Какое из направлений политической экономии утверждало, что богатство возникает в сфере обращения, а ее формой выступают деньги
£ марксизм;
£ меркантилизм;
£ классическая английская политическая экономия;
£ маржинализм.
9. Основные способы присвоения благ:
£ творчески-трудовой, капиталоориентированный, рентоориентированный, социолизированный;
£ правовой, не правовой;
£ экономический, не экономический;
£ приватизация, национализация, экспроприация.
10. Какие их перечисленных положений не являются функциями денег:
£ мера стоимости и средство обращения;
£ средство платежа;
£ средство производства;
£ средство накопления.
№ 2
1. Микроэкономика – это анализ экономики:
£ отдельного предприятия;
£ отдельной страны;
£ индивидуальных рыночных агентов;
£ всей экономики в целом.
2. Что означает категория «полезность»:
£ оценка личностью свойств и качественных характеристик экономических благ;
£ динамика потребительских предпочтений личности;
£ удовлетворение, получаемое субъектом от потребления товаров и услуг ;
£ положительный результат экономической деятельности.
3. Какие издержки предприятия называются неявными:
производственные
вмененные;
бухгалтерские;
экономические.
4. Что означает экономическая ситуация когда рынок отрасли имеет множество покупателей и только одного продавца:
чистая монополия;
монопсония;
олигополия;
двухсторонняя монополия.
5. Кривая безразличия показывает:
Эффективную замену одного блага другим;
Одинаковые по полезности потребительские наборы;
Различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность;
Верны все утверждения.
6. Каково условие долговременного равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции:
MC = MR = P = AC;
MC = MR < P < AC;
MC = MR > P > AC;
MC = MR = P.
7. Увеличение дохода потребителя графически выражается:
в увеличении наклона бюджетной линии;
в сдвиге кривой безразличия от начала координат;
в параллельном сдвиге бюджетной линии влево (вниз);
в параллельном сдвиге бюджетной линии вправо (вверх).
8. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность:
лежат на одной кривой Энгеля;
принадлежат одной кривой безразличия;
лежат на одной и той же кривой спроса;
должны находиться на линии бюджетного ограничения.
9. Экономические издержки включают:
явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;
только явные издержки;
только неявные издержки;
явные издержки + прибыль.
10. Достижение максимального объема выпуска при данной технологии означает, что:
средний и предельный продукты от данного фактора равны;
средний продукт достигает максимума, а предельный продукт равен нулю;
предельный продукт достигает максимума, а средний – минимума;
предельный продукт становиться равным нулю, а средний продукт убывает.
11. Действие закона убывающей отдачи означает, что:
с увеличением применяемых факторов производства эффект масштаба снижается;
объем выпуска продукции при отдельных технологиях имеет тенденцию к сокращению;
с увеличением переменного фактора производства средний продукт этого фактора увеличивается, достигая своего максимума, а затем снижается;
при изменении объема производства предельный продукт не растет.
12. Для производства, характеризующегося неизменной пропорцией факторов, величина предельной нормы технологического замещения будет равна:
постоянному коэффициенту;
нулю;
единице;
соотношению предельных продуктов факторов.
13. Какие из следующих изменений в составе производственных ресурсов относятся к краткосрочным:
Фирма «Лукойл» строит новую нефтеперерабатывающую установку;
фермер увеличивает количество применяемых удобрений;
корпорация «Вимм-Биль-Дан» нанимает еще 200 рабочих;
на фабрике вводится 3-яя рабочая смена.
14. Производственная функция раскрывает связь:
между нормой процента и инвестициями;
между доходами и расходами;
между выпуском, капиталом, трудом и НТП;
между производством и сбытом готовой продукции.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Экономические интересы и потребности. Закон повышения потребностей.
2. Субъекты рыночных отношений и их взаимодействие.
3. Принцип альтернативности и производственные возможности.
4. Экономическое содержание категории «собственность».
5. Теория прав собственности. Экономическая власть и экономическая зависимость.
