Кафедра экономической теории СПбГЛТУ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов УГС 140000, 150000,

190000, 220000, 250000

Санкт-Петербург

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

учебно-методической комиссией факультета экономики и управления

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет имени С.М.Кирова»

3 октября 2013 г.

С о с т а в и т е л и:

ст. преподаватель Л.Ю. Абакулина,

кандидат экономических наук, доцент Л.А. Александрова,

кандидат экономических наук, доцент Т.П. Беляева,

кандидат экономических наук, доцент В.П. Тростинская

Отв. редактор:

доктор экономических наук, профессорА.В. Лабудин

Рецензент:

Кафедра экономической теории СПбГЛТУ

Данные методические указания подготовлены в соответствии с учебным курсом «Экономическая теория», разработанным коллективом кафедры экономической теории СПбГЛТУ на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Методические указания содержат рекомендации по выполнению контрольных заданий и материалы для контроля знаний – вопросы, тесты, аналитические экономические упражнения и расчетные задачи по основным темам курса, а также перечень рекомендуемой литературы.

Предназначены для студентов-заочников неэкономических направлений и специальностей, изучающих дисциплину «Экономическая теория» или «Экономика».

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Экономическое образование стало сегодня важнейшей составной частью гуманитарной культуры каждого человека, сложного процесса овладения экономическими понятиями и категориями, выбора наиболее эффективных способов решения экономических проблем и принятия управленческих решений. Сегодня специалисту любого профиля жизненно необходимо грамотно экономически мыслить, а это невозможно без изучения экономической теории.

Экономические принципы служат основой для выра­ботки экономической политики, направленной на преодоление трудностей и контролиро­вание нежелательных процессов. Одни экономические принципы действуют на микро­уровне – уровне экономических агентов (фирм, предпринимателей и т.п.), другие – на мак­роуровне – уровне государства, региона. В этих условиях главная цель учебного процесса в высшей школе заключается в том, чтобы студент приобретал навыки аналитического осмысливания жизненных ситуаций, получал знания не в готовом виде, а приходил к нужным выводам сам в процессе активных творческих поисков. Достижение подобной результативности обучения зависит от форм и методов активизации учебного процесса и, в частности, использования тестов, задач и упражнений.

В рамках курса «Экономическая теория» рассматриваются традиционные (поведение потребителя, теория фирмы, типы рыночных структур, рынки факторов производства, общее равновесие) и современные (институциональные аспекты рыночного хозяйства, теория общественного выбора) разделы экономики. В процессе изучения курса и подготовки к экзамену по дисциплине студент выполняет контрольную работу, включающую задания по экономической теории в рамках как микро-, так и макроэкономики.

Цель методических указаний – помочь студентам, изучающим курс «Экономическая теория», применять на практике теоретические знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников; а также самостоятельно выполнить контрольную работу, что в свою очередь должно способствовать выработке у студентов навыков к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные методические указания предназначены для студентов неэкономических факультетов Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета заочной формы обучений и составлены в соответствии с учебными программами дисциплин «Экономическая теория» и/или «Экономика» согласно требованиям ФГОС ВПО.

Данная дисциплина входит в учебные планы неэкономических факультетов СПбГЛТУ как основополагающий социально-экономический курс и читается студентам на 1-ом, 2-ом или 3-ем курсе в зависимости от факультета, направления и/или специальности и нормативного срока обучения.

1.1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью преподавания дисциплины «Экономическая теория» является обеспечение теоретической базы общеобразовательной и профессиональной подготовки бакалавра в области экономических наук, т.е. формирование у него культуры экономического мышления.

Экономика, как общественная наука изучает поведение людей в процессе производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Преподавание дисциплины «Экономическая теория» ставит целью изучение общих экономических закономерностей, объясняющих порядок и взаимосвязь хозяйственных процессов на микро- и макроуровнях, а также знакомство с элементарными методами прогнозирования изменений и перспектив экономического развития общества.

Изучение микроэкономики и макроэкономики в определенной последовательности позволяет получить студенту цельное представление об экономической жизни общества.

