Тема 5. Формирование буржуазных отношений в странах Европы и США в XVIII – первой половине XIX вв.

ТЕОРЧЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основное содержание темы – начало промышленного переворота в ведущих странах мира. Студент должен иметь представление об основных моделях экономического развития в XVIII – первой половине XIX в.: революционной(Англия и Франция),реформистской(Германия),переселенческой(США). Необходимо обратить внимание, что в большинстве стран более высокими темпами развивалась легкая промышленность по сравнению с тяжелой. Другой общей чертой промышленного развития было строительство железных дорог. При изучении вопроса об английской торговле важно понять, почему политика протекционизма во внешней торговле была заменена идеологией фритредерства(«свободной торговли»).В вопросе об английских финансахследует обратить внимание на подчиненность этой сфере прежде всего внешне-торговым интересам страны.

В экономической истории Франции этого периода важную роль играла отсталость аграрного сектора; в то же время страна проигрывала Англии в конкурентной борьбе за внешние рынки. Эти обстоятельства, а также несовершенная налоговая политика стали одними из важнейших причин Великой французской революцииконцаXVIIIв.Франция,будучи неспособной конкурировать с Англией в объемах вывоза товаров, стала крупнейшим в мире экспортером капиталов. Это объясняет развитость сферы французского банковского кредита, большое количество банков с мировой репутацией.

При изучении реформистского капитализма Германии необходимо учитывать подчиненность ее экономики интересам политического объединения страны. Именно поэтому отрасли тяжелой промышленности, имевшие прямой выход на развитие оборонной сферы, развивались быстрее, чем легкой, а экономика объединенной Германии оказалась сильно милитаризованной.

При подготовке к семинарскому занятию по переселенческому капитализму США следует обратить внимание на неравномерность экономического развития разных частей страны (промышленный Северо-Восток, плантаторский Юг и фермерский Запад). Одной из причин экономического взлета США стала жесткая таможенная политика, затруднявшая приток иностранных товаров и способствовавшая импорту новых технологий. Другая причина – беспрецедентное по масштабам железнодорожное строительство. В результате победы Севера в войне с рабовладельческим Югом в середине XIX в. в стране появились условия для сбалансированного экономического роста.

ВОПРОСЫ

к практическому занятию

(базовый уровень)

1. Предпосылки промышленного переворота в Англии.

2. Английская буржуазная революция, ее значение.

3. Распространение научно-технических знаний в Англии. Ход промышленного переворота.

4. Различия в характере развития различных отраслей английской промышленности, их причины.

5. Особенности экономического развития Франции в XVIII в.

6. Причины Великой французской революции и ее результаты.

7. Наполеон Бонапарт и «континентальная блокада».

8. Промышленный переворот во Франции.

9. «Реформистский капитализм» в Германии.

10. Аграрная реформа в Пруссии.

11. Объединение Германии и его экономические последствия.

12. Ход промышленного переворота в Германии. Банки и финансы.

13. «Переселенческий капитализм» США.

14. Экономическая неоднородность США.

15. Предпосылки и ход промышленного переворота в США.

(повышенный уровень)

16. Сельское хозяйство Англии. Хлебные законы. Финансовая сфера. Социальное развитие.

17. Сельское хозяйство Франции. Банковский сектор.

18. Развитие сельского хозяйства В США.

19. Уничтожение рабовладельческой системы США, его значение.

20. Кредитная система США.

ВОПРОСЫ

для самостоятельной работы

(базовый уровень)

1. Назовите общие черты промышленного переворота в разных странах мира.

2. Какие технические усовершенствования появились в ходе промышленного переворота?

3. Чем объясняется особая роль железнодорожного строительства в обеспечении экономического роста?

(повышенный уровень)

4. Назовите основные отличия между разными моделями экономического развития в ходе промышленного переворота.

5. Каковы были основные результаты промышленного переворота для ведущих стран мира?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Наши рекомендации