6. Правовые предпосылки рыночного хозяйства и трансакционные издержки.
7. Формы собственности и их характеристика.
8. Экономическая система: содержание, структура и критерии классификации.
9. Формационный подход к анализу экономических систем.
10. Цивилизационный подход к исследованию современного общества.
11. Современные экономические системы. Параметры смешанной экономики и ее модели.
12. Товар и его свойства. Услуга как товар. Двойственный характер труда, воплощенный в товаре. Стоимость, ценность и полезность товара.
13. Условия формирования и функционирования свободного рынка.
14. «Провалы рынка». Роль государства в рыночной экономике.
15. Внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.
16. Асимметричность информации и возможности ее устранения.
17.Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем.
18.Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
19. Основные инструменты государственного регулирования.
20. Рыночный спрос. Факторы, влияющие на величину спроса. Кривая спроса.
21. Рыночное предложение. Факторы, влияющие на динамику предложения. Кривая предложения.
22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
23. Механизм установления равновесия. Рыночная динамика.
24. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики, его последствия.
25. Ценовая эластичность спроса и предложения, ее практическое применение. Эластичность спроса относительно дохода.
26. Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.
27. Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.
28. Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.
29. Анализ потребительских бюджетов. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.
30. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля.
31. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
32. Производство и технология. Понятие производственной функции. Изокванты.
33. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
34. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства. Изменение размеров производства. Эффект масштаба.
35. Природа издержек производства, их структура и виды. Себестоимость.
36. Динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
37. Минимизация издержек производства: определение эффективного способа производства.
38. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли. Принцип максимизации прибыли.
39. Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды. Множественность целей фирмы: допущение о максимизации прибыли.
40. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Конкурентные стратегии фирмы. Стратегии ценообразования.
41. Концентрация и централизация капитала. Диверсификация.
42. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки. Совершенная и несовершенная конкуренция. Движущие силы конкуренции.
43. Рыночная власть: источники и способ ее измерения. Монополистическое поведение: ценовая дискриминация.
44. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.
45. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Антимонопольная политика. Экономические последствия и регулирование деятельности монополий.
46. Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и реклама. Монополистическая конкуренция: производственный выбор в условиях ограниченной рыночной власти.
47. Олигополия: основные черты и стратегии поведения.
48. Факторы производства. Особенности функционирования рынков факторов производства. Функциональное распределение доходов.
49. Содержание и особенности рынка человеческого капитала. Спрос и предложение труда. Эффект дохода и замены.
50. Заработная плата: сущность, виды и функции. Методы государственного регулирования рынка человеческого капитала.
51.Сущность капитала и его формы. Амортизация.
52.Особенности формирования спроса и предложения на капитал. Равновесие на рынке капитала.
53.Доход на капитал (процент) и его экономическая природа. Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование. Риск инвестиционных решений.
54. Специфика спроса и предложения земли.
55. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.
56. Цена земли. Арендная плата.
5.4. Вопросы для самостоятельного изучения
Тема 1.
1. Определите понятие экономики.
2. Что изучает микроэкономика?
3. Дайте характеристику издержек упущенных возможностей.
4. Дайте определение экономической теории как науки.
5. Перечислите основные функции экономической теории.
6. Перечислите основные категории экономической теории.
7. Возникновение и развитие экономической теории. Основные этапы, школы и направления современных экономических теорий.
8. Сущность и необходимость специализации производства.
9. Какова связь экономической теории с другими экономическими и социальными науками?
10. Какова роль потребностей в жизни людей? Перечислите и сгруппируйте по видам ваши собственные потребности.
11. Что понимается под благом? Как и по каким признакам можно классифицировать блага?
12. Каковы признаки системы и особенности экономики как хозяйственной системы?
13. Характеристика собственности как экономической категории.
14. . Дайте характеристику юридической и экономической характеристики категории собственности.
Тема 2.
1. 1. Что представляет собой формационный подход?
