Направления совершенствования структуры АПК и развития социальной инфраструктуры

В Республике Беларусь принята и осуществляется Государ­ственная программа устойчивого развития села на 2011—2015 го­ды, в которой определены основные цели, задачи и направле­ния развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу, изложены механизмы совершенствования государственного ре­гулирования развития АПК, эффективного хозяйствования на земле. Приняты также программы развития агропромышлен­ного комплекса, социальной и инженерно-транспортной инфра­структур, призванные обеспечивать выполнение показателей данного основополагающего документа.

Приоритетными направлениями развития сельского хо­зяйства являются повышение экономической эффективности АПК, наращивание экспортного потенциала, повышение дохо­дов сельского населения, укрепление престижности прожива­ния в сельской местности и обеспечение на этой основе устойчи­вости социально-экономического развития села.

Совершенствование структуры АПК и развитие социальной инфраструктуры будет осуществляться путем:

1. Формирования рыночного экономического механизма хо­зяйствования, обеспечивающего повышение эффективности аг­ропромышленного производства, развитие предприниматель- скор"! инициативы, привлечение и рациональное использование инвестиций в сельской местности.

2. Создания возможностей для повышения доходов сель­ских жителей, сближения уровней выполнения социальных стандартов в городах и на селе, стимулирования закрепления населения в сельской местности.

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, прирост производительности труда к 2015 г. со­ставит 67 %, уровень рентабельности продаж — 10—11 %. Экс­портные поставки сельскохозяйственной продукции и продо­вольствия достигнут 7,2, положительное сальдо — 4 млрд дол. США.

В целях формирования необходимых условий для жизне­обеспечения сельских жителей, придания престижности сель­скому образу жизни и труду намечено продолжить работу на ба­зе уже созданных агрогородков, а также других сельских насе­ленных пунктов по преобразованию их в центры высокоэффек­тивного труда сельчан, достижению установленных социальных стандартов по обслуживанию всего сельского населения.

Структуру АПК планируется преобразовать на принципах кооперации и интеграции, что позволит обеспечить согласован­ную маркетинговую стратегию разрозненных и во многом кон­курирующих между собой в настоящее время организаций. Реализация данной стратегии будет способствовать расшире­нию географии и увеличению объемов экспорта сельскохозяй­ственной продукции, проведению консолидированной техноло­гической, инвестиционной и кадровой политики, оптимизации импортных закупок и государственной поддержки.

В экспортоориентированных отраслях (молочная, льняная, сахарная и др.) предусмотрено создание крупных продукто­вых компаний в составе производителей сельскохозяйствен­ного сырья, организаций, осуществляющих его переработку и сбыт продукции, маркетинговых, финансовых, научно-исследо- вательских структур. Организационно-правовая форма компа­нии будет определяться плотностью технологической взаимо­зависимости, степенью концентрации собственности, наличием товаропроводящей сети и другими факторами.

Одной из главных задач является создание условий для дея­тельности малых форм хозяйствования на земле — личных подсобных хозяйств граждан как формы хозяйственно-трудо- вой непредпринимательской деятельности сельского населения по производству сельскохозяйственной продукции, направлен­ной на удовлетворение потребностей семьи, а также крестьян­ских (фермерских) хозяйств — коммерческих организаций, созданных одним гражданином либо членами одной семьи для осуществления предпринимательской деятельности по произ­водству, переработке, хранению, транспортировке и реализа­ции сельскохозяйственной продукции. Основой деятельности должны стать личное трудовое участие и использование предо­ставленного для этих целей земельного участка.

Строительный комплекс

Строительный комплекс традиционно является важнейшим компонентом реального сектора экономики, выполняющим функцию расширенного воспроизводства посредством создания и обновления основного капитала. Комплекс представляет со­бой межотраслевую систему, включающую совокупность пред­приятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, ремонт и реконструкцию объектов производственного и непроизводственного назначения. И в сис­теме ОКОНХ, и в системе ОКЭД он представлен двумя взаимо­связанными совокупностями видов деятельности — собственно строительство и промышленность строительных материалов и

О г,4

конструкции .

