Выбор региона-объекта курсовой работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению курсовой работы

по дисциплине «Региональное управление»

для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент»

Выбор региона-объекта курсовой работы - student2.ru Ижевск Издательство ИжГТУ имени М.Т. Калашникова

УДК 332.145

ББК 65.050.2

О74

Рецензенты

Алексеева Н.А., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономического анализа и статистики ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Лагунова Т.П., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

Автор

Осипов А.К., доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М. Т. Калашникова» (протокол № 7 от 20.10.2016г.).

Осипов А.К.

Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Региональное управление» для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент»/ А.К. Осипов – Ижевск : Изд-во ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 2017. – 78с.

Учебно-методическое пособие содержит требования к содержанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Региональное управление», методику разработки стратегии социально-экономического развития экономики муниципальных образований, охватывают весь теоретический и практический курс данной дисциплины.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

УДК 332.145

ББК 65.050.2

© Издательство ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2017

© Осипов А.К., 2017

Содержание

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 4

1.1. Цель курсовой работы.. 4

1.2. Объем и содержание курсовой работы.. 4

1.3. Выбор региона-объекта курсовой работы.. 7

2. Рекомендуемые темы курсовой работы... 8

3.СТРУКТУРА (СОДЕРЖАНИЕ) ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 11

4. Методика разработки стратегии социально-экономического развития экономики муниципального образования.. 36

4.1. Внутренняя среда региона. 39

4.2. Внешняя среда региона. 44

4.3. Оценка конкурентных преимуществ региона. 55

4.4. Миссия и цели развития региона. 58

4.5. Выбор и обоснование базовой стратегии развития региона. 63

4.6. Разработка программы реализации стратегии. 68

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 72

Рекомендованная литература.. 75

Приложение 1. 78

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цель курсовой работы

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний при изучении дисциплины «Региональное управление», а так же приобретение навыков диагностики социально-экономического развития экономики региона для принятия конкретных управленческих решений.

Задачами курсовой работы являются:

§ формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой, статистическими и другими информационными материалами;

§ углубление теоретических знаний по выбранной теме посредством изучения отечественной и зарубежной литературы, обобщение опыта деятельности региональных органов управления;

§ разработка рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций, выявленных в процессе написания работы;

§ освоение методики разработки стратегии социально-экономического развития экономики муниципального образования.

1.2. Объем и содержание курсовой работы

Курсовая работа, в целом, представляет собой самостоятельную работу студента, где рассматриваются вопросы теории и практики по выбранной тематике. В качестве тем для курсовой работы предлагаются вопросы, связанные с изучением влияния различных аспектов (факторов) на управление экономикой региона, исследование механизмов функционирования, методов и способов управления, направленных на достижение более высоких показателей развития.

По структуре курсовая работа состоит из введения, 3 основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений (при необходимости).

Во введении следует обосновать актуальность выбранной темы, основные цели и задачи работы, четко обозначить регион-объект и предмет исследования, определить информационную базу работы. Объем введения должен составить 2-3 страницы.

Первый раздел – теоретический, здесь необходимо осветить следующие вопросы со ссылкой на использованные источники:

· раскрыть историю вопроса и изученность рассматриваемой темы (проблемы) в литературе;

· определить основные понятия и содержание социально-экономических процессов, охватываемых рассматриваемой темой;

· выявить проблемную ситуацию;

· выявить внутренние и внешние факторы развития и закономерности проявления управленческих процессов в разрезе изучаемого региона-объекта исследования;

· обобщить отечественный и зарубежный опыт регулирования и управления социально-экономическими процессами в рассматриваемой области;

· дать теоретическое обоснование по исследуемой теме.

Во втором разделе – практическом, осуществляются следующие работы:

· собирается база данных по изучаемому региону-объекту исследования;

· осуществляется комплексный анализ социально-экономических, демографических, политических и других процессов за ряд лет, выявляются тенденции и закономерности их проявления, а также управленческие проблемы, сложившиеся в исследуемой области;

· анализируются правовые аспекты деятельности организации, ответственной за решение рассматриваемых проблем;

· анализируются организационная структура, система управления, механизмы и возможности реорганизации;

· оценивается эффективность системы управления с выявлением критериев эффективности; анализируются нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс управления;

· осуществляется моделирование социально-экономических процессов.

