Утилитаристская фикция общего блага
(Старая неоклассика)
Анахронизм теоретических установок классической политэкономии, основанных на метафизике естественного права, во второй половине XIX в. становился все более очевидным. Особую роль играли при этом два момента делающей большие шаги модернизации:
Экономическая модернизация в рамках «великого бума», четверти века беспримерной динамики вырвавшегося на свободу либерального капитализма, которую известный представитель экономической и социальной истории Эрик Хобсбаум175 датировал 1848-1875 гг., привела к таким побочным эффектам индустриализации, как непрогнозируемая прогрессирующая урбанизация населения, лишающая крестьян их культурных корней, возникновение класса индустриальных рабочих и появление уже упомянутого «социального вопроса». В результате приобретенного опыта победителей и проигравших в ходе экономической рационализации и произошедшей вследствие этого мировоззренческой поляризации между (экономическим) либерализмом и растущими социализмом и марксизмом, вера в нейтральную беспартийность «рыночного принципа» потеряла свою политическую невинность.
Культурная модернизация, которую Макс Вебер так выразительно охарактеризовал как «расколдовывание мира»176 и которая породила тенденцию секуляризации, с начала Нового времени ведущую к эмансипации науки от теологического, церковного «откровенного знания». В последней трети XIX в.
175 Hobsbawm E.J. Die Bliitezeit des Kapitals. Eine Kulturgeschichte der jahre 1848-1875. Munchen, 1977.
]>e Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte
ею полностью прониклись также и гуманитарные и общественные науки117. Политическая экономия, которая примерно до 1870 г. осознавала себя еще вполне в классической традиции как ценностно ориентированную философию хозяйства, уже не отвечала новому, квазиестественнонаучному методологическому идеалу свободной от ценностных оценок, объективной науки законов (позитивизм и сциентизм)178.
В стараниях неоклассиков превратить политическую экономию в чистую экономическую теорию примерно с 1870 г. соединились оба этих момента: цель — обеспечить старой национальной экономии в
177 Детальное описание этого процесса см.: Ulrich P. Transformation derokonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegeselt-schaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 145 идалее; относительно методологических выводов для этики см. там же, с. 269 идалее.
178 В немецкоязычных странах дебаты о новом понимании науки в наукахоб обществе и в экономической теории известны по «спору о ценностях»,начатому Максом Вебером в «Обществе социальной политики» в 1909 г. «Общество» первоначально занимало ценностную, социально и политически ангажированную позицию в вопросе о статусе науки — об этом еще напоминаетего старое название, «Общество экономических и социальных наук», сегодняупотребляемое как дополнительное. Требование Макса Вебера, строго разделить («свободную от ценностных суждений») науку и нормативные постулаты, сначала встретило энергичное сопротивление, но затем постепенновозобладало, хотя и не в веберовском смысле. Вебер (Weber М. GesammelteAufsatze zur Wissenschaftslehre, 4. Auflage. Tubingen, 1973. S. 146-214) аргументировал в пользу понимания наук об обществе как свободных от ценностных суждений, но все же по их предпосылкам связанных с ценностямикультурологических наук: «Не может быть чисто "объективного" анализакультурной жизни» (там же, с. 170), поскольку «без носящих ценностнуюокраску идей исследователя нет ни принципа отбора материала, ни осмысленного познания индивидуальных реальностей... Познание в науках окультуре связано с "субъективными" предпосылками, ...которым мы придаемкультурное значение» (там же, с. 182). Вебер (там же, с. 161 и далее) пророческим образом выступил против «односторонности экономической точкизрения» и ее распространения «на все социальные науки» (там же, с. 165) и.заметодическое обращение к обуславливающим познание «ценностным идеям»,причем, он уже распознал в «идеально-типическом методе» (as if) «абстрактную экономическую теорию» адекватного научного понимания (там же, с. 190и далее). Однако на преимущественно англосаксонскую неоклассическуюжономическую теорию (пролагающую свой путь через теорию предельнойполезности с ее гедонистической вульгарной психологией) концепция Веберане сказала влияния, и в ней возобладало плоское позитивистское понимание науки, как мы еще увидим.
