Экономические системы государства и виды экономической политики
8.2.2.1. Антимонопольное регулирование и политика демонополизации
Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Сочетание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от оптимума чреваты для общества значительными потерями. Тесная связь рынка и конкуренции объясняется тем, что только при рыночных отношениях возникает свобода поиска и выбора наиболее рациональных действий в экономическом пространстве.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос.
Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием существования любого предприятия в условиях рынка. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высокого качества по разумным ценам для удержания покупателя.
Таким образом, рынок, конкуренция поворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, выражаемых через спрос. Они действуют эффективно, формируя (посредством цен) сигналы для инвесторов, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказывать непосредственное воздействие на цены, объем производства и другие экономические параметры. Развитие крупного производства, особенно на рубеже XIX—XX вв., способствовало возникновению монополий, монополизированных рынков, что нарушает механизм рыночного равновесия, основанного на эффективной конкуренции, и в свою очередь приводит к необходимости вмешательства государства в ход конкурентной борьбы.
В странах с развитой рыночной экономикой на протяжении длительного периода времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих из них еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Результатом стала разработка специальных законов, направленных на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Применение антимонопольного законодательства осуществляется через институциональный механизм, включающий специальный административный орган: в США — Управление по антитрестовской деятельности Министерства юстиции, в Англии — Генеральный директорат по справедливой торговле, в Германии — Федеральное ведомство по картелям, во Франции — Совет по конкуренции, в Японии — Компания по справедливым сделкам.
Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию.
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Целями антимонопольной политики являются:
• оптимизация структуры рынка;
• воздействие на экономическое поведение субъектов;
• корректировка экономических результатов.
Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• разумный подход к нормам антимонопольного законодательства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;
• законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспечению равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предполагает:
• предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;
• запрещение соглашений о разделе рынков;
• запрещение переплетающихся директоратов;
• приобретение акций конкурирующей фирмой.
Основными направлениями демонополизации является:
• формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;
• разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
• государственное регулирование деятельности монополий;
• контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.
Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство было ликвидировано в сентябре 2001 г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь. Как уполномоченный орган государственного управления Минэкономики формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, представляет собой перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и преобладающих на республиканском и местных товарных рынках по определенному товару. По состоянию на 01.01.2011 г., Реестр включает 532 хозяйствующих субъекта, в том числе 156 из них занимают доминирующее положение на республиканском и 376 — на местных товарных рынках.
Число организаций — монополистов республиканского и местного уровней в Беларуси на 1 января 2011 г. составляло 738. Большинство из них сосредоточено в машиностроении и металлообработке. По удельному весу в выпускаемой продукции предприятия-монополисты лидируют в химической и нефтехимической, стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности, черной металлургии.
Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Рассмотрим основные их типы.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
Особое место занимают естественные монополии (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Их регулирование направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.
Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной в условиях монополистической конкуренции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банковские учреждения), а также ряда производящих отраслей (выпуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и др.).
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигопо- листический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конкуренции).
По методам осуществления конкуренцию можно классифицировать на:
• ценовую, предполагающую продажу товаров или предложение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов;
• неценовую, основанную на предложении товара лучшего качества, с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в Беларуси сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:
1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут позитивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке.
2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, предусматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении — выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
3. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
4. Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную и экологическую безопасность.
5. Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.
6. Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесенным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций, финансов, в том числе путем регулярного проведения аудиторских проверок.
Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).
Для того, чтобы не допустить возникновения и усиления доминирующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и для ограничения конкуренции, будет организован системный контроль над монополистической деятельностью. Необходимо также обеспечить взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усилить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Предусматривается активное сотрудничество с антимонопольными органами сопредельных государств при проведении расследований таких нарушений на трансграничных рынках. Значимость данного направления деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формированием ЕЭП.
Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.
8.2.2.2. Ценовая политика и основные задачи в области ценообразования
Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения. Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.
Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. Нестабильность финансовых систем, замедление экономического роста и обострение социальных проблем в периоды кризисов вынуждают правительства многих стран, включая Беларусь, принимать меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры антиинфляционного характера, предусматривающие регулирование цен.
Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды. Последнее относится к развитию и поддержанию конкурентных начал в экономике, противодействию монополизму, государственному регулированию цен естественных монополий, т.е. к условиям повышения эффективности функционирования экономики.
В качестве основных принципов ценовой политики выступают:
• сочетание свободных и регулируемых цен;
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;
• установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально функционирующим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и иных мер государственной поддержки.
Главным направлением ценовой политики является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных экономических и административных методов и инструментов. Важнейшими результатами ценового регулирования должны стать: действенный контроль со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий для добросовестной конкуренции и развития предпринимательской инициативы, увеличения притока инвестиций в экономику; обеспечение экономически обоснованного соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение оптимальных межотраслевых ценовых пропорций.
Совершенствование государственной ценовой политики в условиях устойчивого развития экономики должно быть направлено на решение следующих задач:
• создание экономических условий, содействующих эффективному функционированию субъектов рыночного хозяйства;
• обеспечение эквивалентности товарно-денежного обмена между отраслями и сферами экономики;
• соблюдение прозрачности процессов ценообразования, систематический мониторинг уровня и динамики рыночных цен в целях создания условий для добросовестной конкуренции и повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, справедливого распределения их доходов;
• расширение в регулировании цен полномочий местных органов управления, которые наилучшим образом могут учитывать особенности своего региона (климатические, геополитические, экономические, социальные);
• устранение условий неоправданной ценовой дискриминации в отношениях между субъектами хозяйствования (различных форм собственности);
• увязка ценовой политики с политикой, проводимой государством в области оплаты труда и регулирования доходов населения;
• координация ценовой и налоговой политики;
• использование в ценовой политике предприятий маркетинговых подходов и системы гибкого ценообразования (с учетом рыночных факторов);
• гармонизация ценовой политики Республики Беларусь и государств — участников ЕЭП, а также ее ближайших соседей;
• разработка законодательства, направленного на преодоление негативных последствий трансфертного ценообразования, связанного с занижением цен;
• совершенствование антидемпинговой ценовой политики для защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции зарубежных компаний.
Концептуальные основы ценовой политики включают:
• макро- и микроэкономический аспекты, определяющие ценовое пространство с точки зрения уровней экономики, с разграничением инструментов и механизмов реализации ценовой политики;
• государственный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, с разграничением полномочий и функций этих субъектов;
• прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъекты ценообразования и уровень цен.
Регулирование цен на макроуровне реализуется преимущественно через методы и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, через воздействие на покупательную способность денежной единицы, т.е. через экономические методы косвенного влияния на цены. Суть их в том, что государство воздействует не на порядок установления или уровень цен, а на поведение субъектов, участвующих в процессе ценообразования.
В целях социальной защиты населения определяется ограниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на коммунальные услуги, оказываемые населению (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газо-, электро-, теплоснабжение); Министерство экономики — на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (работы, услуги), алкогольную продукцию, табачные изделия.
На микроуровне, как правило, используются инструменты, непосредственно влияющие на деятельность конкретного предприятия: регулирование уровня цены, уровня рентабельности, торговых надбавок.
Местные органы власти могут регулировать цены на отдельные социально значимые товары (свежие овощи, товары для детей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном сообщении, а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями и др.
Обобщение опыта применения прямого регулирования цен позволяет выделить соответствующие ему методы: введение фиксированных цен на товары и тарифов на услуги, замораживание цен, установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней ее границ, установление предельного уровня рентабельности, декларирование (регистрация) цен, установление рекомендательных (референтных) цен на важнейшие виды продукции (например, медикаменты).
Следует учитывать два обстоятельства, связанные с регулированием цен:
• с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием спроса и предложения, поэтому в краткосрочном периоде может возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;
• с другой стороны, при полном отказе от участия государства в процессе ценообразования общество устраняется от возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки.