В третьем разделе – разрабатываются рекомендации по управлению экономикой региона в рамках выбранной темы, для чего осуществляются следующие работы:

· разрабатываются практические предложения автора по решению некоторых из выделенных проблем;

· осуществляются расчеты социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий;

· дается обоснование предлагаемых мер и решений (с анализом необходимого правового обеспечения предложений).

Заключение курсовой работы должно содержать кратко сформулированные предложения автора и выводы по результатам работы.

Объем курсовой работы не регламентируется, а определяется целью и содержанием работы. Минимальный объем работы 25 страниц машинописного текста.

На защиту может быть представлена работа, проверенная руководителем, с устранением высказанных в ходе проверки замечаний, подписанная «К защите».

Защита представляет собой доклад студента по итогам работы (не более 5 минут), ответы на вопросы комиссии по защите.

СТРУКТУРА (СОДЕРЖАНИЕ) ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Регионального управления

Введение

1.Теоретические предпосылки регионального управления

1.1.Необходимость и содержание регионального управления

1.2.Система регионального управления

1.3.Функции и задачи государственных и муниципальных органов, определенных законодательством

2.Характеристика регионального управления на разных территориальных уровнях

2.1.Особенности управления на федеральном уровне

2.2.Особенности управления на региональном уровне

2.3.Особенности управления на муниципальном уровне

3.Механизмы реализации эффективного регионального управления

3.1.Механизм административного управления

3.2.Нормативно-правовой механизм управления

3.3.Бюджетно-налоговый механизм управления

3.4.Финансово-кредитный механизм управления

Заключение

Список использованной литературы

Этих моделей в условиях РФ

Введение

1.Методология государственного регулирования экономики страны

1.1.Объект и предмет государственного регулирования

1.2.Основные методы регулирования экономики страны

1.3.Система управления экономикой страны

2.Анализ и оценка моделей государственного регулирования экономики зарубежных стран

2.1.Государственное регулирование экономики в США

2.2.Модель государственного регулирования экономики Японии

2.3.Модель государственного регулирования экономики ФРГ

2.4.Государственное регулирование экономики в Китае

3.Возможности реализации зарубежного опыта государственного регулирования экономики в РФ

3.1.Макроэкономическое планирование и прогнозирование

3.2.Программно-целевое планирование (программирование)

3.3.Индикативное планирование

3.4.Стратегическое планирование

Заключение

Список использованной литературы

Политики: плюсы и минусы

Введение

1.Региональная политика как функция государства

1.1.Сущность региональной политики

1.2.Основные направления региональной политики

2.Характеристика региональной политики в разных странах

2.1.Региональная политика в СССР

2.2.Региональная политика в США

2.3.Региональная политика в Великобритании

2.4.Региональная политика во Франции

3.Совершенствование региональной политики России на основе опыта зарубежных стран

3.1.Совершенствование территориального планирования и проектирования

3.2.Меры по развитию инфраструктуры

3.3.Меры по созданию территорий с особым режимом деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Внутренняя среда региона

К внутренней среде любой организационной системы относят совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость[3]. Как отмечает В.И. Мухин, к параметрам внутренней среды относят: цели, задачи, структуру, технологии и ресурсы[4].

Регион – особый класс организационных систем и ее внутреннюю среду формируют такие переменные как:

– цели и задачи развития;

– экономико-географическое положение;

– природные ресурсы и условия;

– население, его состав, структура, особенности воспроизводства;

– история, культура и традиции населения;

– материально-техническая база и структура экономики.

Цели и задачи развития. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится организационная система. Целеполагание представляет собой мощный механизм координации действий всех подразделений, потому что он дает возможность всем субъектам хозяйствования и управления знать, к чему они должны стремиться. Задачи – это предписанная работа, которая должна быть выполнена с требуемым качеством в заранее оговоренные сроки для достижения поставленных целей. Цели и задачи обеспечивают концентрацию усилий и ресурсов в заданном направлении и тем самым способствуют положительному тренду развития. В регионах цели выражаются в концепциях, стратегиях, программах развития и представлены в виде конкретных параметров.

Экономико-географическое положение. Особенности функционирования регионов во многом зависят от их экономико-географического положения (ЭГП) – пространственно-временного отношения регионов к природно-ресурсным и топливно-энергетическим базам, рынкам сбыта готовой продукции, центрам науки и культуры. Эти отношения непосредственно воздействуют на характер территориального разделения и интеграции труда, структуру транспортно-экономических связей.

Дать какую-либо одну синтезированную оценку всем компонентам ЭГП невозможно, так как многие компоненты различаются по своим качественным характеристикам. В связи с этим Н.Н. Баранский отмечал, что большую роль в синтезировании отдельных компонентов ЭГП играет логический анализ [5].