духе времени репутацию занимающей нейтральную позицию объективной науки — обусловила элиминацию из этой дисциплины общественно-политических аспектов теории распределения, которые невозможно было освободить от ценностных суждений, как того требовало новое сциентистское понимание науки. Неоклассики хотели — в отличие от своих классических предшественников — не выступать больше в качестве моральных философов, а располагать нейтральной, объективной и как можно более формализованной теорией. Поэтому был начат процесс математической формализации экономической теории и ее последовательного «очищения»'79 от мировоззренческих положений.
Здесь не идет речь о том, чтобы детально проследить этот историко-теоретический процесс в его неоклассической фазе180. Мы только покажем, в каком направлении преимущественно развивалась «рационализация» нормативного фундамента этой дисциплины. Это был путь от старых принципов, основанных на метафизике естественного права, к этике утилитаризма, в англосаксонском мире начиная с Джереми Бентама181 превратившейся в доминирующий способ рационального объяснения поведенческих норм и нашедшей «применение» в экономической теории благодаря фундаментальному сходству с экономическим мышлением, а именно, своему калькуляторному концепту рациональности. Новые положения неоклассической экономической теории, происходящие из утилитаристской этики, можно в основном свести к трем элементарным пунктам: 1) этическому гедонизму, 2) утилитаристскому принципу и 3) рыночной теореме максимума.
т Kriisselberg H.-G. Property-Rights-Theorie und Wohlfahrtsokonomik / Schiiller A. (Hrsg.). Property Rights und okonomische Theorie. Munchen, 1983 S. 45-77, здесь s. 58.
180 Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspek-tiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 200 и далее. Краткий, но систематически дифференцированный обзор конституирующих признаков неоклассической экономической теории см.: Hampicke U. Ethik, Natur und neoklassische Okono-mie / Biervert В., Held M. (Hrsg.). Okonomische Theorie und Ethik. Frankfurt-New York, 1987. S. 78-100, специально s. 79 и далее.
isl Ben/ham ./. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. London, 1789. Переиздано: New York-London, 1970; частично переведено на немецкий: Но fife О. (Hrsg.) Einfuhrung in die utilitaristische Ethik. KJassische und zeitgenossische Texte, 2. Aufl. Tubingen, 1992. S. 55-83, здесь s. 55 и далее.
(1) Этический гедонизм
В качестве высшей цели индивидам приписывается максимизация их выгод и максимальное удовлетворение всех желаний182. Человеческие потребности описываются как безграничные, а средства их удовлетворения, которыми располагает человечество, — как ограниченные. Речь здесь идет об определенной характеристике человеческой натуры (психологический гедонизм). Но при этом делается «вывод», что высокая степень удовлетворения потребностей (теми благами, которые находятся в распоряжении) предпочтительнее также и в этическом смысле, чем низкая (этический гедонизм), тем самым провозглашается определенная норма, в соответствии с которой субъективное удовлетворение потребностей тоже необходимо мак-симировать. Эта норма никак не мотивирована этически, скорее, мы имеем дело с натуралистическим заблуждением относительно (якобы) сущего и должного, начало которому положил Джереми Бентам, предложивший следующую формулировку в первой же фразе своей утилитаристской этики, ставшей затем широко известной:
«Природа поставила над человеком две силы, боль и наслаждение. Лишь две эти силы определяют не только то, что мы должны делать, но и то, что мы будем делать»183
Натуралистическое заблуждение кроется в приравнивании «what we shall do»* (эмпирическая гипотеза) к «what we ought to do»**
182 Историко-догматически этот гедонистический посыл, лежащий в основе утилитаристской этики, и субъективистское уравнивание счастья, удовлетворения потребностей и распоряжения собственностью вошли в экономическую теорию через теорию предельной полезности (маржиналистская революция). См.: Biervert В., WielandJ. Der ethische Gehalt okonomischer Kategorien В Beispiel — Der Nutzen / Biervert В., Held, M. (Hrsg.). Okonomische Theorie und Ethik. Frankfurt-New York, 1987. S. 23-50.
I8! Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. London, 1789 (переиздано: New York/London, 1970). Цитир. по немецкому частичному переводу: Hoffe О. (Hrsg.) Einfuhrung in die utilitaristische Ethik. Klassische und zeitgenossische Texte. 2. Aufl. Tubingen, 1992. S. 55-83, здесь s. 55.
О происходящих из теории естественного права предпосылках утилитаристской этики см.: Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 180 и далее.