Строительный комплекс объединяет подрядные и специа­лизированные строительные организации, предприятия про­мышленности строительных материалов и строительной инду­стрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формиро­вания, специализирующиеся в области строительства (незави­симо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также учреждения по подготовке кадров и отраслевые органы управления. Все подразделения комплекса объединяют эконо­мические, технологические и производственные связи; на него работает строительное и дорожное машиностроение. Продукци­ей строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию здания и сооруже­ния, производственные мощности, объекты социальной инфра­структуры, т.е. все объекты, образующие основные средства.

Строительный комплекс Беларуси включает 6853 органи­зации (на конец 2010 г.), в том числе 6344 (92,6 %) частных, входящих в состав или находящихся в подчинении более чем 20 органов государственного управления, концернов и объеди­нений. К самым крупным из них относятся 109 строительных трестов и объединений, 200 предприятий промышленности

м В ОКЭД строительство приведено в разделе 45 секции F; промышленность строительных материалов и конструкций представлена в подсекциях: СВ «Добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических)», DD «Обработка древесины и производство изделий из дерева», DE «Целлюлозно-бумажное производство. Изда­тельская деятельность», DH «Производство резиновых и пластмассовых изделий», DI «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов», DJ «Металлур­гическое производство и производство готовых металлических изделий», DN «Про­чие отрасли промышленности».

строительных материалов и стройиндустрии, свыше 40 про­ектных институтов, около 20 научно-исследовательских и кон- структорско-технологических организаций. Наиболее значи­мыми субъектами строительной деятельности республики яв­ляются Министерство архитектуры и строительства, Мини­стерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство энер­гетики.

Координацию и методологическое руководство деятельно­стью всех организаций строительного комплекса, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, осу­ществляет Министерство архитектуры и строительства РБ, ос­новными видами деятельности которого являются: проведе­ние единой государственной технической политики в области строительства, градостроительства, проектирования, производ­ства строительных материалов и конструкций, инженерного оборудования, машин и механизмов; координация научных ис­следований; разработка государственных программ; эксперти­за проектно-сметной документации и надзор за ведением работ в строительстве; экспорт строительных услуг и промышленной продукции.

Правовой основой функционирования отрасли являются Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс, Жилищный кодекс, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строи­тельной деятельности в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановле­ния Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства РБ, устанавливающие основные принципы, правила, стандарты и нормы строительной дея­тельности.

Строительный комплекс составляет основу инвестиционно­го потенциала страны. Его функционирование и развитие обу­словлено проводимой инвестиционной политикой, представля­ющей собой одно из звеньев экономической политики, систему мероприятий, определяющих объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных средств и их восстанов­ление. Через инвестиционную политику обеспечивается реали­зация приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси, осуществляются концентрация капиталь­ных вложений и повышение их эффективности.

Падение инвестиционной активности в 1991 —1995 гг. при­вело к серьезному снижению объемов строительного производ­ства, которые однако стабилизировались в 1996 г., а с 1997 г. наметилась тенденция их устойчивого роста, определяемая ди­намикой инвестиций в основной капитал (табл. 5.19).

Таблица 5.19. Основные показатели деятельности строительных организаций Республики Беларусь65

Показатель Го ды 2010 г в % к
           
  2000 г. 2005 г.
Количество строитель­ 172.7 151.6
ных организаций —            
всего, ед.            
В том числе негосу­   231,7 190,3
дарственных            
Объем подрядных ра­ 6,0 1090,0 7961,2 28 091,1 В 25,8 352,9
бот — всего, млрд руб.         раза  
В том числе выпол­            
ненных негосударст­            
венными организа­            
циями:            
млрд руб. 1,97 742,4 5541,2 21 123,2 В 28,5 381,2
          раза  
% к общему объе­ 32,8 68,1 69,6 75,2  
му подрядных ра­            
бот            
Удельный вес объема 64,5 60,3 52,7 50,7    
подрядных работ строи­            
тельных организаций            
всех форм собственно­            
сти в инвестициях в            
основной капитал, %            

Строительство (в системе ОКОНХ — капитальное строи­тельство) рассматривается как вид экономической деятельно­сти по созданию новых, реконструкции и техническому перево­оружению уже действующих основных средств. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сель­скохозяйственное и др.

