Социально-потребительский комплекс

Социально-потребительский комплекс включает в себя торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание насе­ления и жилищно-коммунальное хозяйство. В его отраслях ра­ботает более 20 % общей численности занятых в экономике Беларуси, производится примерно 15,0 % ВВП. В условиях ры­ночной экономики комплекс выступает как важнейший струк­турный элемент и механизм практической реализации соци­ально-экономической политики государства. Его деятельность направлена на удовлетворение жизненно важных потребностей людей в пище, одежде, жилище, на продление жизненного цик­ла товара, увеличение его полезности, предложение потребите­лям высокого качества товаров и услуг. Сегодня в денежных расходах населения около 88 % занимают покупка товаров и оплата услуг. Несмотря на единство целей и задач каждая из отраслей комплекса имеет свои особенности функциони­рования.

Торговля

Торговля (от англ. trade) — это форма товарного обраще­ния, осуществляемого посредством денег. По месту купли-про- дажи различают внешнюю и внутреннюю торговлю. Внеш­няя — торговля товарами, продукцией, услугами между от­дельными странами (в форме импорта, экспорта, транзита). Посредством внутренней торговли товарная продукция реали­зуется на внутреннем рынке страны.

Следует различать такие понятия, как торговля и торговая деятельность. Первая по своему содержанию является предпри­нимательской деятельностью обособившихся в самостоятель­ную отрасль посредников; вторая — процесс продвижения това­ров от производителя к потребителю и их реализации за деньги.

Субъектами торговой деятельности могут быть торговые посредники (организации) любой ведомственной подчиненно­сти и производители, осуществляющие фирменную торговлю. В настоящее время торговой деятельностью занимаются пред­приятия многих министерств и ведомств. Общее руководство отраслью возложено на Министерство торговли РБ.

Выделяют следующие виды торговой деятельности: опто­вая (вид торговли, осуществляемый с целью последующего за­действования товаров в предпринимательской деятельности и в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием); торгово-посредническая (деятельность организации, выполняющей функции посредни­ка между производителями и конкретными продавцами); про изводственно-коммерческая (осуществляется фирменными ма­газинами и торговыми организациями, имеющими собственные производственные цехи); оптово розничная (осуществляется субъектами оптовой торговли, которые при наличии покупа­тельского спроса, потребности в наличных средствах и свобод­ных складских площадей могут производить и оптовую, и роз­ничную продажу товаров своей специализации); розничная (вид торговли товарами народного потребления, предназначен­ными для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятель­ностью).

Формы торговой деятельности разнообразны и развиваются под воздействием изменений условий хозяйствования, потреб­ностей человека и общества в целом, состояния потребитель­ского рынка. Основными из них являются:

• комиссионная торговля (продажа в комиссионных мага­зинах товаров, принадлежащих гражданам);

• торговля на конкурсах (продажа товаров, представлен­ных на конкурс, после его проведения);

• торговля на аукционах (продажа товаров с аукциона с по­вышением или понижением цены);

• торговля по образцам (осуществляется в виде заказов фи­зических и юридических лиц на поставку товаров после озна­комления с их образцами. При этом преследуются также цели эффективного использования торговых и складских площадей);

• фирменная торговля (розничная торговля товарами соб­ственного производства);

• торговля с использованием торговых автоматов (может осуществляться по товарам массового спроса, несложного ас­сортимента — кофе, чай, печенье, игрушки и др.). Развитие данной формы привело к возникновению нового вида бизнеса — вендинга (использование торговых автоматов, приспособлен­ных для работы с кредитными картами, SMS и обычными деньгами);

• почтовая торговля (вид розничной торговли с использо­ванием возможностей почтовой связи. Осуществляется путем продажи агентами, т.е. почтовыми работниками, заказанных с доставкой по почте товаров, предлагаемых промышленными, оптовыми, розничными организациями, потенциальным поку­пателям по каталогам, электронной почте, веб-сайтам);