* what we shall do (англ.) — что мы будем делать.
** what we ought to do (англ.) — что мы должны делать.
(нормативное требование). В этом приравнивании мы видим не случайную, не умышленную ошибку, а старую присущую философии естественного права идентификацию «природного», «естественного», с этически «правильным», «хорошим».
Как мы уже обнаружили, в неоклассической экономической теории навязывание гедонистических идей маскируется аксиоматичной формой их подачи: максимизации личной выгоды не требуют прямо, но дефинируют ее как «рациональное» индивидуальное поведение. Но обозначение того или иного способа поведения как рационального, разумеется, тоже несет нормативную нагрузку, ведь рациональность есть понятие ориентирующее, и ее практический смысл в том, чтобы определять и оценивать разумность наших действий. Как мало общего имеет «чисто» экономическое определение рациональности с разумом в подлинном смысле слова, становится очевидным, если мы вдумаемся в нелепость выдвижения в качестве высшей инстанции, определяющей правильность нашего поведения, не разума человека, а его потребительской натуры в чистом виде, а ведь именно это предлагает этический гедонизм; разум представляет собой в этой схеме Fie более чем средство. Перспектива преодоления ограниченности и нехватки земных благ на пути критико-рационального культивирования наших потребностей, т.е. критический по отношению к потребностям подход к искусству «хорошей жизни», заведомо лежит за рамками экономической рациональности; сам смысл хорошей жизни для Homo oeconomicus аксиоматически сужается до гедонистической цели максимизации выгод. Не (хозяйственно-этическая) рефлексия по поводу потребностей, а только (экономически-техническое) производство благ представляется с экономической точки зрения «необходимым» и рациональным.
(2) Утилитаристский принцип
Об утилитаристской этике можно говорить не в том смысле, что она допускает отклонение от эгоистического принципа максимизации личных выгод. Ее этический критерий состоит совсем в другом, а именно, в социальной максимизации общих выгод, принимая в расчет концепцию общего блага: «наибольшее счастье наибольшего числа людей» (Бейтам). Это та причина, по которой утилитаристы считали себя социальными реформаторами и получили наименование философских радикапов; они выступали против рыночно-мета-
физических представлений о гармонии и постулата laissez faire и защищали позицию, согласно которой гармония человеческих отношений возникает не сама по себе, а создается рациональной политикой. Эта рациональная политика и должна была ориентироваться на утилитаристский принцип максимизации выгоды всех.
Этико-критический потенциал этого принципа нашел выражение в ранней теории благосостояния, особенно у Пигу184. На основе теории предельной полезности, согласно которой потребление каждой следующей единицы блага имеет для потребителя последовательно убывающую субъективную ценность, он приходил к выводу, что уравнительное распределение благ в обществе приведет к максимально возможной общей пользе в масштабе народного хозяйства. Этот теоретический результат был явно нежелательным для большинства либеральных экономистов и мог явиться тем мотивом, по которому вопросы распределения постепенно были вытеснены из ранней теории благосостояния, как и из экономической науки вообще.
Однако этим возможным эгалитаристским выводам из утилитаристского принципа не хватало удовлетворительной теоретической базы. Сам принцип содержал в высшей степени проблематичное нормативное допущение, а именно, фикцию определяемого «народнохозяйственного общего интереса», или, короче, народнохозяйственного оптимума. При этом народное хозяйство имплицитно сознавалось как коллективный субъект185, не знающий внутренних конфликтов, и максимировать надо было не что иное, как «его» выгоду:
«Что такое общий интерес? Сумма интересов разных членов, из которых эта общность состоит»186.
Серьезное этико-рациональное возражение против этой логики арифметического сложения заключается в том, что при статистиче-
184 Pigou AC. The Economics of Welfare. London, 1920. S. 89 и далее (переиздано в 1960 г.).
185 Об историко-догматических основаниях старой экономической фикцииколлективного субъекта см.: Ulrich P. Diskursethik und Politische Okonomie /Biervert В., Held M. (Hrsg.). Ethische Gamdlagen der okonomischen Theorie. Ei-gentum, Vertrage, Institutionen. Frankfurt-New York, 1989. S. 71 и далее.
