Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 301.

зует технологический уклад. Ключевым фактором первого (I) уклада было изобретение текстильной машины, второго (II) — парового двигателя и станков, третьего (III) — электродви­гателя и технологии производства стали, четвертого (IV) — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого (V) — микроэлектронных компонентов, шестого (VI) — генной инженерии, нано- и информационных технологий.

Определение технологической структуры сопряжена с боль­шими трудностями. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к V технологическому укладу начал­ся еще в 1970-е гг. Например, в Японии к началу 1990-х гг. удельный вес V технологического уклада составил 45 %, IV — 35, остальных — 20 %; в России доля первых двух укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособнос­ти белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологическо­го уклада, 22—23 % — III и 9—10 % — V и VI. Основные при­чины отставания — разрушение научно-инновационного и про­изводственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низ­кий уровень наукоемкости ВВП (0,7 %) по сравнению с эконо­мически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобла­дал V технологический уклад, слабая инновационная деятель­ность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.

Региональная структура характеризует территориаль­ные пропорции размещения видов экономической деятельно­сти, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспе­чения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и усло­вий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда. (Динамика структурных сдвигов в размещении важнейших видов экономической дея­тельности по регионам Республики Беларусь приведена в раз­деле 6.)

7.4.2. Инновационная и инвестиционная политика

Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инновационной и инвестицион­ной политики — составной части экономической политики го­сударства.

Инновационная политика — совокупность мер государ­ственного регулирования, направленная на повышение иннова­ционной активности и поддержку базисных (важнейших) инно­ваций, на формирование национальной инновационной системы. Она определяет специфический вид деятельности, связанный с внедрением результатов ИР (новшеств) и нововведений в про­изводство, которые затем трансформируются в инновационный продукт — новые виды продукции и услуг, в новые технологии, новые формы организации труда и управления — программные продукты, обеспечивающие экономический и социальный про­гресс в обществе.

Стратегическая цель инновационной политики Белару­си — создание инновационной, конкурентоспособной на миро­вом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащит- ной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-эко­номическое развитие и повышение уровня и качества жизни народа.

Основными задачами инновационной политики являются:

• построение национальной инновационной системы;

• создание благоприятной для инновационной деятельнос­ти экономической, правовой и социально-культурной среды;

• модернизация материально-технической базы производ­ства и социальной сферы за счет применения новых и высоких технологий;

• формирование качественно новых технологических укла­дов в секторах и отраслях экономики;

• достижение высокого уровня экспорта, импортозамеще- ния, экономической и энергетической безопасности;

• развитие интеллектуального потенциала и творческой ак­тивности работника.

Инновационная деятельность включает три основные стадии: от начала исследований до первого промышленного освоения объекта, от первого промышленного освоения до вы­пуска (внедрения) объекта, период его использования у потре­бителя. Важнейшие параметры инновационного развития (ИР) Беларуси приведены в табл. 7.6.

Таблица 7.6. Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь94
Показатель Годы
Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности, % 10,4 19,5
Доля инновационно активных организаций в общем количестве промышленных организаций, % 14,1 15,4
Удельный вес сертифицированной продукции, % _ 70.0
Удельный вес накопленной амортизации в перво­начальной стоимости 01111С (на конец года), % 63,2 51,3
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 15,2 14,5
Создание и сертификация систем менеджмента ка­чества производств по ИСО 9001, количество про­изводств
Доля затрат на машины, оборудование, транспорт­ные средства в инвестициях в основной капитал, % 47,0 38,0
Численность работников, выполняющих ИР, тыс. чел. 30,2 31,7
Рост финансовых затрат на ИР за счет расходов, финансируемых из средств республиканского бюд­жета. % к ВВП 0.38 0,3
Внутренние затраты на ИР, % к ВВП 0,68 0,7


Данные таблицы свидетельствуют о том, что инновационная деятельность в республике по сравнению с экономически разви­тыми странами находится на недостаточно высоком уровне. Ос­новными направлениями ее развития на перспективу должны стать:

• ускоренная разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий;

• создание новых институциональных и организационных форм, формирование научного потенциала в крупных органи­зациях и концернах в целях превращения их в саморазвива­ющиеся конкурентоспособные фирмы;

w С ос тя в л е н о по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 841, 103, -191—197," 500, 505; Национальная инновационная система Республики Беларусь. Минск: БелИСА, 2007. С. 16.