Строительство существенно отличается от других видов эко­номической деятельности особым характером продукции, усло­виями вложения денежных средств, их освоения и возврата.

ГЛ Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск. 2011. С. 401, 426, 428.

Строительная продукция, в стоимостной форме измеряемая объемом подрядных или строительно-монтажных работ, созда­ется на определенном земельном участке и в течение всего пе­риода создания и эксплуатации остается нетранспортабельной. Продолжительность возведения любого объекта исчисляется не только месяцами, но и годами, что вызывает отвлечение капи­тала из оборота и практическое его замораживание на продол­жительное время. Длительность технологического цикла обу­словила особую форму расчетов за строительную продукцию. Они ведутся за условно готовую продукцию — за этапы работ, выполнение конструктивных частей зданий или видов работ. Это предопределяет необходимость установления цены не толь­ко за объект в целом, но и за отдельные виды и этапы работ.

Одним из главных направлений рыночных преобразований в отрасли стал отказ от закрепления заказчиков за подрядчика­ми и переход к рынку подрядных работ. Постепенно сформиро­валась негосударственная форма собственности, образовалось значительное число кооперативных, арендных, малых пред­приятий и организаций, что позволяет размещать заказы на проектирование и строительство объектов на конкурсной осно­ве в форме подрядных торгов.

Сегодня строительство в национальной экономике произво­дит 11,0 % ВВП, приносит 7,8 % прибыли, оказывает 32,2 % бытовых услуг населению; в нем работает 9,5 % от общей чис­ленности занятых, используется 3,2 % основных средств, на долю отрасли приходится 3,9 % инвестиций в основной капи­тал. Строительство обладает третьей по величине (после отрас­лей связи и промышленности) долей активной части основного капитала (40,0 %), обеспечивает самую высокую среди произ­водящих товары отраслей долю добавленной стоимости (46,0 %) в валовом выпуске продукции и благодаря этому — самую вы­сокую среди производителей товаров динамику удельного веса в ВВП страны.

Строительные организации осваивают примерно полови­ну объема инвестиций в основной капитал (промышленность строительных материалов и конструкций — 25,5 %, жилищное строительство — 21,6 %), что подтверждает ведущую роль строительства в формировании и реализации инвестиционного потенциала страны.

Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально-экономи­ческого развития. Принят ряд нормативных и правовых доку­ментов, предусматривающих меры по увеличению объемов жи­лищных инвестиций, а также снижению стоимости жилья.

Динамика жилищного строительства в конце периода 1996—2010 гг. характеризуется ростом ввода в действие жи­лых домов как в городах, так и в сельской местности при неко­тором замедлении темпов в 1996—2005 гг. Так, если в 1991 — 1995 гг. было введено 19,0 млн м2 общей площади, в 1996— 2000 и в 2001—2005 гг. — по 16,1 млн м2, то в 2006—2010 гг. ввод жилья достиг 26,2 млн м2 (в 1986—1990 гг. данный пока­затель составил менее 26 млн м2).

Вместе с тем сложной проблемой остается незавершенное строительство, которое включает строящиеся объекты в преде­лах нормативных сроков и с их превышением, а также времен­но остановленное, законсервированное и окончательно приоста­новленное строительство. По состоянию на 1 января 2011 г., в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных за­стройщиков) находилось 13 262 объекта (на 1 января 2006 г. — 15 019), из них 38,1 % составляют производственные объекты. Временно приостановлено и законсервировано строительство 2059 объектов (на 1 января 2006 г. — 4227).

Промышленность строительных материалов и конструк­ций является важнейшей структурной составляющей строи­тельного комплекса. Ее ядро образуют 525 предприятий по про­изводству строительных материалов, а также стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции. Они представляют около 25 на­правлений деятельности по изготовлению свыше 150 видов строительных материалов и изделий.

