Тема 7. Историческое направление и в политической экономии

План семинарского занятия

1. Экономические концепции новой исторической школы.

2. Экономические концепции новейшей исторической школы.

3. Историческая школа в России.

Кейс-ситуации

Кейс 1.Изучите отрывок из статьи Ефимова В.М. «Социальный вопрос и социальное государство в Европе второй половины XIX века» (Народонаселение, 2015. № 2) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи). [11]

Видение социального вопроса у Густава Шмоллера и его школы было отличным от видения его как у Рикардо, так и у Маркса. Шмоллер отказался как от естественных экономических законов, так и от непримиримого антагонизма между работодателями и их наемными работниками. Я позволю себе привести здесь длинную цитату из работы Г. Шмоллера под названием «Справедливость в народном хозяйстве»: «Старая смитовская политическая экономия <…>находила свой идеал справедливости исключительно в свободе договоров. Исходя из представления, что по природе все люди равны, она требовала для этих равных людей только свободы и надеялась, что в таком случае будут заключаться договоры относительно одинаковых для обеих сторон ценностей с одинаковыми выгодами. Она не знала ни общественных классов, ни значения общественных институтов для народно-хозяйственной жизни. Социальная динамика слагается, по ее взгляду, исключительно из деятельности отдельных личностей, отдельных договоров этих личностей. Поэтому она и не могла требовать никакой иной справедливости.

То, чего она требовала, не было само по себе ложно, но оно было только частью справедливости. Мы требуем новым оборотом, прежде всего справедливых народнохозяйственных институтов, то есть, мы требуем определенной совокупности нравственных и юридических правил, которые управляли бы группами совместно работающих и совместно живущих людей в некоторых сторонах их деятельности, - требуем того, чтобы результаты их деятельности стояли в согласии с теми идеальными представлениями о справедливости, которые в настоящее время являются у нас господствующими на основании наших религиозных и нравственных представлений или должны достигнуть господства в будущем. Мы не признаем того, что эти институты являются постоянными в истории и необходимы для всех будущих времен. По отношению к каждому из них мы производим исследование его результатов, спрашиваем, каким образом оно возникло, какие представления о справедливости его породили и в какой степени необходимо оно в настоящее время».

Вопросы:

1. По каким направлениям историческая школа критиковала классическую политическую школу? Какими причинами это было вызвано?

2. Социальные идеи Г. Шмоллера легли в основу теории классов. Что это за теория? Какие теории классов исторической школы можно представить в сопоставление?

Кейс 2. Изучите отрывок из статьи Щеголевского В.А. «Новейшая историческая школа в поисках духа капитализма: осмысление в контексте проблем современного социально-экономического развития» (Вестник Института экономики Российской академии наук 2014. №3) и ответьте на вопросы (при необходимости используйте полностью текст статьи). [40]

Третий этап развития исторической школы Германии, именуемый «новейшей исторической школой», относят к первой трети XX в. Ее основными представителями являются В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

М. Вебер(1864–1920) происходил из состоятельной буржуазной семьи. Еще в ранней юности он приобрел вкус к политике. В своей пионерной работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) он связал генезис капитализма с радикальной сменой типа общественных связей. Он выделил два таких типа: «естественную общность» – общество, строящееся на основе общинных, родоплеменных и патерналистских отношений, т.е. традиционных связей между людьми; и «гражданское общество» – общество, строящееся на основе добровольного формирования связей между людьми, свободными от давления общины или рода…

В 1894 г. Зомбарт выступил с высокой оценкой третьего тома «Капитала» К. Маркса. Вместе с тем стоимость для Зомбарта есть «рабочая идея», с помощью которой можно «ввести законообразность в экономическую жизнь»: капитал – понятие, выражающее «господствующую психологию», а концентрация – «психологическое принуждение». Но «основное противоречие» в марксизме Зомбарт усматривал в том, что Маркс и Энгельс не проводили последовательно эволюционную точку зрения.

Вопросы:

1. По каким направлениям можно выделить основные отличия новейшей исторической школы Германии от новой?

2. Что лежит в основе развития капитализма по Зомбарту?

3. Проведите анализ стадий развития капитализма Зомбарта с учением Вебера.

4. Каким образом социально-экономические учения новейшей исторической школы отразились на развитии экономики Германии? Приведите примеры.

Творческие задания

1. Изучите книгу К. Бюхера «Возникновение народного хозяйства». Дайте характеристику каждой из ступеней развития народного хозяйства с позиций автора и своей точки зрения. Сравните все три ступени.

2. Сформулируйте вашу точку зрения на возможность формирования в нашей стране «духа капитализма», исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России?

3. Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский в своем учебнике «Основы политической экономии» дает следующую формулировку целей хозяйственной деятельности: «Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении. Поэтому мы должны экономизировать силы и всякие иные средства удовлетворения наших потребностей, чтобы обеспечить себе максимум удовлетворения последних».

Определите, какая принципиальная неточность допущена в этой формулировке. Как формулируются экономические цели в современной экономической теории?

4. Классовый подход в исторической школе Германии.

Тестовые задания

1. В чем суть конкретно-исторического метода старой исторической школы?

а) в признании общих закономерностей общественного развития;

б) в приверженности идеалам романтизма;

в) в накоплении и сборе исторических фактов, доказывающих как разнообразие форм хозяйственной жизни, так и их относительный характер;

г) в примате общества над индивидуумом;

д) в отрицании общих идеалов экономического развития стран и народов.

2.Что такое «идеальный тип» хозяйства в теории М. Вебера?

а) абстрактная теоретическая модель системы социальных отношений;

б) человек руководствуется моральными ценностями;

в) рациональное поведение человека.

3. Чем новая историческая школа отличалась от старой?

а) полемизировала не с классической школой, а с маржиналистами и неоклассиками;

б) воспринимала идеи социализма;

в) отвергала не только идею общих экономических законов, но и саму идею экономического закона;

г) давала внеэкономическое объяснение хозяйственным процессам;

д) все ответы верны.

4. Лист считал, что источником богатства является:

а) только труд;

б) отсутствие в народе лени;

в) активное сальдо торгового баланса;

г) развитие производительных сил нации.

5. Главной идеей Ф. Листа является положение о том, что:а) существует три стадии развития производства (земледельческая, земледельческо-промышленная, промышленная);б) сущность социализации – в уравнительном распределении земли;в) фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования;г) общественный прогресс определяется степенью индивидуального развития личности.6. Назовите основные экономические идеи М. Вебера:а) капитализм – это зло;б) капитализм – это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;в) для «экономического человека» характерны: трудолюбие, честность, скромность;г) существует связь между религией и экономической организацией общества.7. М. Вебер рассматривал капитализм как экономическую систему, имеющую ряд объективных и субъективных предпосылок. Выберите положения, которые относятся к первой группе:а) частная собственность на средства производства;б) свободный рынок ресурсов;в) наличие предпринимателя-собственника;г) средства обращения и информации.

8. Лист считал, что капитализм свободной конкуренции – это:

а) прошлое человечества;

б) будущее человечества;

в) характеристика хозяйства, относящаяся только к особенностям развития Англии;

г) эксплуататорская система хозяйства, которую при определенных условиях можно миновать в развитии и создать более справедливое общество.


Наши рекомендации