Кафедра экономической теории, регионалистики и мировой экономики

ЭКОНОМИКА

Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения направлений 030900.62 Юриспруденция

Новосибирск

Кафедра экономической теории, регионалистики и мировой экономики

Экономика:программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения / сост. канд. экон. наук, доцент Ват, ст. преподаватель Е.С. Лабузова. – Новосибирск: СибУПК, 2012.

Рецензент Р.М. Шахнович, канд. экон. наук, доцент

Программа обсуждена и рекомендована к изданию кафедрой экономической теории, регионалистики и мировой экономики, протокол от 28 декабря 2012 г. № 4.

© Сибирский университет

потребительской кооперации, 2013

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Экономика» является:

– овладение огромным теоретико-методологическим опытом данной науки;

– формирование научного представления об экономической практике сегодняшнего дня, о формах и методах воздействия на экономику.

Задачи дисциплины определяют ее структуру и содержание, согласованы с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования направлений 030900.62 Юриспруденция.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– сформировать у студента целостное представление о внутренней структуре, формах движения и функционирования экономической системы;

– научить различать типы рынков по их сущностным характеристикам;

– обосновать поведение субъектов рынка в различных структурах;

– рассмотреть подходы к расчету различных показателей системы национальных счетов;

– выявить принципиальные различия между кейнсианской и классической моделью макроэкономики;

– показать принципиальные различия между фискальной и кредитно-денежной политикой.

1.2. Место дисциплины в системе высшего

профессионального образования

Дисциплина «Экономика» включена в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ФГОС ВПО третьего поколения подготовки бакалавров направления 030900.62 Юриспруденция.

1.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ПО СРОКАМ ОБУЧЕНИЯ (ч)

Заочная форма обучения – 3 года 6 месяцев

Вид знаний 1 курс
Аудиторные занятия:
лекции
семинары
Контрольная работа +
Самостоятельная работа
Зачетные единицы: в том числе без экзамена
Общая трудоемкость
Вид итогового контроля зачет


Заочная форма обучения – 4 года 6 месяцев

Вид знаний 1 курс
Аудиторные занятия:  
лекции
семинары
Контрольная работа +
Самостоятельная работа
Зачетные единицы: в том числе без экзамена
Общая трудоемкость
Вид итогового контроля зачет

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план

Заочная форма обучения – 4 года 6 месяцев

№ п/п Темы дисциплины Количество часов на изучение
всего в том числе
лекции семинарские занятия СРС
Предмет и метод экономической теории. Сущность, причины и механизм возникновения рыночной экономики  
Теория спроса и предложения. Эластичность. Теория потребительского выбора  
Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция  
Спрос на факторы производства. Общее равновесие и благосостояние, неравенство, роль государства  
Макроэкономика. Макроэкономические показатели. Экономические циклы и макроэкономическое равновесие  
Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Безработица. Экономический рост  
Кредитно-денежная политика. Бюджетно-налоговая политика  
Международные экономические отношения  
Формирование и эволюция экономических учений    
  Всего

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 2. Теория спроса и предложения. Эластичность.

Теория потребительского выбора

Спрос и величина спроса. Факторы и кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Изменение спроса и объема спроса. Функция спроса.

Закон предложения. Факторы предложения, их влияние на кривую предложения. Формирование равновесной цены. Функции цен. Излишек производителя и излишек потребителя. Государственное воздействие на рыночное равновесие: способы и последствия. Рынок и равновесная цена.

Эластичность спроса по цене: понятие, формулы и факторы. Виды спроса, в зависимости от коэффициента эластичности. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность. Практическое применение коэффициентов эластичности. Эластичность предложения. Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена.

Рациональность поведения потребителя. Потребительские предпочтения и версии потребительского выбора. Теории поведения потребителя и производителя. Эволюция теории полезности: кардиналистский и ординалистский подходы. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Положение равновесия потребителя. Правило максимизации полезности. Кривые безразличия и карта безразличий. Бюджетная линия (бюджетное ограничение). Кривые Энгеля.

