Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Изменяется лишь интерпретация кривых:
- кривая средних валовых издержек - кривая долгосрочных издержек, т.е. АТС - LAC, причем возможна корректировка величины постоянных издержек;
- кривая предельных издержек - кривая долгосрочных предельных издержек.
Долгосрочное равновесие при:
- LMR= LМС
- Р > LAC (т.е. нет ситуации минимизации убытков).
ЗАМЕЧАНИЯ:
1. В отличие от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных валовых издержек (может быть как ниже, так и выше минимума). Монополист изберет такой размер предприятия, который в наибольшей степени соответствует оптимальному объему выпуска.
2. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль, т.к.спрос на большинство продуктов более эластичен на длинном интервале, чем на коротком.
Весь предыдущий анализ исключал предпринимательство. В реалиях любая фирма, получающая экономическую прибыль, обращает на себя внимание предпринимателей, желающих поучаствовать в столь выгодном деле.
Открытая монополия - фирма - единственный поставщик продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов ни преимуществами экономии на масштабах, которые есть у естественной монополии, ни законодательными барьерами, делающими невозможным вход в отрасль.
Варианты возможного поведения в целях сохранения монопольных преимуществ:
1. Взвинчивание цены до уровня получения краткосрочной максимальной прибыли и получение чистой экономической прибыли до момента падения цен. Фирма должна примириться с тем, что рано или поздно на рынке появятся конкуренты и часть прибыль будет доставаться им. Рынок превращается в олигополию - рыночная цена ниже начальной. В случае удачи - к моменту исчезновения экономической прибыли появляется новый вид продукции (как результат использования части экономической прибыли на исследовательскую деятельность). Надежда даже на краткосрочную экономическую прибыль - мощный двигатель инновационного процесса.
2. Стратегия лимитирующего ценообразования: установление цены меньшей, чем цена, дающая краткосрочную максимальную прибыль. Прибыль - умеренная, рынок менее заманчив для конкурентов.
Такая стратегия наиболее привлекательна для монополистов, которые имеют преимущества в издержках. Если фирма достигает настолько низкого уровня издержек, который практически недостижим конкурентам можно получать экономическую прибыль и при невысоких ценах.
На практике нет жесткого выбора, возможно использование обеих, а также промежуточной стратегии в зависимости от конкретной ситуации.
Показатель рыночной власти.
В условиях совершенной конкуренции Р=МС.
В условиях монополии Р, соответствует объему, при котором MR=MC, а MR всегда меньше Р, т.к. кривая спроса падает. Следовательно, цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
Коэффициент превышения цены над предельными издержками - показатель монопольной власти Лернера: L =(P-MC)/P.
Численное значение коэффициента монопольной власти всегда между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Величина, на которую цена превышает предельные издержки, зависит от эластичности спроса. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью она обладает - обратно пропорциональная зависимость.
Коэффициент Лернера L= -1/Ed.
Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки, обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен (Еd - большая величина), монополисту достается незначительная прибыль.
ЗАМЕЧАНИЕ: значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большой монопольной властью, но получать незначительную монопольную прибыль (или не получать ее, а только нормальную) при значительных (по сравнению с ценой) средних издержках.
Ценовая дискриминация.
Исходили из допущения, что все единицы товара для всех потребителей реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика неизбежна в ситуации, когда возможна перепродажа.
Рыночная власть - способность влиять на цены. Монополии (не только они) могут устанавливать разные цены для разных потребителей, т.е. осуществлять диверсификацию цен. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанные с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию, т.е. установление для разных групп покупателей разных цен на один и тот же товар, не связанных с различными издержками.
Цель: захват потребительского излишка и его переход к производителю.
Для того, чтобы фирма могла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям:
1. Покупатели в силу невозможности или неудобства не могут перепродать купленную продукцию.
2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы.
Критерий деления покупателей на группы - эластичность спроса на товары.