• развитие Парка высоких технологий и других инноваци­онных центров;

• обоснование долгосрочной стратегии развития инноваци­онной сферы за счет использования эффективных форм интег­рации науки, образования и производства;

• усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач;

• стимулирование перспективных разработок государствен­ного значения и совершенствование механизма их отбора;

• первоочередная поддержка инновационных проектов, вы­полняемых в рамках государственных народнохозяйственных и научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, модерниза­цию наиболее эффективных производств.

Инвестиционная политика представляет собой совокуп­ность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозаме- щения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

В экономической литературе под инвестициями понимают­ся финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступа­ют вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бу­маги, интеллектуальные ценности, научно-техническая про­дукция.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая вклю­чает: капитальное строительство — деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инноваци­онную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инно­вации); сферу обращения финансового капитала (рынки цен­ных бумаг); сферу реализации имущественных прав собствен­ников — инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматери- альных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан

Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают госу­дарственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заем­ные), средства государственных предприятий, инвестиции граж­дан, негосударственных предприятий и общественных органи­заций, иностранные и совместные инвестиции.

Характер участия в инвестировании определяют прямые ин­вестиции (вложения средств в объект непосредственно инвесто­ром), непрямые (вложения средств через посредников) и порт фельные (вложения капитала в различные ценные бумаги) ин­вестиции. Наиболее эффективны прямые иностранные инве­стиции, которые не обременяют государство обязательствами по их обслуживанию. Инвестиции в основной капитал пред­ставляют собой один из видов инвестиционных ресурсов, нап­равляемых в воспроизводство основных средств как производ­ственного, так и непроизводственного назначения. Инвестиции вкладываются также в оборотные средства и нематериальные активы.

Основными источниками инвестиций являются: ВВП (ва­ловые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспре­деляются и выступают в виде собственных финансовых ресур­сов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансо­вых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств на­селения. Характеристика основных параметров инвестицион­ной деятельности Республики Беларусь за 2000—2010 гг. при­ведена в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Основные параметры инвестиционной деятельности Республики Беларусь, %95
Показатель Годы
Темпы роста инвестиций в основной капитал за пятилетие 133,3 179,3 230.0

иСоставлено но: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 401 406; Инвестиции и строи­тельство в Республике Беларусь: стат. сб. / МинстатРБ. Минск, 2004. С. 28 32.


Функциональная структура инвести­ций в основной капитал (в фактически действовавших ценах) 100,0 100,0 100.0
В том числе в отрасли:      
производящие товары 38,8 45,6 46.9
оказывающие услуги 61,2 54,4 53,1
  100,0 100,0 100.0
В том числе:      
промышленность 30,2 28,9 25,5
сельское и лесное хозяйство 13,6 17,4
строительство 1,4 3,0 3.9
транспорт и связь 13,4 15,0 9.1
торговля и общественное питаяие, материально-техническое снабжение и сбыт 4,3 4,4 3,8
другие отрасли сферы услуг 43,6 35,1 40.3
Технологическая структура инвестиций в основной капитал 100.0 100,0 100,0
В том числе:      
строительно-монтажные работы 50,0 43,0 50,0
машины, оборудование, транспорт­ные средства 38,0 47,0 38.0
прочие работы и затраты 12,0 10,0 12,0
Структура инвестиций в основной ка­питал по источникам финансирования 100,0 100,0 100.0
В том числе за счет:      
консолидированного бюджета 20,3 25,8 18,7
собственных средств организаций 51.4* 44.0 32,9
средств населения 17,7* 7,9 7.6
иностранных источников (без креди­тов иностранных банков) 4,3 1,6 2,1
кредитов банков _ 15,0 32.3
из них кредитов иностранных банков _ 1.2 2,3
прочих источников 6,3 5.7 6,4
* Включая кредиты банков.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2000—2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и техно­логическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в про­мышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населе­ния при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансиро­вания за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источ­ников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.

Оценка современного состояния инвестиционной деятель­ности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР—2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инве­стиционной политики страны на долгосрочный период:

• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестици­онных рисков;

• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию прио­ритетных направлений структурной перестройки экономики;

• разработка и внедрение эффективного механизма инвести­рования в экономику посредством дальнейшего совершенство­вания нормативной правовой базы и приведения ее в соответ­ствие с международными стандартами;

• усиление роли амортизационных отчислений в инвести­ционном процессе;

• расширение системы лизинговых операций, которые поз­воляют решать проблемы модернизации и технического перево­оружения производства (особенно в сфере малого предпринима­тельства) без значительного стартового капитала;

• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кре­дитов;

• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными госу­дарствами.