• выездная торговля (выезд торговой организации с това­рами и оборудованием для осуществления продажи в местах проведения массовых праздничных мероприятий, на ярмарках и т.д.);

• внемагазинная торговля (продажа товаров и услуг за фи­зическими границами здания розничной организации);

• покупки через телевидение, киоски и CD ROM (электрон­ная розничная торговля, осуществляемая как дополнительная продажа, инициируемая розничным продавцом через интерак­тивное телевидение, электронные киоски, компакт-диски);

• электронная торговля через Интернет (интегрирован­ный подход к розничной торговле с использованием таргетиро- вания и интерактивного общения с каждым клиентом до мо­мента покупки товара);

• торговля на рынках (продажа товаров на вещевых и про­довольственных рынках);

• биржевая торговля (рынок, на котором совершаются сдел­ки по покупке и продаже ценных бумаг, валюты и массовых заменимых товаров, в основном сырьевых);

• иные формы торговли, не запрещенные законодатель­ством страны.

В отраслевой структуре внутренней торговли розничный сегмент занимает ведущее положение как по своему значению для национальной экономики, так и по числу субъектов, осу­ществляющих торговую деятельность, объемам продаж. Имен­но розничная торговля завершает процесс товарного обраще­ния, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителя. Развитие и со­стояние розничной торговли анализируются с использованием ряда показателей. Важнейшим из них является объем рознич­ного товарооборота, который в значительной степени отража­ет и уровень жизни населения. Основные параметры развития розничной торговли приведены в табл. 5.26.

Таблица 5.26. Основные показатели развития розничной торговли Республики Беларусь (в фактически действовавших ценах)74

Показатель Годы % к итогу
2000* 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Розничный товаро­оборот, млрд руб. 18,7 25 230 68 136 100,0 100,0 100,0 100,0

7J Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 465 467.


В том числе по ({юр- мам собственности:                
государственная торговля 12,3 65,8 24,9 15,8 12,4
частная торговля 6.4 20 654 56 306 34,2 74,3 81,9 82,6
из нее потре­бительская ко­операция 6,2 33,1 13,9 9,7 9,4
иностранная тор­говля     0,8 2.3 5,0
Число объектов розничной торго­вой сети (на конец года), тыс. 29,1 30.8 34,2 45.7        
Торговая площадь магазинов, тыс. м2      
Товарные запасы на конец года, в днях        
* Данные в стоимостном выражении приведены с учетом деноминации 2000 г. (уменьшение в 1000 раз).

В 2006—2010 гг. высокими темпами продолжали расти об­щий объем розничного товарооборота (2,2 раза), товарооборот в расчете на душу населения (2,3 раза). Произошли позитивные изменения в структуре общего товарооборота: доля продоволь­ственных товаров сократилась до 49,9 %, а непродовольствен­ных превысила 50 %-ный рубеж. Улучшилась и структура по­требления: население республики стало все больше покупать высококачественные продукты питания, возросли продажи сложно-технических товаров.

На рынке торговых услуг в этот период высокую эффектив­ность продемонстрировали новые торговые форматы (супер- и гипермаркеты, торговые центры — дискаунтеры, электронные магазины и др.), изменившие структуру торговой сети, техно­логию ведения торговой деятельности всеми объектами, пред­ставления потребителей о культуре торговли. Активное пре­образование торговой сети способствовало росту численности торговых работников, появлению в штатном расписании но­вых, заимствованных из зарубежной практики должностей, от­ражающих изменения в технологии торгового дела (трейдер — биржевой торговец; супервайзер — ответственный за произво­дительность труда и другие действия небольшой группы со­трудников; менеджер по продажам — специалист, профессио­нально занимающийся торговой деятельностью; торговый агент, брокер, бренд-менеджер — специалисты по продвижению на рынок какой-либо марки товара (услуги); мерчандайзер и др.).

