти работать в ателье?
Тесты для самоконтроля:
1. В чем различие между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы:
а) бухгалтерские затраты исчисляются в денежном выражении, а экономические - в натуральном;
б) экономические затраты больше, чем бухгалтерские, на величину безвозвратных затрат;
в) бухгалтерские затраты определяются через бухгалтерский баланс фирмы, а экономические по формуле: TC = FC + VC;
г) бухгалтерские затраты – это стоимость израсходованных ресурсов, а экономические – это оценка упущенных доходов владельцев ресурсов.
2. Если по мере роста объема производства фирмы ее средние переменные издержки сокращаются, то:
а) предельные издержки также должны сокращаться;
б) средние постоянные издержки должны быть ниже, чем средние переменные издержки;
в) общие переменные издержки также должны сокращаться;
г) предельные издержки должны быть ниже, чем средние переменные издержки.
3. Какие из следующих видов издержек не принимаются во внимание при выработке решений об оптимальном объеме производства фирмы:
а) средние переменные издержки; б) бухгалтерские издержки; в) средние постоянные издержки; г) предельные издержки; д) неявные издержки?
Тема 6. Совершенная конкуренция.
План семинара:
1. Понятие и основные типы рыночных структур.
1.1. Различие между совершенной и несовершенной конкуренцией.
1.2. Характеристика совершенной конкуренции.
1.3. Необходимость изучения модели чистой конкуренции.
2. Модель поведения совершенного конкурента.
2.1. Условия максимизации прибыли для конкурентной фирмы.
2.2. Равновесие фирмы в коротком периоде и условия прекращения производства.
2.3. Предложение фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.
3. Эффективность конкурентного рынка.
3.1. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли.
3.2. Аллокативная и производственная эффективность совершенного конкурента.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник. Издание 5-е. – Киров, 2009. Гл. 6.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2005.Тема 6.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Спб., 2010. Гл. 14.
Вопросы и задания:
1.Часто отождествляют понятия «свободная конкуренция» и «совершенная конкуренция». По вашему мнению, есть ли различие между ними? Как вы думаете, могла и может ли существовать свободная конкуренция в чистом виде, и должна ли быть заложена в идеологию рыночных реформ по созданию конкурентной среды в России концепция рынка свободной конкуренции?
2. Объясните алгоритм действия чистого конкурента: сравнение
· P и AVC; · P и MC; · P и ATC.
Почему в коротком периоде фирме иногда лучше работать с убытками, а не уходить с рынка? Что такое запредельная, допредельная и предельная фирма, и отличаются ли эти понятия для кратко- и долгосрочного периодов? По вашему мнению, какие из фирм преобладают на конкурентном рынке?
3. Какова «цена» чистой конкуренции для общества в целом и для отдельного экономического субъекта? Существуют какие-либо границы «полезности» конкуренции?
4. При каких условиях фирма может вести себя как ценополучатель(совершенный конкурент), даже если отрасль представлена небольшим числом фирм, или даже в отрасли – одна фирма?
5. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде имеет затраты и выручку, описываемые следующими данными:
а) TR = 800, FC = 100, AC = 35, AVC = 30, MC = 39.
б) P = 30, VC = 800, FC = 600, AC = 35, MC = 30.
в) Q = 100, TR = 5 000, AVC = 55, MC = 50.
г) TR = 200, FC = 400, AFC = 4, MC = 2.
Что следует предпринять фирме в каждом случае?
1. Остаться в отрасли и увеличить объем выпуска.
2. Остаться в отрасли и уменьшить объем выпуска.
3. Остаться в отрасли и ничего не менять.
4. Уйти из отрасли.
5.Недостаточно информации для принятия решений.
6.Фирма действует на рынке совершенной конкуренции. Зависимость общих производственных затрат фирмы от ее выпуска представлена в таблице:
Выпуск, тыс. шт. | |||||||||||
Затраты, тыс. руб. |
а) Какова та минимальная цена, при которой фирма еще будет продавать что-либо на рынке в коротком и длинном периодах?
