Японское экономическое чудо второй половины XX века
Рассмотрение геополитической роли Японии, на наш взгляд, уместно будет начать с краткой характеристики и анализа японского экономического чуда второй половины XX века, во многом предопределившем современное положение страны на мировой арене.
Окончание Второй мировой войны резко обострило экономические проблемы Японии и усилило напряжение в обществе. К 1945 году промышленное производство сократилось более, чем в 10 раз, с учетом того факта, что промышленно-техническая база относительно мало пострадала в ходе боевых действий. Статистика свидетельствует: в 1945г. объемы производства составляли лишь 28,5 % от уровня 1935-1937 гг., а даже спустя два года после начала активных действий по восстановлению национальной экономики - в 1947г. - выпуск промышленной продукции был в 3,5 раза меньше, чем в 1938г. Наибольшее сокращение производственных мощностей пришлось на легкую промышленность, особенно текстильную и пищевую, призванных удовлетворять главный потребительский спрос населения в одежде и еде. Среди исследователей истории экономики принято считать, что во второй половине 40-х годов Япония находилась на грани катастрофы: как экономико-политической, так и социальной[1].
Страна потеряла все захваченные территории, тем самым лишившись поставок из колоний сырья, топлива и продовольствия – крайне важных ресурсов для восстановления и нормального функционирования экономического механизма. Японские товары были вытеснены с мировых рынков, в середине самой страны непрерывно росли уровень инфляции и безработицы. С 1945 по 1947г. для покрытия огромного дефицита бюджета был запущен печатный станок, что привело к увеличению совокупной денежной массы в четыре раза, при этом реальная заработная плата рабочих едва дотягивала до 13% от довоенного периода. Вопрос незамедлительного восстановления и структурной перестройки экономики страны встал крайне остро.
Первое время крупнейшие японские монополии всеми возможными способами саботировали восстановление народного хозяйства, отказываясь разворачивать производство до тех пор, пока правительство не возместит им понесенные во время войны убытки. Главным аргументом такой политики выступали ссылки на нерентабельность, убыточность, отсутствие достаточных объемов сырья и должного финансирования. Кроме того, нежелание крупного капитала активно включаться в восстановление производства мотивировалось отчасти опасениями выплаты репараций союзникам - материального ущерба, причиненного Японией другим странам в годы войны. Однако вскоре выяснилось, что технологическое оборудование не будет вывозиться из страны как репарационный источник.
Восстановление национальной экономики требовало разработки и внедрения кардинально новой стратегии, предусматривающей, прежде всего, переход от тотального государственного контроля к свободному рынку и капиталистическим отношениям. Под влиянием США японское правительство взялось за проведение нужных реформ, наиболее существенными из которых в экономическом отношении оказались следующие[2]:
1) В 1945 году был принят закон о ликвидации дзайбацу, запретивший образование промышленных картелей. Был введен контроль за слиянием фирм, устанавливалась свобода торговых сделок, для всех предпринимателей стали доступными частные источники финансирования.
2) Аграрная реформа 1947-1945 гг. Государство принудительно выкупало земли у помещиков и продавало ее в рассрочку крестьянам. В результате помещичье землевладение было уничтожено, а простые граждане стали собственниками земли. Хотя в стране по-прежнему господствовало мелкое крестьянское производство, реформа способствовала развитию товарно-денежных отношений, росту емкости внутреннего рынка и производства сельхозпродукции. Результаты были поистине впечатляющими - с 1946г. по 1970г. количество производимых с/х товаров удвоилось.
3) Реформа социального сектора: новое трудовое законодательство устанавливало восьмичасовой рабочий день, предусматривало социальное страхование и оплачиваемые отпуска. Подобные меры ограничивали вседозволенность предпринимателей и побуждали их к освоению и внедрению новой техники в своей деятельности.
4) Налоговая реформа 1949 года. Были отменены налоги на сверхприбыль корпораций и снижены остальные предпринимательские сборы, однако значительно повысилось налогообложение населения. Частный бизнес ускорил накопление капиталов, однако рост производства по-прежнему замедляла низкая покупательная способность населения.
5) В 1950г. была проведена бюджетная реформа, прекратившая безвозмездное субсидирование убыточных предприятий и выплаты компенсаций военным заводам за конверсию. Под контроль была взята денежная эмиссия, что позволило значительно замедлить инфляционные процессы. Был установлен единый фиксированный валютный курс и снят контроль за ценами, что окончательно обозначило переход на рыночные рельсы. Такая реформа позволила Японии избежать бюджетных дефицитов на протяжении последующих 15 лет.
6) Структурная перестройка экономики. Свои природные ресурсы в Японии отсутствовали, поэтому ей пришлось создавать современные перерабатывающие отрасли на основе импортозамещающих технологий.