Наиболее сильное влияние на состояние рынка розничных торговых услуг оказали торговые сети, использующие инно­вационные технологии ведения торгового бизнеса. К их кон­курентным преимуществам следует отнести: большие объемы продаж и высокую скорость оборота средств, широкий ассорти­мент товаров и новые технологии обслуживания, высокую по­купательскую емкость сети, более низкие торговые затраты, а следовательно, и цены, относительно высокий уровень ин­вестиций и др.

Наряду с позитивными тенденциями в развитии розничной торговли имеется и ряд нерешенных проблем, наличие которых свидетельствует о несбалансированности спроса и предложения по ассортименту, просчетах в нормативно-правовом обеспече­нии, управлении торговыми субъектами, установлении эффек­тивных связей с поставщиками товарных ресурсов. Торговые организации старого типа (универсамы, продмаги, универмаги и др.) медленно и трудно осваивают инновационные торговые технологии (мерчандайзинг, категорийный менеджмент, торго­вые цепи, современное торгово-технологическое оборудование, стимулирование покупателей к совершению покупки и т.д.), а также технологии ведения торгового бизнеса.

Торговля практически не принимает участия в коммерциа­лизации инноваций, научных идей и разработок. Маркетинго­вые исследования проводятся поверхностно, во многих органи­зациях подобные подразделения отсутствуют; и не случайно до­ля принципиально новых продуктов в общей сумме товарных ресурсов составляет лишь 3 %. В торговле сезонными товарами и товарами критического импорта допускаются перебои. Про­мышленность почти не планирует производство брендовой про­дукции мирового уровня, аналоги завозятся в страну по импор­ту. В республике недостаточно производится обуви для детей, модельной женской, сезонной обуви, бытовой техники и мно­гих других товаров. Имеются серьезные претензии к качеству продукции белорусских производителей.

По-прежнему не решены вопросы повышения рентабельнос­ти, платежеспособности торговых организаций. Если в 2006 г. рентабельность торговли составляла 3,1 % , то в 2010 г — 2,8 %. Это обусловливает недостаток финансовых ресурсов и инвести­ций, низкую заработную плату в отрасли, отсутствие собствен­ных оборотных средств. Из года в год увеличиваются товарные запасы (в 2000 г. обеспеченность ими составляла 36, в 2010 г. — 45 дней), замедляется товарооборачиваемость (особенно по одеж­де, верхнему трикотажу, чулочно-носочным изделиям, обуви, стройматериалам, парфюмерно-косметическим товарам, мясу, птице, колбасной и другой продукции), что приводит к замора­живанию средств, вложенных в товарные ресурсы. Растут рас­ходы по обслуживанию кредитов банков, кредиторская задол­женность, штрафные санкции поставщикам за несвоевремен­ные расчеты по поставкам.

Решению перечисленных и некоторых других проблем от­расли призвана служить реализация Концепции государствен­ной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011—2015 годы, в соответствии с которой со­вершенствование деятельности торговой отрасли будет осуще­ствляться по следующим направлениям:

1. В области формирования эффективного собственника к 2015 г. будут завершены работы по преобразованию государ­ственных предприятий в открытые акционерные общества, проведены необходимые действия по изысканию площадей для создания инновационных объектов торговли и обеспечению бесплатного доступа к информации о них широкого круга по­тенциальных инвесторов.

2. В области организации, учета и планирования произой­дут изменения, обусловленные переходом с 1 января 2011 г. от системы классификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к системе классификации видов экономической дея­тельности (ОКЭД), которая базируется на стандартной между­народной классификации видов деятельности. В новой класси­фикации общественное питание вошло в состав секции Н: гос­тиницы и рестораны. Согласно ОКЭД (секция G), торговля стра­ны включает в себя оптовую, розничную торговлю и услуги по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов лично­го пользования. Кроме того, Министерство торговли РБ будет регулировать деятельность субъектов, входящих в секцию О и оказывающих платные услуги населению.

