Причиной возникновения товарного производства служит экономическая обособленность производителей друг от друга.
В товарном производстве основные экономические вопросы (что производить, как и для кого) решаются производителями самостоятельно.
Выделяют простое товарное производство и крупное или капиталистическое.
Простое основано на личном труде мелких товаропроизводителей и частной собственности на средства производства.
В условиях крупного товарного производства рыночные отношения носят всеобщий характер, при этом факторы производства приобретают товарную форму. Рабочая сила и средства производства свободно продаются и покупаются на рынках факторов производства.
Отличия простого производства от капиталистического:
1. При простом, средства производства принадлежат самим товаропроизводителям, при крупном – предпринимателям.
2. Простое основано на личном труде, крупное использует наёмную рабочую силу.
3. При простом – продукт принадлежит производителю, при крупном – предпринимателю.
4. При простом – рабочая сила ещё не является товаром, при крупном – она уже товар.
5. При простом товарное производство ещё не носит всеобщей формы, при крупном – имеет всеобщий характер.
6. Цель первого – удовлетворение потребностей потребителя, крупного – получение прибыли.
Рынок: понятие, функции
История рынка насчитывает 7–8 тыс. лет.
В течение этого периода менялись представления экономистов о том, что такое рынок:
1. В бытовом представлении рынок – место сбыта товара.
2. В рамках неоклассического подхода наиболее часто используются определения, данные французским экономистом Курно (1801–1877) и английским экономистом Маршаллом (1842–1924). «Рынок – это не какая-либо конкретная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Главное в этом определении – свобода обмена и установления цен.
3. Английский экономист Джевонс (1835–1882) в качестве основного критерия образования рынка выдвинул «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Рынок – это всякая группа людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поду любого товара. Недостатком данного определения является то обстоятельство, что сущность рынка сводится только к сфере обращения.
Учитывая все приведенные выше определения, при определении рынка следует исходить из двойственного значения понятия «рынок»:
1. В собственном смысле рынок означает market – сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.
2. Рынок – как экономическая категория, охватывает все сферы деятельности, а не только обращения.
Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления, выступающая в качестве сложного механизма функционирования национальной экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы.
Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в определенном месте при купле-продаже товаров.
Рынок – это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления.
Рынок в функционирующей экономической системе можно рассматривать как самостоятельную подсистему.
Если экономическую систему представить в форме круга, то рынок, как самостоятельная подсистема будет представлен сегментом 1, сегмент 2 – государство, как подсистема хозяйствования, сегмент 3 – натуральное хозяйство, как подсистема экономической системы.
Кроме сферы обращения рыночные отношения охватывают:
1. Отношения по поводу аренды предприятий и других объектов.
2. Процесс создания совместных предприятий.
3. Кредитные отношения.
4. Процесс найма и использования рабочей силы.
5. Процесс создания и функционирования рыночных структур управления.
Сущность рынка проявляется в его функциях:
1. Интегрирующая. На рынке происходит соединение сферы производства, сферы потребления и посредников, включение их в общий процесс обмена продуктами труда и услугами.
2. Регулирующаядает ответ на вопросы «что производить», «для кого производить», «как производить».
3. Стимулирующая проявляется в стремлении товаропроизводителей к созданию новой техники, способной уменьшить издержки производства и тем самым снизить цену.
4. Контролирующая. Контроль за результатами производства, выявляет насколько продаваемая продукция соответствует нуждам потребителей как качественно, так и количественно.
5. Информационная дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
6. Экономичности предполагает сокращение издержек обращения.
7. Реализация интересов рыночных субъектовобеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. У продавцов – в получении большего размера прибыли, у покупателей – удовлетворение потребности с наименьшими затратами.
8. Санирующая –избавляет общественное производство от экономически слабых фирм.
9. Дифференцирующая –дифференцирует товаропроизводителей по уровню доходности.
Субъекты рынка. Взаимодействие хозяйствующих субъектов
в национальной экономике
В качестве критерия выделения экономических субъектов выступает та специфическая роль, которую выполняет каждый из них в организации экономической жизнедеятельности.