Экономическое возрождение Германии и Японии.
Поиски концепции экономического возрождения Германии привели к отказу чистого экономического либерализма, который оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости. Возобладала идея неолибериализма - идея о социальном рыночном хозяйстве. Ведущая роль отводилась рынку как регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной производительности.
Разумным признавалось сочетание рыночной конкуренции с хозяйственным планированием, предотвращающим возможность экономических кризисов и засилье монополий.
Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной ФРГ стал профессор Людвиг Эрхард (1897-1977) - директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949-1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963-1966 гг. Планы Л. Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство.
Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно “замороженная” вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.
Через 3 дня после денежной последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен предоставлял Л. Эрхарду право отменить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Исчез “черный рынок”. Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены выросли лишь на несколько процентов, в той же примерно пропорции, что и заработная плата.
Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя. На свободу предпринимательства была направлена кредитная и налоговая политика. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал “королем”, определявшим лицо рынка.
Оппонентами социального рыночного хозяйства оказались профсоюзы, левые партии, картели. Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий. Основой стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов.
ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна выступила одним из главных учредителей “Общего рынка”. К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС (“Общего рынка”).
Япония проиграла вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками.
Экономика страны была в состоянии хаоса. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935-1937 гг. В 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, а в Японии он достиг только 52%.
Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Маршалла. Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд. долл. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после окончания войны.
В Японии не проводилась приватизация. Военный контроль, введенный в 1939-1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Размеры инфляции были чрезвычайными - к 1952 г. 1500 % от послевоенного уровня. Денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс.
Путь национализации промышленности оккупационной администрацией был отвергнут и осуществлен, так называемый, “обратный курс”. Подобное название реформ было связано с тем, что США не удалось опереться на гоминьдановский Китай. Цель “обратного курса”: обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в “мастерскую Азии”. Программа “обратного курса” была разработана представителями американской монополии - банкирами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946-1952) подвергались все стороны жизни: общественный строй, государственное устройство. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880-1964).
Главной из реформ стал роспуск дзайбацу (1947-1948 гг.), т.е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Были разукрупнены промышленные и торговые компании. Акции пущены в свободную продажу. Благодаря разукрупненную образовались новые фирмы. Антимонопольным законом 1947 г. запрещены были холдинги введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.
Земельная реформа (1947-1950 гг.) состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. В Японии сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство как класс перестало существовать. В Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы.
В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям не представлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке.
Преобразования включали структурную перестройку экономики.
Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, пришлось создать многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта (замещение импорта).
При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в формировании структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот. В начале 60-х годов: автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов: электроника. Структурная перестройка прошла при сверхвысоких темпах - за 1955-1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышала 11%, норма валового накопления приближалась к 35% и была самой высокой из ведущих капиталистических стран.
В рамках реформы Доджа действовал полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономический связей: распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами; ограничение притока иностранных капиталовложений и поощрение импорта технологий. Контроль государства охранял промышленность от внешней конкуренции, ограждал от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы. Контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его “либерализация” длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.
За 30 послевоенных лет Япония, бедная, с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения.
Большую роль сыграли и другие реформы. Принятие Кодекса о труде, легализация профсоюзных свобод, реформа школьного обучения помогли подготовить квалифицированную рабочую силу. Формировался современный средний класс, куда вошли свободные предприниматели, менеджеры, инженерно-техническая интеллигенция, квалифицированные рабочие и служащие. Огромную роль сыграло развитие производства, рассчитанного на массовое потребление.
“Японское экономическое чудо” позволило стране к 70-м годам выйти на второе место в мире. Японская экономика преодолела нефтяной кризис и перешла на умеренные темпы роста - на уровне 4-5% в год. В 1988 г. ВНП на душу населения Японии превысил соответствующий американский показатель, за 1990 г. его прирост составил 5-6% против 0,9% США.
Япония - пример проведения гибкой государственной политики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к “дерегулированию”.