В системе национальной безопасности страны
Поступательное развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны. Глобализация мировых процессов обострила проблему национальной безопасности отдельных государств и обусловила необходимость разработки ими собственных стратегий национальной безопасности.
В Беларуси создана система мониторинга и обеспечения национальной безопасности. Она базируется на накопленном опыте разработки и реализации положений Концепций национальной безопасности, принятых в 1995 и 2001 гг., позволивших выйти на новые рубежи в развитии страны.
Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая, сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым документам в данной сфере, исходит из стратегических направлений развития страны, ее места и роли в современном мире. В Концепции рассмотрены основные тенденции современного мира и национальные интересы Беларуси, состояние и угрозы ее безопасности, цели, задачи и система обеспечения последней. Составными частями национальной безопасности являются политическая, экономическая, научно-технологическая, социальная, демографическая, информационная, военная и экологическая безопасность.
Разработка прогнозов и программ научно-технического прогресса в стране осуществлялась и раньше, но автономно, вне рамок Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». В них не уделялось должного внимания количественной оценке влияния результатов НТП на индикаторы социально-экономического развития.
В Концепции под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Как важнейшая составляющая общей системы национальной безопасности она помимо экономики затрагивает практически все стороны жизни государства и общества. Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национальных государственных интересов, которые заключаются в укреплении независимости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости ее границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития граждан, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Подход к экономической безопасности как важнейшему блоку системы национальной безопасности обусловлен прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом.
В широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов человека, общества и государства. Ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая и внешнеэкономическая безопасность.
Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребностей страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.
Финансовая безопасность охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Устойчивость финансовой системы зависит от уровня дефицита бюджета, стабильности цен, банковской системы и национальной валюты, нормализации финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютных запасов, развития финансового рынка и рынка ценных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
Продовольственная безопасность является одновременно самостоятельным направлением и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.
Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия.
Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. В нашей республике национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и обеспечивать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия.
Энергетическая безопасность — важнейшее слагаемое экономической безопасности, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Следует отметить, что, по определению Мирового энергетического совета, энергетическая безопасность — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы в конкретных экономических условиях. Для энергетической безопасности Беларуси важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков.
Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, в ряде государств — природного газа, нефти, угля; в Германии — урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.
При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энергобезопасность возрастает в условиях развитой сети магистральных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, при наличии резервов или хранилищ топлива.
Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:
• конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
• объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
• товарную диверсификацию экспорта и импорта;
• долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;
• внешнюю задолженность.
Основными внутренними источниками угроз национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
• недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;
• изношенность производственных мощностей;
• недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
• малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
• отсутствие необходимых объемов и низкое качество иностранных инвестиций;
• структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, слабое развитие сферы услуг, невысокий удельный вес наукоемкой продукции и медленное обновление продукции в целом;
• низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;
• наличие административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности;
• несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления, превышающем реальные возможности экономики;
• неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
• низкая диверсификация белорусского экспорта и импорта;
• рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;
• недостаточный объем золотовалютных резервов и значительная доля проблемных банковских кредитов;
• отсутствие должной мотивации работников к эффективному труду и хозяйственной деятельности, распространенность настроений социального иждивенчества;
• неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения;
• профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения;
• отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мировых образовательных центров, недостаточное количество современных высококвалифицированных специалистов мирового уровня;
• снижение численности трудоспособного населения;
• необеспеченность части жителей страны доступным и качественным жильем, нерешенность жилищных проблем;
• невысокий организационно-технологический уровень развития социальной сферы.
К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, относятся:
• ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков;
• принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспорт- но-импортных операций;
• возрастание цен на импортируемые топливно-энергети- ческие и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в республике;
• вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе воен- но-технической, продукции;
• нарушение экономических соглашений странами-партнерами;
• несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;
• применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;
• непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на белорусскую экономику;
• ужесточение технических и экономических стандартов и требований;
• развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в республике, целенаправленное ограничение ее транзитных возможностей;
• дискриминация страны в рамках международных союзов и образований.
Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики. Решающее значение при этом имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством Республики Беларусь внутренней и внешней экономической политики.
Во внутренней политике экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, в совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов. Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
Основными национальными интересами в экономической сфере являются:
• экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;
• сохранение стабильности национальной финансовой и денежно-кредитной систем;
• обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов;
• достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей;
• поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности;
• трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет ПИИ, доступность зарубежных кредитных ресурсов.
Система экономической безопасности характеризуется совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики. Следует уточнить приведенные понятия:
• угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека;
• показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность;
• пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.
Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны.
Основными индикаторами состояния национальной безопасности в социально-экономической сфере выступают:
• доля в ВВП инвестиций в основной капитал;
• уровень инновационной активности промышленных предприятий;
• внутренние затраты на научные исследования и разработки;
• платежи по обслуживанию государственного долга в отношении к доходам республиканского бюджета;
• индекс развития человеческого потенциала;
• децильный коэффициент;
• суммарный коэффициент рождаемости;
• коэффициент депопуляции;
• уровень обеспеченности здравоохранения и образования ресурсами;
• уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций;
• коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП.