Природные ресурсы и условия. Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории, и является главным условием размещения производительных сил на определенной территории. Природно-ресурсный потенциал оказывает влияние на специализацию и место в территориальном разделении труда региона. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы развития региона.

Природно-ресурсный потенциал определяет наличие тех или иных видов производств. По мере развития прослеживается закономерность последовательного формирования отраслей от первичной до четвертичной сферы. В свою очередь каждый вид производства особенным образом влияет на экологическую обстановку в регионе. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы. В таких центрах экологическая обстановка самым неблагоприятным образом влияет на население региона.

В то же время, говоря о влиянии природных факторов на экономику, следует помнить слова К.Маркса что «слишком расточительная природа ведет человека, как ребенка, на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не области тропического климата с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала. Не абсолютное плодородие почвы, а ее дифференцированность, разнообразие ее естественных продуктов составляют естественную основу общественного разделения труда; благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда»[6].

Население, его состав, структура, особенности воспроизводства. Население – основной субъект регионального развития. Считается, что целью развития экономики региона является удовлетворение социальных и культурных потребностей населения, хотя проводить такую прямолинейную связь в условиях рыночной экономики можно только условно. Тем не менее, между экономикой и населением существуют прямые и обратные связи и можно смело говорить о взаимовлиянии этих подсистем региона.

Основной линией взаимодействия населения и экономики является процесс обеспечения рабочих мест трудовыми ресурсами. В данном случае спрос на рабочую силу рождает предложение. Однако зачастую предложение, особенно на квалифицированную рабочую силу, является предпосылкой формирования спроса.

Другая, не менее существенная связь – формирование платежеспособного спроса со стороны населения как предпосылка (фактор) развития экономики. Как известно, платежеспособный спрос – главный механизм в развитии рыночных отношений, и поэтому необходимо всячески поддерживать высокие доходы населения.

История, культура и традиции населения. Исторический фактор оказывает специфическое влияние на развитие экономики региона. Так, прослеживается определенная цикличность (стадийность) развития, связанная с его освоением и последующим развитием. Условно можно выделить 4 стадии социально-экономического развития территорий:

1) стадия освоения. В это время появляются первые очаги экономического развития в виде отдельных поселений, население которых занято в отраслях первичной сферы (сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность). Хозяйство этого периода имеет преимущественно натуральный характер и отличается экстенсивным типом развития;

2) этап индустриального развития начинается с началом осуществления интенсивного строительства транспортных и других коммуникаций, которые постепенно формируют экономический каркас территории. В экономически благоприятных местах развивается перерабатывающая промышленность. Возникают крупные индустриальные центры, с высоким уровнем развития отраслей вторичной сферы: тяжелого машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, пищевой и деревообрабатывающей промышленности и др.;

3) стадия социализации. Исчерпание экстенсивных факторов экономического развития вызывает необходимость реализации человеческого потенциала. Это, в свою очередь, становится возможным в результате создания благоприятной социально-экономической и экологической среды жизнедеятельности населения. Все большую роль начинают играть отрасли третичной сферы (транспорт, связь, отрасли услуг, информатика);

4) постиндустриальная стадия. Предпосылками являются накопленный экономический и культурный потенциал территории, высокий технологический уровень производства, развитые инфраструктурные и информационные системы. Преимущественное развитие получают отрасли четвертичной сферы: наука, культура, образование, управление, банковское дело, информационные технологии.

Материально-техническая база и структура экономики региона. Под материально-технической базой понимаются накопления прошлых лет, созданные в регионе в виде производственных зданий и сооружений, инфраструктурных объектов (сетей), населенных пунктов и связывающих их дорог и коммуникаций, культурных ландшафтов, исторических и культурных памятников и др. Материально-техническая база является основой развития экономики и, в конечном счете, определяет ее структуру, направления и эффективность развития.

Создание материально-технической базы требует больших капитальных вложений и длительного времени и напрямую связано с перспективами развития страны и регионов. Следует выделить особую роль инфраструктуры в составе материально-технической базы, которая является ведущим фактором развития экономики региона, определяющим ее стратегическую направленность.

Важнейшей особенностью материально-технической базы является ее высокая инерционность, связанная с длительностью жизненного цикла объектов материально-технической базы. Сроки службы производственных и

других объектов составляют десятки, а зачастую и сотни лет.