На микроэкономическом уровне исследуется поведение отдельных структурных единиц и хозяйственных субъектов, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь изучаются и анализируются цены отдельных товаров, издержки на их производство, механизм функционирования фирмы, методы ценообразования, мотивация и оплата труда и др.

Знание экономических явлений и процессов на микроуровне является основой, фундаментом макроэкономического анализа, оперирующего агрегированными показателями. Макроэкономика изучает функционирование экономики как единого целого, позволяет выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на богатство нации, ее экономический рост и т.д., при этом особым объектом исследования в макроэкономике является государство, которое определяет налоговую и таможенную политику, а также законы, в соответствии с которыми действуют субъекты экономических отношений.

Задача изучения дисциплины «Экономическая теория» состоит в том, чтобы студенты овладели совокупностью современных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем, современными методами микроэкономического и макроэкономического анализа для научного обоснования и практической реализации проблемы развития общества как единого целого.

Дисциплина «Экономическая теория» является обязательной дисциплиной, входящей в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла, она, наряду с другими базовыми дисциплинами УЦ ООП, позволит обучающимся получить знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

В соответствии с определенными в ФГОС ВПО профессиональными задачами, стоящими перед бакалавром данная дисциплина участвует в формировании определенного набора компетенций, знаний, умений и навыков.

· Формируемые компетенции выпускника:

o компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);

o способность работать самостоятельно;

o способность к познавательной деятельности;

o способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

o способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;

o способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности.

· В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

o понятийный аппарат дисциплины, а также основные современные концепции микро- и макроэкономического анализа;

o каким образом работает хозяйст­венный механизм в области принятия управленческих решений на уровне предприятия и отдельно­го потребителя в условиях дефицита ресурсов;

o принципы решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов.

Уметь:

o изучать и объяснять (исследовать) процессы экономической жизни общества;

o понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности;

o находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач, в частности, рассчитывать эффективность использования ресурсов в зависимости от модели рыночных отно­шений, уровня монополизации и конкуренции на рынках, отвечать на вопросы: что производить? как? для кого? сколько?;

o применять имеющиеся методы рационального хозяйствования для решения технико-экономических и организационных вопросов;

o анализировать затраты и оценивать результаты деятельности первичных производственных подразделений;

o выявлять перспективы общественного развития на основе изученных теоретических концепций.

Владеть:

o знаниями экономических законов, действующих на предприятиях, их применением в условиях рыночного хозяйства страны

o навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

o навыками критического восприятия информации;

o практическими навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине «Экономическая теория» студент должен владеть основами математического анализа и интерпретирования графиков, а также использовать знания, полученные при изучении истории, философии, психологии, социологии.

Курс «Экономическая теория» является базовым по отношению к таким дисциплинам, как менеджмент, экономика отрасли, экономика предприятия, экономика производства, а также основой экономических обоснований проектов, предлагаемых бакалаврами в выпускных квалификационных работах.

1.2. Содержание дисциплины

Дидактические единицы

Введение в экономическую теорию; блага, потребности, ресурсы, экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической науки; микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной полезности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика; национальная экономика как целое; кругообороты доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережение; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

1.2.2. Наименование тем, их содержание

Типы экономических систем

Понятие и типы экономических систем. Собственность и механизм хозяйствования: основы различия типов экономических систем.

Экономическая сущность собственности, ее субъекты и объекты. Формы собственности, их эволюция в современных условиях.

4. Теория спроса и предложения

Рынок, его сущность и функции. Структура и инфраструктура рынка. Цена в рыночной экономике.

Спрос. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса.

Предложение. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.

Равновесие спроса и предложения, его изменение.

Эластичность спроса и предложения. Коэффициенты эластич-
ности.

5. Теория потребительского выбора

Индивидуальный и рыночный спрос. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Равновесие потребителя. Кривые безразличия. Бюджетная линия.

6. Основные формы организации бизнеса. Современная корпорация

Организация (фирма), ее формы.

Основы свободного предпринимательства: частная собственность, свободное ценообразование и конкуренция. Прибыль — движущая сила рыночной экономики.