На долю отрасли приходится 5,4 % общего объема продук­ции и стоимости основных средств, 5,1 % численности занятых в промышленности Беларуси. Отрасль формировалась в тече­ние десятилетий и была запрограммирована на поступательный рост крупномасштабного строительства в составе единого на­роднохозяйственного комплекса СССР. К моменту обретения независимости объемы производства значительно превышали потребности страны, вследствие чего в 1990-х гг. произошло сокращение производства многих видов продукции (табл. 5.20).

Однако, начиная с 2001 г., динамичный рост объемов строи- тельно-монтажных работ в стране, а также развитие экспорта цемента, стеновых, кровельных, облицовочных, нерудных строи­тельных материалов обусловили устойчивое увеличение объе­мов производства строительных материалов и конструкций.

Основными отраслями промышленности строительных ма­териалов являются: цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышлен­ность стеновых материалов, производство облицовочных ма-

Таблица 5.20. Производство основных видов строительных материалов и конструкций в Республике Беларусь66

Показатель Годы 2010 г. в % к
2000 г. 2005 г.
Число предприятий*, ед. 202,7 204,3
Среднегодовые индексы промышленного произ­водства (в сопоставимых ценах за предшеству­ющее пятилетие), % 101,5 88.0 104,4 108,4    
Среднесписочная чис­ленность работников, тыс. чел. 103,4 111,1
Производство основных видов продукции в нату­ральном выражении: цемент, тыс. т 245,3 144,7
сборные железобетон­ные конструкции и из­делия, тыс. ма 277,5 209,7
строительный кирпич, млн шт. усл. кирпича 121,2 119,6
стеновые крупные бе­тонные и силикатные блоки, млн шт. усл. кирпича 149,6 184,1
известь, тыс. т 137,4 102,5
нерудные строительные материалы, млн м3 75,3 17,6 23,2 40,8 231,8 175,9
керамические глазу­рованные плитки для внутренней облицовки стен, тыс. м2 161,1 125,1
мягкие кровельные материалы, млн м2 49,4 211,1
асбестоцементные лис­ты (шифер), млн усл. плиток 132,4 128,8

Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 360, 361.


фарфоро-фаянсовая посуда, млн шт. 79,3 115,0
санитарные керамиче­ские изделия, тыс. шт. 175,3 136,4
известняковая и доло­митовая мука, млн т 5,6 1,5 2,5 1,9 126,7 76,0
* С 2000 г. включены юридические лица, являющиеся субъектами ма­лого предпринимательства.

териалов, производство мягких кровельных материалов, про­изводство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, стекольная и фарфоро-фа- янсовая промышленность, производство оборудования и осна­стки для выпуска стройматериалов.

Благодаря реализации в 2006—2010 гг. на предприятиях отрасли свыше 100 инвестиционных проектов в 1,5—3,0 раза увеличены объемы выпуска основных строительных материа­лов. Проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государствен­ных стандартов Республики Беларусь.

Перспективы развития строительного комплекса. Разви­тие строительной деятельности и промышленности строитель­ных материалов и конструкций осуществляется в соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2010 г. № 1589 (далее — Концепция—2020), а также в соответствии с НСУР— 2020 и Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011—2015 годы.

Основной целью дальнейшего развития строительного комп­лекса является создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и со­оружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внеш­них рынках строительных материалов, не уступающих по свое­му качеству европейским. Опережающее развитие получит про­изводство строительных материалов и конструкций на основе использования местных сырьевых ресурсов для строительства жилых домов с невысокой стоимостью, отвечающих требовани­ям стандартов и эксплуатируемых на базе возобновляемых ис­точников энергии. К 2015 г. намечено довести объемы строи­тельства энергоэффективного жилья до 6 млн м2, что составит около 60 % общей площади вводимых домов.

