Психолого-физиологические особенности подростков
Дети быстро растут и в дошкольном, и младшем школьном возрасте. Однако изменения их тел касаются только количественных величин: увеличивается рост и вес. Пропорции тела, развитие внутренних органов и различных систем организма происходит линейно, а не скачкообразно. Но в переходном возрасте все меняется: помимо внешних изменений добавляются серьезные внутренние перестройки, которые связаны не только с гормональной системой, но задействуют все важнейшие функции организма. Так, усиленно увеличивается мышечная масса, которая требует для себя повышенного расхода калорий. Кости скелета растут в длину, оставаясь довольно тонкими и хрупкими (этим, кстати, объясняется известная подростковая угловатость). Сердце так же обретает новые размеры — но только при условии полноценных физических нагрузок. Происходит некий парадокс: с одной стороны, занятия физкультурой и спортом могут приносить неприятные ощущения у подростка, сопровождаться переутомлением и одышкой, усиленным сердцебиением, с другой стороны — уменьшение нагрузки автоматически приводит к сниженной работе мышц и сердца, что самым негативным образом сказывается на их дальнейшем росте и развитии [8].
Да, организму школьника средних классов действительно приходится нелегко, но именно сохранение физической активности на прежнем уровне и, в некоторых случаях, постепенное увеличение нагрузки станут залогом крепкого здоровья в будущем. Важно помнить, что этот период — всего лишь период, в скором времени он закончится, зато сердце и мышцы, а также скелет сформируются правильным образом. Процедуры закаливания, утренняя зарядка, ежедневные прогулки (хотя бы по 40 минут), регулярные занятия спортом, полноценное питание и качественный отдых — вот фундамент здорового образа жизни подростка. Возникает вопрос: где на все это взять время? Школьная нагрузка и дополнительные курсы не позволяют даже как следует поесть, не говоря уже о прогулках и об отдыхе. И здесь важен внимательный родительский подход, подкрепленный личным примером. Одним из важнейших факторов окружающей среды становится домашняя атмосфера. Если она доброжелательна, спокойна, обеспечивает чувство безопасности и уверенность в оказании поддержки, нервная система ребенка развивается без рывков, энергия расходуется рационально, общее самочувствие улучшается. Это приводит к более эффективному распределению времени на учебу, сон и другие занятия. Обратная ситуация, когда семейная атмосфера напряженная и представляет постоянную угрозу психической и физической неприкосновенности, формирует повышенную тревожность у подростка. Энергия расходуется нерационально, львиная доля уходит на поддержание собственных границ и создание безопасной зоны, нервы постоянно на пределе, нарушается не только сон, но и умственно-когнитивная деятельность. К тому же, от негативной домашней обстановки ребята сбегают в дворовые компании, где теми или иными способами пытаются занять свое место в иерархии. В ход могут идти любые средства, от пристрастия к курению и алкоголю (чтобы доказать свою взрослость и «крутость») до совершения противоправных действий [3].
Если родители чувствуют, что в данный момент они не способны обеспечить дома максимально комфортную обстановку, они должны позаботиться о так называемом заменителе дворовой компании. Нет, друзей отвергать не нужно, но всегда есть возможность позволить подростку выразить себя в других видах деятельности. Можно найти тренера, который станет настоящим наставником и вдохновит ребенка на достижения в спорте, фитнесе или танцах, либо найти любого другого значимого взрослого, чей образ жизни хотелось бы взять за образец. Установление доверительных отношений между подростком и наставником поспособствует формированию правильного взгляда на мир и убережет от опрометчивых поступков. Как отмечают педагоги, в последние годы здоровый образ жизни подростки выбирают сами, интуитивно понимая выгодное отличие крепких мускулов от развивающегося кашля курильщика. Да и во взрослом обществе уже несколько лет главенствует идея здорового образа жизни, создавая все новые примеры для подражания. Высокая физическая активность, помимо развития сердечной мышцы, оказывает значительное влияние и на когнитивные способности. Замечена прямая связь между высокими оценками в дневнике и наличием у данного школьника какой-либо спортивной деятельности вне школы. Впрочем, здесь важно соблюдать определенный баланс: наличие серьезных спортивных способностей часто является для тренеров сигналом к более интенсивным занятиям, и времени не остается теперь уже на школьную деятельность. Организация походов на природу становится дополнительным фактором формирования здорового образа жизни. Неформальная обстановка благоприятна для активного общения, игры на открытом воздухе укрепляют командный дух, дарят чувство сопричастности, нужности. Отсутствие комфортного быта вырабатывает стойкость характера, смекалку, повышает чувство уверенности в себе. Даже для традиционного вечернего костра нужно где-то достать и нарубить дров, и выполняя такую задачу, ребята чувствуют свою взрослость, самостоятельность и значимость.
Что касается пищевых привычек, то здесь велосипед изобретать не придется: еда должна быть полноценной, разнообразной и регулярной. Ритмичность приемов пищи так же важна для растущего организма, как и физическая активность, поэтому нужно распределить день таким образом, чтобы в него входили полноценный завтрак, обед, ужин и два дополнительных «перекуса»: второй завтрак с полдником. Родителям придется следить и за качеством еды — овощи, фрукты, качественное мясо, супы и каши обязательно должны быть в ежедневном меню. Сажать подростка на жесткую диету или насильно ограничивать его во вредных продуктах не имеет смысла: кроме отчужденности и озлобленности это ничего не вызовет. Рецепт таков: нужно проследить, чтобы в буфете было поменьше «мусорной еды», а в холодильнике и фруктовой вазе в изобилии находились здоровые и полезные продукты. Что касается закаливания, на легкий бодрящий утренний душ всегда можно выделить 5-10 минут, а завершать его лучше контрастным обливанием. Плавательные бассейны решат сразу две проблемы — с закалкой и с физическими упражнениями, так что их возможностями лучше не пренебрегать. При плотном утреннем графике от душа придется отказаться, заменив его вечерними обливаниями ног холодной водой. Кстати, такая процедура способствует хорошему засыпанию и крепкому сну. Нервная система подростков так же претерпевает серьезные изменения, и полноценный отдых ей крайне необходим. Исследования показали, что школьники средних и старших классов проводят за домашними заданиями от 3 до 5 часов, непрерывно выполняя упражнения и решая задачи. Причем эффективность таких действий невысока: уставший мозг не способен на полноценную деятельность. Решением может стать принятие правила: никаких уроков в течение 1,5-2 часов сразу после школы и введение перерывов каждые 40-50 минут [6].
Таким образом, идеально, если это время будет потрачено на танцы под любимую музыку, выполнение легкой зарядки или прогулку с домашним питомцем. За полчаса до сна лучше прекратить любые уроки и спокойно отдохнуть в тишине. Нередко у подростков возникают проблемы со сном, их обязательно нужно решать, консультируясь с невропатологом и педиатром. Возможно, врач пропишет какие-нибудь успокоительные препараты, не стоит отказываться от их применения.