В соответствии с особенностями развития материально-технической базы формируется отраслевая структура экономики региона. В каждом регионе она имеет свои параметры, по-своему уникальна. Отраслевая структура является функцией множества факторов: наличия природных ресурсов, степени освоенности территории, развитости инфраструктуры и материально-технической базы территории, расселения населения и др. Развитие рыночных отношений вызвали большие изменения в отраслевой структуре экономики регионов и зачастую не всегда в положительную сторону. В ряде регионов произошла деиндустриализация экономики, т.е. ускоренное развитие отраслей первичной сферы в ущерб развитию третичной и четвертичной сфер.

Внешняя среда региона

Эффективное развитие региона-субъекта РФ возможно только при учете всех факторов – внутренних и внешних. При этом особое внимание необходимо уделить изучению влияния внешних факторов, так как они являются объективной предпосылкой развития региона.

В рыночных условиях значимость внешних факторов резко возрастает и даже говорят о действии специального закона приоритетности внешней среды функционирования субъектов рынка. Данным законом определяется, что эффективного развития можно добиться только при условии создания благоприятных условий внешней среды любой организации.

Под внешней средой региона следует понимать все то, что находится вне рассматриваемого региона и в той или иной степени взаимодействует с ним. Функционирование и развитие регионов происходит не изолированно, а в целостной системе всего общества, в единой структуре экономического пространства России и мира. Поскольку регион является открытой системой, это предполагает наличие множества связей с обществом в целом и непосредственно с окружающей природной, технической, экономической, социальной и иной средой. Такая система не является самообеспечивающейся, но она имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Как известно, основными характеристиками внешней среды являются: 1) взаимосвязанность факторов – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; 2) сложность внешней среды – число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на регион, на которые он обязан реагировать; 3) подвижность среды – относительная скорость изменений среды; 4) неопределенность внешней среды – относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

По способу влияния внешней среды ее можно разделить на: 1) среду прямого воздействия; 2) среду косвенного воздействия. К среде прямого воздействия относятся факторы, оказывающие немедленное влияние на регион (законодательная база страны, экономическая политика государства, система налогообложения, природные и экологические факторы, соседние регионы). К среде косвенного воздействия относятся факторы, не оказывающие немедленного влияния на развитие региона (состояние экономики страны, социокультурные и политические факторы, мировое хозяйство, НТП).

Рассмотрим более подробно основные элементы внешней среды региона.

Роль и влияние государства на развитие региона. Регионы-субъекты РФ – это части федеративного государства, поэтому, имея относительную экономическую самостоятельность, их развитие, тем не менее, в решающей мере зависит от экономической политики государства.

Выбор региона-объекта курсовой работы - student2.ru

Рис.4.2. Факторы внутренней и внешней среды региона

Влияние государства на экономику регионов осуществляется посредством: 1) законодательной базы; 2) региональной политики, включающей финансовый, экономический, социальный и другие аспекты; 3) внешнеэкономической политики.

Законодательную базу страны образуют Конституция РФ, Гражданский и другие кодексы, федеральные законы и непрерывный законотворческий процесс, регулирующие все многообразие социально-экономических и других процессов: налоговой политики, политики социальных антиинфляционных гарантий и трудоустройства, инвестиционной политики и стимулирования притока капитала, политики развития рыночной инфраструктуры, таможенной политики, экологической политики, межрегиональной и межгосударственной экономической политики и др.

Законотворческий процесс в сфере региональных отношений имеет главной целью гармонизацию отношений между федеральным Центром и регионами. Приоритет в этой области должен быть отдан законодательному разграничению полномочий между Центром и регионами в таких вопросах, как разграничение государственной собственности на природные ресурсы, землепользование, бюджетно-налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан и т.д. При этом должно быть обеспечено соответствие конституций (уставов), законодательных и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации Конституции страны и федеральным законам.

В условиях региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение активной региональной политики. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также регионам экономически отсталым или с экстремальными природными условиями. Важнейший элемент региональной политики – региональные финансы. Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. С помощью региональных финансов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Непосредственная цель и сущность, содержание социальной региональной политики сводится к достижению общего благосостояния на минимальном уровне.