Тема 3. Типы рыночных структур.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Характерные черты и модели рыночных структур. Принципы поведения фирмы на рынке. Совершенная конкуренция: условия и положение фирмы. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Спрос на продукцию конкурентного продавца. Доход фирмы. Принцип максимизации прибыли и равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков. Производственная эффективность распределения ресурсов.

Рыночная власть. Монополия и ее виды. Естественные монополии. Барьеры входа в отрасль, способствующие возникновению монополий и барьеры выхода. Выпуск продукции, цена и предельный доход в условиях монополии. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. Антимонопольное регулирование.

Черты монополистической конкуренции. Главные факторы сбыта фирмы. Определение цены и объёма производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Проблема эффективности монополистически конкурентных рынков. Признаки олигополистической структуры рынка. Причины возникновения и модели олигополии. Ломаная кривая спроса. Картель. Факторы, способствующие тайному сговору. Роль неценовой конкуренции. Дилемма заключенных. Олигополия и экономическая эффективность: два подхода.

Тема 4. Спрос на факторы производства. Общее равновесие и благосостояние, неравенство, роль государства.

Рынок товаров и рынок ресурсов: общие черты и различия. Структура рынка факторов производства. Предельные издержки и предельная доходность ресурса. Правило использования ресурсов. Спрос на факторы производства в условиях различных рыночных структур. Сочетание ресурсов: правило наименьших издержек и правило максимизации прибыли. Предложение экономических ресурсов.

Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата. Кривые спроса и предложения труда. Заработная плата и занятость. Рынок труда в условиях монопсонии. Роль профсоюзов на рынке труда: два варианта поведения. Модель отраслевого профсоюза и модель двусторонней монополии. Дифференциация ставок заработной платы. Эффективность законодательства о минимуме заработной платы.

Спрос и предложение на рынке капитала. Физический и денежный капитал. Способы обоснования эффективности инвестиционных: дисконтирование и внутренняя норма доходности. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Процентная ставка и инвестиции. Земельная рента как частный случай экономической ренты. Различия в производительности земли. Капитализация экономической ренты, цена земли и ее факторы.

Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды. Риски, страхование, экономическая безопасность. Объединение и распределение риска. Моральный риск. Асимметрия информации, оппортунистическое поведение. Интернальные эффекты. Арбитражирование и спекуляция.

Общее равновесие и благосостояние. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Основные направления обеспечения равенства возможностей. Распределение доходов: функциональная и вертикальная структура национального дохода. Кривая Лоренца и показатели дифференциации доходов. Абсолютная и относительная бедность. Неравенство и варианты борьбы с бедностью. Государственный патернализм и социальное партнерство. Система социальной защиты. Внешние эффекты и общественные блага.

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 5. Макроэкономика. Макроэкономические показатели. Экономические циклы и макроэкономическое равновесие

Национальная экономика как целое. Промежуточная и конечная продукция. Добавленная стоимость. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Национальное богатство. Кругооборот доходов и расходов. Макроэкономика. Макроэкономические модели. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс.

Валовой внутренний продукт и способы его измерения. Основное уравнение ВВП. Чистый национальный. Национальный доход и личный располагаемый доход. Конечное потребление. Номинальный и реальный ВВП.

Дефлятор ВВП и индексы цен. Факторы, не учитываемые ВВП.

Циклический характер развития рыночной экономики: причины и фазы. Классификация и теории циклов. Технологические уклады и кондратьевские волны («длинные волны») в экономике. Антициклическая политика.

Кривая совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на динамику совокупного спроса. Эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок. Кривая и факторы совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие (модель AD - AS). Влияние изменения совокупного предложения на динамику реального ВВП и уровня цен. Эффект храповика. Стабилизационная политика государства.

Тема 6. Макроэкономическая нестабильность.

