Раздел II. Микроэкономические аспекты управления фирмой.
Тема 2. Анализ, оценка и прогнозирование спроса и предложения, особенности потребительского поведения.
1. Понятие спроса и предложения.
2. Равновесие на рынках и его нарушение.
3. Спрос, предложение, доход и эластичность. Ценовая эластичность и другие виды эластичности.
4. Применение эластичности спроса для принятия управленческих решений.
5. Потребительский выбор. Концепция полезности. Линия бюджетного ограничения. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.
6. Динамическое равновесие потребителя.
7. Стратегическое воздействие на потребительский выбор.
Тема 3. Фирма. Анализ процесса производства, затраты, доход и прибыль.
1. Экономические цели фирмы и оптимальное принятие решений.
2. Альтернативные модели поведения фирмы (модель максимизации прибыли, модель максимизации продаж, модель максимизации роста).
3. Рынок и фирма как альтернативные формы взаимодействия. Причины возникновения фирмы. Границы фирмы.
4. Издержки производства.
5. Труд. Предложение труда (зависимость от заработной платы, незарплатных выплат, ограничения часов работы и т.д.).
6. Асимметрия информации на рынке труда. Сигнализирование.
7. Капитал. Межвременной выбор. Оценка инвестиционных проектов. Инвестиции в специфические активы.
Тема 4. Рыночные структуры на отраслевых рынках.
1. Совершенная конкуренция: прикладные аспекты анализа поведения фирмы и равновесия на рынке.
2. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства, неценовая конкуренция.
3. Монополия. Монополистическое ценообразование. Ценовая дискриминация. Проблемы осуществления ценовой дискриминации в условиях асимметрии информации.
4. Ценообразование на олигополистическом рынке: соперничество и взаимозависимость. Дилемма заключенного. Факторы смещения равновесия.
5. Модель доминирующего лидера: прикладные аспекты.
Раздел III. Принятие управленческих решений в условиях риска и неопределенности.
Тема 5. Анализ риска и неопределенности при принятии управленческого решения фирмой.
1. Концепция определенности и неопределенности. Причины и последствия неполноты информации.
2. Выработка решения в условиях риска (предполагаемая стоимость, измерение риска, корректировка риска, дерево решений).
3. Выработка решений в условиях неопределенности.
4. Ситуация «принципал-агент»
5. Влияние риска на взаимодействие «принципал-агент»
Раздел IV. Макроэкономические аспекты управления фирмой.
Тема 6. Экономическая роль государства при принятии управленческого решения. Государство и общественный выбор.
1. Причины государственного вмешательства в экономику
2. Ограничения рынка и недобросовестная конкуренция
3. Антимонопольное регулирование
4. Управление внешними эффектами рынка
5. Теорема невозможности Эрроу.
6. Парадокс голосования. Логроллинг.
7. Политика групп с особыми интересами: присвоение ренты.
Тематика контрольных работ
1. Механизм спроса и предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Важность его понимания для менеджеров.
2. Прогнозирующие способности ведущих экономических показателей.
3. Проблемы измерения производительности в различных отраслях (производство, образование, правительство) Критерии и возможность измерения.
4. Закон убывающей отдачи, средние издержки и средние переменные издержки – взаимосвязь, или взаимоисключение.
5. Кривая обучения – явление краткосрочного, или долгосрочного природа.
6. Оценка краткосрочной функции издержек. Варианты использования регулирующих факторов.
7. Достоинства и недостатки методов оценки издержек.
8. Свобода входа – выхода на рынок в условиях совершенной конкуренции и его действие на способность фирм получать сверхприбыль.
9. Варианты бизнеса, которые должна учитывать типичная фирма.
10. Правило MR=МС и трудности его использования в реальном бизнесе.
11. Критерии олигополистического рынка, важность для менеджеров понимания присутствия на рынке олигополистических конкурентов.
12. Ценовая дискриминация и позиция равенства.
13. Картельные цены – условие формирования благоприятных условий формирования и сохранения картеля.
14. Методы ценообразования и кривая спроса. Обязательно ли метод «издержки-плюс» игнорирует кривую спроса.
15. Возможности и необходимость определения оптимального объема капиталовложений компании.
16. Вертикально и горизонтально интегрированные предприятия.
17. Холдинговые формы управления диверсифицированными компаниями.
18. Механизмы и способы преодоления неопределенности.
19. Репутационный риск – основные понятия и необходимость оценки.
20. Риски инвестиционного проекта.
21. Офшоринг – всемирная проблема личных интересов.
22. Проблемы двойного налогообложения для МНК.
23. Эволюция теоретических взглядов на проблемы государственного регулирования рыночной экономики.
24. Огосударствление экономики – причины, необходимость, перспективы.
25. Границы государственного вмешательства в экономику.
Задания к Теме 1. Предмет и методы исследования управленческой экономики.
Основные понятия экономики и менеджмента (знать определение)
1.Экономика. Политэкономия. Экономикс.
2.Предмет ЭТ.
3.Основные проблемы экономики.
4.Потребности, экономические потребности.
5.Ресурсы: природные, экономические.
6.Факторы производства: земля, труд, капитал, предпр. способность.
7.Производство: 4 стадии.
8. Орудия труда, предмет труда, средства производства, Рс
9. Стоимость, прибыль, доход
10. Цена.
11. Альтернативная стоимость.
12. Благо, экономическое благо.
13. Эффективность, эффект.
14.Кривая производственных возможностей.
15. Хозяйствующий субъект: д/х, фирмы, государство.
16.Рациональное поведение.
17.Экономический эгоизм.
18. Выбор в экономике.
19. Принципы экономики.
20. Ограниченность ресурсов.
21. Управление и менеджмент.
22. Функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
23. Экономическое решение.
24. Экономический риск.
25. Неопределенность.
26. Асимметрия информации.
27. Альтернативная стоимость.
28. Управленческое решение.