Дискреционная фискальная политика
Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) означает сознательное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции. При этом могут приниматься специальные решения правительства, направленные на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции.
При проведении дискреционной фискальной политики важен учет следующих, проверенных на практике функциональных зависимостей:
1. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого увеличивается выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как инвестиции (по Кейнсу — действуют как мультипликатор инвестиций).
2. Увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. При этом сокращается покупательский спрос, объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот — снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Изменение налогов дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.
Мультипликационный процесс государственных расходов начинается с возрастания расходов AG, которые увеличивают доход на ту же самую величину, что дает прирост потребления b • AG (b< 1). Рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что вновь приводит к росту величины потребления — Ь2 • AG.
В результате наблюдается эффект мультипликатора государственных расходов |
Совокупный эффект включает:
Его рост ограничивает налоговая ставка.
Существует предельная налоговая ставка, определяемая соотношением прироста суммы вносимого налога и прироста дохода:
Вместе с тем наиболее эффективной признается прогрессивная система налогообложения, являющаяся фактором ослабления эффекта мультипликатора и стабилизации уровней выпуска и занятости. Чем ниже ставка налогообложения, тем больше при прочих равных условиях эффект мультипликатора.
Аналогичное мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает снижение налогов.
Механизм налоговой мультипликации, как и государственных расходов, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов. Здесь также проявляется цепная связь:
• снижение налогов увеличивает располагаемый доход;
• рост располагаемого дохода увеличивает потребление;
• рост потребления увеличивает совокупные расходы;
• рост совокупных расходов ^увеличивает совокупный доход и т. д.
При этом имеет место зависимость: если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает, имеет место сбалансированность бюджета, которая вместе с тем не исключает бюджетных дефицитов или излишков.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного исключения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет только о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, сохранении равенства
Мультипликационный эффект oт снижения налогов слабее, чем от увеличения государственный расходов, что объясняется более сильным воздействием государственных расходов на величины доходов и потребления. Это различие важно иметь в виду при определении инструментов фискальной политики. Если ориентир делается на расширение государственного сектора экономики для преодоления циклического спада - увеличение государственных расходов обеспечивает достаточно сильный эффект, если надо сдержать инфляционный подъем — в качестве мягкой ограничительной меры целесообразно увеличение налогов.
Если фискальная политика, наоборот, ориентирована на ограничение государственного сектора, в фазе спада снижаются налоги, а в фазе циклического подъема снижаются государственные расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.