Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства

ПОД ФИСКАЛЬНОЙ (Бюджетно-налоговой) политикой ГОСУДАРСТВА понимается система регулиро­вания экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Выделяют следующие цели фискальной политики:

· сглаживание колебаний экономического цикла;

· обеспечение устойчивого экономического роста;

· достижение высокого уровня занятости при умерен­ных темпах инфляции.

Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фис­кальная политика.

Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимаются новые законы.

Основными инструментами дискреционной политики выступают:

а) изменения ставок налогообложения;

б) проекты общественных работ;

в) трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижени­ем налогов или сочетанием этих мер (так как мульти­пликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). в краткосрочном пе­риоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования

2.Рестрикционная (контрактивная),или сдержива­ющая, связана с увеличением налогов и снижением го­сударственных расходов или сочетает эти меры, что­бы ограничить инфляционный рост экономики.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политикане требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизато­ров, которые приводят к автоматическому изменению на­логовых поступлений в государственный бюджет и государст­венных расходов. Это пассивная фискальная политика.

Встроенный (автоматический)стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддержи­вают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрес­сивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зави­симости от экономической конъюнктуры изменяются на­логовые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не уст­раняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приво­дят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государствен­ного бюджета. В период подъема происходит обратный про­цесс.

Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ представляет собой струк­туру расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке.

Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.

Доходы в основном состоят из налогов, которые взимают центральные и местные органы власти, государственных зай­мов и поступлений из внебюджетных (целевых) фондов.

Налоги - обязательные платежи физических и юриди­ческих лиц, взимаемые государством, являются основным рычагом фискальной политики государства: изменяя размер налоговых ставок, правительство оказывает влияние на выпуск продукции.

Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета.

Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит.

Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток.

Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита осуще­ствляется путем заимствования:

а) у Центрального банка;

б) у населения.

Соответственно способы финансирования дефицита государственного бюджета следующие:

а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита госбюджета) - Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru M;

в) выпуск займов - Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru B.

Дефицит = Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru .

Кривая Лаффера.

Одним из факторов экономического роста сторонники кон­wепции «экономики предложения» считают понижение на­логовых ставок. Артур Б. Лаффер теоретически обосновал пpoгpaмму администрации президента Рейгана на период 1980-х гг., которая была направлена на стимулирование эко­номической активности в стране.

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижа­ет трудовую активность и вызывает переход легальной эко­номики в теневую. Обоснованием этому послужил так на­зываемый «Эффект Лаффера», графическим отражением которого служит «Кривая Лаффера».

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм подоходного налога от ставок налога (рис. 48.1).

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлении (R), по горизонтальной - значения ставок подоходного налога (г).

Если г = о, то государство не получит налоговых поступ­лении. При г = 100% общие налоговые поступления также

Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru

R

Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru

Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru

Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru Бюджетно-налоговая (фискальная ) политика государства - student2.ru

рис.48.1. Кривая Лаффера

будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличе­нию дохода.

В точке А при ставке подоходного налога г = 50% налоговые поступления будут максимальными, затем они бу­дут снижаться при росте налоговых ставок (Rb < Ra)·

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьше­ние налоговых ставок вызовет сокращение доходов государст­ва, но это сокращение будет иметь кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

Налоги бывают:

Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В принципе они берутся в момент получения дохода задолго до его предполагаемого расходования. Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). Прямое налогообложение учитывает доходность и семейное положение налогоплательщика. Прямые налоги бывают реальными и личными.

Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу.

Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднение. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от оборота капиталов, налог на сверхприбыль, поимущественный налог.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу. Собственник товара или лицо, предоставляющее услуги, является сборщиком налога, так как конечным его плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги.

Банковская система

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА - совокупность банковских уч­реждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи.

Банковская система имеет два уровня. На первом уровне

находится Центральный (эмиссионный) банк. На втором уровне расположены банки коммерческие (депозитные) и специализированные (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и др.).

Банковская система выполняет следующие основные функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

б) предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение;

в) создание кредитных денег;

г) кредитное регулирование;

д) денежная эмиссия;

е) эмитирование (выпуск) ценных бумаг.

Важнейшим звеном банковской системы является Цент­ральный банк.

Центральный банк - главное звено банковской системы, обеспечивающее равновесие денежного рынка; посред­ник правительства в его заемных и кредитных операциях.

Центральный банк играет ключевую роль в управлении денежной массой, валютным курсом и хранением валютных резервов страны. В большинстве стран Центральный банк обладает исключительным правом денежной эмиссии. Цент­ральный банк в США - это Федеральная резервная система (ФРС), в Великобритании - Банк Англии, в Германий ­Бундесбанк, в Японии - Банк Японии. ФРС - независимое правительственное учреждение, Банк Англии находится в государственной собственности и контролируется государ­ством, Бундесбанк в значительной степени действует са­мостоятельно, Центральный банк Российской Федерации (ЦБРФ) в соответствии с Конституцией РФ подотчетен Госу­дарственной думе.

Основные задачи Центрального банка следующие:

а) обеспечение стабильности денежного обращения;

б) Осуществление государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных

отношений.

Основные функции Центрального банка следующие:

а) осуществляет эмиссию денег и организацию их обра­щения;

б) аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений;

в) обеспечивает кредитование коммерческих банков и осуществляет контроль за их деятельностью.

