Попытки урегулирования проблемы Курильских островов

Первым реальным шагом на пути решения проблемы территориальных претензий и подписания мирного договора стал официальный визит Президента России Б.Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В декларации, подписанной в ходе визита (получившей название Токийской), были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что Российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между Российской Федерацией и Японией».[21] Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на уже упомянутой выше встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото 1997 году в Красноярске. Лидеры стран подчеркнули особую важность и необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия с целью подписать этот документ к 2000 году, основываясь на положениях Токийской декларации. Новое дыхание переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле официальной позиции Токио. Российская сторона оставила за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне. В ходе следующей встречи правительственных делегаций в Москве была подписана новая Декларация об установлении созидательного партнерства, которая уделяла пристальное внимание на проблеме мирного договора. Тогда же Президент России передал новому японскому премьеру К. Обути ответ на каванское предложение, который открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого в Московской декларации было зафиксировано указание Ельцина и Обути правительствам своих стран активизировать совместные переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по общей хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел комиссии по вопросам заключения мирного договора. Переговоры по наболевшему документу, включая аспект пограничного размежевания, дважды продолжились в следующем году (в феврале 1999 – в Токио и в мае 1999 - в Москве). На переговорах российская сторона руководствовалась своей принципиальной позицией о том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, таким, что не наносит ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным их законодательными органами. При этом российская сторона выразила предположение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская Федерация предлагала обозначить в таком документе принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания, предусматривающей значительную активизацию контактов в районе Южных Курил и дальнейшее всестороннее сближение двух государств. При этом непосредственно саму линию границы между Россией и Японией предлагалось зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы. Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии того времени[22]. Визит нового Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Из-за продолжительности процесса регулирования и обсуждения вариантов решения Курильской проблемы может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к пониманию суверенитета над Южными Курилами, тупиковой ситуации как раз удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы по вопросу Южных Курил. Несмотря на все двусторонние раунды переговоров, по нашему мнению, в ближайшее время стороны вряд ли смогут решить территориальный спор и подписать мирный договор. В 2000г. В.Путин четко обозначил позицию России по Курильскому вопросу: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора, недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне, при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».[23] С тех пор прошло уже более 10 лет, однако существенного прогресса между Японией и Россией общественность не увидела. Курильская проблема повисла в воздухе и на сегодня даже самые известные аналитики не возьмутся прогнозировать, что должно произойти и когда именно стороны могли бы пойти на компромисс.



Наши рекомендации