Инфляция. Безработица. Экономический рост

Сущность, формы и причины инфляции. Инфляционные ожидания. Монетарные и немонетарные факторы инфляции. Адаптивные и рациональные ожидания. Динамика и измерение инфляции. Последствия инфляции, ее влияние на объем национального производства. Кривая Филлипса. Связь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Стагфляция. Антиинфляционные программы: теория и практика.

Сущность, функции и виды денег. История возникновения денег и эволюция теории денег. Количественная теория денег, классическая дихотомия. Ценность денег. Агрегаты денежного предложения. Спекулятивный и трансакционный спрос на деньги. Портфель активов и ликвидность. Равновесие на денежном рынке. Уравнение Фишера. Денежный мультипликатор.

Безработица: формы, способы подсчета и социально - экономические последствия. Причины безработицы. Естественный уровень безработицы в странах с различными моделями смешанной экономики. Гистерезис. Методы борьбы с безработицей.

Определение и значение экономического роста. Экономический рост и развитие. Способы измерения экономического роста. Теории экономического роста. Факторы предложения, спроса и распределения в теории экономического роста. Научно - технический прогресс и инвестиции в человеческий капитал. Отрицательные и положительные стороны экономического роста. Золотое правило накопления. Мировая экономика и экономический рост. Гипотеза конвергенции.

Тема 7. Кредитно-денежная политика.

Бюджетно-налоговая политика

Федеральный бюджет: государственные расходы и бюджетные поступления. Бюджетный дефицит и способы его покрытия. Эффект вытеснения. Налоговая система. Виды и функции налогов. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги. Принципы налогообложения и цели налоговой политики. Кривая Лаффера. Бюджетно-налоговая политика и ее виды. Эффект мультипликатора. Автоматические стабилизаторы. Инструменты дискреционной фискальной политики. Эффект запаздывания. Внутренний и внешний государственный долг, причины возникновения и влияние на функционирование экономики.

Структура кредитной системы. Коммерческие банки, их функции и операции.

Роль и функции центральных банков. Денежное обращение и сеньораж. Содержание и цели кредитно-денежной политики. Основные инструменты кредитно-денежной политики, ее виды. Денежное правило М. Фридмана. Координация кредитно-денежной и фискальной политики.

Тема 8. Международные экономические отношения

Закрытая и открытая экономика. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Абсолютные преимущества международной торговли и теория сравнительных преимуществ. Теорема Хекшера - Олина. Парадокс Леонтьева. Политика протекционизма: основные направления, аргументы «за» и «против». Торговые барьеры ГАТТ. Экономическая интеграция.

Основные системы валютных курсов. Золотой стандарт. Бреттон - Вудская система. Фиксированный и плавающий курсы валюты. Паритет покупательной способности. Факторы, определяющие спрос и предложение иностранной валюты. Платежный баланс: значение и структура. Связь между валютными системами и платежным балансом. Внешнеэкономическое и внутриэкономическое равновесие: проблемы установления и варианты макроэкономической политики. Внешнеторговый дефицит, его причины, последствия и пути сокращения. Международное движение капитала. Уровень интегрирования финансовых рынков. Мобильность капитала.

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

1. Предмет и метод экономической теории. Проблема соотношения ресурсов и потребностей человека.

2. ВНД (ВНП) и ВВП.

Тесты

1. Собственность – это:

а) вещь;

б) отношения между людьми по поводу присвоения вещи;

в) присвоение вещей;

г) присвоение доходов.

2. Если функция потребления имеет вид С = 100+0,8(Y-T), то при росте государственных расходов на 10, совокупный спрос увеличивается на:

а) 10;

б) 20;

в) 30;

г) 40;

д) 50.

Задача

Индивид покупает 10 единиц товара Х и 6 единиц товара Y. Найдите его доход, если известно, что цена товара равна 4 ден. ед., а предельная норма замены равна 1.

Задание 2

1. Рынок земли и земельная рента. Цена земли.

2. Федеральный бюджет: расходы правительства и бюджетные поступления.