В 1949 году оккупационным проамериканским правительством был принят план экономической стабилизации страны, получивший название обратного курса или линии Доджа (по фамилии крупного банкира, выступавшего посланником американского президента в послевоенной Японии). Были предприняты следующие шаги[3]:
1. сбалансирование доходной и расходной части государственного бюджета, сокращение его дефицита;
2. увеличение налоговых поступлений за счет дифференциации ставок налоговых сборов;
3. нормализация выплат заработной платы, ее постепенное увеличение с целью стимулирования потребительского спроса;
4. существенное ограничение правительственных субсидий, что обусловило экономию значительных государственных средств;
5. установление административного контроля над ценами для их стабилизации;
6. усиление контроля над внешней торговлей и операциями, связанными с иностранной валютой;
7. улучшение снабжения сырьем, необходимым для увеличения экспорта;
8. разработка местной сырьевой базы с целью расширения выпуска национальных товаров;
9. обеспечение их бесперебойной работы системы продовольственных поставок.
Подобный комплекс решительных и жестких экономических мер по возрождению японской экономики создал условия для ускоренного накопления капитала и дальнейшего промышленного подъема, способствовал занятости населения и снижению инфляции, стабилизировал денежный оборот, сбалансировал бюджет и заложил основу стремительных темпов дальнейшего экономического развития.
С другой стороны, стратегия процесса восстановления, навязанная Вашингтоном, имела весьма сложный и противоречивый характер. Форсированное восстановление тяжелой и химической промышленности зачастую приводило к снижению государственной поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, что вынуждало их представителей сокращать производство, задерживать заработную плату или даже прекращать свою деятельность.
В конечном итоге, проводимая политика возымела неплохой результат: к 1952 - 1953 гг. восстановление базиса экономики Японии было в основном завершено. Она вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной. Вместе с тем, техническая база японской индустрии была отсталой и изношенной (возраст 2/3 оборудования превышал 10 лет). Кроме того, нельзя было закрывать глаза и на факт финансирования экономики за счет Соединенных Штатов. Слабым звеном национальной хозяйственной модели оставалась и внешняя торговля: в 1952г. отрицательное сальдо составило 755 млн. дол., что объяснялось значительными объемами импорта сырья и сельскохозяйственной продукции, низкой конкурентоспособностью японских товаров на внешних рынках, сравнительно высоким курсом иены, установившимся после прекращения инфляции в 1952г.
Довоенный уровень промышленного производства был восстановлен только в 1952г. Однако важно другое: техническое обновление, которое совершилось в ходе послевоенного восстановления в других странах, в Японии не произошло - все процессы происходили на старой технической основе. Промышленники и собственники крупного капитала надеялись по-прежнему получать сверхприбыли исходя лишь из дешевизны труда рабочего класса, поэтому они в первую очередь сосредоточились на восстановлении отраслей, не требующие ни больших капиталовложений, ни внедрения высоких технологий[4].
В первые годы после оккупации продолжал складываться потенциал для дальнейшего индустриального прыжка. Приоритет отдавался стабилизации денежного обращения и модернизации производства. В основу послевоенной экономической модели Японии была положена весьма популярная на тот момент концепция кейнсианства, отводившая государству роль основной направляющей силы хозяйственного развития и внешнеэкономической ориентации.
Для усиления внешнеэкономического вектора правительство прибегло к ряду важнейших реформ и преобразований:
- с целью стимулирования экспорта и преодоления негативного сальдо внешнеэкономической деятельности, было разрешено образование экспортных картелей;
- вводились различные формы поощрения субъектов внешнеэкономической деятельности в виде единовременных субсидий и премий;
- был разработан и введен в действие новый таможенный кодекс, предусматривавший повышение тарифов и дополнительные пошлины;
- устанавливался строгий контроль над валютно-лицензионными и экспортно-импортными операциями.
Весной 1952г. вступил в действие Закон о содействии модернизации предприятий, который предусматривал оказание им значительной государственной помощи, снижение налогов с капитала, в частности, с технологического оборудования, а также предоставлял иные разнообразные льготы компаниям, проводящим техническую модернизацию. Кроме того, упомянутый закон предполагал выделение значительных государственных ресурсов на развитие индустриальной инфраструктуры - дорог, аэропортов, морских объектов и пр.
Крупные монополии получили широкую поддержку правительства в техническом переоснащении основных отраслей производства. Были разработаны и реализованы специальные комплексные планы: годичный план обновления основного капитала судостроительных заводов и трехлетний план модернизации сталелитейной промышленности. В связи с переходом на более дешевое и технологически удобное топливо – нефть – предусматривалось существенное сокращение добычи угля и соответствующая экономия на издержках. В японскую промышленность хлынул огромный поток правительственных и частных инвестиций.
Весьма важную роль в широкомасштабной перестройке японской экономики сыграли растущая интенсивность труда и особо выгодные условия производства прибавочной стоимости. Заработная плата среднего японского рабочего находилась на гораздо более низком уровне, чем в развитых странах. В конце 50-х гг. его труд оценивался примерно в семь раз дешевле, чем труд американца. В 1950 - 1970 гг. рост ВВП в Японии опережал рост средней заработной платы в 1,8 раза, в то время как в США - в 1,4 раза[5].