2. Определите понятие цивилизации.
3. Что общего у рыночной и централизованной экономики?
4. Дайте характеристику рыночной экономики.
5. Дайте характеристику смешанной экономики.
6. Охарактеризуйте основные категории рыночного равновесия.
7. Понятия, критерии, типы и принципы классификации экономических систем.
8. Смешанная экономика как современная форма рыночной экономики.
9. 6. 1. Каким образом эгоистический интерес может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?
10. Какую роль играет закон стоимости в рыночной экономике?
11. Какое значение имеет положительный или отрицательный наклон кривых спроса и предложения.
12. Что означают сдвиги кривых спроса и предложения?
13. Может ли рынок длительное время находиться в неравновесном состоянии?
Тема 3.
1. Исходные предпосылки анализа поведения потребителя (вопрос для
a. самостоятельного изучения).
2. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
3. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса.
4. Кривые безразличия. Влияние изменения цен и дохода на положение
a. потребителя.
5. Эффект замены и эффект дохода.
6. Излишек потребителя и кривые безразличия.
7. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии?
8. Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффекта замены?
9. От чего зависит благосостояние потребителя?
Тема 4.
1. Объясните экономическую природу краткосрочного и долгосрочного периодов производства.
2. Какая из стадий производства и почему является оптимальной с точки зрения функционирования фирмы?
3. В чем заключается разница между экономическими и бухгалтерскими издержками?
4. К какой категории издержек и почему относятся такие виды затрат как заработная плата администрации, транспортные расходы, затраты на рекламу, социальное страхование и арендная плата?
5. Можно ли утверждать, что крупные фирмы всегда имеют преимущества по издержкам по сравнению с небольшими фирмами?
6. Определение прибыли.
7. Что представляет собой экономическая прибыль?
8. Что представляет собой бухгалтерская прибыль.
9. Определение понятия «издержки производства».
10. Что представляют собой вмененные издержки?
11. Что представляет собой краткосрочный период деятельности фирмы?
12. Что представляет собой долгосрочный период деятельности фирмы?
Тема 5.
1. Особенности совершенно конкурентного рынка.
2. Условия совершенной конкуренции
3. Значение модели совершенной конкуренции.
4. Принципиальные варианты поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
5. Определите условия равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
6. Определите условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде.
7. Особенности олигополистического рынка.
8. Особенности поведения фирмы-олигополиста в краткосрочном периоде.
9. Особенности поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде.
10. Что представляет собой нескоординированная олигополия?
11. Что представляет собой картель?
12. Определите картелеобразную структуру рынка.
Тема 6.
1. Насколько верно утверждение: чем больше монопольная власть, тем выше монопольная прибыль?
2. Верно ли утверждение, что по сравнению с конкурентной отраслью абсолютная монополия всегда оборачивается более высокими ценами и меньшим объемом выпуска?
3. Правильно ли поступает правительство, если ограничивает уровень прибыльности естественного монополиста? Предложите альтернативные способы регулирования.
4. Особенности рынка монополистической конкуренции.
5. Что представляет собой дифференциация продукта?
6. Оптимизация выпуска в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.
Тема 7.
1. Почему спрос на ресурсы носит производный характер?
2. Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.
3. В чем заключается сущность заработной платы?
4. Что представляет собой рынок оборотного капитала?
5. Что представляет собой процесс дисконтирования?
6. Определите условия равновесия на рынке основного капитала.
7. Определите общие проблемы спроса на экономические ресурсы.
8. Фактор-труд и его цена. Общая характеристика рынка труда.
9. Определите основные формы заработной платы.
10. Совершенная конкуренция на рынке труда.
11. Монопсония на рынке труда.
12. Какова роль профсоюзов на рынке труда?
13. Что представляет собой взаимная монополия на рынке труда?
Тема 8.
1. Что представляет собой рынок капитала?
2. Капитал как фактор производства.
3. Капитал предприятия и его структура.
4. Что в экономической теории понимается под капиталом?
