Становление экономики индустриального типа в США.

Территория североамериканского материка стала в XVII в. английскойпереселенческой колонией. Если кадры колонизаторов Южной Америки состояли, главным образом, из военно-фео­дальных авантюристов, презиравших труд, то основную массу иммигрантов Северной Америки составляли трудящиеся, бежавшие от произвола властей и религиозных преследований. Колониза­ция Северной Америки происходила в жестокой кровопролит­ной борьбе с коренным населением континента - индейцами, которые в конце концов были насильственно лишены своей земли.

Естественно, экономическое развитие американских колоний сопровождалось возникновением серьезных противоречий с метрополией. Колонии не устраивала политика Англии, старав­шейся превратить их в свой аграрно-сырьевой придаток. Эти противоречия привели к войне за независимость (1775-1783 гг.) против Англии, которая закончилась полной победой колоний и возникновением нового государства - Со­единенных Штатов Америки. В результате национально-освобо­дительной борьбы американского народа против колониально­го гнета в стране установился буржуазно-демократический общественный строй.

Образование США создало благоприятные условия для промышленного переворота, который завершился в первой поло­вине XIX в. Широкое внедрение паровых двигателей началось только с 40-х гг. XIX в., по­скольку водяной двигатель был сравнительно дешевым.

Очень важную роль в ходе промышленного переворота в США сыграли железные дороги. За 1830-1850 гг. произошел более чем 300-кратный прирост железнодорожной сети. В 1807 г. по реке Гудзон уже ходил пароход. Механизация транспорта вызвала ус­коренный рост металлургии и добывающей промышленности. За первую половину XIX в. производство чугуна выросло в 12 раз, а добыча угля - в несколько тысяч раз. К середине XIX в. в США было собственное машиностроение, в частности, большие заводы паровых двигателей (Нью-Йорк, Пенсильвания и пр.).

Одной из особенностей промышленного переворота в США было активнейшее участие отечественной инженерной мысли, а также быстрое развитие сельскохозяй­ственного машиностроения, вызванное потребностями свобод­ного фермерского хозяйства. Изобретения сравнительно быстро внедрялись в производство.

За полвека объем экспорта и импорта США возросли соответственно в 3,7 и 4 раза, но к середине XIX в. в американском экспорте еще превалировало сырье и сельскохозяйственные продукты - кожа, шерсть, хлопок. США в основном придерживались протекционистской политики. Это была доктрина ка­питалистов Севера, а южные плантаторы занимали фритредерские позиции - они нуждались в дешевых промтоварах.

Несмотря на значительное развитие промышленности США в первой половине XIX в. оставались преимущественно аграрной страной. Быстрый рост промышленности, городского населе­ния, железнодорожное строительство, - все это вызвало ус­тойчивый спрос на продукты сельского хозяйства, определило его отраслевую специализацию. Север и Центр превратились в житницу США. Производство пшеницы с 1840 по 1860 гг. утрои­лось. Фермеры стали серьезной политической силой страны.

Иной тип экономики господствовал на плантаторском Юге. До промышленного переворота в Англии не было такого това­ра, который бы стимулировал расширенное воспроизводство хо­зяйства на Юге США. Промышленный переворот и развитие английской хлопчатобумажной промышленности в корне изме­нило ситуацию. Хозяйство американского Юга получило моно­культуру - производство хлопка, а все необходимое для этого (техника, мебель, одежда и пр.) стал поставлять рынок. Поскольку рабовладельческое хозяйство, независимо от времени своего существования, может иметь толькоэкстен­сивный характер (плантаторы не применяли удобрений, и хищ­ническое использование земли приводило к ее повсеместному истощению), для него требовалось беспрерывное увеличение по­севных площадей и числа рабов.

К сере­дине XIX в. острая проблема Запада - рабовладельческие плантации или свободные фермерские хозяйства - стала одним из основных социально-экономических противоречий в стране.

Непримиримые противоречия между Севером и Югом в кон­це концов привели к Гражданской войне в США (1861-1865 гг.), окончившейся полной победой Севера. Гражданская война при­вела к осуществлению ряда важных демократических преобра­зований, окончательно уничтоживших все препятствия на пути быстрого развития капитализма в стране. Победил “американс­кий путь” развития капитализма в сельском хозяйстве - гос­подство на земле фермеров - без феодалов и помещичьего зем­левладения. В 1962 г. издан “гомстед-акт”, дававший любому гражданину право приобрести участок земли размером до 160 акров (около 65 га) с уплатой 10 долл. специального сбора. Пос­ле 5-летнего пользования при непременном условииличной ее обработки земля переходила в полную собственность фермера. За 20 лет после издания этого акта в руки американских ферме­ров перешло практически бесплатно 65 млн. акров плодородной земли.

После гражданской войны американская промышленность, получившая емкий внутренний рынок, сделала очень большой шаг вперед. К 70 гг. XIX в. промышленность США вышла на вто­рое место в мире (после Англии). Ни одна страна еще не знала таких бурных темпов промышленного развития, какие показа­ли США после Гражданской войны и, прежде всего, в области машиностроения. Американская промышленность стала вполне самостоятельной.

Наши рекомендации