Тесты

1. Сдерживанию роста цен и росту доходов населения содействует:

а) административное регулирование цен;

б) организация выпуска товаров на государственных предприятиях;

в) введение инвестиционных налоговых льгот;

г) снижение таможенных пошлин на импортные товары;

д) снижение уровня налогов на доходы населения.

2. Наиболее существенной характеристикой собственности как правовой категории является:

а) пользование;

б) распоряжение;

г) владение;

д) управления;

е) получение дохода от собственности.

Задача

Пусть товар А продается по цене 50 руб., а товар В – по цене 70 руб. Покупатель весь свой доход расходует только на покупку этих товаров, покупая 5 ед. товара А и 8 ед. товара В. Предельные полезности 5 ед. товара А и 8 ед. товара В равны.

а) Потребление какого товара покупатель должен уменьшить, а какого увеличить?

б) Определите предельную полезность товара А в точке равновесия, если предельная полезность товара В равна 42.

Задание 3

1. Основные типы экономических систем.

2. Номинальный и реальный ВВП. Система национальных счетов.

Тесты

1. Разграничьте рыночную и не рыночную деятельность:

а) рекламные объявления в газете;

б) приготовление пищи в домашних условиях;

в) предоставление государством пособий по безработице;

г) закупки государством военной техники;

д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;

е) «блошиный» рынок;

ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

2. При погашении кредита деньги выполняют функцию:

а) меры стоимости;

б) средства обращения;

в) средства накопления;

г) средства платежа;

д) мировых денег.

Задача

Спрос и предложение на товар А характеризуется следующими уравнениями:

Qd=2220-3P

Qs=3P-330.

1) Определите равновесную цену для данных условий;

2) определите равновесное количество реализуемого товара;

3) определите валовую выручку.

Задание 4

1. Практическое применение коэффициентов эластичности.

2. Сущность, функции и виды денег.

Тесты

1. При перегреве экономики государство использует следующее сочетание мер фискальной политики:

а) увеличение государственных закупок и налогов при сокращении трансфертов;

б) сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов;

в) увеличение государственных закупок, сокращение налогов и увеличение трансфертов;

г) сокращение государственных закупок, уменьшение налогов и увеличение трансфертов;

д) снижение налогов и трансфертов, при сохранении уровня государственных закупок.

2. Предпринимательская способность не включает в себя функции:

а) производства продукции с наименьшими затратами;

б) инициативы в соединении ресурсов в единый процесс производства;

в) принятия решений, определяющих стратегию предприятий;

г) новаторства в совершенствовании производства.

Задача

Государственные расходы сократились на 10 млрд руб. Предельная склонность к потреблению МРС = 0,8. Определите изменение величины выпуска продукции (ВВП).

Задание 5

1. Эффект замещения и эффект дохода.

2. Количественная теория денег, классическая дихотомия.

Тесты

1. Основными причинами существования экономических проблем является:

а) воздействие государства на экономику и растущее населения государства;

б) загрязнение окружающей среды и существование ТНК;

в) наличие безработицы и инфляции;

г) неограниченные желания людей и ограниченность ресурсов.

2. Признаками стимулирующей кредитно-денежной политики является:

а) снижение нормы обязательных резервов, повышение учетной ставки процента, продажа центральным банком ценных бумаг;

б) повышение нормы обязательного резервирования, снижение учетной ставки процента, продажа центральным банком ценных бумаг;

в) снижение нормы обязательного резервирования, снижение учетной ставки процента, покупка центральным банком ценных бумаг;

г) повышение нормы обязательного резервирования, снижение учетной ставки, продажа центральным банком ценных бумаг;

д) повышение нормы обязательного резервирования, снижение учетной ставки, покупка центральным банком ценных бумаг.

Задача

Известно, что при цене 8 руб. за 1 кг было продано 5 кг товара А, а после увеличения цены до 12 руб. за 1 кг - 4 кг. Чему будет равна дуговая эластичность спроса на товар А?

Задание 6

1. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности. Эластичность и общая выручка. Факторы ценовой эластичности.

2. Кривая и факторы совокупного предложения

Тесты

1. Экономические потребности:

а) связаны только с личными потребностями людей;

б) могут быть удовлетворены только с использованием невоспроизводимых ресурсов;

в) всегда имеют материальную форму;

г) могут быть конкретизированы в виде каких – либо товаров и услуг.

2. Эффект процентной ставки заключается в том, что:

а) чем выше ставка процента по кредитам, тем ниже курс ценных бумаг;

б) чем выше ставка процента по кредитам, тем больше реальный объем инвестиций;

в) чем ниже ставка процента по кредитам, тем больше потребительские расходы населения;

г) чем ниже ставка процента по кредитам, тем выше курс ценных бумаг;

д) чем ниже ставка процента по кредитам, тем выше цены на недвижимость.

Задача

Номинальный ВНП 1991 года был равен 3600 ед., дефлятор ВНП – 1,2, а темп экономического роста 3%. Определите реальный ВНП 1990 года.

Задание 7

1. Олигополия: производство, цены и прибыль. Модели ценообразования, основанные на ломаной кривой спроса и лидерстве в ценах.

2. Основная модель равновесия национального производства (модель AD - AS).

Тесты

1. В основные элементы инструментария экономической науки не включают:

а) математические методы;

б) теория игр;

в) метод абстрагирования;

г) метод дедукции;

д) метод индукции;

е) формальная логика;

ж) единство исторического и логического.

2. Интенсивный тип экономического роста обусловлен:

а) строительством новых предприятий на традиционной технической основе;

б) освоением новых участков целинных и залежных земель;

в) использованием большего числа рабочих, инженеров, служащих;

г) использованием новых прогрессивных типов машин, технологий и методов работы.

.

Задача

Найдите значения предельного продукта и среднего продукта исходя из данных таблицы:

Количество труда (чел.)
Совокупный продукт (шт.)

Задание 8

1. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства. Формы неценовой конкуренции.

2. Деньги и инфляция.

Тесты

1. Линия производственных возможностей показывает:

а) точное количество товаров, которое хозяйство намерено произвести;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности труда.

2. Золотовалютный стандарт был установлен в России:

а) в период между Первой и Второй мировой войнами;

б) в начале XX века перед Первой мировой войной;

в) в середине XIX века;

г) сразу после Первой мировой войны;

д) в конце XIX века;

е) после Второй мировой войны.

Задача

 
  Кафедра экономической теории, регионалистики и мировой экономики - student2.ru

Y

 
  Кафедра экономической теории, регионалистики и мировой экономики - student2.ru

Рис.

Кафедра экономической теории, регионалистики и мировой экономики - student2.ru

На рисунке показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его BL:

а) если цена товара Y равна 50 руб. за единицу, то какой доход имеет потребитель;

б) какова цена товара Х;

в) напишите уравнение BL (бюджетная линия).

Задание 9

1. Чистая конкуренция: объем производства, прибыль и равновесие.

2. Предельная склонность к потреблению и сбережению

Тесты

1. Капиталом не считается:

а) компьютер;

б) деньги на чековой книжке;

в) производственное здание;

г) транспортное средство.

2. Экономический рост не зависит от:

а) инвестиций в основной капитал частных фирм;

б) инвестиций в человеческий капитал;

в) научных исследований и опытно-конструкторских разработок;

г) активной внешней торговли и диффузии технологий;

д) государственной экономической политики;

е) состояние морали и нравственности в обществе;

ж) географических характеристик и климата в стране.

Задача

Функция потребления имеет вид С = 20+0,8(Y-T). Допустим, государственные расходы увеличились на 1 млрд.руб. Как изменился равновесный уровень дохода?

Задание 10

1. Предложение товаров и услуг. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения.

2. Функции общественного благосостояния Бентама, Роулса. Эгалитаризм.

Тесты

1. Социальный смысл эффективности состоит в том, чтобы добиться:

а) уменьшения загрязнения окружающей среды;

б) максимума выпуска продукции при минимуме затрат;

в) безотходности производства;

г) роста благосостояния людей.