Акционерное общество. Его виды. Управление корпорацией

Государство и его роль в современной экономике

7. Теория производства

Производство и временной горизонт фирмы. Эффект масштаба. Технологическая и экономическая эффективность. Производственная функция. Закон убывающей производительности переменного фактора производства. Предельная норма замены. Равновесие производителя. Изокванта. Изокоста

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Оформление контрольной работы

Контрольная работа оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями, предъявляемыми к контрольным, курсовым, дипломным и научным работам. Рекомендуется:

· формат бумаги А4;

· текст печатается шрифтом «Times New Roman» размером 14 через 1,5 интервала;

· размеры полей: левого 30 мм, правого, верхнего и нижнего - 20 мм;

· нумерация страниц - сквозная от титульного до последнего листа. Номер страницы ставят в верхнем правом углу и не обводят рамкой. Страницы, занятые таблицами и иллюстрациями, включают в сквозную нумерацию. На титульном листе, который является первой страницей, номер страницы не ставится; На второй странице размещается «Содержание», где отражены наименования разделов (глав, параграфов) с указанием страниц, с которых они начинаются;

· разделы нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы. Наименования разделов должны быть краткими и выделяться на фоне текста в виде заголовка. Переносы слов в заголовке не допускаются, в конце заголовков точку не ставят;

· цифровой материал необходимо оформить в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь номер (над правым верхним углом) и тематическое название;

· в список использованных источников включаются книги, брошюры, статьи, научные отчеты, законодательные акты, сайты Internet и другие источники, задействованные при выполнении работы. Литературные источники располагаются по мере встречаемости или по алфавиту. Каждая книга заносится в список в следующем порядке: порядковый номер; ФИО автора; заглавие книги; место издания; название издательства; год выпуска

Титульный лист оформляется по установленной единой форме. На титульном листе работы указывается: министерство; наименование вуза, факультета, кафедры, дисциплины, работы; вариант задания; фамилия, имя, отчество студента; факультет; форма обучения; курс; направление (специальность); номер группы; номер зачетной книжки; дата и место выполнения. За титульным листом помещается оглавление, против каждого пункта которого с правой стороны указываются начальные страницы пункта.

Все листы курсовой работы должны быть сброшюрованы либо переплетены иным способом, исключающим их произвольное выпадение.

Основная

1. Шишкин, А. Ф. Экономика: учебник для студ. вузов / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – М..: Академический проект, 2007. – 767 с.

2. Экономика: учеб. пособие / Л.Ю.Абакулина [и др.]; под ред. А.В. Лабудина. – СПб..: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 320 с.

3. Экономика: метод. указ. по самостоятельному изуч. дисц. для студ. неэкономич. направлений и специальностей всех форм обуч. / сост.: Л.Ю.Абакулина, Л.А.Александрова, С.Е.Грязнов – СПб.: СПбГЛТА, 2009. – 60 с.

Дополнительная

4. Ануреев, С. В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы / С. В. Ануреев. – М.: Кнорус, 2009. – 438 с.

5. Басовский, Е.Ф. Экономика: учеб. пособие / Е.Ф. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 375 с.

6. Бордовский, В.П. Экономика: учебник / В.П. Бордовский, О.В Рудакова, Е.М. Самородова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2010.

7. Борисов, Е.Ф. Экономика: учебник и практикум для вузов / Е.Ф. Борисов. – М: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 596 с.

8. Борисов, Е.Ф. Экономика: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. – М.: М.РИОР.: ИНФРА, 2013. – 207 с.

9. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. – Москва: Проспект, 2011. – 256 с.

10. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов. – М.: Питер, 2008. – 539 с.

11. Викулина, Т.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / Т.Д. Викулина. – М.: М.РИОР. ИНФРА, 2013. – 209 с.

12. Глобализация мирового хозяйства / под ред. М. Н. Осьмовой, А В. Бойченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 375 с.

13. Гукасьян, Г.М. Экономика от «А» до»Я»: тематический справочник / Г.М. Гукасьян – М. ИНФРА-М, 2009.

14. Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. – М.: Инфра-М, 2008. – 313 с.

