Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 301.
зует технологический уклад. Ключевым фактором первого (I) уклада было изобретение текстильной машины, второго (II) — парового двигателя и станков, третьего (III) — электродвигателя и технологии производства стали, четвертого (IV) — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого (V) — микроэлектронных компонентов, шестого (VI) — генной инженерии, нано- и информационных технологий.
Определение технологической структуры сопряжена с большими трудностями. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к V технологическому укладу начался еще в 1970-е гг. Например, в Японии к началу 1990-х гг. удельный вес V технологического уклада составил 45 %, IV — 35, остальных — 20 %; в России доля первых двух укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.
В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологического уклада, 22—23 % — III и 9—10 % — V и VI. Основные причины отставания — разрушение научно-инновационного и производственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низкий уровень наукоемкости ВВП (0,7 %) по сравнению с экономически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобладал V технологический уклад, слабая инновационная деятельность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.
Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения видов экономической деятельности, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда. (Динамика структурных сдвигов в размещении важнейших видов экономической деятельности по регионам Республики Беларусь приведена в разделе 6.)
7.4.2. Инновационная и инвестиционная политика
Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инновационной и инвестиционной политики — составной части экономической политики государства.
Инновационная политика — совокупность мер государственного регулирования, направленная на повышение инновационной активности и поддержку базисных (важнейших) инноваций, на формирование национальной инновационной системы. Она определяет специфический вид деятельности, связанный с внедрением результатов ИР (новшеств) и нововведений в производство, которые затем трансформируются в инновационный продукт — новые виды продукции и услуг, в новые технологии, новые формы организации труда и управления — программные продукты, обеспечивающие экономический и социальный прогресс в обществе.
Стратегическая цель инновационной политики Беларуси — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащит- ной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение уровня и качества жизни народа.
Основными задачами инновационной политики являются:
• построение национальной инновационной системы;
• создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды;
• модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы за счет применения новых и высоких технологий;
• формирование качественно новых технологических укладов в секторах и отраслях экономики;
• достижение высокого уровня экспорта, импортозамеще- ния, экономической и энергетической безопасности;
• развитие интеллектуального потенциала и творческой активности работника.
Инновационная деятельность включает три основные стадии: от начала исследований до первого промышленного освоения объекта, от первого промышленного освоения до выпуска (внедрения) объекта, период его использования у потребителя. Важнейшие параметры инновационного развития (ИР) Беларуси приведены в табл. 7.6.
Таблица 7.6. Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь94
|
Данные таблицы свидетельствуют о том, что инновационная деятельность в республике по сравнению с экономически развитыми странами находится на недостаточно высоком уровне. Основными направлениями ее развития на перспективу должны стать:
• ускоренная разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий;
• создание новых институциональных и организационных форм, формирование научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы;
w С ос тя в л е н о по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 841, 103, -191—197," 500, 505; Национальная инновационная система Республики Беларусь. Минск: БелИСА, 2007. С. 16.
• развитие Парка высоких технологий и других инновационных центров;
• обоснование долгосрочной стратегии развития инновационной сферы за счет использования эффективных форм интеграции науки, образования и производства;
• усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач;
• стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора;
• первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, модернизацию наиболее эффективных производств.
Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозаме- щения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.
В экономической литературе под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.
Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая включает: капитальное строительство — деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инновационную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инновации); сферу обращения финансового капитала (рынки ценных бумаг); сферу реализации имущественных прав собственников — инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматери- альных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан
Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.
Характер участия в инвестировании определяют прямые инвестиции (вложения средств в объект непосредственно инвестором), непрямые (вложения средств через посредников) и порт фельные (вложения капитала в различные ценные бумаги) инвестиции. Наиболее эффективны прямые иностранные инвестиции, которые не обременяют государство обязательствами по их обслуживанию. Инвестиции в основной капитал представляют собой один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых в воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного назначения. Инвестиции вкладываются также в оборотные средства и нематериальные активы.
Основными источниками инвестиций являются: ВВП (валовые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансовых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств населения. Характеристика основных параметров инвестиционной деятельности Республики Беларусь за 2000—2010 гг. приведена в табл. 7.7.