Все это существенно меняет представление об объемах тор­говой деятельности, численности торговых объектов. Поэтому с 2011 г. раздельно планируются и учитываются показатели развития розничной торговли, общественного питания и бы­товых услуг. Меняется и подход к оценке результативности торговой отрасли. Главной ее задачей на текущее пятилетие становится выполнение Программы социально-экономического развития Беларуси, в которой предусмотрен переход от коли­чественных показателей оценки результатов к качественным. Товарооборот рассматривается уже не как основной прогноз­ный, а как показатель развития торговой деятельности и отно­сится к косвенным индикативным инструментам планирования.

Прогнозными показателями социально-экономического раз­вития по секции G (торговля, ремонт автомобилей, бытовых из­делий и предметов личного пользования) стали задания по раз­меру прямых иностранных инвестиций на «чистой» основе в долларах США, темп роста валовой добавленной стоимости, создание новых и модернизация действующих рабочих мест.

3. В области ценообразования предусмотрены сохранение государственного регулирования цен на ограниченный пере­чень товаров, продукцию организаций-монополистов, а также практики проведения еженедельного мониторинга цен на ос­новные виды товаров. По всем другим товарным позициям це­ны будут формироваться и изменяться собственниками товаров самостоятельно с учетом действия экономических законов и складывающихся рыночных условий.

4. В перспективе предполагается совершенствование вза­имоотношений с товаропроизводителями, поставщиками то­варов, оптовиками. Работа будет направлена на внедрение в практику оправдавших себя за рубежом более привлекатель­ных условий закупки и поставки товаров, рассрочки платежей, возмещения затрат на продвижение продукции, на проведение совместных уценок и других акций, обновление ассортимента, соблюдение стандартов качества, проведение ярмарок, сезон­ных распродаж и других мероприятий.

5. В области развития материально-технической базы тор говли предусмотрены меры по увеличению торговых площадей до 600 м2 в расчете на душу населения, применению разнообраз­ных торговых форматов, введению в строй крупных торговых объектов, созданию условий для развития национальных тор­говых сетей, торгово-промышленных холдингов и других объе­динений.

Реализация намеченных мероприятий позволит приблизить уровень развития розничной торговли Республики Беларусь к европейским стандартам качества торгового обслуживания.

Общественное питание

Общественное питание — отрасль экономики по производ­ству и реализации готовой пищевой продукции населению че­рез сеть специализированных предприятий (столовые, кафе, рестораны, бары, буфеты и др.). Кроме государственных и ко­оперативных, частных и иностранных предприятий она вклю­чает все формы общественно организованного питания, в том числе в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха, санаториях, на турбазах. Общественное питание явля­ется важным резервом экономии общественного труда. Совре­менный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготов­ление кулинарной продукции по сравнению с затратами в до­машних условиях.

Развитие рыночных отношений в нашей стране сопровожда­ется изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением финансовой самостоя­тельности этих предприятий, совершенствованием методов хо­зяйствования, появлением стимулов к повышению конкурен­тоспособности. В мировом сообществе общественное питание под воздействием совокупности современных факторов стало принимать черты ресторанного бизнеса. Данная тенденция ока­зывает серьезное влияние и на организацию общественного пи­тания в Беларуси.

Ресторанный бизнес — это сфера предпринимательской дея­тельности, связанная с организацией и управлением рестора­ном или иным предприятием общественного питания, направ­ленная на удовлетворение имеющихся потребностей человека во вкусной, разнообразной и здоровой пище, а также получение прибыли. Данный вид бизнеса не является высокорентабель­ным, он нестабилен и подвержен множеству рисков. Средняя продолжительность жизненного цикла традиционного рестора­на — 7 лет, кафе — 5 лет, несетевых фаст-фудов — 4 года. Но при этом ресторанный бизнес является частью национальной культуры и традиций, а следовательно, играет и будет играть значительную роль на потребительском рынке, в экономике страны и в жизни людей. Его дальнейшее развитие связано с расширением предоставляемых гостям услуг и освоением но­вых функций по организации развлечений и досуга. Поэтому в перспективе он будет развиваться как рынок ресторанно-раз- влекательного бизнеса. Эта тенденция уже ярко проявилась за рубежом и в России.