Решение поставленных задач требует принятия ряда мер. Прежде всего следует обеспечить стабильность законодатель­ной и нормативной баз, что позволит создать условия для акти­визации инновационной и инвестиционной деятельности. Не­обходимо активизировать деятельность по привлечению внеш­него финансирования. Мировой опыт показывает, что практи­чески все государства, достигшие социального и экономиче­ского прогресса в последние десятилетия, в значительной мере использовали иностранный капитал. В этой связи важно улуч­шить инвестиционный климат в стране, снизить инвестицион­ные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке пред­полагается применить на приоритетных направлениях соци­ально-экономического развития Беларуси: модернизация про­изводств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направлен­ности; повышение качества и конкурентоспособности продук­ции; увеличение объемов производства и расширение ассорти­мента продуктов питания; разработка и внедрение современ­ных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; разви­тие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

Реализация данных направлений должна осуществляться на основе инвестиционных проектов, которые представляют со­бой комплекс мероприятий в сфере капитального строитель­ства, реконструкции или модернизации производства, а также подготовки кадров. К важнейшим инновационным и инвести­ционным проектам относятся:

• в промышленности — модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкострое­ния, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промыш­ленности) в целях увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, вы­пускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, спе­циальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычис­лительной техники, телевизоров; создание промышленных ла­зеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях тех­ники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сель­ского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производ­ство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий ком­плекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью по­вышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее адаптации к рыночным условиям. В качестве основных направ­лений комплексной реструктуризации предприятий предусмат­риваются перепрофилирование производства, совершенствова­ние его организации, внедрение маркетинга, переход к новым организационным формам корпоративного управления (клас­теры, холдинги и др.), внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

• в строительном комплексе — модернизация и расшире­ние производства высокоэффективных строительных материа­лов и конструкций (цемент, эффективные стеновые, кровель­ные и теплоизоляционные материалы, столярные изделия, гип­совые вяжущие, строительное стекло, конструкции из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энерго­сберегающих технологий;

• в агропромышленном комплексе — углубление специали­зации сельскохозяйственного производства (развитие животно­водства, картофеле- и льноводства); интенсификация производ­ства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повыше­ния ее качества; совершенствование государственной поддерж­ки и реформирование сельскохозяйственных организаций в со­ответствии с государственной программой возрождения и раз­вития села;

• в системах производственной и социальной инфраструк тур — реализация инновационных и инвестиционных проек­тов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснаб­жения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления наро­да (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура). Наиболее важные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурс­ной и возвратной основе.

Главными критериями отбора проектов для совместного го­сударственно-коммерческого финансирования, согласно Поло­жению о конкурсном размещении инвестиционных ресурсов, являются внедрение новых и высоких технологий, обеспечи­вающих возможность выхода на мировой рынок и приток ва­люты в страну, и нормативный срок окупаемости данных проектов.

Основными источниками инвестиций станут внутренние накопления — республиканский и местные бюджеты, иннова­ционные фонды, собственные средства юридических лиц и на­селения (включая кредиты), ПИИ. В структуре инвестиций по-прежнему будут доминировать собственные средства юриди­ческих лиц (амортизация, прибыль) и кредиты. Расширению инвестиционных возможностей предприятий будут способство­вать новая амортизационная политика, либерализация налого­вого режима и ценообразования, снижение инфляции. Даль­нейший рост инвестиций предполагается обеспечить за счет средств иностранных инвесторов и населения путем создания эффективных механизмов в банковском секторе, развития рын­ка ценных бумаг, расширения сети небанковских финансовых учреждений (пенсионных, лизинговых, инвестиционных, стра­ховых, трастовых и др.). Удельный вес иностранных инвести­ций в общем объеме инвестиций в основной капитал к 2015 г. необходимо довести до 20—25 %.

Основные термины и понятия: белорусская модель развития эко­номики; валютный рынок; воспроизводственная, институциональная, отрасле­вая, технологическая, региональная структуры экономики; государственное предпринимательство; государственно-частное партнерство (ГЧП); единолич­ное владение; инвестиционная политика; инновационная политика; институ­циональная среда; малый бизнес; направления структурных преобразова­ний, приоритеты; партнерство; перспективная модель экономики как системы; предпосылки и этапы создания перспективной модели экономики; предприни­мательство; рынок капитала; рынок труда; рынок факторов производства; ры­ночная инфраструктура; рыночные институты; социальная сфера и социаль­ный механизм; социально ориентированная рыночная система; социальный императив и социальная политика; товарные рынки; фондовый рынок; частное предпринимательство; человеческий капитал

Вопросы для самопроверки

1. Каковы закономерности, основные черты и стадии пере­хода от централизованно планируемой к рыночной экономике социально ориентированного типа?

2. Приведите характеристики перспективной модели эконо­мики Беларуси в ее зрелом виде. Как они соотносятся с принци­пами белорусской модели развития?

3. Назовите политические и социально-экономические пред­посылки, внешние и внутренние, общесистемные и системные условия построения перспективной модели экономики Бела­руси.

4. Какие этапы построения перспективной модели экономи­ки предусмотрены НСУР—2020?

5. Что такое социальный императив государственной поли­тики?

6. Что означает социальный механизм развития эконо­мики?

7. Дайте определение понятия «человеческий капитал».

8. Охарактеризуйте направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

9. Назовите стратегическую цель и основные направления развития институциональных преобразований.

10. Какова роль институциональной структуры в развитии социально ориентированной рыночной экономики?

11. В чем заключается системообразующая функция рын­ков факторов производства в рыночной экономике?

12. Укажите причины, сдерживающие развитие рынка тру­да в Беларуси.

13. Охарактеризуйте структуру и место рынка капитала в системе рынка факторов производства и финансовых рынков.

14. Как оцениваются потенциал и инфраструктура валютно­го рынка?

15. Чем объясняется слабый рост фондового рынка Бела­руси?

16. Назовите основные институты товарных рынков и меха­низмы их развития.

17. Раскройте содержание понятия «предпринимательство».

18. В чем состоит роль государственного предприниматель­ства в развитии национальной экономики?

19. Что следует понимать под государственно-частным парт­нерством?

20. Укажите пути решения проблем развития малого и сред­него бизнеса в Республике Беларусь.

21. Назовите цели и задачи, основные принципы и критерии структурных преобразований в экономике Беларуси.

22. Охарактеризуйте цели и задачи, приведите основные направления инновационной политики Республики Беларусь.

23. Каковы сущность и важнейшие направления инвестици­онной политики Беларуси, в том числе по секторам экономики, на перспективу?

Литература

1. Богомолов. О. Государственно-частное партнерство: меж­дународный опыт и российская практика / О. Богомолов // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 5.

2. Глазьев, С.Ю. Переход к инновационной экономике — ус­ловие будущего развития России / С.Ю. Глазьев // Иннова­ции. — 2000. — № 3—4.

3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 годы. — Минск, 2007.

4. Дорина, Е.Б. Институциональная теория и решение проб­лем глобального развития экономики и управления / Е.Б. До­рина // Белорус, экон. журн. — 2010. — № 3.

5. Дорина, Е.Б. Формирование институциональной струк­туры белорусской экономики в условиях трансформации: мо- ногр. / Е.Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2005.

6. Концепция социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь до 2015 года. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 1998.

7. Мясникович, М.В. Инновационная деятельность в Респуб­лике Беларусь: теория и практика / М.В. Мясникович. — Минск: Право и экономика, 2004.

8. Национальная программа привлечения инвестиций в эко­номику Республики Беларусь. — Минск, 2010.

9. Национальная стратегия устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на период до 2020 го­да. — Минск: Юнипак, 2004.

10. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2009.

11. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы: Указ Пре­зидента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Эталон — Бе­ларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

12. О развитии предпринимательской инициативы и стиму­лировании деловой активности в Республике Беларусь: Дирек­тива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Эта­лон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

13. Программа социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2006—2010 годы. — Минск: Беларусь, 2006.

14. Программа социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 годы. — Минск, 2011.

15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.

16. Структурная перестройка и конкурентоспособность эко­номики Республики Беларусь: проблемы и пути решения / под ред. Я.М. Александровича. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.

17. Яременко. Ю.В. Экономический рост. Структурная пере­стройка / Ю.В. Яременко // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 1.

Раздел

Наши рекомендации