Внешнеэкономическая политика государства также оказывает существенное влияние на развитие экономики региона. Любой регион – это открытая система, поэтому он неразрывно связан с экономикой государства и мировой экономикой. Поэтому для региона чрезвычайно важна открытость экономики страны. Вместе с тем в системе межрайонных и мирохозяйственных связей сохраняются барьеры, препятствующие развитию регионов. Л.М. Капустина выделяет три типа барьеров[7]:

– физические и временные (пространственная удаленность, природные препятствия, неразвитость инфраструктуры, отсутствие транспортных коммуникаций и связи, неблагоприятная экологическая ситуация и др.;

– экономико-политико-правовые (неразвитость рыночных отношений, политическая нестабильность, высокие таможенные тарифы и сборы, неконвертируемость валюты или ее слабость, значительная доля теневого сектора, неотрегулированность отношений собственности и др.);

– социально-культурные барьеры (низкая квалификация рабочей силы, языковые различия, криминальная обстановка, различия в культуре, различия в доходах, неразвитая система социального обеспечения и др.).

Одним из направлений эффективного развития является политика открытости страны и регионов.

Соседние регионы и межрегиональные связи и их влияние на развитие региона. Важнейшим свойством региона является его открытость. При этом, чем более открыта экономика региона, тем больше возможностей для его развития. Л.М. Капустиной выделяется 8 групп показателей, отражающих параметры открытости региональных систем[8]: 1) открытость в обмене товарами и услугами; 2) инвестиционная открытость; 3) инфраструктурная открытость; 4) информационная и технологическая открытость; 5) миграционная открытость; 6) гуманитарная открытость; 7) правовая открытость; 8) финансово-бюджетная открытость.

Наиболее тесные отношения связывают регион с его соседями, особенно по линии обмена товарами и услугами. Однако за последнее десятилетие произошло существенное свертывание межрегионального товарообмена вследствие падения объемов производства, диспаритета цен на различные группы товаров, падения конкурентоспособности отечественного производства, роста транспортных тарифов, протекционистских мер, принимаемых в ряде регионов.

Тем не менее, снижение объемов межрегионального обмена носит временный характер. По мере выхода из кризиса начнется процесс реинтеграции регионов на новой технологической, организационно-правовой и экономической основе. Повышение экономической самостоятельности субъектов федерации изменило принципы и подходы формирования межрайонных связей. На первый план вышли интересы прибыльности, целесообразности и эффективности взаимодействия с другими территориями.

В настоящее время сотрудничество российских регионов осуществляется в нескольких формах: через деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, заключение двухсторонних соглашений между администрациями (правительствами) субъектов РФ, при разработке и реализации федеральных программ, имеющих межрегиональную направленность, через деятельность трансрегиональных финансово-промышленных групп и участие правительств регионов в лоббировании интересов ФПГ, через сотрудничество муниципальных образований.

Влияние мирового хозяйства на развитие регионов-субъектов РФ. В условиях становления рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических связей. Тенденции развития таковы, что в последние десять лет наблюдается процесс все более активного включения российских регионов во внешнеэкономическую деятельность. Этому во многом способствовали либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация монополии государства на внешнеторговые операции, введение внутренней и внешней конвертируемости российской валюты по текущим операциям и др. Наибольший выигрыш от политики открытости получили регионы, где размещены экспортоориентированные отрасли промышленности: металлургия, отрасли топливно-энергетического сектора, нефтехимической промышленности, индустрия транспортных услуг.

Л.М. Капустиной осуществлена следующая классификация регионов по степени участия во внешнеэкономической деятельности[9]:

– приграничные регионы, с развитым туризмом, приграничной торговлей, с развитой инфраструктурой (Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Сахалинская области и др.);

– регионы с развитым нефтегазовым комплексом, черной и цветной металлургии, другими отраслями экспортной ориентации (Тюменская область, регионы Урала, Сибири, Поволжья, Москва и др.);

– внутренние регионы, на территории которых не размещены экспортоориентированные производства, отсутствует благоприятный инвестиционный и налоговый климат, емкий рынок, транспортные коммуникации и выходы к границе (ряд регионов Нечерноземной зоны);

– регионы с преобладанием импортозамещающих производств.

Состояние экономики страны и его влияние на развитие региона. Состояние экономики страны характеризуется рядом показателей, и, прежде всего, размером и темпами роста (падения) валового национального дохода, особенностями развития ведущих отраслей, размерами инфляции, уровнем жизни населения, состоянием демографических процессов, размерами инвестиционных вложений и др. В переходный период наиболее сильное влияние на развитие регионов оказывал длительный экономический кризис, продолжающийся до настоящего времени. Кризис экономики России в целом привел к нарастанию противоречий в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в одинаковой степени были готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, предпочитают поставлять свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля.