Выпуск цемента к 2013 г. планируется увеличить на 5,4 млн т, производственные мощности по выпуску гранитного щебня — на 3 млн т в год; мощности по производству гнутого автомо­бильного и архитектурного стекла — до 1,8,зеркального стек­ла — 3, ламинированного — 3, энергосберегающего — 4 млн м2 в год. Мощности по производству теплоизоляционных изделий из стекловаты (рулоны, маты и иная продукция) в 2012 г. соста­вят 15 тыс. т в год, что должно полностью обеспечить потреб­ность внутреннего рынка в указанных видах продукции и поз­волит нарастить экспортный потенциал.

В сфере международного сотрудничества предполагается осуществить: гармонизацию нормативной и сертификационной баз с законодательством государств — участников СНГ и стран Европейского Союза; заимствование европейского опыта орга­низации строительства и освоение новых перспективных техно­логий; привлечение иностранных инвестиций для создания ин­новационных технологических мощностей.

Прогнозируется поэтапное с учетом выхода на рынки Сред­ней Азии, России и Южной Америки увеличение экспорта строи­тельных услуг с последующим достижением положительного сальдо внешней торговли.

Реализация Концепции—2020 должна обеспечить достиже­ние следующих показателей устойчивого развития строитель­ного комплекса: рост производительности труда в 1,7—1,9 ра­за, снижение материалоемкости на 5 %, ввод в эксплуатацию 1 м2 общей площади жилых домов на одного жителя республики в год, достижение рентабельности реализованной продукции 14—15 %, увеличение экспорта работ (услуг) в 1,8—2,0 раза.

Транспорт и связь

Транспорт и связь обеспечивают перевозки грузов и пасса­жиров, передачу и распространение информационных потоков в целях удовлетворения потребностей населения, нормального функционирования производственных процессов всех субъек­тов хозяйствования и управления государством. Основная эко­номическая функция транспорта и связи как отраслей произ­водственной инфраструктуры заключается в том, что они про­должают процесс производства в сфере обращения, ускоряют оборот капитала, в значительной степени влияют на структуру и темпы роста основного производства, экономию всех без ис­ключения ресурсов и в конечном счете — на результаты функ­ционирования национальной экономики в целом"7.

Транспортный комплекс — совокупность различных видов транспорта, развивающихся во взаимодействии и взаимозави­симости, дополняющих друг друга, обеспечивая тем самым эф­фективное использование каждого вида.

Транспорт общего пользования осуществляет перевозки для всех субъектов рынка независимо от их организационно-право­вого статуса. Транспорт внутреннего (необщего) пользования принадлежит отдельным субъектам рынка и удовлетворяет их потребности в транспортных услугах. Данные виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естествен­ных или искусственных путей сообщения. Транспортом общего пользования является магистральный железнодорожный, ав­томобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный; необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт отдельных организаций, а также индивидуальный. По харак­теру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспортный комплекс Беларуси — одно из крупнейших звеньев ее экономики. Он производит 7,3 % ВВП, 10,6 % при­были, 13,3 % платных услуг населению; в нем работает 6,2 % от общей численности занятых, используется 15,7 % основных средств; на его долю приходится 6,3 % инвестиций в основной капитал. В общем объеме экспорта услуг 63,5 % составляют транспортные. Транспортная сеть общего пользования включа­ет 5,5 тыс. км железных дорог, в том числе 1,6 тыс. км двухпут­ных магистралей; 74,7 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием; 11,3 тыс. км магистральных трубопроводов.

Транспортная деятельность регулируется Гражданским ко­дексом РБ, Законом Республики Беларусь «Об основах транс­портной деятельности», транспортными уставами, кодексами и иными актами законодательства, которые определяют право­вые, экономические и организационные основы, а также прин­ципы ее осуществления, создают условия для интеграции оте­чественных субъектов транспортной деятельности в междуна­родный рынок транспортных работ и услуг.

Государственное регулирование и управление в области ав­томобильного, морского, внутреннего водного, железнодорож-

"7 В ОКЭД функционирование транспорта и связи приведено в разделах 60 64 секции I.

ного, городского электрического транспорта и метрополитена, гражданской авиации, дорожной деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций РБ.

