Понятие конъюнктуры мирового рынка и его показатели.

Конъюнктура – это совокупность факторов и условий, определяющих развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру, характеризующую состояние всего мирового хозяйства и конъюнктуру товарных рыков, когда изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

В настоящее время во многих странах идет процесс структурной перестройки экономики, разрабатываются и реализуются различные антикризисные мероприятия, на экономических моделях рассчитываются варианты развития экономики, осуществляется активное макроэкономическое регулирование национальных рынков и межгосударственная координация в целях поддержания стабильности на мировых рынках.

Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знания циклических закономерностей развития экономики, в том числе и характерных признаков каждой фазы и условий их перехода из одной в другую.

Изучение экспортных товарных рынков позволяет получить ответы на такие вопросы, как: могут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить. Важнейшими элементами изучения любого товарного рынка экспортером являются оценка его емкости, рассмотрение позиции конкурентов, получение и анализ информации о покупателях и ее анализ.

При изучении импортного рынка с помощь каталогов, прейскурантов, предложений фирм, а также путем личных контактов с их представителями дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить технико-экономические и коммерческие условия продажи товара, которые будут наиболее приемлемы для покупателя.

В современных условиях роль и значение рыночных исследований в работе по повышению эффективности внешнеэкономических связей постоянно возрастают. Под влиянием процессов расширения и углубления международного разделения труда, а также в результате воздействия других факторов на мировых рынках все чаще происходят серьезные изменения. Быстро обновляется и расширяется товарная номенклатура, вместе с изменением технико-экономических параметров меняются и стоимостные показатели.

Знание конъюнктуры необходимо не только при выходе на рынки промышленно развитых или развивающихся стран. Умение анализировать и прогнозировать развитие мировых товарных рынков требуется и при заключении контрактов.

Для того, чтобы получить от внешнеэкономических сделок максимальный экономический эффект, т.е. большую валютную выручку при экспорте и валютную экономию при импорте, надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. С этой целью необходимо изучать общеэкономическое положение стран и ситуацию в отдельных отраслях экономики, а также на различных товарных рынках. Надо уяснить причины, под влиянием которых происходят быстрые изменения в объеме производства, внешней торговли, ценах на тот или иной товар.

Объективность и безошибочность изучения рыночной конъюнктуры во многом зависят от знания методики конъюнктурных исследований, целей и средств анализа и прогноза рыночной конъюнктуры.

Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью действия ее показателей. Зачастую одни и те же показатели, например, динамика производства, цены, в одно и то же время на разных рынках свидетельствуют о наличии противоположных тенденций – роста или сокращения.

Значительные расхождения в направлении или темпах развития конъюнктуры требуют тщательного анализа и учета особенностей производства и сбыта того товара, рынок которого изучается. Перенос тенденций или темпов развития общехозяйственной конъюнктуры (или конъюнктуры смежных рынков) на конъюнктуру конкретного товарного рынка без учета этих особенностей может привести к грубым ошибкам при оценке положения на рынке.

Изучение конъюнктуры включает большой круг вопросов. Надо знать, какие области экономики и в каком объеме являются потребителями данного товара, каковы особенности спроса и предложения на отдельные их виды и сорта. Следовательно, каков бы товар мы ни взяли, необходимо знать его товароведческую характеристику и главные области применения.

Значение особенностей производства и потребления отдельных товаров помогает лучше понять и предвидеть происходящие на рынке изменения.

При оценке ситуации на товарном рынке необходимо иметь предоставление о тех изменениях, которые произошли на нем за рассматриваемый период (год, полгода, квартал или месяц). Учет этих изменений, а также выявление причин, вызвавших их, позволяют более правильно оценить конъюнктуру рынка. При проведении конъюнктурных исследований применяются следующие показатели:

- при проведении конъюнктурного исследования, во-первых, следует определить, какие страны на данном товарном рынке играют решающую роль в качестве производителей и потребителей, экспортеров и импортеров;

- во-вторых, выявить количественные и качественные изменения, происходящие на рынке. Данные о производстве и внешней торговле стран, играющих первостепенную роль на конкретном товарном рынке, надо рассматривать за ряд лет. Только такой анализ позволит выявить основные изменения, происшедшие в объеме производства, экспорта или импорта, и выделить главную тенденцию развития. Полученные результаты дают возможность судить о конкурентоспособности той или иной страны на мировом рынке, о происшедших изменениях в расстановке сил, в издержках производства и т.д.

- в-третьих, сопоставить цифры внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта, что объяснит особенности положения на рынках отдельных стран. Не зная, какой удельный вес занимают поставки на экспорт в общем объеме производства или сколь велика доля импорта во внутреннем потреблении, нельзя понять суть тех изменений, которые происходят в уровне спроса и предложения, в ценах.

- в-четвертых, рассмотреть статистику производства, потребления и внешней торговли и определить степень зависимости той или иной страны от внешнего рынка. В то же время сила воздействия отдельной страны на конъюнктуру какого-либо конкретного товарного рынка зависит также от того, насколько велик удельный вес этой страны в мировом потреблении, производстве и экспорте данного товара.