Отдельный блок в системе законодательства по ценообразованию представляет регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий. В целях улучшения действующего порядка регулирования этих цен и тарифов необходимы совершенствование законодательной и нормативно-методологической базы, применение конкретных методов ценообразования, введение контроля за уровнем и обоснованностью включаемых в цены и тарифы затрат. Деятельность естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства. Поэтому главной целью ценового регулирования в данной сфере выступает обеспечение доступности товаров (услуг) таких предприятий для потребителей за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий и противодействовать ограничению объемов их производства.
Серьезной проблемой в ценообразовании сегодня является сохранение перекрестного субсидирования, т.е. использование практики возмещения убытков от предоставления услуг одним потребителям (население, бюджетные, сельскохозяйственные организации) в результате установления заниженных цен за счет других (промышленные предприятия), в отношении которых действуют завышенные цены. Решение проблемы приближения цен к их реальной стоимости тесно связано с реализацией программы ресурсосбережения. В числе ее основных задач — оснащение потребителей приборами учета и автоматики, регулирование потребления энергоресурсов, сокращение потерь в сетях, преодоление тенденции установки заводами и фабриками автономных источников энергии с целью устранения последствий перекрестного субсидирования.
Цены представляют собой один из важнейших элементов рыночной конъюнктуры, изменения которой необходимо постоянно отслеживать, предвидеть, прогнозировать. Для успешного функционирования на рынке его участники должны иметь достаточно полную и достоверную информацию о сложившейся здесь ситуации, что требует создания и постоянной поддержки системы ценового мониторинга. Эта задача актуальна не только на макро-, но и на микроуровне управления экономикой. Ни одна организация, крупная или малая, занимающаяся коммерческой деятельностью, не способна успешно функционировать без оценки положения на рынке.
В государственной ценовой политике обязательно соблюдение принципа «прозрачности», предполагающего наличие и доступность информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах, лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах, что позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации и сократить число неумышленных нарушений законодательства о ценообразовании.
В число основных задач регулирования и контроля за ценообразованием должны быть включены социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов) на важнейшие виды продукции (услуг), профилактика нарушений дисциплины цен, повышение роли общественных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потребительские товары (услуги).
Целесообразно продолжить практику применения в сфере ценового регулирования таких форм, как соглашения государственных органов об уровне цен (тарифов) или их динамике с производителями и профсоюзами, контроль за их выполнением, меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по «технологической цепочке», использование «коридора цен», контроль за формированием цен на продукцию «критического импорта».
Государственное регулирование цен во внешнеторговой деятельности белорусских предприятий должно предусматривать защиту интересов страны в части недопущения вывоза стратегически важных ресурсов и товаров по необоснованно низким ценам, не соответствующим уровню мировых цен, защиту внутреннего рынка от агрессивного воздействия зарубежных конкурентов, формирование равнодоходных цен в рамках единого таможенного, а в последующем — единого экономического пространства.
Либерализация ценообразования потребовала принципиального изменения его методологии в направлении преодоления затратного подхода за счет формирования активной роли цены в принятии решений в производстве и сфере распределения. Стабилизации цен призваны способствовать использование современных маркетинговых методов управления предприятием, реализация программ по управлению затратами на производстве.
В период стабильного развития экономики республики ценовая политика должна базироваться на ограниченном государственном ценовом регулировании и преимущественно свободном ценообразовании на основе спроса и предложения. Степень государственного влияния на цены будет зависеть от вида товаров, их социальной значимости, состояния конкурентной среды. Государственное регулирование цен сохранится на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), в том числе социально значимых, определяющих жизненный уровень населения (лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению), а также продукцию организаций-монополистов. По мере роста доходов граждан предусматривается повышение уровня окупаемости населением затрат на услуги ЖКХ. В целом уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2015 г. не должен превысить 60 %.
Тарифная политика естественных монополий будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при тесной увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 г. льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Перспективными направлениями государственной ценовой политики Республики Беларусь являются закрепление позитивной динамики макроэкономических показателей, сложившейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, стабильного роста жизненного уровня населения.