Экономические показатели работы транспорта. Для оценки работы транспорта используются следующие основные параметры: объем перевозок (отправлений) грузов, объем пере­возок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот. Эффективность использования того или иного вида транспорта характеризуют скорость, пропускная способность, маневрен­ность, надежность, регулярность, безопасность движения, себе­стоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

В транспортной системе Беларуси значение отдельных ви­дов транспорта различно (табл. 5.21, 5.22).

Таблица 5.21. Грузооборот в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования611
Вид транспорта Грузооборот млрд т- км % к итогу
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Все виды транс­порта 151,60 89,15 127,45 128,05 100,00 100,00 100,00 100,00
В том числе: железнодорож­ный 75,40 31,40 43,60 46,20 49,70 35,22 34,20 36,08
автомобильный 22,40 5,01 9,40 16,00 14,78 5,61 7,38 12,50
водный (внут­ренний) 1,80 0,03 0,09 0,11 1,19 0,03 0,07 0,09
воздушный 0,04 0,02 0,06 0,04 0,03 0,02 0,05 0,03
трубопроводный 52,00 52,70 74,30 65,70 34,30 59,12 58,30 51,30
Таблица 5.22. Пассажирооборот в Республике Беларусь по видам транспорта общего пользования69
Вид транспорта Пассажи млрд пассажи юоборот, ро-километров % к итогу
1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Все виды транс­порта 42,50 32,50 24,10 23,40 100,00 100,00 100,00 100,00

Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. / Минстат РБ. — Минск, 2001. - С. 393; 2005. — С. 456—157; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. Мб, 448, 449.

09 Там же.


В том числе:                
железнодорож­ный 16,80 17,70 10,-10 7,60 39,50 51,30 12,58 32,36
а втобусн ы й 19,80 9,20 9,20 10,20 16,56 28,10 37,68 43,42
водный (внут­ренний) 0,03 0,02 0,06 0,03 0,07 0,60 0,07 0,13
воздушный 5,50 0,50 0,70 1,60 12,93 1,50 2,81 6,81
троллейбусный _ 2,70 2,00 1,90 _ 8,20 8,16 8,12
трамвайный   0,60 0,40 0,30   1,80 1,62 1,28
метрополитен   1,70 1,70 1,80   5,20 6,97 7,64
таксомоторны й 0,10 0,10 0,02 0,05 0,91 0,30 0,08 0,21

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 5.21 и 5.22, роль отдельных видов транспорта изменялась по пяти­летиям в зависимости от геополитических и геоэкономических факторов, оказавших значительное влияние на макроэкономи­ческие процессы в национальной экономике. Разрушение еди­ной транспортной системы бывшего СССР, спад производства в начале 1990-х гг., снижение реальных доходов населения, другие негативные процессы в экономической, политической и социальной сферах привели к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта. В итоге за 1991—2000 гг. грузооборот уменьшился на 40 %. Одновременно происходили изменения в структуре транспортной работы: при снижении доли автомо­бильного и железнодорожного транспорта существенно увели­чился удельный вес трубопроводного транспорта. Пассажиро- оборот также сократился. Для значительной части населения из-за низких доходов и высоких пассажирских тарифов стали труднодоступными услуги таких видов транспорта, как таксо­моторный, воздушный, междугородный и пригородный авто­бусный. Однако роль железнодорожного транспорта в перевоз­ках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении возросла.

Роль отдельных видов транспорта, направленность и интен­сивность транспортных потоков существенно изменились в 2006—2010 гг. Более половины общего грузооборота выполня­ет трубопроводный, свыше трети — железнодорожный транс­порт. На автомобильный транспорт общего пользования прихо­дится 12,5 % грузооборота, что несколько ниже, чем в 1990 г. В пассажирообороте наибольший удельный вес занимает авто­бус на фоне сокращения доли железнодорожного транспорта. Высокими темпами растет пассажирооборот воздушного транс­порта, повышается доля метрополитена. Снижение уровня ис­пользования таксомоторов как транспортных средств обуслов­лено значительным увеличением числа частных легковых авто­мобилей.