б) Какое количество продукции будет продавать фирма при цене, равной 18 руб. за штуку, и какую прибыль она получит? Проиллюстрируйте ваше решение с помощью графиков равновесия конкурентной фирмы.
7. Конкурентная фирма имеет общие затраты TC = 300 + 40Q + 2Q2. Она получает в краткосрочном периоде максимально возможную прибыль, равную 500. Определить цену на рынке и объем выпуска данной фирмы.
8. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы от объема производства представлено в табл. 1. В отрасли занято 1000 одинаковых фирм. В табл. 2 приведены данные о спросе на этот вид продукции. Определите равновесную цену, объем производства продукции, выпускаемой каждой фирмой. В длительном периоде отрасль будет расширяться или сужаться?
Табл. 1 Табл. 2
Выпуск в ед. Времени (шт.) | Общие издержки | Цена (руб.) | Объем спроса в ед. времени (шт.) | |
3 000 | ||||
2 000 | ||||
1 500 | ||||
1 000 | ||||
Тесты для самоконтроля:
1.О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена производимого товара составляет 3 руб., средние переменные затраты равны 2,5 руб., и это служит для них минимальным значением, выпуск при этом составляет 1 млн. штук. Какова должна быть стратегия фирмы в краткосрочном периоде?
а) прекратить производство; б) увеличить выпуск;
в) уменьшить выпуск; г) не менять объем выпуска.
2. Функция зависимости средних издержек от объема выпуска конкурентной фирмы имеет вид AC = 8 + Q.Если она максимизирует свою прибыль при объеме выпуска 14 единиц продукции, то какой будет рыночная цена единицы продукции, руб.: а) 22; б) 36; в) 24; г) 16.
3. В результате изменения цен на ресурсы постоянные издержки возросли ровно на такую же величину, на которую снизились переменные издержки. Максимизирующая прибыль конкурентная фирма должна:
а) увеличить выпуск; б) сократить выпуск;
в) не изменять размеров выпуска; г) понизить цену; д) верно а) и г).
Тема 7. Несовершенная конкуренция. Чистая монополия.
План семинара:
1. Несовершенная конкуренция.
1.1. Критерий и виды несовершенной конкуренции.
1.2. Условия возникновения.
2. Максимизация прибыли чистой монополии.
2.1. Черты и формы монополии: открытая, закрытая, естественная.
2.2. Рыночная и административная монополия.
2.3. Определение цены и объема производства.
2.4. Ценовая дискриминация.
3. Монополия: «за» и «против».
3.1. Показатели монопольной власти.
3.2. Убытки от монополии и их виды.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник. Издание 5-е. – Киров, 2009. Гл.7,§§ 2, 3, 4,5, 9.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2005. Тема 9.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Спб., 2010. Гл. 15.
Вопросы и задания:
1. К какому виду несовершенной конкуренции относятся: машиностроение, торговля цветами, сталелитейная промышленность, ресторанное дело, предоставление услуг водоснабжения? Почему все эти рыночные структуры относятся к модели несовершенной конкуренции? По вашему мнению, есть ли различия между крупным бизнесом и монополией (олигополией)? Прокомментируйте: «Отождествлять абсолютный размер фирмы с монопольной властью, это все равно, что путать ожирение с беременностью».
2. Каковы основные источники монопольной власти? Как вы считаете, не виновно ли в некоторых случаях само государство в создании монопольной власти? С другой стороны, в каких случаях возникновение монополии неизбежно и даже общественно оправдано? На ваш взгляд, чем обусловлена высокая степень и специфика монополизации в экономике России? А согласны ли вы с утверждением или нет: «Никакая фирма не защищена полностью от конкурентов: все фирмы конкурируют за деньги потребителей. Чистая монополия, следовательно, не существует»?
3. Говорят, что кривая рыночного спроса на героин очень неэластична. Говорят также, что предложения героина монополизировано мафией, которая, как мы считаем, заинтересована в максимизации прибыли. Совместимы ли, на ваш взгляд, эти два утверждения? А может ли сложиться такая ситуация на рынке, что монополист функционирует с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценами? Для ответов используйте графики.
