Японская модель регулирования экономики

Практика долгосрочного планирования - уникальное явление среди стран со свободной рыночной экономикой. Японцам удалось найти наиболее оптимальное сочетание плана и рынка и на этой основе проводить в жизнь весьма эффективную экономическую, или, как ее называли сами японцы, «индустриальную политику».

В Японии в силу специфики ее исторического развития сложились довольно сильные традиции активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. В первые послевоенные годы доминировали методы прямого административного регулирования, которые были вызваны инфляцией, острыми диспропорциями в экономике, несбалансированностью производства и рынка. В последующем, когда рыночная несбалансированность в основном была преодолена, доминирующую роль стали играть методы финансового, кредитного, ценового регулирования, хотя они сопровождались и административными формами вмешательства в хозяйственную жизнь страны.

Японская модель государственного регулирования основана на убеждении, что именно экспорт является основой экономического роста, что определенные отрасли экономики нужно выделять и поддерживать, чтобы они могли обеспечить рост экономики и уровня жизни людей.

Таблица 1 - Основные элементы японского государственного регулирования

Элементы государственного регулирования Особенности осуществления1) Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (МІТІ)Главные агенты - влиятельные министерства: Министерство финансов и Министерство международной торговли и промышленности.2) Выделение приоритетных отраслей для ускоренного экономического ростаЭта поддержка отражается в законах, инструкциях, направляемых в корпорации. В 50 - 60-х гг. существовали различные финансовые меры поддержки этих отраслей. Вмешательство правительства продолжает осуществляться с целью продвижения информационных технологий и т.д.3) Акцент на расширение экспорта в целевых отрасляхДля целевых экспортных отраслей существовали меры поддержки (налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты).4) Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынкаРазрабатывались специальные меры в сфере торговли и валютного обмена. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей (начиная с производства сырья и заканчивая производством готовых товаров).5) Ограничение прямых иностранных инвестицийОтрасли, где долго применялись протекционистские меры - автомобильная (1971), производство интегральных микросхем (1974), фармацевтическая и компьютерная (1975), обработка информации (1976).б) Мягкое антимонопольное законодательствоВ некоторых целевых быстрорастущих отраслях были созданы крупные корпорации для эффективной конкуренции на мировых рынках. Например, сталелитейная корпорация Nippon Steel.7)Реструктуризация промышленности под руководством правительстваЧтобы воспользоваться экономией масштаба, японским компаниям рекомендовали заняться кооперацией путем разделения продуктовых линеек, что позволяло увеличить объем выпуска продукции. Правительство также поощряло слияния, для того чтобы увеличить масштаб производства и избежать излишней конкуренции.8) Официальное разрешение картелей. При помощи этих мер регулировалось, насколько во время экономических спадов каждая из конкурирующих компаний должна снизить свои производственные мощности и выпуск продукции. 9) Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок. Задача таких проектов - распределить расходы на НИОКР между несколькими участниками, избежать напрасных затрат. Широко известный пример спонсируемого правительством совместного проекта в области НИОКР был проект VLSI, цель которого помочь Японии совершить прорыв в полупроводниковых технологиях.10) Ясно обозначенная макроэкономическая политикаПравительство проводило стабильную макроэкономическую политику. Низкие затраты на оборону позволяли правительству много лет добиваться профицита бюджета. Конечным результатом было обильное предложение дешевого капитала, который корпорации могли инвестировать в свой рост.

Общегосударственные планы не являются директивами. Они лишь ориентируют с помощью подсказок, советов, намеков, финансовых санкций и т. д. отдельные субъекты и звенья экономической структуры на их выполнение. Характерным отличием японского экономического плана является строгая и обязательная увязка его с конкретной стадией развития страны.

Наряду с общегосударственными планами с 1962 г. в стране периодически разрабатываются долгосрочные программы - комплексные планы национального развития.

В настоящее время государственное вмешательство в экономику носит системный характер и осуществляется на всех уровнях (см Таблицу 1). Японское правительство решительно воздействует на все стороны воспроизводственного процесса и экономических отношений, в том числе на экономический рост и его темпы, структуру промышленного производства, образование и науку; на занятость и взаимоотношения труда и капитала; на кредит и денежное обращение; на ценообразование и на внешнеэкономические связи.

Промышленная политика занимает особое место среди различных направлений экономической политики Японии, так как именно здесь государственная политика отличается наибольшей комплексностью, целенаправленностью и последовательностью.

Она представляет собой комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на разных уровнях национальной экономической системы, направленной на поддержание и рост национальной промышленности, носит двойственный характер: стимулирование экономического роста и отраслевая модернизация экономики, с одной стороны, и определение долгосрочной экономической стратегии развития экономики - с другой.

Индустриальная политика в Японии включает в себя два основных элемента. Во-первых, рационализацию производства на уровне отдельных предприятий путем всемерного содействия внедрению новейших достижений науки и техники, технологии и менеджмента - на микроуровне и, во-вторых, структурную перестройку промышленности в наиболее эффективном направлении - на макроуровне.