Ресторанно развлекательный бизнес в Беларуси де-факто представлен следующими типами и видами объектов:

• мобильные (различные передвижные и полустационарные точки, обеспечивающие питание людей на улице, т.е. «на ходу»);

• предприятия быстрого обслуживания (рестораны типа «Макдональдс»);

• рестораны и кафе столового типа (предприятия, имеющие линию раздачи для самообслуживания или зону самостоятель­ного набора пищи, а также расчетную зону);

• демократичные предприятия (рестораны, кафе, пицце­рии, пивные рестораны);

• элитные рестораны класса «премиум», предприятия клуб­ного типа;

• кейтеринговые предприятия (оказывающие выездные ус­луги гостеприимства и развлечений);

• комплексные развлекательные центры (питание, развле­чения и торговое обслуживание);

• специализированные и диверсифицированные сети пред­приятий, холдинги.

Общественное питание в нашей стране имеет позитивную динамику (табл. 5.27). Так, доля товарооборота отрасли в об­щем объеме розничного товарооборота в 2010 г. составила 4,8 %. Темп его роста в 2006—2010 гг. сложился на уровне 255 %. При этом численность работников увеличилась на 10,5 %, а нагрузка на одного работника — на 38,8 %. Наиболь­ший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают организации с частной формой собственности (63,1 %). Более высокими темпами прирастает товарооборот в объектах со сме­шанной формой собственности без иностранного капитала и в чисто иностранных субъектах хозяйствования.

Таблица 5.27. Основные параметры развития общественного питания в Республике Беларусь75

Показатель Годы 2010 г. к 2005 г.. %
Розничный товарооборот организадий общественно­го питания (в фактически действовавших ценах), млрд руб. 1.5 260,5 1279,0 3270,7 2,55 раза

75 Составлено но: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 469, 478, 479; Розничная торговля Республики Беларусь / Минстат РБ. Минск, 2005. С. 111.


Структура товарооборота общественного питання по формам собственнос­ти — всего, % 100,0 100,0 100,0 100.0  
В том числе:          
государственная 66,7 33,8 10,4 36,0 --
частная 33,3 65,9 59,1 63.1 _
иностранная _ 0,3 0,5 0,9 _
Количество объектов об­щественного питания — всего, тыс. 13,8 8,7 10,5 12.0 114,3
Число мест — всего, тыс. 932,1 631,2 687,7 741,0 107,7
Среднее число мест на одно предприятие 67,5 72,9 65,5 61,8 94,4

Сохранилась положительная динамика и в развитии сети объектов общественного питания, чему способствовали как от­крытие новых ресторанов быстрого обслуживания, так и ре­конструкция действующих, объединение их в сеть. Следует от­метить тот факт, что на белорусском рынке представлены и международные («Макдональдс»), и русско-белорусские (ИООО «БелРосинтер») сети. В целях совершенствования торгового об­служивания участников дорожного движения в республике за последнее пятилетие создано 240 объектов общественного пита­ния придорожного сервиса.

Показатель обеспеченности местами в общедоступных объ­ектах общественного питания составил 27,7 мест на 1000 жите­лей при нормативе социального стандарта 22 места и увеличил­ся по сравнению с 2005 г. на 8,5 места.