15. Долан, Э. Дж., Микроэкономика / Э. Дж. Долан, Д Линдсей. – СПб.,1994.

16. Ермаков, С.Л. Экономика: учебное пособие / С.Л. Ермаков, С.В. Устинов, Ю.Н. Юденков. – М.: Кнорус, 2013. – 272 с.

17. Журавлева, Г.П. Экономическая теория: учеб. пособие / Г.П. Журавлева – М.: М.РИОР: ИНФРА, 2013. – 207 с.

18. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.Н. Васильева. – М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010.

19. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С. Г. Капканщиков. – М.: Кнорус, 2010. – 447 с.

20. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз.– М., 1995.

21. Кочетков, А.А. Экономическая теория: учебник / А.А. Кочетков. – М.: Дашков и К, 2008. – 694 с.

22. Макконнелл, К. Р. Экономика: принципы, проблемы и практика: в 2 т / К. Р. Макконнелл., С. Л. Брю. – М.: Республика, 1992.

23. Макроэкономика: Метод. указ. по выполнению контр. работ / сост.: Л.Ю. Абакулина и [и др.]. – СПб.: СПбГЛТА, 2010. – 32 с.

24. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов / Финансовая академия при Правительстве РФ. 2-е изд. – М.: ИТД «КноРус», 2000. – 542 с.

25. Махотина, М.В. Экономика в схемах: учеб. пособие / Махотина М.В., Симоненко В.Н. – М: ЭКСМО, 2011. – 192 с.

26. Микроэкономика: учебник для студ. вузов / Н. П. Макаркин [и др.]. – М.: Академический проект, 2006. – 413 с.

27. Микроэкономика: метод. указ. по выполнению контр. работ для студ. ФЭУ заоч. формы обуч. / сост.: Л.Ю. Абакулина, С.Е. Суконкин.– СПб.: СПбГЛТА, 2008. – 28 с.

28. Микроэкономика: метод. указ. по самостоятельному изуч. дисц. для студ. направл. 080100 «Экономика» дневной формы обуч. / сост.: Л.Ю. Абакулина. – СПб.: СПбГЛТА, 2008. – 47 с.

29. Мочерный, С.В. Политэкономия: учебник. / С.В. Мочерный, В.В. Некрасова; под общ.ред. С.В.Мочерного. – М.: Книга сервис, 2007. – 379 с.

30. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнкью. –2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 624 с.

31. Николаева, И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева. – М.: КНОРУС, 2011. – 160 с.

32. Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. – М.: Кнорус, 2013. – 368 с.

33. Нуреев, Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика (теория, задачи, вопросы, тесты): учебник для вузов / Р. М. Нуреев. – М..: Высшая школа, 1996. – 447 с.

34. Океанова, З. К. Экономическая теория: учебник для студ. вузов / З. К. Океанова. – М..: Дашков и К, 2006. – 636 с.

35. Прыкин, Б. В. Компактэкономика: курс лекций / Б. В. Прыкин. – М..: Academia, 2006. – 512 с.

36. Руднева, А.О. Экономическая теория: учеб. пособие / А.О.Руднева. – М.: М.ИНФРА, 2014.– 255 с.

37. Салихов, Б. В. Экономическая теория: учебник для студ. вузов / Б. В. Салихов – М.: Дашков и К, 2006. – 704 с.

38. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон., В. Нордхаус. – М., 1997.

39. Симкина, Л. Г. Экономическая теория: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

40. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

41. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика: учебник для студ. вузов / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – М.: Юрайт, 2006. – 374 с.

42. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи; под ред. Г. Г. Сапова; пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 864 с.

43. Черняк, В.З. Сборник задач по экономике / В.З. Черняк. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 318 с.

44. Шимко, П.Д. Экономика: учебник для бакалавров / П.Д.Шимко – М.: Юрайт, 2013. – 605 с.

45. Экономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Лабудина. – СПб.: Питер, 2013. – 368 с.

46. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2011. – 318 с.

47. Экономическая теория (Политическая экономия): учебник для студ. вузов / И. К. Ларионов [и др.]; под ред. И. К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2006. – 640 с.