4. Предположим, что чистый монополист и чисто конкурентная фирма имеют одинаковые издержки на единицу продукции (дополнительный вопрос – возможно ли это?). Сопоставьте, используя график равновесия фирмы, этих двоих с точки зрения: а) цены; б) выпуска; в) прибылей. Поскольку и монополисты, и конкурирующие фирмы следуют правилу MC = MR при максимизации прибылей, как вы объясните разные результаты? Объясните, почему равновесие монополиста ведет к экономической неэффективности по сравнению с совершенным конкурентом?
5. Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в разные кучки, яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соответственно, назначать разные цены. Какое отношение этот пример имеет к ценовой дискриминации? Что такое ценовая дискриминация и каковы условия ее проведения? Смягчает ли она, вы считаете, проблемы неэффективности и несправедливости, связанные с монополией?
6. Монополист сталкивается с кривой спроса, заданной выражением QD = 100 – 2 р. Функция издержек для монополиста имеет вид TC = 2Q. Каковы оптимальный объем выпуска, цена и прибыль, получаемая монополистом?
5. Известны следующие данные об объеме продаж и изменении переменных затрат фирмы; постоянные затраты (FC) равны 400. Каково равновесие монополиста?
Q – объем производства и продаж | TR – общая выручка | VC- переменные затраты | Заполните, выбирая нужные вам показатели | ||
8. Функция спроса на продукцию монополиста P = 80 – 4Q, MC = 16. Найти эластичность спроса по цене в точке оптимума монополиста. Какой можно сделать вывод?
Тесты для самоконтроля:
1. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
б) может произвести любой объем товара и продать его по любой цене;
в) при данной кривой рыночного спроса может выбрать такую комбинацию цены и объема выпуска, когда предельная прибыль равна нулю;
г) сталкивается с совершенной неэластичной кривой спроса.
2. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене
$ 100 за единицу, но продажа 11 единиц вызывает снижение цены до $ 99,5. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен:
а) $ 100; б) $ 99,5; в) $ 94,5; г) $ 94,0; д) $ 1099,5
3. Монополист-производитель лекарства выпускает и продает такой объем продукции, при котором: MR = $ 270; МС = $ 250. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:
а) повысить цену и увеличить объем выпуска; б) повысить цену и уменьшить объем выпуска; в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;
г) снизить цену и увеличить объем выпуска; д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.
4.Общие затраты монополиста задаются уравнением : TC = 100Q + 2Q2, а уравнение функции спроса на ее товар: P = 400 – Q. Каков будет общий доход фирмы:
а) 25000; б) 20500; в)17500; г)14500?
Тема 8. Промежуточные рыночные структуры
План семинара:
1. Монополистическая конкуренция со стороны общественных издержек и выгод
2. Олигополистический рынок и оценка его эффективности
3. Принципы антимонопольной политики в отношении естественных и искусственных монополий.
Основная литература:
1. Курс экономической теории: Учебник. Издание 5-е. – Киров, 2009. Гл. 7, §§ 6,7,9.
2. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2005. Темы 7; 8; 9.2.
3. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – Спб., 2010. Гл. 16.17.
Вопросы и задания:
1. В любом городе сейчас очень много продовольственных магазинов, торгующий примерно одинаковым ассортиментом товаров. Поэтому эта структура ближе к модели монополистической конкуренции, чем к совершенной? На чем основана рыночная власть продавцов, ведь объем их продаж может быть очень небольшим? Какую форму конкуренции они предпочитают?
2. Какую роль играет реклама, каковы ее положительные и отрицательные стороны? Как вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм?
3. Фирма производит колготки (тыс. шт. в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход фирмы MR = 40 – Q, а ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) MC = 2Q – 8. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС) составляет 30 руб., то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
4. Сравните графически долгосрочное равновесие совершенного и монополистического конкурента (предполагая идентичные средние издержки) и сделайте вывод о несоответствии монополистической конкуренции критериями аллокативной и производственной эффективности. Нашлись бы у вас как у потребителя аргументы в защиту монополистической конкуренции?
5. Почему существуют олигополии? Объясните, какое значение имеет немногочисленность конкурентов на олигополистическом рынке для определения параметров р