5. Какой признак положен в основу деления капитала на основной и оборотный?
6. Для чего необходима амортизация капитала?
7. В чем сущность процента на рынке капитала?
8. Что понимают под фактором земля?
9. Назовите специфические особенности спроса и предложения земли.
10. .Что такое рента, каковы причины ее образования?
11. Объясните, как формируется дифференциальная рента.
12. В чем отличие дифференциальной ренты I от дифференциальной ренты II?
13. Каково влияние земельной ренты на цену земли? Каково влияние рентных отношений на экономику?
14. Как факт ограниченности ресурсов соотносится с принципами совершенной конкуренции?
15. Могут ли рынки земли быть конкурентными?
16. Как рассчитать реальную рыночную ставку процента?
17. Каковы ограничения в применении модели жизненного цикла?
18. В чем смысл теории человеческого капитала?
Тема 9.
1. Экономические риски и неопределенность.
2. Дайте понятие неопределенности.
3. Виды неопределенности технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность.
4. Асимметричность информации, рынок «лимонов», негативный отбор, моральный риск.
5. Рыночные, институциональные и государственные меры регулирования асимметричности информации.
Тема 10.
1. Внешние эффекты, положительный внешний эффект, отрицательный внешний эффект.
2. Причины возникновения внешних эффектов.
3. Внешние эффекты и права собственности.
4. Теорема Коуза-Стиглира. Возможности рынка по регулированию внешних эффектов.
5. Государственное регулирование внешних эффектов.
6. Общественные блага.
Темы докладов, сообщений
1. Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.
2. Анализ потребительских бюджетов. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.
3. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля.
4. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
5. Производство и технология. Понятие производственной функции. Изокванты.
6. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
7. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства. Изменение размеров производства. Эффект масштаба.
8. Природа издержек производства, их структура и виды. Себестоимость.
9. Динамика издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
10. Минимизация издержек производства: определение эффективного способа производства.
11. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли. Принцип максимизации прибыли.
12. Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды. Множественность целей фирмы: допущение о максимизации прибыли.
13. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Конкурентные стратегии фирмы. Стратегии ценообразования.
14. Концентрация и централизация капитала. Диверсификация.
15. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки. Совершенная и несовершенная конкуренция. Движущие силы конкуренции.
16. Рыночная власть: источники и способ ее измерения. Монополистическое поведение: ценовая дискриминация.
17. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.
18. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Антимонопольная политика. Экономические последствия и регулирование деятельности монополий.
19. Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и реклама. Монополистическая конкуренция: производственный выбор в условиях ограниченной рыночной власти.
20. Олигополия: основные черты и стратегии поведения.
21. Факторы производства. Особенности функционирования рынков факторов производства. Функциональное распределение доходов.
22. Содержание и особенности рынка человеческого капитала. Спрос и предложение труда. Эффект дохода и замены.
23. Заработная плата: сущность, виды и функции. Методы государственного регулирования рынка человеческого капитала.
24. Сущность капитала и его формы. Амортизация.
25. Особенности формирования спроса и предложения на капитал. Равновесие на рынке капитала.
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Таблица 4
Критерии оценивания достижения заданного этапа (уровня) освоения компетенции (по каждому показателю)
Уровень | Шкала оценивания | Словесное выражение | Описание критерия оценивания |
Превосходный | Отлично | Знает и понимает основные понятия. Умеет грамотно использовать основные понятия в ответах и выступлениях, ответ студента полный и правильный. Студент способен анализировать и обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры. Выполнено 100 % заданий для самостоятельной работы. | |
Продвинутый | Хорошо | Знает и понимает основные понятия. Умеет грамотно использовать основные понятия в ответах и выступлениях, ответ студента полный и правильный. Студент способен анализировать и обобщить материал, сделать выводы, привести иллюстрирующие примеры. Выполнено 75% заданий для самостоятельной работы. | |
Пороговый | Удовлетво- рительно | Знает и понимает основные понятия. Умеет использовать основные понятия в ответах и выступлениях, ответ студента полный и правильный. Не всегда самостоятельно может привести иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено. Выполнено не менее 50% заданий для самостоятельной работы. | |
Недостаточный | Неудовлетворительно | Знает и понимает основные понятия. Умеет использовать основные понятия в ответах только при помощи преподавателя. Не умеет самостоятельно привести иллюстрирующие примеры, сформулировать обобщающее мнение. Выполнено менее 50% заданий для самостоятельной работы. |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Оценочные средства уровня А
Тема 1.