Оценка экономической безопасности (наряду с рассмотренными выше угрозами, показателями и пороговыми значениями) невозможна без определения ее объектов и субъектов, места и роли государственных и иных институтов в реализации мер по ее обеспечению. Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие (производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население, трудовые ресурсы и др.). Субъектами являются государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.
Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства и осуществляющих согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством. Реализация системы экономической безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали государственной власти.
В Концепции национальной безопасности определено, что необходимым условием нейтрализации внутренних источников угроз экономической безопасности является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики страны на основе ПИИ, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.
Структурная перестройка экономики страны должна обеспечиваться путем ускоренного развития конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импорто- и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики.
В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и созданной добавленной стоимости.
Важное значение имеет последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкуренции в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также формирование государственно-частного партнерства.
Привлечение внешних ресурсов в экономику республики целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, а также выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. В этих целях необходимо формировать благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощать нормативную правовую базу ведения бизнеса, внедрять международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом предстоит создать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми государствами институциональную социально ориентированную рыночную среду для обеспечения возможности последующего вхождения Беларуси в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.
Достижение основных показателей роста производительности труда (повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования) возможно путем улучшения качественных характеристик инвестиционного процесса, формирования фондового рынка, роста эффективности секторов, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирования, развития конкуренции и внедрения эффективного антимонопольного регулирования.
Сбалансированность развития экономики должна обеспечиваться по следующим основным направлениям:
• соответствие темпов экономического роста возможностям расширения внешнего и внутреннего спроса;
• переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода — покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;
• наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;
• поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, создание возможностей для своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);
• формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.
В условиях глобализации международных отношений важным фактором устойчивого развития становится обеспечение интеграции Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство. Успешная защита от внешних угроз национальной безопасности в экономической сфере также зависит от многовекторной внешнеэкономической политики, расширения товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификации импорта сырьевых и энергетических ресурсов.
Совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп будет способствовать развитию товаропроводящих сетей, включению отечественных предприятий в цепочки ТНК, созданию отечественных корпораций с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизации возможностей дискриминации белорусских субъектов хозяйствования.
Важным направлением экономической безопасности выступает и повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания. Формированию позитивного имиджа страны за рубежом будет способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участие в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках.
Беларусь намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на формирование достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных социальных стандартов.
Обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь требует дальнейшего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, совершенствования механизмов разработки и осуществления экономической политики, создания системы организационно-экономических и правовых мер воздействия по предотвращению экономических угроз.
Меры по обеспечению экономической безопасности — это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Она включает: определение пороговых значений экономической безопасности; прогнозирование внешних и внутренних угроз; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; создание в стране необходимых стратегических и мобилизационных ресурсов.
Экономическая безопасность обеспечивается соответствующими субъектами (на уровне государства — органами государственной власти и управления; на уровне субъектов хозяйствования — руководителями и ответственными службами предприятий, организаций или индивидуальными предпринимателями) и методами. Одна из основных форм — разработка и реализация национальной, а также отраслевых и региональных концепций и программ экономической безопасности в отдельных ее сферах. Ведущими из них являются: Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь 17 сентября 2007 г. № 433); Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 годы (утв. Указом Президента Республики Беларусь 11 августа 2011 г. № 357);
Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь (одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252); Концепция управления валовым внешним долгом и план мероприятий по ее реализации (утв. совместным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка от 6 мая 2011 г.).
Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, присутствуют во всех прогнозах и программах социально-экономического развития страны, являясь составной частью мероприятий по их реализации.
Важнейшие показатели экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы включен раздел «Экономическая безопасность страны», где определены важнейшие ее индикаторы (табл. 8.17).
Таблица 8.17. Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь"7
|
мт Составлено по: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 2015 годы. Минск: Беларусь, 2011. |
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП | Не менее 25 | 31.6 | 33,3" | 37,5 | |
Коэффициент обновления основных средств, % | Не менее 5 | 4,6 | 4,7 | 7.5 | |
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), % | Не менее 5 | 11,3 | 13,6" | 8.9- 9,0 | 0,5 0,6 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности, % | Не менее 10 | 6,7 | 6,8" | 8 9 | 14 15 |
Дефицит консолидированного бюджета, % к ВВП | Не более 3 | 0.7 | 2.6" | 3,0 | 1,5 |
Внешний государственный долг, % к ВВП"* | Не более 25 | 16,2 | 17,5 | 21,5 | |
Внутренний государственный долг, % к ВВП"' | Не более 20 | 1,8 | 1,3 | 1.4 | 3.3 |
Платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета, % | Не более 10 | 3,5 | 2,6 | 7.2 | 8.4 |
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке, %*" | Не более 10 | 1,2 | 2,7 | 3.9 | 7.1 |
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, мес. | Не менее 3 | 2,4 | 1,7 | 1.9 | 3.0 |
Доля собственных энергоре- сурсов в балансе котел ьно- нечного топлива, % | Не менее 30 | 20,3 | 20,5 | 22,2 | 28 30 |
Доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота, % | Не более 25 | 15,9 | 17,0" | 16 17 |
" В 2011 г. в результате пересмотра структуры бюджета прожиточного минимума, ориентированного на улучшение качества жизни малообеспеченного населения, предусмотрено увеличение размера прожиточного минимума, что может повлечь некоторый рост доли населения с располагаемыми ресурсами ниже БПМ.