2. Кривая, показывающая связь между уровнем безработицы и годовым темпом – это кривая:

а) Лоренца;

б) Форекса;

в) Лаффера;

г) Филлипса

Задача

Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице.

Выпуск продукции (шт.)
Общие затраты (ден.ед.)

Если цена товара 7 руб., какой объем производства следует выбрать?

Задание 11

1. Производство с одним переменным фактором. Совокупный, средний и предельный продукт.

2. Денежный мультипликатор

Тесты

1. Из всего перечисленного к функциям рынка не относится:

а) рынок дает информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг;

б) рынок делает всех богаче;

в) рынок позволяет выбрать оптимального поставщика;

г) рынок формирует оптимальную структуру экономики.

2. Какое из перечисленных понятий не применимо к рыночной экономике:

а) полный административный контроль над производством товаров и цены;

б) ограниченность ресурсов;

в) частная собственность;

г) конкуренция.

Задача

Сумма наличных денег равна 150 млн. руб. Средства на текущих счетах банков равны 300 млн. руб. Денежный мультипликатор равен 2,5. предложение денег составит?

Задание 12

1. Издержки фирмы в долгосрочном периоде: эффект масштаба. Траектория развития фирмы.

2. Кривая IS и равновесие на рынке товаров и услуг

Тесты

1. При наличии множества недостатков у ценового механизма есть бесспорное преимущество:

а) предоставление личной свободы;

б) эффективное распределение ресурсов;

в) уравнительное распределение доходов;

г) стабильное развитие экономики.

2. Чистые инвестиции не включают в себя:

а) инвестиции в основной капитал;

б) инвестиции в товарные запасы;

в) амортизационные зачисления;

г) инвестиции в жилищное строительство.

Задача

Общая TU и предельная MU полезности товаров А,В,С представлены в таблице. Заполните пропуски в таблице.

Количество товара (шт.) А (ютиль) В (ютиль) С (ютиль)
TU MU TU MU TU MU

Задание 13.

1. Причины возникновения и модели олигополии.

2. Основные инструменты кредитно-денежной политики, ее виды.

Тесты

1. В смешанной экономике роль государства:

а) никак не проявляется;

б) ограничена;

в) значительна;

г) проявляется во всех.

2. Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению:

а) равна 2;

б) равна 1;

в) меньше 1;

г) больше 1;

д) меньше 0.

Задача

Налог на доход в 20 тыс. руб. равен 4 тыс. руб. Допустим, доход увеличился до 22 тыс. руб., а налог вырос до 4,8 тыс. руб. Это значит, что предельная норма подоходного налога составит?

Задание 14

1. Спрос и предложение на рынке капитала.

2. Макроэкономическая нестабильность и её основные формы.

Тесты

1. Разграничьте факторы, влияющие на спрос и объем спроса:

а) цена на арбузы поднялась, в результате снизились продажи;

б) рост доходов потребителей привел к увеличению покупок новых машин;

в) повышение цен на говяжье мясо увеличило покупки соевых шницелей;

г) прошла мода на обувь «на платформе», поэтому сократились покупки этого типа обуви.

2. Факторы, смещающие кривую спроса, – это:

а) налоги и субсидии;

б) цены на товары – заменители;

в) число покупателей;

г) цены на экономические ресурсы;

д) вкусы и доходы потребителей.

Задача

Функция спроса имеет вид:

Qd= 200-4P

Определите: а) дуговую эластичность спроса по цене при объеме спроса Q1=120 и Q2=100; б) точечную эластичность при этих же объемах спроса.

Задание 15

1. Капитализация экономической ренты, цена земли и ее факторы.

2. Основные макроэкономические школы.

Тесты

1. Предложение:

а) прямо пропорционально росту цен;

б) обратно пропорционально росту цен;

в) не зависит от колебания цен;

г) зависит от колебания спроса.

2. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, рост совокупного спроса приведет:

а) к превышению уровня цен при стабильности реального ВВП

б) к снижению уровня цен и увеличению реального ВВП;

в) к увеличению реального ВВП и росту уровня цен;

г) к увеличению реального ВВП при стабильности уровня цен.