48. Экономический словарь / А.И.Архипов и др. – М.: Проспект, 2014. –672 с.

Электронные ресурсы

49. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики). – ISBN 978-5-394-00832-0. – Дашков и КО ЕБС Лань. – М., 2010. – 610 с.

50. Микроэкономика. – ISBN 978-985-536-020-0. – Тетра-Системс УБО. – Минск, 2010. – 446 с.

51. Экономика. Базовый курс. – ISBN 978-5-209-040091-0. – Российский университет дружбы народов УБО. – М., 2012. – 199 с.

52. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

53. Административно-управленческий портал. Электронная библиотека деловой литературы и документов, а также бизнес-форум по различным аспектам теории и практики организации, планирования и управления деятельностью предприятий. http://www.aup.ru/

54. Бюджетная система РФ. http://www.budgetrf.ru/

55. Министерство финансов Российской Федерации. http://www.minfin.ru/

56. Библиотека Русского государственного Интернет-университета. http://www.i-u.ru/biblio/

57. Библиотека экономической и деловой литературы. http://ek-lit.narod.ru/ index.htm

58. Тарасова, Н. П. Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н.П. Тарасова, Е.Б. Кручина // Устойчивое развитие: природа-человек-общество: Материалы международной конференции [Электронный ресурс]. Т.2. – М., 2006. – С. 127-144. – Режим доступа: http://www.ustoichivo.ru/i/docs/5/ 0610razvitiekonfa_ii.pdf

59. Федеральная служба государственной статистики. Национальные счета. Методологические пояснения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new site/vvp/metod.htm

60. Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал http://eup.ru/

61. Экономический портал http://economicus.ru

62. Экономический факультет МГУ. Электронная библиотека. Ресурсы открытого доступа http://www.econ.msu.ru/cd/310

63. Электронная библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам http://www.finbook.biz/

Задания для выполнения контрольных работ

Вариант 1 (для А)

1. Основные черты рыночного хозяйства. Структура и инфраструктура рынка.

2. Имеются следующие данные в денежных единицах:

Показатели
Затраты на покупку определенного набора товаров семьей рабочего на неделю
Заработная плата рабочего за неделю

Рассчитайте, как за указанный период изменилась номинальная и реальная заработная плата рабочего?

Приведите определения номинальной и реальной заработной платы и назовите факторы, на них влияющие.

3. Индекс цен в рассматриваемом году составил 1,12, в прошлом – 1,09. Следовательно, уровень инфляции в рассматриваемом году равен ____ %

А) 2,75;

Б) 10,5;

В) 2,21;

Г) 102,75.

4. Экономическое определение собственности характеризуется:

А) использованием правовых норм;

Б) отношением людей к вещам и благам;

В) взаимосвязями между средствами и предметами труда;

Г) отношениями людей по поводу вещей и благ.

Вариант 2 (для А)

1. Производственная функция. Изокванта. Показатели объема производства.

2. Собственник земли получает ежегодную арендную плату за сданный в аренду участок земли 7 тыс. ден. ед. На участке имеются сельскохозяйственные постройки и сооружения стоимостью 80 тыс. ден. ед. со сроком службы 50 лет. Норма банковского процента – 6 % годовых. Определите величину земельной ренты. Назовите известные Вам виды земельной ренты.

3. Предположим, что ВНП увеличился с 500 млрд долл. до 600 млрд долл., а дефлятор ВНП – со 125 до 150 % . При таких условиях величина реального ВНП:

А) не изменится;

Б) увеличится;

В) уменьшится;

Г) не может быть определена на основе имеющихся данных;

Д) все предыдущие ответы не верны.

Ответ подтвердите расчетом.

4. Условие равновесия потребителя:

А) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

Б) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

В) предельные полезности благ равны;

Г) верны все утверждения.

Поясните ответ.

Вариант 3 (для Б)

1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие в модели «АD-AS».

2. Горшечник затрачивает на лепку на гончарном круге одного горшка 8 мин, 4 мин ему необходимо для росписи горшка. Его ученик затрачивает на лепку 25 мин, а на роспись 5 мин. Какое максимальное количество горшков они могут произвести за 8-часовой рабочий день? Как им рационально построить работу, используя принцип сравнительного преимущества?

