Антикризисная политика в россии
Российский кризис не вписывается в сложившиеся стереотипы.
Специфика России состоит в особой актуальности структурных кризисов. Поэтому на решение именно этих проблем прежде всего ориентирована антикризисная политика государства.
В соответствии с объективной необходимостью в ходе перестроечных процессов предполагалось:
• изменить соотношение между военными и гражданскими отраслями;
• повысить удельный вес обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;
• увеличить удельный вес наукоемких производств;
• активизировать производство предметов потребления;
• развить сферу услуг и др.
Что же имело место в действительности?
• В результате распада СССР были разорваны экономические связи, что привело к нарушению воспроизводственных процессов в макроэкономике.
• Был разрушен ВПК без разработки военной доктрины, призванной обеспечить достаточную обороноспособность страны, не было разработано программы конверсии.
• "Преобразования" проводились при отсутствии концепции реформирования.
• Государство самоустранилось от руководства преобразованиями, делалась ставка на то, что рынок сам произведет необходимые структурные преобразования. Вместе с тем реалии показали, что ориентация только на рыночные механизмы, без активной роли государства, недостаточна и недопустима. Это подтвердила и практика зарубежных стран, в которых в периоды кризисов усиливается государственное регулирование.
• В результате трансформации экономических структур Россия вообще перестала выпускать наукоемкую продукцию, что означает утрату научно-технического суверенитета, по структурным параметрам начала приближаться к развивающимся странам.
• В настоящее время имеет место более быстрый рост добывающей промышленности, Россия все более становится сырьевым поставщиком Запада, что достаточно очевидно из статистических данных:
Удельный вес отраслей промышленности
в валовой продукции (в оптовых ценах предприятий
на 01.01.1982 г. и действующих ценах 2002 г., в %)х
В 1990 г. за счет топливно-энергетического комплекса структура промышленности России была "тяжелее" общесоюзной. В 2002 г. при сокращении удельного веса других отраслей (инвестиционного комплекса, легкой и пищевой промышленности, проч.) в топливно-энергетическое комплексе она выросла почти в три раза, т. е. еще весьма значительно "утяжелилась".
• С 1993 г. усилился упадок II подразделения, выпускающего отечественные товары потребительского назначения. Удельный вес товаров российского производства на потребительском рынке в общем объеме снизился с 77% в 1992 г. до 46% в 1995 г. Отечественные товары вытесняются продукцией за рубежных производителей.
В результате преобразований страна отстает от предельно допустимых уровней развития, ниже которых, по экспертным оценкам ООН, дальнейшее развитие чревато.
Ситуация по некоторым важнейшим параметрам на начало XXI в.:
• доля машиностроения в промышленном производстве: пороговый уровень - 20%, у нас - 17%;
• затраты на оборону:
пороговый уровень - 5%, у нас - 2,9%;
• доля новых видов продукции в общем выпуске: пороговый уровень - 6%, у нас - 2%;
• потребительская корзина:
из 72 позиций по 64 мы зависим от экспорта.
Таким образом, за последние годы состояние макроэкономики не только не нормализовалось, но еще более ухудшилось. Структурные кризисы не только не преодолены, но еще более усугубили положение в макроэкономике.
В условиях несбалансированности деструктивные явления, при которых система взаимодействия и система регулирования не обеспечивают удовлетворения потребности в благе, обусловили полосу новых кризисов, представляющих совокупность значительных проблем и противоречий — это и энергетический кризис, и кризис водоснабжения, и кризисные явления в угольной промышленности, социальной сфере, связанные с невыплатой заработной платы и другими проявлениями и др.
Итог:
Результатом ошибочной экономической политики явилась утрата по ряду параметров достигнутого уровня, необходимого для поддержания "жизнедеятельности страны". Перед современной Россией в полный рост встала проблема национальной безопасности.
Проблема национальной безопасности - многоплановая проблема. Ее можно определить как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Реалии сегодняшней России не обеспечивают этого, для нее актуальны продовольственная, экологическая безопасность, безопасность от криминальных структур, безопасность от вооруженного нападения и т. д., требующие безотлагательного внимания.
Характеризуя ситуацию в России, известный исследователь Мануэль Кастельс отмечает: "Экономика потерпела крушение вследствие спекулятивных маневров номенклатуры ради собственной выгоды, вследствие безответственных рекомендаций о введении абстрактной политики свободного рынка со стороны Международного валютного фонда, некоторых западных советников и политически неопытных русских экономистов, которые внезапно оказались на командных постах, вследствие паралича демократического государства в результате запутанных интриг между политическими фракциями, где царили личные амбиции. Все это привело к невыносимым страданиям народа..."1
Нестабильность макроэкономики многие исследователи связывают с проблемами безработицы и инфляции. Их опосредует экономический рост. Рассмотрим содержание каждой проблемы.
Основные термины и понятия
Материальная основа выхода из кризиса— массовое обновление основного капитала.
Проблема национальной безопасности—- проблема возможности и готовности экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних
угроз.
Причина кризисов— диспропорциональность экономики, противоречие между динамичным потребительским спросом, обусловленным растущими потребительскими предпочтениями, и возможностью их удовлетворения.
Цикличность— повторяемость чередований спадов и подъемов производства в рыночной экономике.
Контрольные вопросы
1. Определите причины цикличности макроэкономического развития.
2. Назовите характерные черты фаз цикла: спада, депрессии, оживления, подъема.
3. Охарактеризуйте материальную основу выхода из экономического цикла.
4. Охарактеризуйте диалектику и современные особенности цикла.
5. Определите обусловленность интеграции структурных и циклических кризисов.
6. Назовите основные направления антикризисной политики в России.
7. Назовите известные вам мероприятия антикризного регулирования на Западе и в России.
8. Определите направления правительственной политики по развитию социальной сферы в современной России.
9. Определите направления правительственной политики по развитию наукоемких производств в России.
Пол Самуэльсон:
• Таким образом, наш первый шаг к раскрытию природы экономического цикла состоит в уяснении того факта, что в экономике сектор производства товаров длительного пользования или капитальных благ обнаруживает наибольшие циклические колебания.
• Джеффри Мур и Артур Ф. Берне из Национального бюро экономических исследований обнаружили, что некоторые показатели, подобные упомянутым выше (проявляющие поворот вниз за строго определенное число месяцев до того, как такой же поворот испытает вся экономика), могут оказать некоторую помощь в заблаговременном определении моментов поворота, а также в подтверждении того факта, что эти моменты уже наступили. И все же предсказатели не могут полагаться на одни лишь подобные индикаторы по той причине, что в такие периоды, как в 1952 г., они давали ложные сигналы; в другие периоды экспансии эти индикаторы поворачивали вниз так рано и проявляли после этого такие колебания, что их показания имели весьма низкую ценность. Экономисты с большим интересом следят за дальнейшим развитием этой методики, а лица, занимающиеся прогнозами, используют эти сведения в качестве дополнения к оценкам валового национального продукта.