1. Что изучает микроэкономика?
2. Дайте характеристику издержек упущенных возможностей.
3. Перечислите основные функции экономической теории.
4. Перечислите основные категории экономической теории.
5. Возникновение и развитие экономической теории. Основные этапы, школы и направления современных экономических теорий.
6. Какова связь экономической теории с другими экономическими и социальными науками?
7. Характеристика собственности как экономической категории.
8. . Дайте характеристику юридической и экономической характеристики категории собственности.
Тема 2.
1. Определите понятие цивилизации.
2. Дайте характеристику рыночной экономики.
3. Охарактеризуйте основные категории рыночного равновесия.
4. Понятия, критерии, типы и принципы классификации экономических систем.
5. Какую роль играет закон стоимости в рыночной экономике?
6. Какое значение имеет положительный или отрицательный наклон кривых спроса и предложения.
7. Что означают сдвиги кривых спроса и предложения?
Тема 3.
1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
2. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса.
3. Эффект замены и эффект дохода.
4. Излишек потребителя и кривые безразличия.
5. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии?
6. От чего зависит благосостояние потребителя?
Тема 4.
1. Какая из стадий производства и почему является оптимальной с точки зрения функционирования фирмы?
2. В чем заключается разница между экономическими и бухгалтерскими издержками?
3. Можно ли утверждать, что крупные фирмы всегда имеют преимущества по издержкам по сравнению с небольшими фирмами?
4. Что представляет собой экономическая прибыль?
5. Что представляет собой бухгалтерская прибыль.
6. Определение понятия «издержки производства».
7. Что представляют собой вмененные издержки?
8. Что представляет собой краткосрочный период деятельности фирмы?
Тема 5.
1. Условия совершенной конкуренции
2. Принципиальные варианты поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
3. Определите условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде.
4. Особенности олигополистического рынка.
5. Особенности поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде.
Тема 6.
1. Верно ли утверждение, что по сравнению с конкурентной отраслью абсолютная монополия всегда оборачивается более высокими ценами и меньшим объемом выпуска?
2. Правильно ли поступает правительство, если ограничивает уровень прибыльности естественного монополиста? Предложите альтернативные способы регулирования.
3. Особенности рынка монополистической конкуренции.
4. Что представляет собой дифференциация продукта?
5. Оптимизация выпуска в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.
Тема 7.
1. Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.
2. В чем заключается сущность заработной платы?
3. Что представляет собой рынок оборотного капитала?
4. Что представляет собой процесс дисконтирования?
5. Определите общие проблемы спроса на экономические ресурсы.
6. Фактор-труд и его цена. Общая характеристика рынка труда.
7. Определите основные формы заработной платы.
8. Совершенная конкуренция на рынке труда.
Тема 8.
1. Капитал как фактор производства.
2. Капитал предприятия и его структура.
3. Что в экономической теории понимается под капиталом?
4. Какой признак положен в основу деления капитала на основной и оборотный?
5. Для чего необходима амортизация капитала?
6. Что понимают под фактором земля?
7. Назовите специфические особенности спроса и предложения земли.
8. .Что такое рента, каковы причины ее образования?
9. В чем отличие дифференциальной ренты I от дифференциальной ренты II?
10. Каково влияние земельной ренты на цену земли? Каково влияние рентных отношений на экономику?
11. Как факт ограниченности ресурсов соотносится с принципами совершенной конкуренции?