** Данные отчета.
*** Показатель не включает займы, привлеченные под гарантии Правительства Республики Беларусь, и долг органов местного управления и самоуправления.
Как видно из таблицы, в настоящее время пороговые значения экономической безопасности Республики Беларусь не соблюдены по таким индикаторам, как сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), рентабельность продаж в организациях промышленности, доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, коэффициент обновления основных средств, удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, внутренние затраты на научные исследования и разработки.
Таким образом, главная задача в сфере обеспечения экономической безопасности в 2011—2015 гг. состоит в осуществлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода ее показателей за пределы предусмотренного коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической жизни страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.
В сфере финансовой безопасности предстоит обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики, повысить рентабельность продаж и эффективность использования средств государственного бюджета.
В сфере продовольственной безопасности предусматривается поддержание доли импорта в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в 2015 г. на уровне не более 17 %.
Ослабление угроз энергетической безопасности будет осуществляться посредством проведения энергосберегающей политики и повышения энергоэффективности экономики, внедрения современных энергосберегающих технологий, диверсификации источников получения энергоресурсов. Удельный вес собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства в 2015 г. составит 28—30 %.
В сфере внешнеэкономической безопасности предстоит решить главную задачу — выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами путем последовательного сокращения дефицита внешней торговли и сформировать положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Решение поставленной задачи будет обеспечено за счет опережающего развития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления темпов роста ввоза в страну потребительских и промежуточных товаров по отношению к темпам роста ВВП.
Стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности на основе, во-первых, сохранения приоритетного развития отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, развития национальной экономики в условиях внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и с учетом других глобализационных процессов.
Основные термины и понятия: агенты валютного контроля: административные методы; антидемпинговая ценовая политика; антимонопольная политика государства; антимонопольное регулирование; бюджет; бюджетная политика; бюджетная система; валютная политика; валютная система; валютное регулирование; валютные ограничения; валютные операции: текущие и капитальные; валютный контроль; валютный рынок; виды экономической безопасности; внешние и внутренние угрозы в сфере экономической безопасности; государственное регулирование экономики; государственное ценовое регулирование; государственные финансы; девальвация; демонополизация; денежная система; денежно-кредитная (монетарная) политика; деноминация; доходы бюджета; золотовалютные резервы; индикативное планирование; конкуренция, консолидированный бюджет; косвенное экономическое регулирование; косвенные налоги; курсовая политика; международная валютная ликвидность, методы государственного регулирования; монополистическая конкуренция; налоговая нагрузка; налоговая система; объекты и субъекты экономической безопасности; органы валютного регулирования и контроля; перекрестное субсидирование; показатели и индикаторы экономической безопасности; пороговые значения параметров экономической безопасности; принципы ценовой политики; продовольственная безопасность; производственная безопасность; процентная политика; прямые налоги; расходы бюджета; режим валютного курса; рыночное саморегулирование; сальдо платежного баланса; финансовая безопасность; финансовая система; финансы; цели экономической политики; ценовая политика; централизация финансовых ресурсов; экономическая безопасность; экономическая политика; экономические функции государства; экономическое регулирование; эмиссионная политика; энергетическая безопасность
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?
2. Какими институциональными инструментами воздействия на экономику располагает государство?
3. Приведите классификацию государственных органов управления по характеру властных функций.
4. Назовите органы государственного управления, осуществляющие исполнительную власть.
5. Охарактеризуйте важнейшие субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
6. Сопоставьте прямые и косвенные методы экономического регулирования.
7. Приведите основные элементы государственного регулирования экономики.
8. Охарактеризуйте понятие «конкуренция».
9. Какова роль конкуренции в формировании конкурентной среды?
10. Какие задачи решает демонополизация национальной экономики?
11. Обоснуйте стратегическую цель и основные направления развития государственной антимонопольной политики.
12. Назовите сферы и звенья финансовой системы.
13. Какова главная цель современной бюджетно-финансовой политики?
14. Что обозначает термин «консолидированный бюджет»?
15. Приведите основные источники доходов бюджета.
16. Перечислите основные направления расходов бюджета.
17. Что означает понятие «социально ориентированный бюджет»?
18. Дайте определение налоговой системы, назовите особенности ее формирования в современной экономике.
19. Назовите виды налогов, сборов (пошлин) по действующей налоговой классификации в Республике Беларусь.
20. В чем заключаются основные задачи в области налогообложения на ближайшую перспективу?
21. Дайте определение денежной