3. Ставка процента выросла с 8 до 10 %. Держатель бессрочной ценной бумаги, которая приносит ему годовой доход в 100 долл., постоянно будет иметь:

А) потери капитала в 40 долларов;

Б) потери капитала в 50 долларов;

В) доход от прироста капитала в 50 долларов;

Г) потери капитала в 250 долларов;

Д) доход от прироста капитала в 250 долларов.

Ответ подтвердите расчетами.

4. К долгосрочному периоду не относятся следующие изменения в составе производственных ресурсов фирмы:

А) увеличение количества удобрений на фермерском участке;

Б) ввод в эксплуатацию новой поточной линии;

В) строительство нефтеперерабатывающей установки;

Г) привлечение 20-ти дополнительных рабочих.

Вариант 4 (для Б)

1. Этапы приватизации в ходе экономической реформы в РФ.

2. Швейное предприятие производит три вида продукции: А, В, С. Производственные мощности оборудования для их производства ограничены 18000 машино-часов. Используя данные, представленные в таблице, определите величину максимальной прибыли предприятия:

Показатели Изделие А Изделие В Изделие С
Прогнозный спрос, ед.
Цена, руб.
Издержки 1 ед. продукции, руб.
Время на пошив 1 ед. продукции (машино-часов)

3. Если норма резервирования составляет 40 %, то каждая денежная единица, поступающая в банковскую систему, увеличивается в:

А) 10 раз;

Б) 2,5 раза;

В) 5 раз;

Г) 4 раза.

Покажите расчет.

4. Максимум общей полезности достигается, когда:

А) предельная полезность равняется нулю;

Б) предельная полезность имеет максимальное значение;

В) предельная полезность имеет минимальное значение;

Г) нет правильного ответа.

Ответ проиллюстрируйте.

Вариант 5 (для В)

1. Полезность: общая и предельная. Рациональный потребитель в рыночной экономике.

2. В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом годах рассматриваемого периода, тыс. чел.:

Показатели Первый год Пятый год
Эконосмически активное население
Занятые
Безработные    
Уровень безработицы    

1) Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом годах периода.

2) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

3. Фирма желает приобрести новое оборудование, которое будет стоить 20000 долл. и будет использоваться 1 год, после чего будет продано. Ожидается, что благодаря этому дополнительный годовой доход составит 1500 долл. Фирма осуществит инвестирование в оборудование при условии, что процентная ставка составит, %:

А) 6;

Б) 8;

В) 10;

Г) 12;

Д) 15.

Ответ подтвердите расчетами.

4. Кривая производственных возможностей показывает:

А) точное количество двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

Б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

В) альтернативные комбинации максимально возможных объемов товаров при использовании данного количества ресурсов;

Г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства;

Отобразите график КПВ.

Вариант 6 (для В)

1. Малые предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса.

2. Магазин продает 500 шт. школьных тетрадей и 100 шт. книг ежедневно по ценам 0,8 долл. за одну тетрадь и 1 долл. за книгу. За последнюю неделю фирма повысила цену на оба товара на 50 %, что привело к снижению спроса на тетради до 350 шт. и на книги до 35 шт. Как изменилась разница в выручке за первый и второй товары и почему? Рассчитайте коэффициенты эластичности спроса для обоих товаров. Дайте определение эластичности.

3. В таблице представлено распределение суммарного дохода в стране по пяти 20-процентным группам населения – от самой бедной до самой богатой:

Квинтили
Доля дохода, %

Квинтильный коэффициент для указанного распределения равен:

А) 1,(6);

Б) 2,08;

В) 1,5;

Г) 2,5.

Расчет проиллюстрируйте графически.

4. При увеличении совокупного спроса (AD) на классическом отрезке кривой совокупного предложения (AS) при прочих равных условиях равновесный уровень цен:

А) понизится, а равновесный объем производства вырастет;

Б) вырастет, а равновесный объем производства не изменится;

В) и равновесный объем производства вырастут одновременно;

Г) останется неизменным, а равновесный объем производства сократится.

Ситуацию изобразите графически.