186 Beniham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation.London, 1789. Переиздано: New York-London, 1970; немецкий частичныйперевод: Hojfe О. (Hrsg.). Einfiihrung in die utilitaristische Ethik. Klassische undzeitgenossische Texte. 2. Aufl. Tubingen, 1992. S.
ском сопоставлении преимуществ одних (пользы) с потерями других («внешней» ценой извлекаемой пользы) не учитываются неприкосновенное достоинство и неотделимые права каждого отдельного индивида, которые приносятся в жертву «общественным интересам», или «общему благу». Другими словами, утилитаризм, а вместе с ним и неоклассическая экономическая теория в целом, во всяком случае в той версии, которую мы до сих пор наблюдаем, слепы по отношению к проблеме справедливости. И этот пробел не случаен, он является следствием старой, основанной на идее естественного права веры в гармонию, убежденности в том, что обеспечение справедливого порядка в обществе есть задача высшей по отношению к человеку инстанции.
В вульгарной экономической теории187, практикуемой в реальной экономической политике, фикция общего блага в рассеянном виде продолжает господствовать до сих пор, особенно в форме идеологии экономического роста. Следуя этой идеологии, экономический рост «в конечном итоге» (в долгосрочной перспективе формулировка смягчается, ввиду очевидного наличия проигравших вследствие динамики рынка) надо признать «преимуществом для всех»: благосостояние всех как результат экономического роста — гласила, возможно, неплохо задуманная, но по сути идеологическая формула 1950-х и 60-х, которая фактически еще и сегодня служит выражением высшей хозяйственно-политической цели188. Это утилитаристское представление о (растущем) «общем благе» как высшей справедливости или, как минимум, как достаточной легитимации рыночного принципа до сих пор оказывает действие даже на хозяйственных этиков, в остальном абсолютно критичных по отношению к экономизму, например, на Хорста Штейнмана и Альберта Лёра: также и по их на удивление некритичному определению
187 О вульгарной версии экономистической фикции максимизации общегоблага у Мюрдаля и Альберта речь заходит там, где — в отличие от чистойэкономической теории — в качестве мерила максимизации пользы, а вместе стем и народнохозяйственного «роста», все еще берется (брутто) социальныйпродукт.
188 Эта формула нашла отражение в числе прочего и в названии известнойкниги Эрхарда: Erhard L. Wohlstand fiir alle. Dusseldorf, 1957. Но Эрхард ни вкоем случае не защищает позицию односторонней ориентации на экономический рост.
«...легитимация рыночной экономики эмпирически (sic!) опирается на компаративное преимущество эффективности, которое способствует социальному миру. Это составляет ядро хозяйственно-этической легитимации рыночной экономики»189
Опыт большинства национальных экономик учит нас, что реформы, проводимые по рецептам неолиберальной политики дерегулирования рынка и интенсификации конкуренции, влекут растущие социальные проблемы, поэтому приравнивание рынка к критерию социального мира не имеет ничего общего с реальностью, утилитаристская фикция общего блага сказывается здесь самым вопиющим образом; если невзирая ни на что рыночное «преимущество эффективности» (для всех?) превозносится как «гарантия социального мира», то мы отказываемся видеть в этом стремление к подлинной легитимации и склонны подозревать здесь идеологию. Это было и остается всего лишь детским повторением старой утилитаристской формулы общего блага, заклинанием, которое должно поддерживать социальный мир. В действительности же с его помощью можно было (и, очевидно, можно до сих пор) только «упорно» изгонять общественно-политическую проблему распределения, затрагивающую ценности и интересы, из актуальной экономической теории и политики. Только так можно объяснить суждение Тугенхата:
«Утилитаризм — это идеология капитализма, потому что он позволяет (по видимости. — Петер Ульрих) морально оправдать рост экономики как таковой, без учета вопросов распределения»190.
Однако с тех пор, как экономический рост «развитых» экономик стал регулярно отставать от роста производительности труда, стала очевидной тенденция к так называемому обществу двух третей (т.е. к обществу, треть граждан которого практически остается признать лишней) и, кроме того, наметились экологические границы роста, с тех пор все более широким кругам становилось понятно, что в конце концов речь идет все-таки о вопросе справедливости, например, о справедливом распределении ограниченного числа рабочих мест или находящихся в распоряжении растущей экономики природных ресурсов.
