Причины кризиса неоклассической теории в 30-е годы ХХ века.

Развернувшийся в 1929 году глубокий и длительный кризис и последовавшая после его окончания в 1932 году длительная депрессия во многом способствовали падению научного авторитета неоклассической школы. Неоклассическая модель общеэкономического равновесия противоречила реалиям 30-х годов XX века.

Таким образом, кризис неоклассической теории в 30-е годы XX столетия был вызван ее внутренними противоречиями и нестыковкой ее основных положений с условиями развития экономики в эти годы.

Основные характеристики классической и неоклассической теорий приведены в табл.6.1.

Таблица
6
.1
Основные характеристики классической и неоклассической экономическ
их
 
те
о
рий
 

 
Проблема максимиз
а
ции
 

 
В центре внимания
максимизирующего
п
о
ведения
 
траектория
во времени
последовател
ь
ных
состояний равно
в
е
сия
 

 
В центре внимания
максимизирующего
п
о
ведения
 
проблема
ра
с
пределения ресурсов
на определенный п
е
риод
времени на основе
принципа уравнивания
предельных знач
е
ний
 

Теория цены и теория
ра
с
пределения
 

 
Отсутствует
об
щ
ность этих теорий.
 
 
Только величина
з
а
работной платы
опр
е
дел
я
лась на
основе закона
ценн
о
сти; цены других
факторов пр
о
изводства
определ
я
лись на
осн
о
ве других
при
нципов
 

 
Соблюдается
при
н
цип общности
те
о
рии цены и теории
распр
е
деления.
 
 
Цены
производстве
н
ных
факторов (при з
а
данном
предложении и
технологических но
р
мах

Главная
экономич
е
ская
проблема
 

 
Определение
соо
т
ношения в
объеме
используемых
прои
з
водственных
ресу
р
сов с учетом их
цен. Причина:
исто
ч
ник
экономического ро
с
-
та
-
 
накопление
кап
и
тала; уровень
и
д
и
намика нормы
пр
и
были зависит от
объема и цен
испол
ь
зу
е
мых труда
и земли
 



 
Определение
усл
о
вий, при которых
до
с
тигается
оптимальное
распределение
р
е
сурсов с точки
зрения
максимального
удо
в
летворения

Предмет анализа
 

 
Экономический рост
(
пр
и
рода и причины
бо
гатства о
б
щества).
На первый план
в
ы
двигае
т
ся
концепция роста в
рамках
ра
з
ви
вающейся
системы
 

 
Взаим
о
связь между
ограниченным
зада
н
ным объемом
прои
з
водственных
ресу
р
сов и
возможными
ал
ь
тернативными
спос
о
бами их
прим
е
нения. На

Те
о
рия
 

Кла
с
сическая
 

Неоклассич
е
ск
ая
 
 

Вопросы для проверки

1. Почему маржиналистская теория ценности и цены приравнивается к революции в развитии экономической теории?

2. Чем отличается поведенческая гипотеза маржиналистов от классической?

3. Почему маржиналисты перенесли анализ ценности из сферы производства в сферу обращения?

4. Каким образом представители австрийской школы связывали теорию ценности и цены с теорией производства и распределения?

5. Почему Л.Вальрас считал, что в условиях общеэкономического равновесия достигается максимизация общественного благосостояния?

6. В чем выражается принципиальное различие в трактовке проблемы благосостояния Л.Вальрасом и Д.Парето?

7. Какую роль сыграл маржинализм в развитии экономической науки?

8. Приняли ли неоклассики экономические и поведенческие постулаты классиков и маржиналистов?

9. Почему появление неоклассической доктрины не рассматривается, как революция в экономической науке?

10. Приняли ли неоклассики классическую трактовку предмета экономической теории?

11. Какой вклад в развитие неоклассической теории внесли

А.Маршалл, Ф.Кларк, К.Виксель, И.Фишер?

12. Каким образом неоклассическая теория цены связана с теорией производства и распределения?

13. Какие концептуально значимые позиции объединяют классиков и неоклассиков?

14. Какие идеи К.Викселя, Й.Шумпетера, Дж.Робинсон, Э.Чемберлена противоречили концептуальным положениям неоклассиков?

Тесты (выберите правильный/е ответ/ы)1. Количественный метод в экономическом анализе:

а) был впервые использован физиократами;

б) широко использовался У.Петти, Ф.Кенэ, Д.Рикардо, но не

А.Смитом;

в) на математической основе впервые был использован на первом этапе маржиналистской революции;

г) на математической основе периодически использовался от-

дельными экономистами в ХIХ веке до начала маржиналистской революции.

2. Основные экономические постулаты маржинализма:

а) практически полностью совпадали с классическим;

б) в эксплицитной форме были сформулированы только

Ст.Джевансом;

в) были использованы, в частности, для обоснования субъек-

тивной теории предельной полезности;

г) все предложенные варианты ответов неверны.