- в-пятых, анализ конъюнктуры товарного рынка требует учета тех изменений, которые происходят в структуре фирм. Необходимо знать, какую роль играют основные фирмы, определяющие положение на рынке, и каково их значение.

Расширение номенклатуры выпускаемой продукции позволяет промышленным компаниям успешнее маневрировать в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, переключая собственные производственные мощности с одного вида продукции на другой, а также поглощая более слабые фирмы, имеющие налаженное производство или проводящие научно-исследовательские работы по выпуску каких-либо новых видов продукции. Монополии способны быстро расширять производство той продукции, которая в данный момент пользуется наибольшим спросом и, следовательно, может принести максимальную прибыль.

Одной из особенностей товарных рынков является то, что наряду с усилением роли и значения ведущих корпораций по-прежнему сохраняется много мелких и средних фирм, в ряде случаев их количество даже увеличивается. Причины этой тенденции кроются, прежде всего, в специализации. Небольшие специализированные предприятия, оснащенные высокопроизводительным, современным оборудованием, по своим экономическим показателям не только не отстают, но подчас опережают крупные предприятия, но менее специализированные.

Происходящее под влиянием специализации увеличение числа малых фирм не подрывает позиции ведущих монополий, а наоборот, усиливает их. При помощи системы кооперированных поставок и узкой специализации большинство мелких фирм втягиваются монополистическим капиталом в сферу своего влияния. Изготавливая отдельные системы или узлы, эти фирмы становятся поставщиками ведущих компаний. Это выгодно монополиям, так как узкая специализация повышает качество изделий и снижает издержки производства.

Исключительно важно изучить степень специализации производства, изменения в межфирменных связях (внутри страны и международных) – лицензионных, финансовых, научно-технических и др. Кроме того, необходимо отслеживать происходящие слияния, поглощения, банкротства, а также изменения в производственной структуре ведущих фирм.

Знание структуры фирм и степени монополизации рынка помогает правильно оценить происходящие изменения в условиях производства и сбыта. От количества фирм, от их производительных, сбытовых и других возможностей зависят степень остроты конкуренции, уровень издержек производства, сроки поставки и многое другое.

Важной составной частью исследования конъюнктуры товарного рынка является изучение цен. Здесь необходимо выявлять причины, вызвавшие тот или иной сдвиг в уровне цен. На изменение цен оказывает влияние замена в технологии производства, в условиях потребления товара, изменения в объеме и направлениях международной торговли данным товаром, в структуре фирм и т.д.

Учет всех факторов происходит в процессе подготовки прогноза. Прогноз – является наиболее важным элементом изучения конъюнктуры любого товарного рынка. Все рассмотренные выше вопросы, касающиеся анализа рынка и учитывающие происшедшие изменения, являются той необходимой предпосылкой, тем фундаментом, на котором строится прогноз. Изучение конъюнктуры вчерашнего и сегодняшнего дня проводится главным образом лишь для того, чтобы правильно определить перспективы развития.

Разработка прогноза требует рассмотрения в определенной последовательности предполагаемых изменений в общехозяйственной конъюнктуре, а также в сферах производства, обращения и потребления данного товара.

Для производства многих товаров прогноз конъюнктуры любого рынка надо начинать с оценки перспектив развития экономики в целом. Для этого следует проанализировать движение индексов промышленного производства, запасов, капиталовложений и других показателей. Оценка конъюнктуры, должна дополняться определением перспектив развития конъюнктуры отдельных стран – основных импортеров и экспортеров данного товара.

Более важным при этом является изучение конъюнктуры стран-импортеров. В современных условиях в большинстве случаев предложение превышает спрос, имеет место постоянное фактическое или потенциальное перепроизводство. Поэтому положение на рынке будет зависеть, прежде всего от изменения спроса.

При изучении перспектив развития мировой экономики следует переходить к прогнозу развития тех отраслей, которые являются главными потребителями товара. На основе изучения конъюнкурообразующих факторов составляются оценки предполагаемых изменений в объеме и структуре потребления.

Сопоставление оценок перспектив развития потребления и производства дает возможность сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить вероятный объем международной торговли и будущий уровень цен.

Методы прогнозирования

Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговле в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки, экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.

Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого экономического явления и распространения их на будущее. Предполагается, что основные соотношения, пропорции и темпы роста, характерные для данного явления, с большой степенью вероятности без существенных изменений могут иметь место в перспективе. Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования рыночной конъюнктуры представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов развития экономики.

Экспертные оценки базируются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Наиболее часто они применяются и при разработке экономических прогнозов.

Экономико-математическое моделирование дает возможность установить определенные количественные закономерности, характеризующие развитие рынка, и дать качественную оценку значимости отдельных показателей, отражающих воздействие различных конъюнктурно образующих факторов. На основе данных за ряд лет составляются экономико-математические модели, отражающие более или менее сложные функциональные зависимости между конъюнктурными показателями товарного рынка.

Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения. Суть его заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и преходящие запасы на конец будущего года.

Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Величина инвалютных расходов при импорте и поступлений валюты при экспорте при прочих равных условиях зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано с реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы.

