Излишки потребителя и производителя.

Образование равновесной цены – процесс, требующий определённого количества времени.

В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и предложения, объёма спроса и объёма предложения.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители (покупатели) и производители (продавцы).

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя (consumer’s surplus) графически можно изобразить через площадь PmaxEPE (см. рис. 3.9).

Излишки потребителя и производителя. - student2.ru

Рис. 3.9. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна PE, а объём проданного товара равен QE.

Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = PE x QE.

Разница между общей выручкой TR = PE x QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE).

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от неё.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Проблема устойчивости равновесия.

Очевидно, что фактические цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия.

Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия.

Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.

Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае рыночного равновесия.

Равновесие по Вальрасу. Равновесие по Маршаллу.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объёме спроса (предложения).

Излишки потребителя и производителя. - student2.ru

Рис. 3.10. Концепции формирования равновесной цены

Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене P1 (см. рис. 3.10а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток.

В случае избытка предложения (при цене P2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 – Р2.

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения.

Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения.

Увеличение (уменьшение) объёма предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3.10б).

Краткосрочный период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, долгосрочный – моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).

Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платёжеспособным спросом.

Высокие цены свидетельствую об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым лучшему удовлетворению общественных потребностей.

Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Паутинообразная модель.

Среди других подходов, объясняющих механизм установления рыночного равновесия, можно отметить паутинообразную модель, которая (в отличие от ранее рассмотренных) относится к числу динамических, т.е. учитывающих фактор времени.

Паутинообразная модель рассматривает процесс формирования равновесия в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянуты во времени.

Она отражает формирование равновесия в отрасти с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве) когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объём: Qst = S(Pt – 1).

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений, типичных для сельскохозяйственного производства.

Другим упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резервов и их возможной реализации в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка.

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и кривой предложения.

Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D (см. рис. 3.11а).

Излишки потребителя и производителя. - student2.ru

Рис. 3.11. Устойчивое (а) и неустойчивое равновесие (в) в паутинообразной модели и регулярные колебания вокруг него.

Движение к общему равновесию проходит ряд циклов.

Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG).

Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е.

Колебания носят затухающий характер.

Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предло­жения S (см. рис. 3.11в).

В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.

Возможен, наконец, и такой вариант (см. рис. 3.1б), когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг по­ложения равновесия.

Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное зна­чение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.

Неравновесие на рынке.

Паутинообразная модель, как и все простые модели, значительно упрощает действительную ситуацию.

На самом деле выбор объёма предложения н следующий год отнюдь не сводится к механической подстройке под ценовые условия, сложившиеся в предыдущем году.

Участники рынка пытаются прогнозировать ситуацию, а некоторые из них (в первую очередь фирмы – монополисты) способны и активно на неё воздействовать.

Не остаются неизменными и кривые спроса и предложения.

Под воздействие неценовых факторов они испытывают постоянные смещения.

Однако паутинообразная модель исключительно полезна своим общим подходом к рыночному равновесию, а именно демонстрацией того, что что рынок отнюдь не во всех случаях автоматически устанавливает равновесие.

Излишки потребителя и производителя. - student2.ru

Рис. 3.12. Колебания: затухающие (а), равномерные (б) и взрывные (в)

Наши рекомендации