Вариант 7 (для Г)

1. Формирование цены и рыночное равновесие. Устойчивость рынка. Нарушение рыночного равновесия. Функции цены.

2. Налог на прибыль – 500 тыс. ден. ед.; расходы на государственное управление – 600 тыс. ден. ед.; подоходный налог – 470 тыс. ден. ед.; неналоговые доходы – 245 тыс. ден. ед.; расходы на фундаментальные научные исследования – 95 тыс. ден. ед.; акцизы – 130 тыс. ден. ед.; услуги народному хозяйству – 510 тыс. ден. ед.; обслуживание государственного долга – 20 тыс. ден. ед. Рассчитайте сальдо государственного бюджета.

Что такое сальдо и как оно характеризует качество бюджета?

3. В отрасли действуют 4 фирмы, доля каждой соответственно составляет 20, 15, 30 и 35 %. Индекс концентрации власти (индекс Херфиндаля-Хиршмана) в этой отрасли равен:

А) 1850;

Б) 2425;

В) 2750;

Г) 1525.

Ответ подтвердите расчетами.

4. К основному капиталу относятся:

А) сырье;

Б) здания;

В) топливо;

Г) машины и оборудование.

Вариант 8 (для Д)

1. Кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения, их различия в трактовке равновесия потребителя.

2. Производственный цикл длиться 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется: 30 долл. – на закупку сырья и материалов; 10 долл. – на энергию и топливо; заработная плата выделяется ежемесячно по 20 долл. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в год. Дайте определение оборотного капитала.

3. Известно, что 20 % наиболее обеспеченного населения получает 60 % дохода общества и 20 % наименее обеспеченного населения – 4 %. На основе этих данных можно определить, что квинтильный коэффициент равен:

А) 8;

Б) 15;

В) 1/8;

Г) 1/15.

Расчет проиллюстрируйте графически.

4. Прямым фактором экономического роста является изменение:

А) доступности кредитов;

Б) степени монополизации;

В) цен производственных ресурсов;

Г) технологии производства.

Вариант 9 (для Д)

1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек производства. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2. Предположим, в данном году потенциальный объем национального производства может достигнуть 5000 млрд. ден. ед., фактический уровень безработицы равен 7 %, естественный уровень – 4 % (примем коэффициент Оукена – 2,6). Рассчитайте, какое отклонение (в процентах) будет иметь фактический объем национального производства от потенциального значения.

3. Если функция общих издержек задается уравнением TC = 130 + 20q2, то при выпуске 10 единиц продукции и постоянных издержках FC = 130 средние переменные издержки (AVC) равны:

А) 350;

Б) 200;

В) 300;

Г) 250.

Ответ подтвердите расчетами.

4. Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур:

1.Фермры торгуют на рынке яблоками и другими фруктами. А) Монополия.
2. Большое количество поставщиков предлагают мягкую мебель. Б) Совершенная конкуренция.
3. Коммерческие банки обслуживают население города. В) Олигополия.
4. В микрорайоне существует единственная аптека. Г) Монополистическая конкуренция.

Вариант 10 (для Е)

1. Потребление, сбережения и инвестиции. Их влияние на совокупный спрос.

2. Куплен станок за 50 тыс. руб. Срок полезного использования 5 лет. Определить норму амортизации; физический износ и остаточную стоимость станка через 3 года эксплуатации.

Какие виды износа элементов основного капитала Вы знаете? Дайте их определение. Что такое амортизация?

3. Предположим, что цена на товар поднялась на 5 %, а доходы потребителей выросли на 2 %. Если эластичность спроса на товар и по цене, и по доходу равна единице, то в результате спрос на данный товар:

А) снизится на 3 %;

Б) снизится на 7 %;

В) увеличится на 7 %;

Г) увеличится на 3 %.

Ответ подтвердите расчетами.

4. Дополнительный объем выпуска, полученный в результате использования в процессе производства еще одной единицы этого ресурса при постоянстве других ресурсов, называется … продуктом.

А) предельным;

Б) общим;

В) промежуточным;

Г) средним.

Вариант 11 (для Ж)

1. День

Наши рекомендации