Современные тенденции развития экономики Запада

С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По тем­пам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осознание беспер­спективности дальнейшей опоры на колониальные методы обога­щения, опоры на ростовщичество. Инвестиции устремились в на­циональные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвес­тиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоен­ным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более, чем в 2 раза.

Модернизация сопровождалась интенсивным процессом кон­центрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерной высокая степень государственного участия в экономической жизни. В 1958 г. в руках государства нахо­дилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности.

Государство инвес­тировало исследовательские работы в области атомной энергети­ки, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального иму­щества, на его предприятиях создавалось около 13%ВНП.

Франции принадлежит приоритет в применении индикатив­ных планов как метода воздействия государства на экономику. В 1946 г. был создан специальный орган - Генеральный комисса­риат по планированию. Основной задачей первого плана (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановления хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Пере­ход от протекционизма к “открытой экономике” был провозгла­шен третьим планом (1958-1961 гг.). В 60-е годы был взят курс на создание фирм - гигантов европейского типа. В 1971-1975 гг. осу­ществлялся шестой план. В нем предусматривалось создание наци­ональных компаний международного масштаба. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалось политика “промышленной пере­ориентации”.

В отношении государственных предприятий планирующие орга­ны наделялись императивными правами. Экономическая политика, проводившаяся во Франции, полу­чила название “дирижизма”. Его отличительные черты - прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д.), активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативные планы.

В результате референдума по проекту новой конституции, про­веденного де Голлем, он был избран главой государства на 7-летний срок. Голлистам потребовалось 4 года на решение проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала внешнюю по­литику, стремясь вытеснить США и Великобританию с конти­нента. Умелое решение этих вопросов создавало благоприятные условия для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики “индустриального императива”. Это была линия, направленная на всемерное поощрение промыш­ленной экспансии Франции. Особое внимание государства сосредоточивалось на задаче структурной перестройки промышленнос­ти под влиянием НТР.

Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, авто­мобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрас­ли промышленности. Курс на политически самостоятельную силь­ную Францию вызвал к жизни аэрокосмическую и ракетную от­расли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, вычислительных машин и устройств. Формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности.

Структурная перестройка народного хозяйства отвечала зада­чам западноевропейской интеграции.

Изменение затронули и аграрный сектор. В 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, в 1968 г. - она снизилась до 15%. Резко возросла товарность сектора. Фран­ция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйствен­ной продукции, уступая лишь США. Она стала крупнейшим экс­портером молочных продуктов и вина и единственным в Запад­ной Европе поставщиком зерновых.

В 60-е годы отчетливо проявилась экспортная ориентация стра­ны. Производство на внешний рынок росло приблизительно в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Улучшилась структура внеш­неторгового оборота. К середине 60-х годов исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит.

Правительство поощряло деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Формировались отрас­левые монополии в области металлургии, химии, производ­ства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополисти­ческих объединений становится финансовая группа, представ­лявшая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга.

По мере того, как монополии укреплялись, государственная опека становилась обременительной. Монополии требовали от го­сударства отхода от политики “дирижизма”. Голлистское прави­тельство постепенно брало курс на либерализацию режима пла­нирования.

Сразу после прихода к власти голлисты взяли курс на возвра­щение “бежавших” из страны капиталов. Одной из первых круп­номасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине (1901-1994) в 1958 г. Выгодные усло­вия займа, в основном для крупного капитала, обеспечили казне 294 млн. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Государство смогло скупить 150 т., золота на сумму 190 млн. долл., или 77 млрд. франков, что позволило перейти к укреплению национальной валюты.

Правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по со­циальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным национализирован­ным предприятиям, отменяет льготный режим закупок сельскохозяйственной продукции и т.д. К 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили общую сумму внешне­го государственного долга. Правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. В январе 1960 г. была введена новая денежная единица - новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило более ак­тивно проводить политику “индустриального императива”.

60-е годы не были периодом поступательного экономичес­кого развития. Острые международные противоречия, внутрен­ние социальные конфликты привели к крупнейшему в после­военной истории Франции социально-политическому кризису 1968-1969 гг. Кризис нанес ощутимый удар по всему режиму де Голля и основам экономической политики голлистов, в частности.

На смену экономической политике голлизма, основанной на доктрине необходимости государственного вмешательства в хо­зяйственную жизнь, пришла либеральная концепция экономи­ческого развития.

Послевоенному восстановлению народного хозяйства разви­тых европейских стран, занявшему 5-6 лет, весьма способствовала американская экономическая помощь в рамках “плана Маршалла” (по имени госсекретаря США). По этому плану в 1948-1951 гг. 17 странам Европы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов, - частично под займы, частично как дотации, - американское продовольствие, одежда, топливо, сырье, промышленное оборудование, запчасти и др. товары. Местная ва­люта, вырученная от продажи на внутренних рынках потреби­тельских американских товаров, укрепляла денежное обраще­ние европейских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для тяжелой индус­трии.

План Маршалла оказал благотворное воздействие и на европейскую, и на американскую экономику. За 1947-1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западной Европе увели­чился более чем наполовину, а по таким видам как минераль­ные удобрения, сталь, цемент, транспортные средства, нефте­продукты - от 65 до 200%, что означало быстрое развитие зем­леделия, строительства, путей сообщения. Оживилась внешняя торговля: за 1948-1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину, а из США и Канады - еще более.

Подавляющая часть американской помощи адресовалась главным европейским странам - Англии, Франции, ФРГ (Западной Германии), Италии. Здесь восстановительный процесс прохо­дил особенно быстро. Уже через 5 лет после окончания войны душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень довоенного 1938 г. Особенно большой скачок сделала энергетика.

