Характеристика неолиберального направления
Неолиберализм как одно из направлений в экономической науке сформировался на стыке 20-30-х годов XX в., в период кризиса философии свободного предпринимательства. Это направление приобрело ряд разновидностей: неолиберализм (неомаржинализм) в Австрии и Швейцарии, неолиберальный дирижизм во Франции, неолиберализм (ордолиберализм) в ФРГ. Последний заслуживает особого внимания, так как именно в ФРГ сформировались условия для наиболее полного воплощения этого направления как в теории, так и в практике. Германская ветвь в неолиберализме оказалась поэтому особенно влиятельной. Сам термин "неолиберализм" уже в послевоенный период стал употребляться главным образом применительно к западногерманской разновидности данного направления, хотя одним из предшественников неолиберализма считается американский экономист Уолтер Липман.
Термин “либерализм” в переводе с латинского означает политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности, а также ограничение вмешательства государства в хозяйственную жизнь.
В 1932 г. немецкие профессора экономики Александер Рюстов и Вильгельм Репке (1899-1967), находясь в эмиграции, сформулировали культурно-социологическую и социально-философскую основы неолиберальной школы. Они продолжили традиции молодой исторической школы. Внутри самой Германии неолиберализм возник в 30-е годы XX в. в Фрайбургском университете. Кафедру политической экономии этого университета возглавлялВальтер Ойкен (1891-1950). Совместно с профессорами кафедры Францем Бёмом, Гансом Гросманом-Дёртом и Леонгардом Микшем началась публикация трудов под названием “Порядок экономики”.
Начиная с 1948 г. неолиберализм “фрайбургского кружка”, или “школы Ойкена”, становится официальной доктриной Бонна. В этом же году под редакцией Ойкена вышел первый номер неолиберального ежегодника о хозяйственном и общественном строе под названием “Ордо”. Название журнала придумал Ойкен. По Ойкену, “Ордо” означает “Строй соревнования”. По названию журнала нередко вместо термина “неолиберализм” употребляется термин “ордолиберализм”.
Центральным пунктом системы взглядов “школы Ойкена” является учение об “идеальных типах хозяйства”. Суть ее раскрывается в следующих рассуждениях Ойкена: экономика любой страны состоит из множества одних и тех же элементов - денег, цен, труда, прибыли, капитала, заработной платы, процента и т.д. Но почему экономики в различных странах разные? По Ойкену, причина этого кроется в первоэлементах. Есть веер экономик. Его крайними элементами являются, с одной стороны, свободное рыночное хозяйство, а с другой - центрально-управляемое хозяйство. Эти крайние элементы являются идеальными или чистыми типами хозяйств и различаются способами управления. В первом типе хозяйства никто не вправе ничего диктовать. Во втором - все решения принимаются наверху, следовательно, нет никаких элементов спонтанности.
Далее, по Ойкену, в реальной действительности таких идеальных типов хозяйств не существует. Поэтому наряду с понятием “идеальный тип хозяйства” он вводит понятие “реальный тип хозяйства”, в котором всегда существуют “примеси”.
Однако различные экономические системы тяготеют к идеальным типам хозяйств. Возникает вопрос: чем определяется тип хозяйства? Причину этого Ойкен видит в национально-региональных особенностях страны, т. е. в традициях, устоях, обычаях, нравах, религии, уровне культуры, психологии, складе ума людей и так далее. Одним словом, тип хозяйства зависит от выбора самого народа. По мнению Ойкена и его учеников, к центрально-управляемому хозяйству тяготеют первобытное общество, рабовладение, феодальные поместья, тоталитарные государства, в том числе социалистическая экономика. Чем цивилизованнее народ, тем более децентрализованную экономику он выбирает.
Далее Ойкен ставит вопрос: а как должно вести себя в этой ситуации государство? С точки зрения неоклассического направления, выбор рынка - процесс естественный, так как оно признает только один тип экономики - свободное рыночное хозяйство. По Ойкену же, для человечества естественны два типа экономики; центрально-управляемое хозяйство имеет даже более глубокие корни своего существования. Поэтому, когда народ стоит перед выбором типа хозяйства, государство должно сориентировать народ, помочь в создании социальных институтов. Например, создать рынок, если его нет. После этого государство должно отойти в сторону и следить за правилами игры рыночных сил. В качестве примера неолибералы приводят футбольную команду. С их точки зрения, государство - это футбольный арбитр, а неоклассики сравнивают государство с дворовой футбольной командой без арбитра.
Неолиберальное направление находится посередине между неоклассическом направлением и кейнсианством. Неолиберализм - это один из вариантов регулируемой экономики, но с большим, чем в кейнсианстве акцентом на поддержание естественного рыночного механизма. Считается, что неолиберализм - это синтез школы маржинализма и молодой исторической школы.
По мнению неолибералов, они сформулировали учение об экономическом выборе систем. Они критиковали советскую систему как крайне нежелательный вариант веера. Если неоклассики считали социалистическую систему кратковременным вывихом истории, как систему с завязанными глазами, которая все равно упадет в яму, то неолибералы считают центрально-управляемое хозяйство естественным вариантом экономики. Она вышла из деспотического режима (в России - цари, у восточных народов ханы и т. д.). Поэтому, по мнению неолибералов, центрально-управляемое хозяйство является не вывихом истории, а закономерным процессом, имеющим глубокие исторические корни, обязательно содержащим в себе элементы свободного предпринимательства.
На основе ордолиберальных идей была разработана концепция “социального рыночного хозяйства”. Ее создателями являются профессора экономики Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард.