Основные структурные и институциональные изменения. Где мы находимся?

Но, как уже отмечалось, на первом этапе реформ должны достигаться прежде всего качественные изменения, структурные, институциональные, создающие предпосылки для эффективного функционирования рыночной экономики, ощутимые материальные результаты которого придут позднее.

Договоримся, о чем идет речь.

В терминологии международных финансовых организаций структурные изменения (реформы) понимаются близко к тому, что в медицине называют изменениями органическими, т.е. необратимыми, в отличие от функциональных, временных, поддающихся лечению. В экономике последние часто называют конъюнктурными изменениями. Так, улучшение состояния бюджета вследствие роста мировых цен на нефть – явление конъюнктурное, преходящее. Если же оно достигнуто за счет совершенствования налоговой системы, налогового администрирования, за счет лучших процедур контроля за расходами через федеральное казначейство, то мы имеем дело с более устойчивыми структурными изменениями.

Институциональные изменения трудно отличить от структурных. По смыслу они касаются институтов, т.е. организационных форм и законодательно устанавливаемых правил и норм (формальные институты), но также изменений в обычном поведении, нормативно не закрепленном. Изменения многих формальных институтов могут быть несущественными. Так, создание формально независимых комиссий по контролю за деятельностью естественных монополий, очень важных по мнению МФО, в России не сыграло никакой существенной роли (кроме, может быть, федеральной энергетической комиссии), поскольку содержательное, неформальное понимание независимости какого-либо агентства от Правительства, от исполнительной власти у нас не усвоено, не закрепилось. Поэтому не прекращаются споры вокруг независимости Центрального банка.

В то же время закрепление неформальных норм поведения, основанных на предпочтении, например, бартера и взаимозачетов перед расчетами "живыми" деньгами или склонности к непрозрачности, к сокрытию доходов, могут оказаться весьма устойчивыми институтами, преодолеваемыми с большими трудностями.

Ясно, что институциональные изменения на неформальном уровне могут быть следствием реформ, но сами реформами не являются, тогда как формальные изменения институтов, напротив, составляют содержание реформ. Они же являются и структурными реформами, если меняют поведение людей и организаций. Мы будем исходить именно из такого понимания.

В марксистской теории применяется категория производственных (экономических) отношений. Существенными, меняющими нормы поведения считаются те изменения, которые меняют систему производственных отношений. Это реформы или революции. И это близко к пониманию структурных реформ.

С этой точки зрения либерализация цен или открытие экономики, принципиально меняющие стереотипы поведения, являются важнейшими структурными реформами.

Посмотрим теперь, какие структурные и институциональные изменения, необходимые для функционирования рыночной экономики, произошли в России в 1992–1998 гг. На рис. 16.3 изображен своего рода график перехода, исполнение "планового" графика, представленного в гл. 7 на рис. 7.1.

С начала 1992 г. осуществлена либерализация цен, одновременно произошел демонтаж планово-распределительной системы, открыта экономика, введен свободный курс рубля. В середине 1996 г. Россия присоединилась к ст. VIII Устава МВФ, тем самым формально была введена конвертируемость рубля по текущим операциям. В регионах еще в течение двух-трех лет пытались регулировать цены на основные предметы потребления, применяли административные барьеры. Тем не менее либерализация в объеме, необходимом для работы рыночной экономики, произошла.

Приватизация, вначале массовая, осуществлена в кратчайшие сроки: программа чековой приватизации завершена 1 июля 1994 г. С 1995 г. перешли к этапу денежной приватизации, не такой быстрой и сопряженной с большим числом скандалов. Тем не менее две трети ВВП уже производится в негосударственном секторе. Начался естественный процесс перераспределения и закрепления прав собственности, изобилующий многочисленными эксцессами, но неизбежный для выхода на эффективных собственников.

Для закрепления прав собственности важное значение имело принятие современного Гражданского кодекса.

Финансовая стабилизация затянулась. Хотя ее следовало бы завершить раньше приватизации, в России она продолжалась пять лет и в 1998 г. едва не была сорвана. Перманентный бюджетный кризис, отражающий слабость государства, привел к тому, что инфляция была в 1995–1996 гг. скорее отложена, чем подавлена. Тем не менее с 1996 г., исключая 1998 г., рост цен не выходил за пределы безопасности: макроэкономические условия для роста экономики созданы.

Основные структурные и институциональные изменения. Где мы находимся? - student2.ru

Рис. 16.3. Выполнение графика реформ – где мы находимся

Создана в основном бюджетная система. Принят Бюджетный кодекс, завершается переход на казначейскую систему исполнения бюджета. Имеется серьезное продвижение в формировании системы бюджетного федерализма.

С 1992 г. функционирует и постепенно отлаживается налоговая система. На первом этапе она была нацелена на задачи финансовой стабилизации. Уже к 1998 г. был подготовлен новый Налоговый кодекс, позволявший сделать важный шаг вперед, к ориентации налоговой системы на задачи роста. В улучшенной редакции он вступает в действие в 2001–2002 гг.

Другой институциональный столп рыночной экономики – двухуровневая банковская система возникла еще раньше, после реформы 1988 г., хотя и в довольно уродливом виде. Но она с самого начала развивалась в весьма либеральных условиях. Это обеспечило ее быстрый рост, но привело и к многочисленным перекосам. Кризисы 1994, 1995 и 1998 гг. демонстрировали слабость банковского регулирования. И сейчас банковская система остается слабым местом российской экономики. Но она есть и способна к здоровому развитию.

За эти годы практически на пустом месте создана инфраструктура фондового рынка. Нельзя сказать, что он уже способен выполнять функции перелива капиталов, необходимые для динамичного развития экономики. Но инфраструктура есть. Фондовый рынок по крайней мере откликается на то, что происходит на основных фондовых площадках мира.

Структурная перестройка шла все эти годы, хотя только с 1997–1998 гг., а особенно после кризиса 1998 г., начался очевидный, хотя и не слишком динамичный переход к активной фазе. В 1999–2000 гг. наметился рост инвестиций в основной капитал, по темпам даже превышающий рост ВВП и продукции промышленности. Все больше российских компаний реструктурируется и занимает позиции в рыночном секторе российской экономики. Они в основном и обеспечивают ее рост.

Таким образом, в исключительно трудных экономических, социальных и политических условиях, в муках и тревогах в 1992–1998 гг. осуществлен минимальный пусковой комплекс структурных реформ, необходимых для создания и развития рыночной экономики. Первый этап реформ завершен. Какова бы ни была цена, как бы ни распределялись издержки перехода между ошибками в политике и объективными препятствиями, назвать такой итог поражением или крахом реформ никак нельзя. А успехом можно! Десять лет назад мало кто поверил бы, что такую работу в нашей стране можно выполнить в столь короткие сроки.

Но это весьма скромные успехи, если учесть и приведенные выше данные о результатах функционирования экономики, и то, что здание рыночной экономики в России скроено пока что грубо, как бы плотницким топором, что еще очень и очень многое не сделано.

Незавершенность реформ

На первом этапе сделан минимум – создана рыночная экономика взамен плановой. Теперь нужен следующий шаг – сделать ее эффективной, что в современных условиях означает более свободной, либеральной, одновременно создав институты, позволяющие сделать экономическую свободу продуктивной, близкой к Парето-оптимальности.

Обратимся снова к рис. 16.3. С точки зрения указанных критериев современную российскую экономику можно назвать рыночной, но она не является свободной. В ней не обеспечены равные условия конкуренции, очень силен бюрократический произвол. Малый бизнес, этот подлесок большой экономики, существует в полуподавленном состоянии, преимущественно в тени.

Не обеспечен свободный вход на рынок. Созданы антимонопольные законы и органы, но реально эти органы пока обычно опасаются браться за самые острые вопросы, опасные проявления монополизма, в том числе со стороны властей, участвующих в бизнесе. Так что либерализация не завершена.

Приватизация также далека от завершения, до трети активов находится в руках государства, и многие функции, которые можно было бы передать частному сектору, выполняются чиновниками. На многих государственных или полугосударственных предприятиях сохраняется плохое управление и нет внутренних стимулов к его улучшению: менеджеры больше думают о перераспределении собственности в свою пользу. Начинает складываться заметный разрыв в уровне менеджмента государственных и частных компаний.

Тем не менее сама по себе приватизация отходит на второй план, в сфере отношений собственности более важны спонтанно идущие процессы перераспределения и закрепления прав собственности, которые, хотя и через противоречия, неумолимо идут к усилению позиций эффективных собственников.

Приватизация же как таковая, уйдя с первых полос, должна стать инструментом структурной перестройки экономики, реформы предприятий. Это означает, что для нее главной задачей становится привлечение инвестиций и стратегических инвесторов. В связи с этим следует отметить, что подготовленный правительством проект нового закона о приватизации несет на себе заметные следы этапа денежной приватизации, стремления побольше заработать для бюджета. А реальные приоритеты уже сместились – на реструктуризацию, намодернизацию.

Проблема незавершенности реформ в России – это теперь прежде всего проблема структурной перестройки. Конечная цель лежит в материальной плоскости – прогрессивная структура экономики с преобладающим развитием отраслей высоких технологий, информатики и коммуникаций, прочные позиции на мировых рынках, мобильные, высокоэффективные компании с современными формами организации, оснащенные, естественно, новейшим оборудованием, располагающие квалифицированным персоналом.

Но для этого нужны сильные институциональные предпосылки. Необходимо вытеснение нерыночного сектора, теневой экономики. А для этого – дальнейшая либерализация, улучшение налоговой системы, активизация антимонопольной политики и, главное, создание условий для притока инвестиций и максимального повышения их эффективности. Здесь же ведущая роль принадлежит банковской системе и финансовым рынкам.

Ситуация в этой области такова. Структурная перестройка до сих пор шла спонтанно и только в 1999–2000 гг. вошла в активную фазу. Дело, стало быть, только начинается. Сохраняется большой нерыночный сектор, не сдает позиций теневая экономика. Практически полностью отсутствуют рынки капиталов, а следовательно, механизмы преобразования сбережений в инвестиции. Поэтому, в частности, велик отток капиталов за рубеж и слабы стимулы сбережений.

Банковская система нуждается в незамедлительной реструктуризации и изыскании возможностей капитализации, иначе она не справится с требованиями роста и модернизации экономики.

Финансовые рынки только тогда смогут нарастить операции до объемов, позволяющих сделать их серьезными, если не главными источниками инвестиций для реальной сферы, когда они смогут опереться на солидный банковский сектор, отлаженное корпоративное управление и реформированные компании, подготовленные к приему инвестиций.

Таким образом, реформа предприятий, банковский сектор, финансовые рынки – ядро институциональной подготовки модернизации российской экономики, и его формирование находится в самом начале. Можно сказать, серьезно отстает. Для посткоммунистической России характерно преобладание неформальных отношений и институтов, латентных процессов. Институциональные и структурные реформы должны содействовать их замещению формальными легальными институтами. Это трудная задача!

Реформы в социальной сфере, долго откладываемые, также стоят на повестке дня как условие экономического роста.

В области трудовых отношений мы до сих пор живем, по крайней мере формально, при социализме. Рынок труда крайне немобилен, права трудящихся реально не защищены, и они не могут противостоять предпринимателям.

До сих пор положение спасало то, что в обстановке кризиса и крутой ломки социальных отношений наемные работники и руководство предприятий зачастую выступали заодно, против государства, бросившего их на произвол рынка. Частный бизнес мог платить своим сотрудникам заметно больше, чем бывшие и нынешние госпредприятия. Но сейчас ситуация меняется, все более ясно прорисовываются нормальные рыночные отношения между трудом и капиталом. Они нуждаются в правовом регулировании, которое не сможет дать прилизанный компромиссами новый вариант КЗоТа, одобренный Госдумой. Отставание с развитием рынка труда будет также создавать препятствия для экономического роста и ориентации на инновационный тип развития: ниже рост доходов, ниже стоимость рабочей силы, меньше стимулов для нововведений, меньше спрос на научные исследования и разработки. Между тем главной проблемой в реформировании трудовых отношений будет сопротивление, когда дело дойдет до серьезных перемен, со стороны бывших советских профсоюзов и представляемых ими наемных работников, которые пока по инерции предпочитают нынешние иллюзорные гарантии будущим выгодам свободного труда.

Жилищно-коммунальное хозяйство – один из главных рудиментов нерыночной экономики, сохранившийся почти без изменений с советских времен. Основы жилищной реформы давно разработаны, с 1997 г. При правительстве молодых реформаторов началась ее реализация в федеральном масштабе. До этого был накоплен опыт реформирования ЖКХ в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. И тем не менее дело двигается медленно, особенно в части создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг и снижения их стоимости. Было бы легче перекладывать на население расходы на эти услуги параллельно с повышением его доходов при допустимых масштабах применения жилищных субсидий.

Очевидна связь между трудовыми отношениями и жилищной реформой: мобильность рабочей силы во многом ограничивается доступностью жилья. Можно сказать, что эти две проблемы образуют один из ключевых и трудно развязываемых узлов формирования в России эффективной рыночной экономики. К ним примыкают задачи пенсионной реформы, реформ в области образования, здравоохранения, системы социальной защиты.

И последнее. Эффективная рыночная экономика возможна при наличии хорошо разработанной системы законодательства и действенной системы исполнения законов. Если в области законодательства за прошедшие десять лет достигнуты значительные успехи, то вторая область по российской традиции сильно отстает. Необходимо серьезное усиление институтов государственной власти, обеспечивающих исполнение законов, причем это та сфера, где усиление государства не только не противостоит рыночным механизмам, но, напротив, дополняет их, обеспечивает их эффективное функционирование.

В этой сфере первоочередными задачами являются судебная и административная реформы. Судебная реформа должна обеспечить реальную независимость и доступность суда как третьей власти в системе разделения властей. Ее успешное проведение означало бы закрепление всех вновь созданных институтов рыночной экономики и демократического общества.

Административная реформа должна, с одной стороны, ограничить произвол чиновников, возможности их вмешательства в хозяйственную и общественную жизнь, искоренить коррупцию, а с другой – дать им достойные условия жизни и работы, адекватные ответственности исполняемых ими функций. И в этих областях серьезных продвижений пока нет. Скорее, под влиянием многообразных переходных процессов наблюдается деградация и судебной системы, и государственной службы. Здесь также предстоит, как говорится, начать и кончить.

На этом мы завершим наш обзор преобразований российской экономики и общества после 75 лет социализма и 10 лет реформ. Этот обзор позволяет сделать вывод о масштабности преобразований, осуществленных на первом этапе реформ, ставшем поистине одним из самых значительных периодов в российской истории, а также и о том, какую работу предстоит еще проделать, чтобы Россия смогла превратиться в свободную и процветающую страну.

Литература

Ясин Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита-Пресс, 1996.

Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу / Центр стратегических разработок. М., 2001.

Об авторе

Евгений Григорьевич Ясин родился в 1934г.

В 1957 г. окончил Одесский гидротехнический институт, в 1963 г. – экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1976 г. –доктор экономических наук, с 1979 г. – профессор.

Трудовую деятельность начал в 1957 г. мастером в Мостопоезде № 478 треста Мостостроя № 3 Минтрансстроя СССР. В 1958–1960 гг. работал инженером Проектного института № 3 Госстроя УССР.

В 1964–1973 гг. заведовал отделом, а затем лабораторией в НИИ ЦСУ.

С 1973 по 1989 г. возглавлял лабораторию Центрального экономико-математического института Академии наук СССР. Принимал активное участие в подготовке Комплексной программы научно-технического прогресса, предложений по совершенствованию планирования и управления народным хозяйством.

В 1989–1991 гг. Е.Г. Ясин работал заведующим отделом Государственной комиссии по экономической реформе при Совете Министров СССР.

В 1991 г. стал генеральным директором по экономической политике Научно-промышленного союза СССР (в настоящее время Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) – РСПП). В ноябре 1991 г. создал Экспертный институт РСПП, который признан одним из ведущих исследовательских центров по экономическим проблемам России.

С января 1992 г. Е.Г. Ясин совмещал работу директора Экспертного института РСПП с обязанностями полномочного представителя Правительства России в Верховном Совете Российской Федерации.

В 1993 г. был назначен руководителем постоянной рабочей группы при Председателе Правительства Российской Федерации.

В апреле 1994 г. возглавил Аналитический центр при Президенте Российской Федерации.

В ноябре 1994 г. назначен Министром экономики Российской Федерации.

С апреля 1997 г. – Министр Российской Федерации.

В годы реформ в России Е.Г. Ясин являлся одним из основных разработчиков ряда правительственных и независимых программ социально-экономического развития страны, включая первую полномасштабную систему мер последовательной трансформации плановой экономики в рыночную.

Находясь на посту Министра экономики Российской Федерации он стремился сделать все возможное для поддержки промышленности и предпринимательства, стабилизации и развития экономики России.

Особое внимание в своей научной деятельности Е.Г. Ясин уделял и уделяет теории и практике адаптации промышленных предприятий к рыночным отношениям. Им разработаны базовые подходы к промышленной политике России, выработаны рекомендации по эффективному привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций.

Под руководством Е.Г. Ясина в Экспертном институте подготовлен ряд докладов, отразивших наиболее важные моменты трансформации российской экономики, реализуется программа исследований динамики региональных особенностей хода экономических реформ в России. По инициативе института с 1998 г. проводится ежегодный конкурс "Лучшие российские предприятия".

Профессор Ясин много лет ведет активную педагогическую работу, занимается подготовкой кадров российских экономистов новой формации. С 1971 г. преподавал на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Понимая необходимость принципиального обновления подготовки научных кадров он принимал активное участие в создании нового экономического вуза Государственного университета – Высшей школы экономики, который готовит специалистов по принятым в мире современным стандартам. С 1992 г. Е.Г. Ясин является его бессменным научным руководителем, утверждая на практике новый стиль высокопрофессиональной подготовки экономистов широкого профиля.

В 2000 г. Е.Г. Ясин возглавил фонд "Либеральная миссия", в задачу которого входит распространение либеральных ценностей в российском обществе.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Россия до революции 1917 г. 6

1.1 Была ли Россия отсталой страной. 6

1.2 Промышленность и транспорт. 9

1.3 Аграрный вопрос. 11

1.4 Экономическая и финансовая политика. 14

Глава 2 Советская социалистическая экономика: структура и организация функционирования. 16

2.1 Победа государственной монополии. 16

2.2 Иерархия и планирование. 18

2.3 Реальное функционирование: врожденные пороки. 21

2.4 "Законы системы". 26

Глава 3 Советская экономика: неизбежность кризиса и реформ.. 28

3.1 Успехи и их причины.. 28

3.2 Ситуация в начале 1960-х: продовольственный кризис и начало нефтяной лихорадки. 32

3.3 Нарастание признаков кризиса в промышленности. 33

3.4 Нефтедоллары оттягивают кризис. 35

3.5 Попытки реформ в 1950–1970 гг. 36

Глава 4 Перестройка: Реформы в рамках социалистического выбора. 42

4.1 Политика ускорения. 42

4.2 Размышления накануне радикальной реформы.. 44

4.3 Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС. Закон о предприятии. 47

4.4 Кооперация и аренда. 50

4.5 Торжество демократии. 52

4.6 Нарастание кризиса и экономическая политика во второй фазе перестройки. 54

Глава 5 Распад СССР. 58

5.1 Можно ли было ожидать распада Союза. 58

5.2 Кризис и распад СЭВ – прелюдия. 60

5.3 Роль демократизации. 62

5.4 Влияние экономической политики правительства Рыжкова. 63

5.5 Борьба России за суверенитет. 65

5.6 Судьба экономического союза. 66

5.7 Значение распада Союза для России: потери и выгоды.. 69

Глава 6 Формирование программы реформ (Нужна ли была шоковая терапия?) 70

6.1 Ситуация в стране осенью 1989 г. Спрос на программу реформ.. 70

6.2 Шоковая терапия в Польше. 74

6.3 Мартовская (1990 г.) программа Н.И. Рыжкова. 75

6.4 Шопронский семинар. 80

6.5 Программа "500 дней". 82

6.6 Борьба программ.. 89

Глава 7 Закономерности перехода от плановой экономики к рыночной. 92

7.1 Существуют ли закономерности перехода?. 92

7.2 Несовместимость двух систем.. 93

7.3 Переходные процессы.. 94

7.4 Проблемы и трудности переходного периода. 100

7.5 Роль государственной политики. 101

Глава 8 Либерализация. 104

8.1 Либерализация цен. 104

8.2 Снятие ограничений на доходы и заработную плату. 109

8.3 Открытие экономики. 110

8.4 Дерегулирование. 113

Глава 9 приватизация. 116

9.1 Необходимость и предпосылки приватизации. 117

9.2. Споры о программе. 118

9.3 Первый этап – чековая приватизация. 122

9.4 Второй этап – денежная приватизация. 128

9.5 Результаты. Приватизация и модернизация. 131

Глава 10 Макроэкономическая стабилизация. 132

10.1 Содержание и цель макроэкономической стабилизации в процессе рыночных реформ.. 132

10.2 Закономерности макроэкономической стабилизации. 133

10.3 Первая попытка макростабилизации в России (1992 г.) 137

10.4 Вторая попытка (1993–1994 гг.) 139

10.5 Третья попытка (1995–1997гг.) 141

10.6 Раскручивание рынка ГКО.. 145

Глава 11 Виртуальная экономика и монетизация. 147

11.1 Неплатежи и неденежная экономика: российский феномен. 148

11.2 Что такое виртуальная экономика?. 153

11.3 "Широкие деньги" в России накануне кризиса. 156

11.4 Дискуссия о монетаризме: уровень монетизации и спрос на деньги. 158

11.5 Конец виртуальной экономики. 162

Глава 12 Бюджет и бюджетная политика. 164

12.1 Бюджет государства – зеркало национальной экономики. 164

12.2 Государственный бюджет советского периода. 166

12.3 Перестройка и начало бюджетного кризиса. 168

12.4 Бюджетный процесс в начальный период либеральных реформ (1992–1994 гг.) 172

12.5 Льготы, субсидии, бюджетные ссуды.. 174

12.6 От "черного вторника" до 17 августа (1995–1998 гг.) 177

12.7 Бюджетный федерализм.. 179

12.8 Разработка, утверждение и исполнение бюджета. 184

Глава 13 Налоговая система. 188

13.1 Предыстория. Становление налоговой системы в новой России. 189

13.2 Современная налоговая система. 190

13.3 Номинальное и реальное налоговое бремя. 191

13.4 Проблемы налогового администрирования. 193

13.5 Эволюция налоговой системы. Налоговая реформа. 198

Глава 14 Банковская система. 200

14.1 Структура финансовых рынков. 200

14.2 Советская банковская система. 202

14.3 Формирование двухуровневой банковской системы. Парадокс обогащения при обнищании. 203

14.4 Первый банковский кризис 1995 г. и второй банковский бум.. 205

14.5 Центральный банк. 209

14.6 Банки после кризиса 1998 г. 212

Глава 15 Финансовый кризис 1998 г. 214

15.1 Календарь кризиса. 215

15.2 Антикризисная программа. 218

15.3 Отношения с международными финансовыми организациями. 221

15.4 Причины кризиса: два подхода. 224

15.5 Последствия кризиса. Переосмысление политики. 226

Глава 16 Итоги первого этапа реформ.. 228

16.1 Провал или успех? Время завершения первого этапа. 228

16.2 Статистические казусы.. 232

16.3 Основные структурные и институциональные изменения. Где мы находимся?. 234

16.4 Незавершенность реформ.. 236

Об авторе. 238

Учебное издание

Ясин Евгений Григорьевич

Наши рекомендации