Тем не менее во второй половине нашего столетия неравно­мерность экономического развития государств Запада сохрани­лась, хотя производство в европейских странах и Японии суще­ственно приблизилось к американскому уровню. Ныне валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения Японии состав­ляет примерно 84%, Франции - 78%, Германии - 76%, Анг­лии -70% от американского уровня (24302 долл.). США, оче­видно, находятся вне конкуренции по производству и распрос­транению компьютеров, вне конкуренции и японские телеви­зоры. В настоящее время неравномерность экономического раз­вития не грозит мировыми войнами, периодически возникаю­щие межгосударственные конкурентные бескровные войны - автомобильные, текстильные, обувные и др. - заканчиваются компромиссами.

Послевоенный период связан с изменениями методов регу­лирования рыночного хозяйства. Рынок оказался уже не в со­стоянии играть роль единственного автоматического регулято­ра экономики В последнее время глав­ным средством экономической политики на Западе стала национализация. С одной стороны, она представляла собой как бы естественное продолжение небывалой милитаризации экономики в период войны, когда всем практически распоряжалось госу­дарство. С другой, считалась самым простым методом изыска­ния средств для ускоренной модернизации экономики.

В 1940-1960 гг. собственностью британского государства ста­ла угольная, металлургическая, энергетическая, в значитель­ной степени электротехническая и автомобильная промышлен­ность, а также банковская система. Еще более решительно прохо­дила национализация во Франции, отказавшейся после войны от политики международного ростовщичества. В конце 1950-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационная и автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожный транспорт, банки и пр. В общем, го­сударство владело около 40% национального богатства и произ­водило на своих предприятиях 13% ВВП.

Создание обширного госсектора экономики не могло не по­влечь за собой применение государственного средне- и долго­срочного народнохозяйственного планирования. Пальма первенства принадлежала Франции, осуществившей в 1947-1980 гг. семь народнохозяйственных планов. Если госсектор этих государств (как в СССР ) получал прямые плановые задания, то планиро­вание частного сектора потребовало косвенных мер (фиксирова­ние цен, предоставление сырья и кредитов, нормирование иностранной валюты, а также разнообразные меры финансового контроля).

В Америке планово-регулирующая роль государства состояла как в государственном предпринимательстве - перманентном создании и столь же перманентной приватизации госсектора (его доля в ВВП 195-1960 гг. превышала 20%), так и в государ­ственных заказах и закупках промышленной и сельскохозяйствен­ной продукции на сотни миллиардов долларов. Особенно боль­шое значение принадлежит государственной платной консерва­ции фермерского хозяйства страны в случае перепроизводства.

Огосударствление хозяйства стран Запада положительно ска­залось на их социально-экономическом развитии в первом после­военном двадцатипятилетии. Но понижение темпов экономичес­кого роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали, что данное направление экономической политики подлежит замене. Смены курса требовала и развернувшаяся на­учно-техническая революция, создавшая условия для кардиналь­ного изменения технологической базы. Повышение эффектив­ности хозяйства подразумевало новый подход к управлению производством, в первую очередь, серьезное сокращение государст­венного регулирования. Для этого главные капиталистические страны в 1970-1980 гг. провели широкую приватизацию - пе­редачу права собственности на капитал государственного пред­приятия частным лицам или акционерным обществам.

Особая сложность приватизации состоит в том, что ее проведение требует определенного времени, поскольку необходим капитал и решение проблемы занятости на тот период, когда, частные соб­ственники смогут выйти на рынок со своей конкурентоспособ­ной продукцией. Функции государства сосредоточиваются глав­ным образом в сфере регулирования финансов и кредита, нало­говой системы. В результате приватизации укрепляется малый и средний бизнес (в ФРГ в конце 1980 гг. в малом и среднем биз­несе было занято 2/3 работающих). Приватизация быстро охватила не только развитые страны, но и государства “третьего мира”. К концу 1980 гг. ее осуществили в более чем 80 странах всех частей света. В большинстве слу­чаев либерализация экономики, возвращение к частной соб­ственности привели к экономическому росту и повышению бла­госостояния людей.

В странах, проигравших войну, - Германии, Японии - пос­левоенная модернизация экономики происходила под началом американской военной оккупации. Здесь было либерализировано народное хозяйство, находившееся в тисках тоталитарного управления немецкого нацистского и японского императорско­го государств. Поэтому главное условие господства свободного предпринимательства состояло в демократизации государства и социальной жизни. Гарантируемая оккупационными властями демократизация обеспечила не только гигантский скачок (“эко­номическое чудо”) Германии и Японии из военной разрухи на самый верх мировой экономики, но и определенные сдвиги в психологии особенно новых поколений немцев и японцев, ко­торые представляют собой не рабов своих военных империй, а свободных доброжелательных людей.

Окончание “холодной войны” и интеграционные процессы в экономике и политике целых континентов поставили, в первую очередь, перед промышленно развитыми странами вопрос от­носительно целей и перспектив дальнейшего экономического развития. Производство для производства не бывает, экономика, сколь не важна она для жизни людей, смыслом жизни служить не может. В мире все более ширится представление о необходи­мости введения специального критерия развития, выраженного в количественной форме, для сопоставления уровня благосос­тояния различных стран,

В специальном докладе ООН подчер­кивается, что подобным критерием не может быть уровень про­мышленного развития, ВВП или количество и качество воору­жений. Критерии ООН - это состояние окружающей среды, здравоохранения, санитарных условий, а также наиболее низкий процент детей до трехлетнего возраста, имеющих вес ниже нормы; родов без медицинской помощи; детей, не посещающих школу; женской неграмотности. Первая пятерка стран по данным критериям почти полнос­тью совпадает с перечнем наиболее экономически развитых стран: 1. Канада. 2. США. 3. Япония, 4, Голландия. 5. Норвегия.

СОВРЕМЕННЫЙ НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

Наши рекомендации