В течение 2009—2010 гг. принят ряд нормативных право­вых актов, позволяющих существенно упростить хозяйствен­ную деятельность торговых объектов общественного питания. Им предоставлено право свободного формирования цен, парал­лельного проектирования и строительства новых точек; сняты ограничения по закупке товаров за наличный расчет на рын­ках; расширены критерии применения упрощенной системы налогообложения; упрощены санитарно-гигиенические требо­вания и порядок заключения договоров аренды; отменено при­своение наценочных категорий и т.д.

Вместе с тем данная сфера деятельности остается высоко­рискованным бизнесом — ежегодно закрывается четверть объектов общественного питания из-за множества нерешенных проблем, снижающих конкурентоспособность отрасли. Важ­нейшие из них:

1. Не создана конкурентная среда, предоставляющая всем категориям населения в соответствии с их возможностями и потребностями варианты выбора объекта питания.

2. Количество общедоступных объектов общественного пи­тания и мест в них значительно отстает от аналогичных пара­метров в развитых странах мира.

3. Наблюдается неравномерность размещения объектов от­расли по территории страны, так как большая их часть сосредо­точена в столице и в областных центрах.

4. Недостаточно объектов общественного питания с белорус­ской кухней, узкоспециализированных, а также объектов быст­рого обслуживания.

5. Серьезной проблемой остается культура обслуживания — достаточно распространенной является тенденция ухудшения качества обслуживания и блюд через определенный период вре­мени после открытия объекта.

6. Отрасль испытывает постоянный недостаток в финансо­вых ресурсах — более половины ее организаций не имеют соб­ственных оборотных средств; обновление основных средств происходит низкими темпами; недостаточная мотивация труда при возрастающих требованиях к персоналу приводит к теку­чести кадров.

Для решения данных проблем в ближайшей перспективе п редусмат риваются:

• дальнейшая либерализация условий ведения ресторанно­го бизнеса;

• развитие сети объектов общественного питания за счет ак­тивного использования возможностей первых этажей зданий, пустующих помещений, особенно в «спальных» районах, для открытия специализированных объектов (блинных, кофеен, детских кафе, сети пивных ресторанов, ресторанов быстрого об­служивания, ресторанов-пиццерий); объектов в торговых и раз­влекательных центрах, зонах основных транспортных магист­ралей, в местах массового пребывания людей; объектов ресто­ранного бизнеса с авторской кухней; кафе и ресторанов типа «фри-фло», в которых приготовление блюд осуществляется на глазах у потребителей. Благодаря этому норматив обеспе­ченности населения местами в общедоступных объектах обще­ственного питания достигнет к 2015 г. по республике 40 мест, в Минске — не менее 45 мест на 1 тыс. человек;

• внедрение современных технологий приготовления пищи на базе высокотехнологического и энергосберегающего обору­дования, а также применения технологии шокового охлажде­ния кулинарной продукции;

• совершенствование организации питания учащейся моло­дежи, рабочих и служащих, направленное на качественное улучшение рационов питания и обеспечение его безопасности за счет использования продукции и сырья, не содержащих ге­нетически модифицированных компонентов;

• развитие инфраструктуры торговых объектов придорож­ного сервиса, в том числе путем создания сетевых объектов, имеющих свой бренд, ориентированных на средний ценовой диапазон и предоставляющих комплекс услуг участникам до­рожного движения;

• проведение аттестаций технологических пищевых лабора­торий, обеспечение постоянного производственного, технологи­ческого контроля в объектах общественного питания и др.

К 2015 г. планируется рост розничного товарооборота обще­ственного питания, в том числе на одного жителя республики, в 1,6 раза. Он будет обеспечиваться за счет наращивания сети и увеличения производительности труда работников. Предпола­гается создание более 2,3 тыс. новых рабочих мест.