189 Steinmann И., Lohr A. Unternehmensethik als Ordnungselement in der Markt-wirtschaft / Schmalenbachs Zeitschrift fur betriebswirtschaftliche Forschung, 47(1995), S. 143-179, здесь s. 155 (выделено Петером Ульрихом).
190 Tugendhat E. Vorlesungen iiber Ethik. Frankfurt, 1993. S. 327.
Нобелевский лауреат Гуннар Мюрдаль был первым, кто признал этическую неприемлемость идеи максимизации общей выгоды и тем самым решился отрицать существование «чисто экономической точки зрения» и саму возможность принимать в экономической сфере решения, свободные от влияния каких-либо ценностей; он прозрел в утилитаризме «прикрытие идеи естественного права»191 и абсолютно верно критиковал экономистическую фикцию общего блага «либеральной» экономической теории как «коммунистическую фикцию»192: как «фикцию единого для всех целеполагания в экономическом процессе, в котором нет единства»193. Поэтому можно вслед за Луманном кратко и емко зафиксировать: «"Общее благо" не есть та цель, о которой надлежит думать»194. Систематичные выводы из этого были извлечены новой неоклассической экономической теорией позднее, лишь спустя десятилетие, когда пришли импульсы извне, прежде всего со стороны философской этики, да и эти выводы были лишь частичными193.
(3) Рыночная теорема максимума
Следует заметить, что утилитаристский принцип в неоклассической экономической теории проявился в двух различных формах. Во-первых, бентамовская идея утилитаристского расчета нашла свое продолжение и, собственно говоря, теоретически законченное выражение в теории благосостояния. Ее задачи непредвзятого определения наибольшей коллективной пользы (ранняя теория благо-
191 Myrdal G. Das politische Element in der nationalokonomischen Doktrin-bildung, 2. Aufl. (первое немецкое издание — Berlin, 3 932) Bonn-Bad Godes-berg, 1976. S. 22. Шумпетер в том же смысле подчеркивает «в качестве важнейшего пункта, который необходимо понять, ...что утилитаризм есть нечто иное, как новая система естественного права». (Schumpcter ,/, Gesihichteder okonomischen Analyse, 2 Bde. Gottingen, 1965. S. 185).
192 Там же, с. 48, 113, 135 и далее.
193 Там же, с. 113. Об историко-догматических основаниях этой фикцииединого хозяйствующего субъекта в доклассическом учении о народномхозяйстве и о ее утилитаристском продолжении в ранней теории благосостояния см.: Ulrich P. Diskursethik und Politiscl е Okonomie / Biervert В., Held M.(Hrsg.). Ethische Grundlagen der okonomischen Theorie. Eigentum, Vertrage, In-stitutionen. Frankfurt-New York, 1989.
194 Luhmann N. Zweckbegriff und Systemrationalitat, 2. Aufl. Frankfurt, 1977.S. 180.
195 См. об этом ниже.
состояния) или коллективистского упорядочения льгот (поздняя теория благосостояния) в конце концов были объявлены — даже оставляя за скобками прагматичные трудности экономического операционного анализа — принципиально неразрешимыми196. Попытка отделить этико-политические общественные проблемы от вопроса о справедливой организации социальных отношений между членами общества и ограничить их утилитаристской проблемой максимизации общей выгоды оказалась симптоматичной «калькуляторной ошибкой»197 экономистов-неоклассиков.
Гораздо более центральное и влиятельное место, хотя это и менее очевидно, утилитаристская фикция объективного «народнохозяйственного оптимума» заняла в теории общего равновесия, т.е. собственно в парадигме неоклассической экономической мысли198. Основная формула этой идеальной теории совершенного рынка гласит, что на свободном от трений и разногласий рынке (с бесплатным проведением трансакций), на котором идеально отлажен механизм конкуренции, возникает тенденция к равновесию между спросом и предложением внутри всех частей рынка, как и между ними, и
196 Краткий обзор и критику по этому вопросу см.: Ulrich P. Transformationder okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesell-schaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 206и далее. Все еще актуальную основополагающую критику см.: Bohnen А.Die utilitaristische Ethik als Grundiage der modernen Wohlfahrtsokonomik.Gottingen, 1964.