Модернизация производства повлекла за собой сокращение обслуживающего персонала. Под предлогом слияния и поглощения предприятий работники нередко лишались привилегий, полагавшихся им за выслугу лет; практиковалась замена специалистов среднего возраста на молодежь, согласную работать за более низкую ставку. Борьба японских профсоюзов за более выгодные условия для наемных рабочих блокировалась национальным законодательством, запрещавшим всеобщие стачки и ограничивавшим право на забастовки.
Низкий уровень военных расходов (ввиду введенных союзниками ограничений на численность японской армии) позволял сочетать ускоренные темпы модернизации основного капитала с высокой эффективностью его использования. Немалую роль в наращивании темпов экономического роста сыграло и массовое использование зарубежных патентов и лицензий (в том числе, и от советских ученых), которых за 1950-1970 гг. было внедрено больше 15 тыс. Внедрение передовых достижений мирового научно-технического прогресса позволило Японии сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы, совершить индустриальный прыжок.
Основополагающей чертой японской модели экономического развития явилась ставка на человеческий фактор и раскрытие творческого потенциала личности. Этому благоприятствовали особенности японской национальной ментальности, проявлявшиеся в его высокой адаптивности, тяге к знаниям и самосовершенствованию, способности решать сложные экономические и социальные проблемы наиболее рациональным путем. Во многом именно этот фактор предопределил дальнейшее развитие Японии.
Во второй половине 50-х гг. техническое перевооружение японской индустрии приняло всеобъемлющий характер. Шло значительное расширение мощностей в электротехнике, черной металлургии, химической, пищевой и текстильной отраслях промышленности. Бурное развитие получили судостроение, радиоэлектроника, приборостроение, производство пластмасс, искусственного каучука, химических волокон.
Росту национальной экономики в определенной степени способствовало некоторое повышение жизненного уровня японского населения, вызвавшие увеличение его платежеспособности спроса.
С середины 50-х гг. японская экономика вступила в фазу высоких темпов хозяйственного роста, продолжавшуюся более 15 лет. Только в период с 1953 по 1960г. объем промышленного производства увеличился в 2,6 раза. В целом за 1951 - 1968гг. среднегодовой темп роста промышленной продукции составил 14,6% против 5,5% всего капиталистического мира, в том числе 4,5% для США, что позволило заговорить о «японском экономическом чуде»[6].
Экономический бум, особенно усилившийся в 60-е гг., прошел в основном за счет интенсивных факторов роста и активного включения Японии в научно-техническую революцию. Наряду с усовершенствованием прежней номенклатуры товаров развернулось производство электронно-вычислительной техники, цветных телевизоров, видеомагнитофонов. В машиностроении наблюдался переход к выпуску специализированных станков, автоматов и полуавтоматов. К 60-м гг. в Японии была создана новая отрасль - производство легковых автомобилей, выпуск которых за 1959 - 1969 гг. вырос в 33 (!) раза.
Галопирующее развитие промышленного производства привело к структурным изменениям в японской экономике. Всего за 10 лет снижение удельного веса сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства в национальном доходе составило более 6 % - с 12,7% в 1960г. до 6,3% в 1970г., при этом в тот же хронологический период увеличение объема производства составило с 2,1 млрд. иен в 1960г. до 4,6 млрд. иен в 1970г. Япония становится ярко выраженной индустриальной страной, где в структуре экономики преобладает преимущественно промышленный сектор[7].
В сельском хозяйстве рост товарности происходил за счет концентрации земли в руках частных фермеров. До начала 60-х гг. здесь преобладали ручные методы обработки земли. Им на смену пришло внедрение приспособленной к обработке мелких земельных участков техники, в частности, мини-тракторов. Механизация в первую очередь затронула рисоводство - основную отрасль сельского хозяйства. В 1961г. с целью перевести аграрный сектор экономики с мелкотоварного на рельсы крупного рыночного хозяйства и увеличить производство продуктов животноводства был принят «Основной сельскохозяйственный закон»
Интенсивный экономический рост Японии сопровождался значительным укреплением монополий и усилением концентрации производства. В 1970г. крупные компании с капиталом свыше 50 млн. иен составляли немногим более 2% общего числа компаний, при этом они давали 2/3 всей выпускаемой продукции.
Таким образом, на рубеже 60 - 70-х гг. Япония уже обладала мощным экономическим потенциалом, позволившем ей значительно упрочить свои позиции в мировой хозяйственной системе. В течение 60-х гг. по объему валового национального продукта (ВНП) Япония обошла сначала Францию и Италию, затем Великобритания и Федеративную Германию, а в 1968г. уверенно вышла на второе место в капиталистическом мире после США, которое занимало вплоть до 2009-2010 года, пропустив вперед лишь Китай. В 1970 году удельный вес Японии в мировом капиталистическом производстве достиг 13,3%. Со временем этот показатель уменьшился до 9-10 процентов, однако это обуславливалось не столько просчетами Японии, сколько успешными экономическими шагами других развитых стран.