Экономическая мысль древнего мира

Особенностью экономической мысли древнего мира была ее недифференцированность от политико-правовой, религиозной теологии. Собственно экономических трактатов найти практически невозможно. Это объясняется в первую очередь тем, что господствующие классы-носители письменной культуры- лишь в небольшой степени вмешивались в традиционный ход натурального производства. Их экономические интересы заключались лишь в устойчивом поступлении прибавочного продукта. Поэтому и зафиксированная в письменных источниках экономическая мысль господствующих классов вращается в основном вокруг создания нормальных условий для функционирования общин непосредственных производителей. Эти же проблемы имеют и экономическое, и правовое содержание. Экономическое учение часто совпадает с учением о государственном управлении. Различия лишь в том, что если речь идет о нормах, рассчитанных на практическое применение, - это своды законов, а если имеют место общие рассуждения о принципах социального устройства - это социально-философские сочинения.

Особняком стоят в этом ряду произведения (в основном античных авторов), посвященные принципам организации частного хозяйства. Как правило, они представляли свод практических рекомендаций по всем аспектам деятельности частного предпринимателя: от технологии производства до ряда социально-экономических вопросов, например об обращении с рабами, организации их труда.

Несмотря на незрелость своих положений, экономическая мысль древности добилась ряда ценных теоретических результатов, вошедших в сокровищницу экономического наследия человечества. Это относится, прежде всего, к произведениям древнегреческих авторов - Платона и Аристотеля. Значительное влияние на дальнейшее развитие социально и экономических учений стран Востока оказали сложившиеся в древности концепций конфуцианства, легизма и даосизма, а также принципы, сформулированные в “Артхашастра”.

Экономическая мысль Древнего Востокаимеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется “снизу” унаследованной еще от первобытных времен традицией, “сверху” - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции. Памятники экономической мысли Древнего Востока- это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта, прежних лет.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является “Поучение гераклеопольского царя своему сыну” (Древний Египет, XXII в. до н. э,). Автор "Поучения" обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением, В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать “как один отряд”. Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: грамотность в Египте была монополией господствующих сословий. Чиновников (писцов) готовили в специальной “школе писаний”. Своеобразной апологией профессии чиновника является “Поучение Ахтоя своему сыну Пиопи” (период Среднего царства).

Интересным памятником древнеегипетской мысли является “Речение Ипусера” (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи “Речение Ипусера” выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. “Идеальный деспот”, по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобиц в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

В отличие от Древнего Египта для первых цивилизаций Месопотамии было характерно относительно быстрое развитие частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. В условиях отсутствия гарантий свободы человеческой личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Такие процессы ослабляли государство, теряющее воинов и налогоплательщиков. Памятники экономической мысли данного региона дают много примеров, когда государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Основная тема законов - создание условий, при которых “сильный не притеснял бы слабого”. Так, запрещалась продажа п отчуждение за долги земельных наделов царских воинов и других категорий вавилонских подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация (20% - в денежной и 33% - в натуральной ссуде); долговое рабство, независимо от суммы долга, ограничивалось тремя годами. Наряду с правовой защитой личности непосредственных производителей кодекс признавал право частной собственности, в том числе на земельные участки.

Издание кодекса Хаммурапи стало важным мероприятием по консолидации старовавилонского общества. Он представляет собой один из первых примеров попыток управления страной, в том числе и ее экономической жизнью, с помощью системы правовых норм.

Крупнейшим памятником общественной мысли Древней Индии является “Артхашастра” - трактат об искусстве политики и управлении государством, (конец IV в. до н. э.). Слово “артха” означает польза (в основном политическая), материальная выгода, а “шастра” - наука, научное произведение. В отличие от законов и правовых норм "Артхашастра" - прежде всего общее руководство по общим принципам политики (в том числе экономической) и права.

Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI-III вв. до н.э. Огромную роль в истории докапиталистического Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций. или Кун-цзы (551-479 гг. до н. э.). Основной источник его учения - сборник "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение старших - одна из основных черт модели “благородного мужа”, мыслителя. Такой человек никогда не будет выступать против вышестоящих. Он полагал, что проявление сыновней почтительности и дружба с братьями и есть управление государством. А регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя.

Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.). или учитель Мэн. Мыслитель жил и творил в период “борющихся царств” (V-IV вв. до н. в.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм.

Мэн-цзы считал, что народ является главным в государстве, за ним следуют духи землии зерна, а государь занимает последнее место. Выступая за четкое деление китайского общества на управляющих и управляемых, Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект - размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок - “общественное поле” - должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Мудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле.

В VI-III вв. до н. э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты - легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и власти родовой аристократии. “Законники” были сторонниками политической централизации и объединения страны.

Возникновение школы легистов относится к VI-V вв. до и. э. и связано с именем крупных политических деятелей того периода - Цзы-чаня и Ли-куя.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао-цзы - современник Конфуция. Лао-цзы советовал правителям не управлять страной с помощью знаний, отменить запретительные законы, поскольку когда законов много народ становится бедным. Лао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества: небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Поэтому он призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда. Социальная утопия даосов, безусловно, содержала элементы реакционности: полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средствами их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в “естественное” состояние первобытного мира.

Наши рекомендации