В рамках промышленной политики государство проводит комплекс мероприятий, направленных на совершенствование отраслевой структуры, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиций, формирование промышленных групп, поощрение мелкого и среднего бизнеса, поддержание конкуренции, стимулирование определенных отраслей хозяйства, экспорта и конкурентоспособности национальной экономики, реализацию крупномасштабных общенациональных программ НИОКР.

Применительно к депрессивным отраслям используются такие инструменты, как субсидии и кредиты для перераспределения ресурсов, модернизации производства, переобучения кадров, оказания помощи работникам в поисках новой работы. Широко применяются также поощрение и финансовая поддержка новых фирм и НИОКР, разрабатываются государственные программы приватизации, используются протекционистские меры и т. д. Конкретные меры в отношении молодых отраслей с высоким потенциалом роста включают в себя низкопроцентные кредиты, импортные квоты, налоговые льготы, субсидии, тарифную защиту, ограничение прямых зарубежных инвестиций, поддержку фундаментальных исследований и т. п.

Анализируя механизм промышленной политики Японии (см Рис. 1), можно отметить, что существует вертикальный поток информации, идущий как со стороны государства до предприятий, так и обратной связью. На уровне правительства определяются генеральные пятилетние планы, а на следующем уровне соответствующие ведомства МІТІ выделяют приоритетные отрасли дальнейшего финансирования. Затем осуществляется индикативное планирование развития отдельных отраслей, другими словами, разрабатываются детализированные планы дальнейшего развития.

В Японии преобладает система косвенного финансирования - это специфическая кредитно-финансовая система, которая, оперируя изначально гарантированными депозитами, выдает огромные ссуды и несет риск при неплатеже по ссуде. Такая схема обеспечивает стабильность и образование определенной прибыли в ходе операций. Для здорового функционирования подобной системы необходимы многие условия и особенно механизм страхования депозитов. В случае банкротства застрахованные депозиты в конечном счете обеспечиваются государством. Но изначально финансовое посредничество осуществлялось в такой форме, что почти все риски нес банк. В специфических условиях послевоенной Японии описанная система финансирования оказывала стабилизирующее влияние на кредитно-финансовую систему и всю экономику в целом.

Исключительно большую роль играет японское государство в проведении антидепрессионной политики. В период ухудшения общеэкономической конъюнктуры правительство увеличивает ассигнования на общественные строительные работы, снижает налоги и ставку учетного процента Банка Японии. Другими словами, хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, которое использует для этих целей фискальную, денежно-кредитную политику или меры прямого административного воздействия на субъекты рынка.

Антимонопольная политика используется правительством Японии для повышения эффективности экономики посредством поддержания государством высококонкурентной среды. Особенности японских монополий состоят в том, что они менее диверсифицированы (применительно к ним действует принцип: на одну отрасль - одна фирма) и контролируют многие виды деятельности и отрасли посредством межфирменных групп. Такие группы создаются главным образом в форме кейрецу - вертикальных объединений фирм, включающих дочерние компании и субподрядные фирмы. Кейрецу, приблизительно соответствуя понятию «концерн», представляет собой такую организационную структуру, в которой головная компания обросла внешне самостоятельными фирмами, находящимися, однако, в определенной зависимости от головной компании. Группирование фирм базируется на системе, участии, кредитовании, назначении управляющих, информационном обеспечении и т. д.

Рис 1. - Механизм осуществления промышленной экономики Японии

Среди целей антимонопольной политики Японии неизменно фигурирует и такая, как защита «слабых» (как правило, мелких) фирм от произвола «сильных».

Содержание закона можно свести к трем основным положениям: во-первых, запрещается монопольное положение одного из производителей или их узкого круга; во-вторых, не допускаются несправедливые деловые операции; в-третьих, запрещается несправедливая деловая практика.

Вмешательство государства в экономику проявляется и в области мелкого и среднего бизнеса. Японская экономика носит в определенной степени двойственный характер. Наряду с мощными, высоко монополизированными крупными объединениями существуют сотни тысяч мелких и средних фирм с количеством работающих от нескольких человек до 300. Вклад этого сектора в экономику значителен. По данным 1990 г., на долю мелких и средних фирм приходилось 99,2% общего числа всех предприятий Японии, 80,6% всех занятых в национальной экономике, 51,6% общего объема продаж продукции в обрабатывающей промышленности, 80,4% - в розничной торговле. Особенно распространены такие предприятия в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании и вообще в сфере услуг.

Осуществляя активную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, государство добивается устойчивого их функционирования. В результате Япония резко выделяется среди развитых стран крайне низким уровнем банкротств. Из вновь образующихся небольших предприятий в течение года там разоряется не более 5%, в то время как в США - около 30%.

В набор главных средств государственной поддержки некрупного предпринимательства входят:

специальное финансирование и льготное кредитование;

гарантирование займов;

льготное налогообложение и особый порядок амортизации;

организация обучения и повышения квалификации кадров;

консультирование;

оказание научно-технического и информационного содействия;

кооперирование.

Необходимость государственной помощи малым и средним предприятиям считается в Японии аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам и т. д. Компенсацию относительной слабости малого и среднего бизнеса как раз и берет на себя государство, причем цели государственной поддержки за последние годы менялись. Сначала целью было восстановление хозяйства, затем - развитие на базе новейших достижений НТП.

Наши рекомендации