Опережающая динамика автомобильного транспорта опре­деляет особенности развития транспортной инфраструктуры (табл. 5.23). При стабилизации протяженности железнодорож­ных путей и магистральных трубопроводов плотность автомо­бильных дорог с твердым покрытием в 2010 г. возросла на 61 % по сравнению с 1990 г. и на 13 % по отношению к 2000 г.

Таблица 5.23. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта

в Республике Беларусь70

Показатель Го цы
Железнодорожные пути: плотность, км/тыс. км2 протяженность, км в том числе электрифициро­ванных 26,8 5569,0 869,0 26,6 5533,0 874,0 26,5 5518,0 897,0 26,5 5503,0 898.0
Протяженность автомобильных до­рог общего пользования — всего, тыс. км В том числе с твердым покрытием Плотность дорог с твердым покры­тием, км/тыс. км2 48,9 46,3 223,1 74,4 66,2 319,1 83,0 72,2 347,7 86,4 74,7 359,6
Эксплуатационная длина путей (в двухпутном исчислении), км: трамвайных троллейбусных метрополитена 100,5 431,0 16,0 100.5 166.6 22,0 102,1 468,1 28,0 78.1 576,6 43,0
Протяженность магистральных тру­бопроводов — всего, км В том числе: нефтепроводов нефтепродуктопроводов газопроводов 10 703,0 2988,0 1304,0 6411,0 12 237,0 2995,0 1564,0 7678,0 11 262,0 2972,0 807,0 7183,0

Стратегия развития транспортного комплекса. Вступ­ление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном,

711 Составлено по:Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. Минск, 2011. С. 446, 451.

образование Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств расширяют границы интеграции национальной транспортной системы. Республика выработала собственное ви­дение транспортной интеграции: единая транспортная система ЕЭП должна быть интегрирована в европейскую и общемиро­вую транспортные инфраструктуры.

На решение данной проблемы направлена утвержденная Правительством Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Документ содержит ряд проектов и направлений развития железнодорожного, авто­мобильного, трубопроводного, морского, воздушного транспор­та, а также связи, в том числе: реконструкция и строительство новых автодорожных и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу; реконструкция республикан­ских автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, а также включенных в международные транспорт­ные коридоры; разработка и внедрение современных информа­ционно-управляющих технологий в сфере транспорта и логи­стики; развитие придорожного сервиса и транспортно-логисти- ческих центров; обновление и модернизация технологического оборудования во всех отраслях экономики, обеспечивающих устойчивое и безопасное осуществление транзита через терри­торию страны.

Связь — отрасль производственной и социальной инфрас­труктур экономики страны, в настоящее время представляет собой так называемый телекоммуникационный комплекс, или совокупность технических средств, технологий передачи, обра­ботки и распределения информации. Важнейшей особенностью связи является проявление основного эффекта от использова­ния ее услуг за пределами отрасли. По данным научных иссле­дований'1, не менее 90—95 % данного эффекта проявляется у потребителей и лишь 5—10 % — непосредственно у производи­телей услуг в виде прибыли предприятий связи.

В отрасли производится 2,2 % ВВП, 5,6 % прибыли, 22,1 % платных услуг населению; в ней работает 1,4 % от общей чис­ленности занятых, используется 3,4 % основных средств; на ее долю приходится 2,8 % инвестиций в основной капитал. В на­циональной экономике связь обладает самой большой долей ак­тивной части основного капитала (51,5 %), обеспечивает самую высокую рентабельность активов организаций (7,1 %), харак­теризуется наименьшей долей материальных затрат (21,3 %),

71 Экономика связи: учебник / Е.А. Голубицкая, Г.М. Жигульская. M.: Радио и связь. 2003. С. 17 18.

занимает второе место после жилищно-коммунального хозяй­ства по объему платных услуг населению.

Органом государственного управления, определяющим го­сударственную политику в сфере связи и организацию процес­сов информатизации в стране, является Министерство связи и информат

Наши рекомендации