Трудовая теория стоимости и теория полезности
В экономической науке сложились два различных подхода к основаниям обмениваемости товаров на рынке: трудовая теория стоимости и теория полезности.
Первое направление — трудовая теория стоимости. Его представители — классики политической экономии В.Петти, А. Смит, Д. Рикардо — обосновали, что основой стоимости товаров является труд, затраченный на производство товаров.
К. Маркс углубил исследование анализом двойственного характера труда, воплощенного в товаре. При этом выявил, что труд, создающий товар, имеет двойственный характер. С одной стороны, это труд в определенной, целесообразной форме, направленный на создание определенных полезностей (потребительных стоимостей — стола, стула и т. д.). Получил название конкретного труда. С другой — это труд вообще, безотносительно к конкретной форме, представленный как затрата физиологической энергии человека — энергии мышц, мускулов, нервов, мозга. Получил название абстрактного труда. К. Маркс доказал, что именно абстрактный труд в силу своей качественной однородности, выступающей основой его количественной соизмеримости, является основой стоимости товара.
Исследование количественной компоненты стоимости привело к выводу о том, что стоимость товара определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ) на производство товара или общественно-необходимым рабочим временем. Общественно-необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства (т.е. условиях, при которых производится основная часть продукции данного вида) и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Такой подход, ориентирующий на общественно нормальные, или господствующие, условия производства, очень важен. Поскольку реальные условия производства весьма многообразны при ориентации на индивидуальные затраты труда, непременно, выиграют "худшие" производители, чьи индивидуальные затраты больше общественно необходимых. Это означает стимулирование менее способных и предприимчивых и более ленивых производителей. Однако подобная ориентация не отвечает интересам общества, которое, как минимум, должно "полагаться" на имеющиеся технические достижения, используемые большинством производителей, а также тех, кто развивает технический прогресс, использует более совершенные методы организации труда. Это важный фактор прогрессивного развития.
В процессе обмена происходит "приравнивание труда", затраченного на производство различных полезностей. При этом ориентация на эквивалентность приводит к формированию определенной количественной пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Это меновая стоимость товара.
Меновая стоимость — это форма стоимости, представляющая конкретные вариации обмена полезности одного рода на полезности другого рода. Она может изменяться в зависимости от места и времени при неизменности ее внутренней, стоимостной субстанции.
Научные исследования, привели к выводу, что основным законом товарного производства является закон стоимости, определяющий основу и механизмы формирования и реализации стоимости товара. При этом можно выделить три важнейшие аспекта:
1) основой стоимости товара является труд, затраченный на производство товара;
2) количественная компонента стоимости определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда или общественно-необходимым рабочим временем;
3) ОНЗТ выступают основой соизмеримости, определяющей пропорции обмена товаров на рынке.
Развитое товарное производство, свободная конкуренция, отсутствие механизмов монополии и государственного вмешательства в экономику — идеальная среда действия закона стоимости. При этом он определяет и регулирует важнейшие параметры рыночной системы — формирование товарной стоимости, пропорции обмена товаров на рынке.
Второе направление — неоклассическая теория ценности. Его представители — Карл Менгер, дйген Бем-Баверк, Фридрих фон Визер — считали, что ценность товаров определяется их полезностью.
Они выдвинули теорию полезности, согласно которой ценность товаров определяется не затратами труда на производство товаров, а их полезностью, считая, что самые различные материальные и духовные блага ценятся людьми не потому, что на них затрачен труд, а потому, что они обладают полезностью. При этом производство товара может потребовать незначительных затрат труда, однако его полезность может оказаться весьма высокой. Она и определит ценность товара.
Классический пример — "парадокс Смита", ориентированный на разрешение дилеммы почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза для удовлетворения жизненных потребностей намного меньше, стоит так дорого.
Неоклассическая теория данный феномен полезности объясняет редкостью. Вода имеется в изобилии, и, следовательно, цена на нее низка. Наоборот, бриллианты встречаются редко, требуют больших затрат на добычу, гранение, шлифовку. Их запас ограничен, цена высока.
С динамизмом представлений, формированием рационалистических воззрений теория полезности трансформируется в теорию предельной полезности. При этом под предельной полезностью понимается наименьшая потребность, от которой пользователь продукции прежде всего готов отказаться при невозможности удовлетворения полного круга потребностей. В качестве аргументации выдвинутой позиции один из виднейших представителей австрийской школы Э. Бем-Баверк приводит пример .о старике-отшельнике, живущем в лесу, имеющем пять мешков зерна, которые он использует для удовлетворения своих потребностей. Полезность мешков располагается в убывающем порядке:
1-й мешок — для себя, с целью удовлетворения самой насущной потребности — в питании;
2-й мешок — для улучшения питания; 3-й мешок — для откорма домашних птиц; 4-й мешок — для изготовления пива; 5-й мешок — для забавы — кормления попугаев. Лишившись одного мешка, отшельник откажется от кормления попугаев. При возможном последующем сокращении — от других с учетом убывания полезности продукта в кругу удовлетворяемых потребностей.
Сторонники теории сделали вывод, что величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной полезности, которая занимает последнее место в ряду удовлетворяемых потребностей.
И тот, и другой подходы определения ценности продукта имеют место и являются достаточно обоснованными. Вместе с тем первый подход представляется более оправданным в условиях массового производства продукции, ориентации на низкодоходные группы потребителей или в условиях "платежного дефицита", когда за необходимые товары потребители могут заплатить минимально возможную цену. Второй — в большей мере отвечает условиям индивидуализированного производства, ориентированного на высокодоходных потребителей, видящих главную цель в полезности, особых потребительских свойствах товаров, за которые готовы дорого заплатить, вместе с тем имеет место и в условиях "товарного дефицита", когда за желаемые товары, которые достаточно трудно купить, потребители готовы заплатить высокую цену.
В условиях огромного многообразия потребностей важно создание не просто разнообразных, но и взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, информированность потребителей об их качественных и ценовых характеристиках, уровне взаимозаменяемости или взаимодополняемости. Необходимо обеспечение их надлежащего качества.