Таблица 7.7. Основные параметры инвестиционной деятельности Республики Беларусь, %95
|
иСоставлено но: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 401 406; Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: стат. сб. / МинстатРБ. Минск, 2004. С. 28 32. |
Функциональная структура инвестиций в основной капитал (в фактически действовавших ценах) | 100,0 | 100,0 | 100.0 |
В том числе в отрасли: | |||
производящие товары | 38,8 | 45,6 | 46.9 |
оказывающие услуги | 61,2 | 54,4 | 53,1 |
100,0 | 100,0 | 100.0 | |
В том числе: | |||
промышленность | 30,2 | 28,9 | 25,5 |
сельское и лесное хозяйство | 7Д | 13,6 | 17,4 |
строительство | 1,4 | 3,0 | 3.9 |
транспорт и связь | 13,4 | 15,0 | 9.1 |
торговля и общественное питаяие, материально-техническое снабжение и сбыт | 4,3 | 4,4 | 3,8 |
другие отрасли сферы услуг | 43,6 | 35,1 | 40.3 |
Технологическая структура инвестиций в основной капитал | 100.0 | 100,0 | 100,0 |
В том числе: | |||
строительно-монтажные работы | 50,0 | 43,0 | 50,0 |
машины, оборудование, транспортные средства | 38,0 | 47,0 | 38.0 |
прочие работы и затраты | 12,0 | 10,0 | 12,0 |
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования | 100,0 | 100,0 | 100.0 |
В том числе за счет: | |||
консолидированного бюджета | 20,3 | 25,8 | 18,7 |
собственных средств организаций | 51.4* | 44.0 | 32,9 |
средств населения | 17,7* | 7,9 | 7.6 |
иностранных источников (без кредитов иностранных банков) | 4,3 | 1,6 | 2,1 |
кредитов банков | _ | 15,0 | 32.3 |
из них кредитов иностранных банков | _ | 1.2 | 2,3 |
прочих источников | 6,3 | 5.7 | 6,4 |
* Включая кредиты банков. |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2000—2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и технологическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в промышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населения при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансирования за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.
Оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР—2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инвестиционной политики страны на долгосрочный период:
• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестиционных рисков;
• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
• разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику посредством дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
• усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
• расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кредитов;
• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.
Решение поставленных задач требует принятия ряда мер. Прежде всего следует обеспечить стабильность законодательной и нормативной баз, что позволит создать условия для активизации инновационной и инвестиционной деятельности. Необходимо активизировать деятельность по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все государства, достигшие социального и экономического прогресса в последние десятилетия, в значительной мере использовали иностранный капитал. В этой связи важно улучшить инвестиционный климат в стране, снизить инвестиционные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.
Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается применить на приоритетных направлениях социально-экономического развития Беларуси: модернизация производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции; увеличение объемов производства и расширение ассортимента продуктов питания; разработка и внедрение современных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; развитие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.
Реализация данных направлений должна осуществляться на основе инвестиционных проектов, которые представляют собой комплекс мероприятий в сфере капитального строительства, реконструкции или модернизации производства, а также подготовки кадров. К важнейшим инновационным и инвестиционным проектам относятся:
• в промышленности — модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) в целях увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее адаптации к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым организационным формам корпоративного управления (кластеры, холдинги и др.), внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;
• в строительном комплексе — модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемент, эффективные стеновые, кровельные и теплоизоляционные материалы, столярные изделия, гипсовые вяжущие, строительное стекло, конструкции из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;
• в агропромышленном комплексе — углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофеле- и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с государственной программой возрождения и развития села;
• в системах производственной и социальной инфраструк тур — реализация инновационных и инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура). Наиболее важные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основе.
Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования, согласно Положению о конкурсном размещении инвестиционных ресурсов, являются внедрение новых и высоких технологий, обеспечивающих возможность выхода на мировой рынок и приток валюты в страну, и нормативный срок окупаемости данных проектов.
