Налоговая политика государства в национальной экономике.
Государство не способно осуществлять свои функции без налогов. Например, П. Самуэльсон, рассматривая экономическую роль государства, подчеркивают, что оно:
· обеспечивает справедливое использование налогов и расходов для перераспределения доходов среди определенных групп;
· при помощи налогов, расходов и денежного регулирования стимулирует макроэкономический рост и стабильность, снижает уровень безработицы и инфляции и в то же время поощряет экономический рост
Налоговая политика— это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.
При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения.Выделим три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов (доля налоговых изъятий в ВВП, включая взносы на социальное страхование, составляет 45-55%)(Франция,Австрия), низким (около 20%)(США,Германия,Великобритания,Япония), средним (30-40%)(Турция,Мексика).
Главная цель налоговой политики— обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов — основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажную роль играют налоги в распределительных и перераспределительных процессах.
Налоговый механизм— это совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм включает прогнозирование, регулирование, контроль.
Налоговое прогнозированиеслужит основой для разработки программы социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования на определенный период времени. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. Налоговый прогноз позволяет более четко обосновать объемы налоговых доходов на разных уровнях, оценить предложения по использованию конкретных налогов, их ставок и льгот. Налоговый контрольпризван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога.
На микроуровне важным компонентом налогового механизма выступает налоговое планирование,необходимое для оптимизации налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы и более эффективно их использовать.
Налоговый механизм в России регламентируется многими законодательными нормами, изложенными в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном, Земельном и других кодексах и законодательных актах. Основным нормополагающим актом должен стать Налоговый кодекс РФ.
Налоговая система — это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налогов, принципов, форм и методов их установления. Как уже отмечалось, налоговые системы имеют многовековую историю и существенно различаются по отдельным странам. Несмотря на отличия в структуре используемых налогов, они строятся на общих принципах, выполняют единые функции.
Принципы налогообложения:
· всеобщность;
· определенность;
· простота и удобство;
· минимальные издержки сбора налогов.
Их перечень можно лишь дополнить: однократность, стабильность, обязательность, справедливость налогообложения.
Функции:фискальная (ниже) и распределительная (осн. показатель – общая пропрция соотношения фед и рег. бюджетов).
Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:
· законодательство Российской Федерации;
· законодательство субъектов Российской Федерации;
· нормативные правовые акты представительных органов местного само управления;
· нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполни тельных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.
Рассмотрим наиболее важные налоги, играющие ключевую роль в пополнении доходов федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость, на акцизы, страховые взносы (30 %), на доходы физлиц (13%).