12. Каковы ограничения в применении модели жизненного цикла?
13. В чем смысл теории человеческого капитала?
Тема 9.
1. Дайте понятие неопределенности.
2. Виды неопределенности технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность.
3. Асимметричность информации, рынок «лимонов», негативный отбор, моральный риск.
4. Рыночные, институциональные и государственные меры регулирования асимметричности информации.
Тема 10.
1. Причины возникновения внешних эффектов.
2. Внешние эффекты и права собственности.
3. Теорема Коуза-Стиглира. Возможности рынка по регулированию внешних эффектов.
4. Государственное регулирование внешних эффектов.
5. Чистое общественное благо, клубное общественное благо, перегружаемое общественное благо.
6. Проблема оптимальности производства общественных благ. Эффект «безбилетника».
Оценочные средства уровня С
Задачи направлены на проверку уровня сформированности компетенций в части «уметь» и «владеть». Задачи приведены в редакции авторов писем и корректуре не подвергались.
Задача 1
Предположим, что потребитель имеет доход в 800 руб. в неделю. Цена товара А равна 100 руб., а цена товара В – 50 руб. Построить бюджетную линию.
Задача 2
Студент еженедельно получает от родителей 2000 руб. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения – на горизонтальной:
1) цена продуктов питания (ЦП) – 50 руб. за единицу, цена развлечений (ЦР) – 50 руб. за единицу.
2) ЦП = 50 руб.; ЦР= 100 руб.
3) ЦП = 100 руб.; ЦР = 50 руб.
4) ЦП = 40 руб., ЦР = 40 руб.
5) ЦП = 50 руб.; ЦP = 50 руб., но доходы студента увеличиваются до 2500 руб. в неделю.
Прокомментируйте бюджетные линии 4) и 5) и сравните их с бюджетной линией 1).
Задача №3.
Обувное предприятие при выпуске Q = 2000 пар за месяц несет постоянные издержки FC в размере 400 тысяч руб. в месяц. Если труд является единственным переменным фактором, а его затраты составляют925 руб. в час при объеме выпуска 5 пар в час, то чему будут равны средние и средние переменные издержки?
Задача №4.
Фирма планирует выпустить учебники «Экономика». Средние издержки на производство книги составляют 140 руб. + (4000 руб. / Q). Планируемая цена книги 150 руб. Каков должен быть тираж книги, соответствующий безубыточности?
Задача №5. В отрасли действует пять фирм с объёмами выпуска20, 10, 5, 3, 2% от общего выпуска продукции в отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Определите степень монополизации отрасли: 1) по коэффициенту концентрации производства (ККП); 2) по индексу Герфиндаля-Хиршмана (ИГХ).
Задача №6. Фирма продаёт продукцию по цене 200 руб./шт. Предельные издержки составляют 133 руб./шт. Рассчитайте коэффициент Лернера(ИЛ) и оцените степень монополизации рынка, на котором работает фирма.
Задача №7: В банк помещена на год сумма 5 тыс. руб. По истечении года клиент получает в банке 7 тыс. руб. Цены в течение года выросли на 50%. Определите процентный доход, номинальную и реальную процентные ставки.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
А) Основная литература:
1. Журавлёва Г.П., Поздняков И.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика – М.: ИНФРА – М, 2016
2. Тарасевич Л.С.Микроэкономика: учебник для бакалавров.-М.:Издательство Юрайт, 2016.-686с.-(Бакалавр).
Б) Дополнительная:
1. Антипина О.Н., Миклашевская Н.А., Никифоров А.А. Макроэкономика. – М. : Дело и Сервис, 2015. – 496 с. - URL: http:// elibrary.ru/
2. Курс экономической теории : учебник / М.Н. Чепурин. – 7-е доп. – Киров : АСА, 2016. – 848 с. – URL: http://www.ibooks.ru
3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник /Под ред. А.Г.Грязновой. – Изд. 9-е +CD, М.: КноРус, 2014.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
- EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний (search.epnet.com).
