Классификация некооперативных моделей поведения

Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. В экономике отраслевых рынков данная рыночная структура выступает центральным объектом анализа. Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а условия вхождения фирм в отрасль преграждены высокими барьерами.

Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы не имеют значительного преимущества над мелкими.

Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм (их число не превышает десяти), высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость. Олигополии возникают в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – медь, алюминий, нефть), так и дифференцированные продукты (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).

Существуют различные варианты, предложенные экономистами при анализе рынка, относящегося к олигополистическому типу рыночной структуры. Среди них следует выделить модели Курно, Бертрана, Штакельберга и др.

Модель Курно– этосамая ранняя модель олигополии. Ее предложил в 1838 г. французский экономист Огюстен Курно.

Это модель взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии. Основные условия таковы:

– фирмы А и В производят одну и ту же продукцию и обе знают кривую спроса рынка;

– обе фирмы принимают решения одновременно, независимо друг от друга;

– каждая фирма предполагает выпуск продукции конкурента постоянным;

Классификация некооперативных моделей поведения - student2.ru – каждая фирма знает, что рыночная цена зависит от общего производства обеих фирм. Поэтому предельные издержки МС одной из них постоянны.

Равновесие Курно – это некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают наибольшие возможные прибыли при данных действиях своих конкурентов. Равновесие в модели Курно (см. рис. 6) можно представить через кривые реа- Рис. 6. Модель Курно

гирования. Кривая реагирования показывает максимизирующие размеры выпуска, которые будут осуществляться одной фирмой, если даны размеры выпуска другой фирмы-соперника.

На оси абсцисс отложим выпуск товаров фирмы В, на оси ординат – фирмы А. Тогда будем иметь линию реакции фирмы А – QА (В), а фирмы В – QВ(А).

Пересечение линий реагирования этих двух фирм в точке Е показывает равновесие Курно. Каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение. Поэтому ни одна фирма не имеет стимула изменять свой объем производства. Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц.

Модель Бертранатакже рассматривает взаимодействие двух фирм олигополистов, т.е. дуополию.

Длядуополии Бертрана характерны те же предпосылки, которые применялись при анализе дуополии Курно, – с одним, но принципиальным отличием: стратегической переменной, учитываемой фирмами при принятии решения, является не объем выпуска, а цена. Дуополия Бертрана – способ взаимодействия, при котором фирма принимает решение об объеме выпуска, исходя из предложения, что фирма-конкурент не изменит цену.

Именно это предложение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертрана равновесие дуополистического рынка по ценам, объему производства и прибылям соответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т.е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

В модели Бертрана обе фирмы продают однородный товар. Они сталкиваются с кривой спроса, обладающей следующими характеристиками:

1) если одна из фирм увеличивает цену по сравнению с ценой конкурента, то спрос на ее продукцию будет равен нулю;

2) если фирма устанавливает цену, которая будет ниже цены конкурента, то она сможет переключить на себя весь спрос рынка (предполагается, что фирмы обладают достаточной мощностью для покрытия спроса всего рынка);

3) если обе фирмы устанавливают одинаковую цену на товар, то они поделят поровну спрос на рынке.

Ценовое лидерство в модели Форхаймера.Это модель лидерства по цене (см. рис. 7). В модели существует фирма-лидер, которая признана ценовым лидером и регулирует рыночную цену и берёт на себя ответственность за приспособление цены к изменяющимся условиям рынка.

Ограничения в модели:

1) все вещи идут последовательно;

2) доминирующая фирма одна;

3) она имеет преимущество в издержках;

4) в этой отрасли все остальные – аутсайдеры. Они ориентируются на цены лидера;

5) число фирм фиксировано и существуют барьеры входа и выхода;

6) доминирующая фирма знает спрос;

7) она может предсказывать объем выпуска фирм-аутсайдеров.

Классификация некооперативных моделей поведения - student2.ru При данной модели Классификация некооперативных моделей поведения - student2.ru Sf – предложение аутсайдеров, Rl – остаточный спрос фирмы-лидера, MRl и MCl соответственно предельный доход и предельные издержки фирмы-лидера, D – совокупный спрос. Принимая решение о новой цене и установлении равновесия, фирма-лидер старается максимизировать свою прибыль (MRl=MCl) на своей кривой остаточного спроса (Rl=D-Sf). И в данной точке, спроектированной с кривой остаточного спро-са на кривую общего Рис. 7. Модель Форхаймера спроса, достигается равно- весие, при котором доминирующая фирма получает достаточно высокий уровень прибыли. Но и у аутсайдеров получается положительная прибыль. Следовательно, они будут увеличивать производство, и произойдёт сдвиг кривой остаточного спроса доминирующей фирмы так, что её доля сократится. Она сократит своё предложение, и равновесная цена тоже понизится (из-за конкурентного окружения). Но если издержки доминирующей фирмы существенно ниже издержек аутсайдеров, то она вытеснит конкурентов и останется монополистом. Этого она может достичь путём ценовой войны, т.е. снижать цену до тех пор, пока она не будет ниже предельных издержек аутсайдеров.

Ломаная кривая остаточного спроса фирмы-лидера порождает разрыв кривой её предельного дохода. Второй участок характерен для второго случая равновесия, это когда кривая предельных издержек (MClm) намного ниже пересекает предельный доход.

Классификация некооперативных моделей поведения - student2.ru Модель Штакельберга.Эта модель анализирует стратегическое взаимодействие фирм по принципу «лидер-последователь» (см. рис. 8). Последователь осознаёт лидерство конкурента, рассматривая уровень выпуска лидера как заданный, а следовательно, принимает решение об уровне Рис. 8. Модель Штакельберга своего выпуска при предпосылках модели Курно.

Лидер (первая фирма), в свою очередь, осознаёт, что оказывает влияние на принятие решений конкурента, и поэтому учитывает реакцию последователя (R1*(q2)) при решении задачи на максимум прибыли. Зная, что фирма-последователь будет выбирать уровень выпуска, соответствующий одной из точек на её кривой реакции R2(q1), фирма лидер отдаёт предпочтение такой точке, которая обеспечит ей большую, возможную прибыль C1(q1*,q2*).

Однако, возможно, что оба дуополиста будут вести себя как лидеры. И каждый будет считать конкурента последователем и предполагать, что последователь реагирует на поведение лидера. Поэтому будет не одна, а две кривые реакции, скорректированные на реакцию последователя R1*(q2) и R2*(q1). И равновесие на рынке будет в точке пересечения этих кривых. И их уровни выпуска будут одинаковы, т.е. рынок поделят пополам, т.к. обе фирмы имеют равные условия по издержкам и придерживаются одинаковых стратегий поведения на рынке.

Наши рекомендации