Успешное и длительное функционирование объектов ресто­ранного бизнеса при ужесточении конкуренции невозможно без изучения и внедрения передовых зарубежных и отечествен­ных технологий, оборудования, современных форм организации торгово-производственных процессов и обслуживания потреби­телей, работы с поставщиками, персоналом, выбора формата и концепции приготовления блюд, основанных на достижениях химии, физики, биологии. Поэтому важнейшим условием реа­лизации поставленных задач должно стать, как свидетельству­ет опыт сетевого бизнеса, широкое внедрение инноваций во все сферы торгово-производственной деятельности.

Бытовое обслуживание

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населе­ния на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и ока­зывающие другие бытовые услуги. Материально-техническую базу отрасли составляют специализированные организации и предприятия, районные и городские комбинаты бытового об­служивания, в состав которых входят дома быта и сельские комплексные приемные пункты, рабочие места индивидуаль­ных предпринимателей. Их деятельность во многом определяет повседневную жизнь граждан, позволяет им рационально рас­пределять свое время, удлиняет жизненный цикл товара, при­обретенного в торговле. Развитие отрасли способствует эффек­тивному использованию материальных и трудовых ресурсов общества.

Для реализации государственной политики в сфере бытово­го обслуживания населения в 2000 г. Советом Министров Рес­публики Беларусь на базе Белорусского республиканского сою­за предприятий бытового обслуживания населения, являвше­гося добровольным объединением предприятий, организаций, ассоциаций, кооперативов, было создано Белорусское государ­ственное объединение организаций бытового обслуживания населения (ГО «Белбыт»). В 2001 г. функции органа государ­ственного управления отраслью переданы Министерству тор­говли РБ.

Основные мероприятия по развитию бытового обслужива­ния, предусмотренные отраслевой программой, а также государ­ственной программой возрождения и развития села на 2005— 2010 гг., выполнены. На долю отрасли приходится 14,0 % об­щего объема предоставляемых платных услуг (табл. 5.28); по сравнению с 2005 г. этот показатель вырос в 2,6 раза, в то время как объем платных услуг в целом по экономике за этот период увеличился в 2,3 раза.

Таблица 5.28. Структура объема бытовых услуг населению (по видам) в Республике Беларусь. % к итогу76

Показатель Годы 2010 г. к 2005 г., %
Общий объем платных услуг населению в фактически дей­ствовавших ценах, млрд руб. 633* 15 691
В том числе бытовых 108*

Составлено но: Республика Беларусь в цифрах: крат. стат. сб. / Минстат РБ. Минск, 2005. С. 295 296; Статистический ежегодник Республики Бела­русь. 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 483. 485.


Доля бытовых услуг в общем объеме платных услуг населе­нию, % 17,3 17,1 12,4 14,0
Объем бытовых услуг — всего 100,0 100,0 100.0 100,0  
В том числе: ремонт и пошив обуви 6.5 5,3 4,1 2,4  
ремонт и пошив одежды 9,3 7,6 5,1 3,4 _
ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 6.3 2,3 0,3 0,2
ремонт и техническое об­служивание бытовой радио­электронной аппаратуры, бытовых машин и прибо­ров, ремонт и изготовление металлоизделий 6.8 6,1 4,7 4,0  
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудо­вания 11,5 17,4 22,1 21,4  
изготовление и ремонт ме­бели 1,5 2,6 5,1 3,7
химическая чистка и кра­шение 0,8 1.5 1.2 0,9
услуги прачечных 12,3 7,0 4,2 0,2 _
ремонт и строительство жилья и других построек 12,2 14,7 17,2 32,2
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий 2,9 5,5 3,4 1,5
услуги бань и душевых 1,8 1,8 1,9 1,7 _
услуги парикмахерских 10,2 12,5 11,7 _
услуги организаций по про­кату 3,3 1,9 1,7 0,8
ритуальные и обрядные ус­луги 6,3 7,3 8,6 8,6
прочие виды услуг 11,4 8,8 7,9 7,3 _
* С учетом деноминации 2000 г. (уменьшенне в 1000 раз).