- "Emerald Management Extra 111" (EMX111) – база данных по экономическим наукам, включает 111 полнотекстовых журналов издательства Emerald по менеджменту и смежным дисциплинам (emeraldinsight.com/ft).
- ProQuest: ABI /Inform Global - полнотекстовая база данных по бизнесу, менеджменту и экономике (proquest.umi.com/login).
- Web-site: Gks.ru, marketcenter.ru, eup.ru и многие другие в зависимости от темы индивидуального задания студента.
- информационно-справочные и поисковые системы: «Консультант Плюс».
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, групповое обсуждение области применения полученных знаний в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.
Студенты, помимо активного изучения дисциплины на лекционных, семинарских, практических занятиях, обязаны вести активную самостоятельную работу. Самостоятельная работа является важной составной частью освоения дисциплины и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
В соответствии с Положением об Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Московский гуманитарно-экономический университет основными формами самостоятельной работы студентов при освоение данной дисциплины являются: подготовка к занятиям;
осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, своевременная доработка конспектов лекций;
подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы;
консультация с преподавателем по сложным, непонятным вопросам;
выполнение заданий, в том числе системе Интернет-тренажеров;
написание рефератов,
написание научных статей,
систематическое ознакомление с материалами периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебной дисциплине; подготовка к экзамену.
Самостоятельная работа студентов является определяющим фактором успешного изучения данной дисциплины. Лекции, семинарские и практические занятия, т.е. занятия с преподавателем направляют и облегчают самостоятельную работу, но не заменяют ее.
Основной задачей студентов заочной формы обучения в периоды промежутков между сессиями является качественная подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине, которая проводится в форме экзамена.
Для подготовки к промежуточной аттестации по учебной дисциплине студент, независимо от выбранной преподавателем формы самостоятельной работы в межсессионный период, должен ознакомиться с рабочей программа дисциплины на сайте филиала, изучить рекомендованную литературу, отработать выданные преподавателем задания в системе Интернет-тренажеров и подготовиться к проведению семинаров и практических занятий.
Одной из основных составляющих обеспечения самостоятельной работы студента является библиотечное обеспечение.
Библиотечное обеспечение студентов Тверского института (филиала) МГЭУ осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Структурно, библиотека филиала включает в себя общий фонд литературы (абонемент), читальный зал и две электронные библиотеки – Электронная библиотека ТИ(Ф) МГЭУ и электронно-библиотечная система Ibooks.
Планы практических и семинарских занятий
Практическое занятие по теме 4. Основные фонды предприятия
План проведения:
1. Расчет величины и структуры основных фондов предприятия.
2. Эффективность использования основных фондов, определяющие факторы.
Практическое занятие по теме 5. Оборотные средства предприятия
План проведения:
1. Оборотные средства: расчет объема и структуры.
2. Оценка и пути повышения эффективности оборотных средств.
Практическое занятие по теме 6. Трудовые ресурсы предприятия
План проведения:
1. Расчет численности и структуры персонала.
2. Расчет эффективность использования персонала.
3. Решение задач по определению размера оплаты труда.
Практическое занятие по теме 7. Издержки производства и себестоимость продукции
План проведения:
1. Издержки и затраты производства.
2. Себестоимость продукции: определяющие факторы, пути снижения.
Практическое занятие по теме 8. Формирование цен на продукцию предприятия
План проведения:
1. Ценностный подход к ценообразованию.
2. Договорные цены
3. Решение задач по определению цены различными методами.
Семинар по теме 13. Производственное планирование
Вопросы для обсуждения:
1. Бизнес-план: назначение, место в стратегии предприятия.
2. Структура плана.
3. Показатели разделов плана.
Практическое занятие по теме 15. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия
План проведения:
1. Формирование прибыли предприятия.
2. Распределение прибыли предприятия.
3. Влияние учетной и амортизационной политики на прибыль и собственные инвестиц