197 Об этом пишет Альберт {Albert И. Okonomische Ideologic und politischeTheorie, 2. Aufl. Gottingen, 1972. S. Ill): «Это, так сказать, профессиональнаяошибка экономистов — ставить проблему калькуляции в центр дебатов пофундаментальным вопросам политического устройства». Альберт, один изведущих и наиболее острых критиков как опирающейся на теории равновесияи благосостояния «теоремы максимума», так и ее вульгаризации в виде«идеологии экономического роста», в своих поздних работах лишь подменяет это экономистическое заблуждение другим, сциентистским, предлагая свое критико-раииональное понимание экономической науки как эмпирически-анапитической социальной науки, т.е. нейтральной и теоретической, вместо практической социальной экономии. См. об этом: Ulrich P. Transformation derokonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesell-schaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993.S. 234 и далее, s. 341 и далее.
198 Кратко сформулированное систематическое изложение и в то же времякпитику модели теории общего равновесия и различных вариантов ее развития см.; Holleis W. Ьг<\^ Ungleichgewicht der Gleichgewichtstheorie. Zur Diskus-sion um die neoklassische Wirtschaftstheorie. Frankfurt-New York, 1985.
равновесная цена («естественная цена»!) является в то же время той ценой, которая — абсолютно независимо от народнохозяйственного распределения покупательной способности — реализует народнохозяйственный оптимум, т.е. общее благо {теорема максимума)199. С теорией равновесия «вера в оптимальность»200 идеального рынка приобрела еще более формализованную оболочку, которая создает впечатление приближающейся к естественнонаучному теоретическому идеалу «социальной физики»201, но на самом деле представляет собой не что иное, как математизированную метафизику202. Так в обычном нормативном применении теоремы максимума делается излишним любой опирающийся на теорию благосостояния расчет; кажется достаточным просто последовательно ориентировать практическую экономическую политику на «принцип рынка»: больше рынка «с экономической точки зрения» всегда хорошо!
Проблема только в том, что этот «чудесный спасительный мир Вальраса»203 представляет собой всего лишь аксиоматично приложенную идеальную теорию, которая — из-за недостатка обоснован-
l9Q Как позднюю форму утилитаристской фикции общего блага в виде исходящей из теории равновесия теоремы максимума можно рассматривать Economics of Property Rights (теорию права собственности), экономическую теорию трансакций и особенно теорему Коуза, занимающуюся решением проблемы внешнего эффекта с точки зрения «чисто экономической» максимизации выгоды: Coase R. The Problem of Social Cost / The Journal of Law and Economics, 3 (1960), S. 1-44; ср. с этой интерпретацией: Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 250 и далее; Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik. Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 51 и далее.
200 Albert H. Okonomische Ideologic und politische Theorie, 2. Aufl. (первоеиздание 1954 г.). Gottingen, 1972. S. 66 и далее, s. 122 и далее. Альберт предлагает радикальную критику опирающейся на теорию равновесия теоремымаксимума как «ядра экономической идеологии» (там же, с. 68), которая«достигает высшей точки в дефиниции оптимального состояния экономики,абсолютно необоснованной с этической точки зрения» (там же, с. 123).
201 Шумпетер видел в теории общего равновесия Л. Вальраса «работу,сравнимую с достижениями теоретической физики» (Schumpeter J. Geschichteder okonomischen Analyse, 2 Bde., Gottingen, 1965. S. 1010).
202 Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.).Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 202 и далее.
203 Vogt W. Zur Kritik der herrschenden Wirtschaftstheorie / Vogt W. (Hrsg.).Seminar: Politische Okonomie. Frankfurt, 1973. S. 180-205, здесь s. 188.
93
ных предпосылок — не имеет ни нормативной силы, ни эмпирического наполнения204. А тот, кто рассматривает ее как достаточное нормативное знание, на основе которого можно строить практические рекомендации в экономике и общественной политике, имплицитно основывается на старой метафизике рынка. И формальная абстрактность, и точность теории общего равновесия не могут тут ничего изменить. По-научному добросовестнее было бы, разумеется, последовательно отказаться от нормативного обращения к «чисто экономической точке зрения», во всяком случае пока ее методический статус определяется как теория as if, или же, если говорить о практическом значении этого нормативного положения, критически переосмыслить ценность ориентации на названный «рыночный принцип» в рамках (тогда уже снова политической) экономии.