Задача

Когда планируемые потребительские расходы равны C=40+0,9 Ya и планируемые инвестиции составляют 50, тогда равновесный уровень дохода равен?

Задание 16

1. Нормальная прибыль как элемент издержек. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

2. Чистый национальный продукт и чистые налоги.

Тесты

1. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо;

б) кривую спроса вниз и влево;

в) кривую предложения вниз и вправо;

г) кривую предложения вверх и влево.

2. Объем совокупного предложения в классической теории растет под влиянием:

а) роста цен;

б) роста доходов;

в) технического прогресса;

г) экспорта;

д) импорта;

е) расходов государства.

Задача

Экономика описана следующими данными:

Y=C+I

C=100+0,8Y

I=50

Определите:

а) равновесный уровень дохода;

б) равновесный уровень сбережений и потребления;

незапланированный прирост запасов продукции, если уровень выпуска будет равен 800.

Задание 17

1. Спрос на товары и услуги. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Безработица: типы, способы подсчета и социально - экономические последствия.

Тесты

1. Не относится к характеристике эластичного спроса на товар:

а) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;

б) общая выручка продавцов сокращается, если цена растет;

в) покупатели относительно чутко реагируют на изменение цены;

г) относительное изменение спроса больше, чем относительное;

д) общая выручка растет, если цена уменьшается.

2. Величина денежного мультипликатора определяется:

а) эффективной ставкой процента;

б) реальной ставкой процента;

в) номинальной ставкой процента;

г) ставкой рефинансирования;

д) нормой минимального резервирования.

Задача

Экономика описана следующими данными:

Y=C+I+G+Xn

C=300+0,8Yd

I=200+0,2Y

Xn=100-0,04Y

G=200

t=0,2

Определите равновесный объем дохода.

Задание 18

1. Редкость ресурсов и необходимость выбора.

2. Естественный уровень безработицы в странах с различными моделями смешанной экономики.

Тесты

1. Цена товара, количество которого откладывается по вертикальной оси, повышается, тогда бюджетная линия:

а) становится более крутой, т.е. увеличивается угол наклона бюджетной линии относительно горизонтальной оси;

б) становится более пологой, т.е. уменьшается угол наклона бюджетной линии относительно горизонтальной оси;

в) параллельно сдвигается вправо;

г) параллельно сдвигается влево.

2. Предельная норма потребления – это:

а) отношение потребительских расходов населения к располагаемым доходам;

б) отношение сбережений к располагаемым доходам;

в) отношение прироста потребительских расходов к приросту располагаемых доходов;

г) отношение прироста потребительских расходов к приросту доходов населения.

Задача

Определите параметры равновесия, если сведения о товаре А даны в табл.

Цена (руб.) P
Объем спроса (шт.) Qd
Объем предложения (шт.) Qs

Задание 19

1. Производство и граница производственных возможностей.

2. Инфляция спроса и инфляция издержек

Тесты

1. Если кривая безразличия имеет вид убывающей прямой линии, то это означает, что товары X и Y:

а) абсолютно взаимозаменяемые;

б) взаимодополняемые;

в) никак не связаны друг с другом;

г) такого не может быть, так как кривые безразличия всегда направлены вниз.

2. Кредитные возможности коммерческого банка определяются главным образом:

а) суммой обязательных и сверхнормативных резервов;

б) произведением общей суммы депозитов на норму обязательного резервирования;

в) суммой кредитов, которые он берет у центрального банка;

г) разницей между суммой депозитов и суммой обязательных и сверхнормативных резервов;

д) собственным капиталом банка.

Задача

Государство решило увеличить денежную массу в предстоящем периоде на 4%. Скорость обращения денег при этом увеличится на 2%. Спад объема производства составит 17%. Определите предполагаемый уровень инфляции. Имела ли бы место инфляция при тех же изменениях, но в случае стабильной де

Наши рекомендации