3. Схема экономического анализа:

а) у маржиналистов полностью совпадает с классической;

б) только частично совпадает с классической;

в) совершенно не совпадает с классической;

г) показатель связи маржинализма с классиками.

4. Трактовка ценности и цены:

а) у маржиналистов и классиков носит объективный характер;

б) у маржиналистов и неоклассиков носит субъективный ха-

рактер;

в) у маржиналистов субъективна, а у классиков – объективна;

г) у маржиналичстов объективна, а у классиков – субъектив-

на.

5. Как метод экономического анализа математика:

а) использовалась всеми маржиналистами;

б) всеми маржиналистами, кроме теоретиков австрийской

школы;

в) не признавалась австрийской школой из-за плохого знания

ими математики;

г) все предложенные ответы неверны.

6. Цена измеряется по мнению:

а) классиков – затратами труда;

б) маржиналистов – субъективной предельной полезностью

блага;

в) классиков и маржиналистов – суммой доходов владельцев

факторов производства;

г) у классиков и К.Маркса – затратами труда, а у маржинали-

стов – субъективной предельной полезностью.

7. Поведенческая гипотеза основывается:

а) у классиков – на философии утилитаризма, но не отрицает иных мотиваций индивида в хозяйственной сфере;

б) у маржиналистлов – на философии утилитаризма, но отрицает неэкономические мотивации индивида в хозяйственной сфе-

ре;

в) у классиков – на философии гедонизма, а у маржиналистов –

на философии утилитаризма;

г) у классиков – на философии утилитаризма, у маржинали-

стов – на философии гедонизма.

8. Экономика:

а) и у классиков, и у маржиналистов, и у неоклассиков анали-

зируется в статичном состоянии;

б) у классиков и неоклассиков анализируется в статике, а у

маржиналистов – в динамике;

в) у классиков анализируется в динамике, а у маржиналистов

и неоклассиков – в статике;

г) Только у классиков анализируется в статике.

9. Понятие ценности:

а) существует у классиков и К.Маркса, но отрицается маржи-

налистами и неоклассиками;

б) у классиков и Маркса имеет объективную основу, а у мар-

жиналистов и неоклассиков трактуется субъективно;

в) существует у классиков, К.Маркса и маржиналистов, но от-

рицается неоклассиками;

г) классиками связывается только с затратами труда, а мар-

жиналистами и неоклассиками – с потребительной ценностью блага.

10. Доходы производственных факторов:

а) у маржиналистов и неоклассиков определяются их предельной производительностью, а у классиков и К.Маркса их величина зависит от соотношения классовых сил;

б) у маржиналистов их величина определяется на основе субъективной предельной полезности потребительского блага, в производстве которой они были использованы, а у неоклассиков – на основе их предельной производительности;

в) у классиков они создаются трудом наемного работника, а у

неоклассиков – производительностью труда и капитала;

г) все варианты ответов правильны.

11. Проблема общественного благосостояния:

а) и в рамках маржинализма, и в рамках неоклассики решает-

ся однозначно;

б) и у маржиналистов, и у неокласиков трактуется неоднозначно;

в) впервые была поставлена А.Маршаллом, который исследо-

вал ее в рамках разработанной им концепции излишка продавца и покупателя;

г) Одинаково трактуется Л.Вальрасом и В.Парето;

д) ее трактовка А.Пигу принята в настоящее время.

12. Теория цены, разработанная А.Маршаллом:

а) не имела ничего общего с маржиналистской трактовкой це-

ны, но включала некоторые идеи классической теории цен;

б) как и классическая теория цены, основывалась на анализе

цены спроса и предложения;

в) принципиально отличалась от теории цены, которую разра-

ботали классики и маржиналисты;

г) все варианты ответов неверны.

13. Трактовка распределительных отношений:

а) А.Маршаллом принципиально отличается от их трактовки

английскими классиками;

б) у А.Маршалла существенно отличается от классической, но

близка к маржиналистской;

в) в ее современном варианте была разработана Кларком;

г) в ее современном варианте разработана Дж.-Б.Кларком и К.Викселем.

14. Основная задача теоретической экономики:

а) по мнению классиков и неоклассиков, связана с исследова-

нием природы и источников богатства;

б) по мнению классиков, связана с анализом распределительных отношений, а неоклассиков – с исследованием природы и источников богатства;

в) в рамках неоклассики была окончательно сформулирована в 30-е годы ХХ века и в содержательном плане принципиально отличалась от ее классической трактовки;

г) на разных этапах развития классической и неоклассической науки ее содержательная трактовка была различной.

Проблемы

1. Как связаны гедонистическая трактовка поведенческих мотиваций индивида маржиналистами и выдвижение ими на первый план сферы потребления?

2. Отличается ли маржиналистская трактовка альтернативных издержек от их современного понимания?

3. Можно ли сказать, что классики и неоклассики исследовали разные аспекты рынка?

4. В чем выражается вклад неоклассиков в понимание капитала и процентного дохода?

Наши рекомендации