Из анализа данных таблицы очевидно, что в структуре бы­товых услуг населению за рассматриваемый период произо­шли достаточно серьезные изменения. Существенно выросла доля технического обслуживания и ремонта транспортных средств, ремонта и строительства жилья, услуг парикмахер­ских, что однозначно свидетельствует о росте благосостояния населения.

Услуги в отрасли оказывают юридические лица и индивиду­альные предприниматели. Доля первых в общем объеме оказы­ваемых услуг в 2010 г. составила 66 %. Вместе с тем из года в год сохраняется тенденция роста участия индивидуальных предпринимателей, особенно бурно она проявляется в Витеб­ской (44 %), Могилевской (43) и Брестской (40 %) областях.

Сфера бытового обслуживания объединяет технологически разнородные производственные отраслевые группы. Националь­ный статистический комитет РБ вплоть до 2011 г. в составе бы­товых услуг выделял 15 направлений, с вводом ОКЭД их остает­ся 12.

В последние годы получили развитие как традиционные, так и новые (уборка квартир, мытье окон, обработка приуса­дебных участков, переработка сельскохозяйственного сырья, ремонт домов, дач, жилья, мебели) виды бытовых услуг. Рас­ширено оказание дополнительных услуг в сельской местности с учетом их рентабельности, а также местных условий и уровня развития регионов. В результате выполнены нормативы госу­дарственных социальных стандартов в области бытового обслу­живания населения как в целом по стране, так и в разрезе об­ластей и административных районов.

Достижению положительных результатов в сфере бытового обслуживания населения способствовала государственная фи­нансовая поддержка отрасли, осуществлявшаяся в виде субси­дий из местных бюджетов; возмещения убытков от оказания услуг комплексными приемными пунктами бытового обслужи­вания населению в сельской местности; предоставления льгот по уплате налога на добавленную стоимость и налога па при­быль; приобретения за счет средств государства автотранспорта и технологического оборудования для организаций, оказыва­ющих бытовые услуги населению; оказания помощи при ре­монте сельских комплексных приемных пунктов.

Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции в раз­витии системы бытового обслуживания населения, существует ряд проблем, препятствующих повышению качества и увели­чению объема предоставляемых услуг. К таковым относятся:

• недостаточный уровень развития стационарной сети быто­вого обслуживания населения в районах массовых застроек, а также в сельской местности;

• слабость системы межтерриториальных связей организа­ций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бы­товые услуги населению, что приводит к сложности реализа­ции совместных проектов;

• недостаток квалифицированных кадров;

• низкая экономическая привлекательность занятия бизне­сом в сфере бытовых услуг населению в сельской местности.

В целях решения перечисленных и иных проблем, а также для учета общемировых тенденций развития отрасли Концеп­цией реализации государственной политики в сфере бытового обслуживания населения на 2011—2015 годы предусмотрен комплекс мер, включающий:

• наращивание объемов реализации бытовых услуг, рас­ширение их спектра, обеспечение их территориальной и цено­вой доступности всем слоям населения, что обеспечит их рост в 1,9 раза;

• совершенствование инфраструктуры бытовых услуг, в том числе в сельской местности (предусмотрено открыть 2000 но­вых объектов, содействовать приспособлению для этих целей нежилых помещений в районах массовой жилой застройки; развивать сеть нестационарных объектов по оказанию отдель­ных видов бытовых услуг с учетом потребностей населения; от­ремонтировать 727 сельских комплексных приемных пунктов; открыть в торговых центрах, на рынках и других местах интен­сивного потока потенциальных потребителей объектов типа «мультисервис»; улучшить взаимодействие с контрагентами и субъектами рынка бытовых услуг);

• повышение технического уровня предоставления бытовых услуг, внедрение и развитие их высокотехнологичных видов путем обновления прокатного фонда, приобретения и ремонта технологического оборудования, автомобилей для организации выездного обслуживания;

• развитие сервисных центров по обслуживанию рад

Наши рекомендации