Прогноз конъюнктуры дает оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товара. Следовательно, можно сделать вывод, что между прогнозом конъюнктуры и оперативной тактикой внешнеторговых организаций существует прямая связь.

Оценка конъюнктуры рынка

Цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на определенную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Существует три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный, которые подразделяются на несколько этапов.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем, какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары и более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаром.

Первым этапом является сбор информации.

Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка, т.к. не существует единого источника информации, который бы содержал все сведения об изучаемых процессах. Поэтому при исследовании используются различные виды информации, полученные из разных источников, - общий, коммерческий, специальный.

· Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

· Коммерческая информация – это данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции, а также от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

· Специальная информация включает данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому ей следует уделять особое внимание.

Для наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия (объединения) могут создаваться собственные источники информации в виде: магазинов, опорных пунктов (базовых), сети торговых посредников; специализированных потребительских панелей (центров).

· Сеть магазинов – опорных пунктов создается предприятием для наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Эта сеть формируется из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся на договорных началах наблюдать за развитием спроса.

· Сеть торговых посредников организуется службой изучения рынка предприятия для наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара. В качестве торговых посредников целесообразно отбирать оптовые фирмы и торговые предприятия.

· Потребительская информация образуется службой изучения рынка предприятия как выборочная совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям. Эти исследования позволяют установить тенденции в изменении потребления и потребительских оценок в результате сравнения спроса. Потребительская информация формируется по правилам, обеспечивающим представительность ее состава по ряду ключевых признаков (например, место жительства, пол, возраст, уровень личных доходов).

Главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных закономерностей и особенностей развития спроса населения и товарного предложения, выявление факторов формирования рыночной конъюнктуры.

К таким показателям относят:

- производство товаров в ассортименте;

- обновление товарного ассортимента;

- обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;

- запасы товаров в ассортименте (в том числе на предприятии в торговых организациях);

- рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);

- продажа товаров в ассортименте (в том числе оптовая, розничная, фирменная);

- изменение доли рынка, занимаемого предприятием;

- изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;

- выполнение заявок на поставку товаров;

- изменение в спросе потребителей;

- величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;

- динамика цен;

- продажа товаров по сниженным ценам (в том числе уценка, сезонная распродажа и др.).

По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению со средне- и долгосрочными за счет более полной достоверной информации о факторах и степени их влияния, а с другой – она снижается из-за более высокой степени вариации квартальных показателей по сравнению с годовыми.

С учетом особенностей прогноза показателей конъюнктуры наиболее целесообразным является применение экономико-статистических методов анализа и моделей прогнозирования (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов. На основе анализа динамических рядов устанавливается тенденция развития, которая распространяется на ближайшую перспективу с учетом сложившихся закономерностей в развитии ресурсов товаров, покупательных фондов населения.

Расчеты вероятных значений показателей конъюнктуры носят многовариантный характер и могут быть представлены в виде различных аналитических документов.

1. Свободный обзор или доклад – это основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. В нем анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры, проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции и выявляются ситуации отдельных товарных рынков.

2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры включает документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. В нем выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблемы конкретного товарного рынка.

3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация – это документ, содержащий оперативную информацию, об отдельнх процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

В качестве примера приведем схему обзора рынка сбыта товаров. Конъюнктурный обзор состоит из трех разделов.

Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде.

Такая оценка осуществляется исходя из анализа: информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок; результатов специальных наблюдений; данных о работе по обновлению продукции; повышению качества товаров и др.

Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка.

В этом разделе освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящие один - два квартала, а также в прогнозируемом периоде;

- каких товаров будет недостаточно на рынке, а какие могут оказаться в избытке;

- какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах;

- какие затруднения могут возникнуть с выполнением договорных обстоятельств под воздействием складывающейся конъюнктуры.

Раздел 3. Предложения и рекомендации.

Этот раздел отражает результаты проведенного анализа и содержит следующие сведения:

- перечень мер, которые необходимо принять для нормализации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама, техническое обслуживание и т.д.).

- перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить.

- перечень товаров, выпуск которых следует увеличить.

- перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства.

Конъюнктурные исследования проводятся в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Для их регулярного осуществления необходимо иметь соответствующих квалифицированных специалистов. К исследованиям могут привлекаться также специализированные исследовательские организации.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Определение экспортных цен

При определении экспортных цен необходимо собрать и обработать полученную информацию о конкуренции, производстве, затратах, соотношение между выручкой от продажи товаров и прибылью.

При сборе и обработке информации компания должна изучить рынок, на котором продает товары, своих конкурентов и правительственную политику.

При установлении цен на товары весь рынок делится на небольшие секторы – потенциальные рынки для каждого отдельного товара. При этом изучается не только рынок товара, но и рынок его заменителей, а также перспективы спроса на данную продукцию и ее заменители.

Необходимо также иметь четкое представление о структуре рынка. Для этого используется следующая информация:

Информация о рынке в целом

- Каковы сегменты рынка, на которых продается товар.

- Кто основные конкуренты.

- Каков объем рынка.

- Каковы перспективы роста продаж.

- Каким образом взаимодействуют друг с другом отдельные сегменты рынка.

Наши рекомендации