Основными источниками инвестиций станут внутренние накопления — республиканский и местные бюджеты, инновационные фонды, собственные средства юридических лиц и населения (включая кредиты), ПИИ. В структуре инвестиций по-прежнему будут доминировать собственные средства юридических лиц (амортизация, прибыль) и кредиты. Расширению инвестиционных возможностей предприятий будут способствовать новая амортизационная политика, либерализация налогового режима и ценообразования, снижение инфляции. Дальнейший рост инвестиций предполагается обеспечить за счет средств иностранных инвесторов и населения путем создания эффективных механизмов в банковском секторе, развития рынка ценных бумаг, расширения сети небанковских финансовых учреждений (пенсионных, лизинговых, инвестиционных, страховых, трастовых и др.). Удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал к 2015 г. необходимо довести до 20—25 %.
Основные термины и понятия: белорусская модель развития экономики; валютный рынок; воспроизводственная, институциональная, отраслевая, технологическая, региональная структуры экономики; государственное предпринимательство; государственно-частное партнерство (ГЧП); единоличное владение; инвестиционная политика; инновационная политика; институциональная среда; малый бизнес; направления структурных преобразований, приоритеты; партнерство; перспективная модель экономики как системы; предпосылки и этапы создания перспективной модели экономики; предпринимательство; рынок капитала; рынок труда; рынок факторов производства; рыночная инфраструктура; рыночные институты; социальная сфера и социальный механизм; социально ориентированная рыночная система; социальный императив и социальная политика; товарные рынки; фондовый рынок; частное предпринимательство; человеческий капитал
Вопросы для самопроверки
1. Каковы закономерности, основные черты и стадии перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике социально ориентированного типа?
2. Приведите характеристики перспективной модели экономики Беларуси в ее зрелом виде. Как они соотносятся с принципами белорусской модели развития?
3. Назовите политические и социально-экономические предпосылки, внешние и внутренние, общесистемные и системные условия построения перспективной модели экономики Беларуси.
4. Какие этапы построения перспективной модели экономики предусмотрены НСУР—2020?
5. Что такое социальный императив государственной политики?
6. Что означает социальный механизм развития экономики?
7. Дайте определение понятия «человеческий капитал».
8. Охарактеризуйте направления социальной политики и реформирования социальной сферы.
9. Назовите стратегическую цель и основные направления развития институциональных преобразований.
10. Какова роль институциональной структуры в развитии социально ориентированной рыночной экономики?
11. В чем заключается системообразующая функция рынков факторов производства в рыночной экономике?
12. Укажите причины, сдерживающие развитие рынка труда в Беларуси.
13. Охарактеризуйте структуру и место рынка капитала в системе рынка факторов производства и финансовых рынков.
14. Как оцениваются потенциал и инфраструктура валютного рынка?
15. Чем объясняется слабый рост фондового рынка Беларуси?
16. Назовите основные институты товарных рынков и механизмы их развития.
17. Раскройте содержание понятия «предпринимательство».
18. В чем состоит роль государственного предпринимательства в развитии национальной экономики?
19. Что следует понимать под государственно-частным партнерством?
20. Укажите пути решения проблем развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь.
21. Назовите цели и задачи, основные принципы и критерии структурных преобразований в экономике Беларуси.
22. Охарактеризуйте цели и задачи, приведите основные направления инновационной политики Республики Беларусь.
23. Каковы сущность и важнейшие направления инвестиционной политики Беларуси, в том числе по секторам экономики, на перспективу?
Литература
1. Богомолов. О. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российская практика / О. Богомолов // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 5.
2. Глазьев, С.Ю. Переход к инновационной экономике — условие будущего развития России / С.Ю. Глазьев // Инновации. — 2000. — № 3—4.
3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 годы. — Минск, 2007.
4. Дорина, Е.Б. Институциональная теория и решение проблем глобального развития экономики и управления / Е.Б. Дорина // Белорус, экон. журн. — 2010. — № 3.
5. Дорина, Е.Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации: мо- ногр. / Е.Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2005.
6. Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 1998.
7. Мясникович, М.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь: теория и практика / М.В. Мясникович. — Минск: Право и экономика, 2004.
8. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь. — Минск, 2010.
9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. — Минск: Юнипак, 2004.
10. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2009.
11. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.
12. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.
13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы. — Минск: Беларусь, 2006.
14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы. — Минск, 2011.
15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.
16. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути решения / под ред. Я.М. Александровича. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.
17. Яременко. Ю.В. Экономический рост. Структурная перестройка / Ю.В. Яременко // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 1.
Раздел