В целях осуществления своих функций Центральный банк использует следующие основные инструменты:

а) устанавливает норму обязательных резервов для ком­мерческих банков (минимальную долю депозитов, кото­рую коммерческие банки должны хранить в виде резер­вов - беспроцентных вкладов в Центральном банке;

б) проводит операции на открытом рынке (купля или про­дажа государственных ценных бумаг);

в) устанавливает учетную ставку (ставку рефинансиро­вания, т. е. ставку, по которой Центральный банк кре­дитует коммерческие банки).

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, ибо коммерческие банки сами опреде­ляют величину избыточных резервов, что влияет па норму банковских резервов и соответственно на мультипликатор. Центральный банк не может точно спрогнозировать объем кредитов, который будет выдан коммерческим банкам. Коэф­фициент депонирования определяется поведением населения и иными причинами , не всегда связанными с действиями Центрального банка.

Коммерческие банки - кредитные учреждения универсального типа, осуществляющие на договорных услови­ях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг.

коммерческие банки выполняют следующие основные функции:

а) принимают и размещают денежные вклады;

б) привлекают и предоставляют кредиты;

в) производят расчеты по поручению клиентов и банков­ корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Осуществляемые коммерческими банками операции под­разделяются на пассивные и активные. Пассивные опе­рации - при влечение денежных ресурсов путем приема депозитов, продажи акций, облигаций, других ценных бумаг. Активные операции - размещение денежных ресурсов пу­тем предоставления кредитов, покупки акции и ценных бу­маг.

Коммерческие банки различаются по:

а) принадлежности уставного капитала и способу его формирования в форме акционерных обществ с огра­ниченной ответственностью, с участием иностранно­го капитала, иностранных банков и т. д.;

б) видам совершаемых операций: универсальные и специализированные;

в) территории деятельности: региональные, республи­канские и др.;

г) отраслевой ориентации.

Кредитно-денежная политика

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она пред­ставляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы.

Кредитно-денежная политика осуществляется посред­ством специфических инструментов и реализует определен­ные цели.

Эти цели непосредственно относятся к деятельности Цент­рального банка и реализуются в рыночной экономике посред­ством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежу­точные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денеж­ной политики Центрального банка, ни к рeaльным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Цент­paльного банка и его цели.

Цели достигаются посредством определенных инст­рументов, которые подразделяются на прямые и косвен­ные.

К прямым инструментам относят:

а) лимиты кредитования;

б) прямое регулирование процентной ставки. К косвенным инструментам относят:

а) операции на открытом рынке;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирова­ния).

Операции на открытом рынке - покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное

предложение. Продавая ценные бумаги, Центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Операции на открытом рынке нередко происходят в фор­ме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это про­исходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по бо­лее высокой цене по истечении определенного времени.

Изменение норм обязательных резервов - метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Цент­ральным банком в процентах от величины депозитов. Ее ве­личина зависит от:

а) вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в срав­нении с вкладами до востребования);

б) размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьша­ется денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличива­ет денежное предложение, стимулируя тем самым кредит­ную активность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцент­ных вкладов в Центральном банке. Кроме обязательных ре­зервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы - суммы сверх обязательных резервов на непред­виденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избы­точных резервах, тем больше теряют доход, который коммер­ческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Изменение учетной ставки - это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в фор­ме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процент­ная ставка, сокращается объем заимствования у Центрально­го банка, вызывая тем самым сокращение операций ком­мерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои став­ки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кре­дита вообще.

Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получе­ние банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денеж­ное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

Кредитно-денежная политика, осуществляемая Централь­ным банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих де­нег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничи­вает инфляцию.

Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, Центральный банк воздействует на промежуточ­ныe цели - денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным ре­зультатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей ­на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влия­ет главным образом на уровень цен и в небольшой мере - на реальный объем выпуска.

При осуществлении денежно-кредитной политики воз­I1икает необходимость в планомерных действиях экономи­ческих агентов, т. е. в трансмиссионном (передаточном) ме­ханизме. По мнению Кейнса, суть этого механизма заключа­ется в следующем: при увеличении массы денег (например, путем покупки Центральным банком облигаций на откры­том рынке) происходит увеличение резервов коммерческих банков. В этой ситуации коммерческие банки столкнутся с трудностью размещения кредитов при сложившейся процент­ной ставке. В результате на финансовом рынке произойдет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих бан­ков. На рынке ценных бумаг будет происходить снижение облигационной процентной ставки. Следовательно цена облигации растет, а доходность снижается. При снижении доходности облигаций и расширении привлекательности подешевевших кредитов публика будет продавать облига­ции. И этот процесс будет наблюдаться до тех пор, пока не восстановится денежное равновесие. На товарном рынке сни­жение процентной ставки приведет к тому, что ранее неэффек­тивные проекты станут для предпринимателей эффективными и они расширят спрос на инвестиции. Это приведет к росту об­щего объема плановых расходов и, следовательно, к расшире­нию эффективного спроса.

Таким образом, роль «несущей конструкции» В транс­миссионном механизме выполняет процентная ставка.

Виды таможенных пошлин

зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

§ Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

§ Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТОпризывает к полной отмене таких пошлин;

§ Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:

§ Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

§ Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);

§ Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на[4]:

§ Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

§ Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

§ Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

§ Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

§ Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;

§ Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

§ Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Наши рекомендации