Названные и другие процессы прямо и косвенно влияют на развитие регионов. А.Г. Гранберг выделяет пять переходных процессов, оказывающих влияние на региональное развитие[10]:

– формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

– демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием;

– открытие национальной экономики для внешнего рынка;

– длительный экономический кризис;

– изменение государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений центра и регионов.

Инновационный фактор развития экономики региона. Тенденции современного развития выдвигают науку как один из действенных и эффективных ресурсов развития экономики. Известный американский экономист Майкл Портер выделяет четыре стадии конкурентного развития экономики: на основе факторов развития; инвестиционного развития; инновационного развития; на основе благосостояния[11]. Ныне ставка на ресурсно-экспортный вариант развития становится все менее перспективной. Мировой рынок сырья уже сейчас уступает по объему рынку высоких технологий, и этот разрыв будет увеличиваться. Вклад НТП в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 74 до 100%. Именно инновационная сфера способна при создании благоприятного климата дать мощный импульс роста реальному сектору экономики. Не случайно прослеживается тенденция тесной взаимосвязи уровня развития научно-технического и экономического потенциалов. Так, регионы с развитым научно-техническим потенциалом (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Нижегородская, Новосибирская области, Татарстан и др.) играют в настоящее время ведущую роль в экономике РФ.

Многообразие влияния науки на экономику регионов проявляется в двух направлениях. Во-первых, нововведения сопровождаются структурной перестройкой общественного производства. Это связано как с обновлением, так и с поэтапным коренным техническим перевооружением отраслей производственной и непроизводственной сфер, а также сферы личного потребления и домашнего хозяйства. Во-вторых, меняется воспроизводственная структура экономики: в период НТП возрастает доля фонда накопления, все большая часть фонда возмещения направляется на коренное техническое перевооружение действующих производств с переводом их на базу новейших поколений техники. В структуре 1 подразделения повышается удельный вес орудий труда (машин, приборов, оборудования, транспортных средств) и прогрессивных материалов за счет падения доли традиционных материалов, сырья и топлива[12].

В новой экономике, пишут Исправникова Н.Р. с коллегами, «ядром или сердцевиной новой экономики является производство электронного, телекоммуникационного оборудования и бытовой электроники, а также предоставление информационных услуг, включая вычислительные, разработку программного обеспечения, телекоммуникационные и другие услуги. По имеющимся оценкам, общий мировой выпуск продукции сектора информационного оборудования и услуг в 1990 году достиг 2 трлн. долл.»[13].

Самым существенным аспектом воздействия науки на экономику является рост прогрессивности отраслевой структуры производства. Так, например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в сфере услуг, инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств и отраслей, отмирания и исчезновения других. Большую роль НТП играет в рациональном размещении производства и производительных сил. Так, за счет использования новых технологических решений осваиваются новые территории со сложными климатическими условиями, осуществляется строительство производственных и непроизводственных объектов.

Социокультурные факторы развития региона. Реальность управленческих действий не абсолютна – она социально и культурно детерминирована. В любой культуре и любом обществе люди сплачиваются для выполнения определенных коллективных действий по преодолению общих проблем. Что заставляет их выбирать направление, координировать и стимулировать совместную деятельность? От конкретной культуры зависит, как такие проблемы воспринимаются и решаются. Социализация также определяет границы восприятия.

Каждое общество имеет свою культуру, влияние которой сказывается на стиле повседневной жизни. Различия между культурами выражаются в несовпадении установок по поводу власти, значении работы, роли женщин в обществе, готовности рисковать и даже цветовых предпочтениях.

Как влияет культура на развитие экономики и экономические процессы? На этот вопрос есть различные точки зрения. Наиболее точно, на наш взгляд, ответ заключается в том, что хозяйственная культура как система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций обеспечивает мотивацию и регуляцию хозяйственной (производственной, предпринимательской, финансовой, коммерческой и т.д.) деятельности, определяет формы ее осуществления, а вместе с тем и восприятие ее обществом.

Вопрос о хозяйственной культуре – это, прежде всего вопрос о нематериальных составляющих хозяйственной деятельности, о том, что движет экономической деятельностью человека, помимо практических потребностей. Какие сложились в обществе представления о смысле и достойном образе жизни, о социально значимых целях, о престижности и допустимости тех или иных видов деятельности, о собственности, богатстве, успехе, и как они влияют на сам хозяйственный процесс в мире в целом и в отдельных регионах в частности. Ведь хозяйственная культура определяется характером

Наши рекомендации