Тема 1. Основы экономики: предмет и метод
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
группа | ||
Ф.И.О. студента | ||
дата | ||
преподаватель | Серегина И.Т. |
ОЗЁРСК
ВВЕДЕНИЕ
Цели курса:дать студентам глубокое понимание принципов основ экономики.
Требования к студентам:
Контрольные задания, тесты, задачи, проблемы, представленные в рабочей тетради, основаны на использовании знаний, полученных студентами при изучении курса «Основы экономики».
Методические рекомендации студентам:
Изучение курса требует постоянной самостоятельной работы. Предварительное знакомство с литературой, указанной в данном сборнике, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем.
Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, позволяет эффективно выполнить домашние задания и написать эссе.
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ
Основные источники:
1. Журавлева Г. П., Громыко В. В., Забелина М. И., Лонская Г. М., Мильчакова Н. Н. Экономическая теория: микроэкономика-1, 2, мезоэкономика: Учебник.- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» , 2016 год – 936 страниц
2. Куликов ,Л.М. Основы экономической теории: учебник/Л.М.Куликов.-2-е изд. перераб и доп.-М:изд-во «Юрайт», 2011.-455с.
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – 3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.
4. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005. – 442с.
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 7-е изд., стер. - М: КНОРУС, 2007. - 624 с.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 3-ое изд., исп. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2014. – 624 с.
7. Основы экономики: учеб.пособие для студентов учреждений сред.проф.образования/Н.Н. Кожевников и др./; под ред. Кожевникова Н.Н.-9-е изд., стер.-М: «Издательский центр «Академия»,2014.-288с.
8. Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник для вузов / Селищев А.С. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
9. Липсиц И.В.Экономика: Учебник для вузов/ Липсиц И.В. - М: Омега-Л, 2006. - 656 с.
Тарануха Ю.В.Дополнительные источники:
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т./ Пер.с англ. - М.: Республика, 1993. -199 с., 440 с.
2. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М: Юрайт, 2006. - 191 с.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с.
4. 3аславская М. Д. История экономики: Учебное пособие для бакалавров / М. Д. Заславская. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков И КО», 2013. - 296 с.
5.
Некоторые полезные адреса Интернета
1. Библиотека Либертариума («Moscow Libertarium Library (Russian)»). – Режим доступа: http://libertarium.ru/library.
2. Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы. – Режим доступа: http://www.nel.ru/analytdoc/svodka.html.
3. Журнал «Вопросы экономики». – Режим доступа: http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html.
4. Журнал «Экономика и математические методы». – Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/emm/home.htm.
5. Журнал «проблемы теории и практики управления». – Режим доступа: http://www.ptpu.ru.
6. Economic Journal on the Web. – Режим доступа: http://www.oswego.edu/~economic/journals.htm.
7. Институт «Экономическая школа». Галерея экономистов. – Режим доступа: http://www.ise.spb.ru/gallery/main.html.
8. Институт экономических проблем переходного периода. – Режим доступа: http://www.iet.ru.
9. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ. – Режим доступа: http://wcer.park.ru.
10. www. aup. ru (Административно-управленческий портал).
11. www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
12. www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).
13. www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
14. www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).
Тема 1. Основы экономики: предмет и метод
Составим словарик
Термин | Определение |
Микроэкономика | |
Макроэкономика | |
Позитивная экономическая наука | |
Нормативная экономическая наука |
ЗАДАНИЯ
1. Дайте характеристику основных экономических учений ( выбрать по вариантам)
вариант | ||||||||||||||||
№ |
- Учения Фомы Аквинского
- Социальная утопия Томаса Мора
- Меркантилизм
- Общая характеристика физиократов
- Учение Франсуа Кенэ
- Деятельность Жака Тюрго
- Экономические взгляды Уильяма Петти
- Учение Адама Смита
- Учение Давида Риккардо
- Учение Жана-Батиста Сэя
- Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
- Экономические взгляды Пьера-Жозефа Прудона
- Учение Томаса Мальтуса
- Утопические мечты Роберта Оуэна
- Возникновение марксизма как экономического учения
- Теория маржинализма. А. Маршалл — лидер кембриджской школы маржиналистов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте характеристику развития экономики в России ( выбрать по вариантам)
вариант | ||||||||||||||||
№ |
- Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
- Деньги и их роль в Киевской Руси
- Русь в условиях монголо-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига
- Социально-экономическое развитие России после Смуты
- Экономическая политика России второй половины XV—XVII вв.
- Сущность реформ Петра I. Итоги реформ Петра I
- Социально-экономическая политика Екатерины II.
- Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
- Буржуазные реформы Александра II и их последствия
- Аграрная реформа П. А. Столыпина
- Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы
- Нарастание кризисных явлений в экономике и начало НЭПа
- Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны
- Советская экономика в годы войны
- Послевоенное развитие народного хозяйства
- Экономика развитого социализма
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С помощью понятий «предельная выгода» и «предельные издержки» объясните, почему некоторым профессиональным спортсменам платят значительно больше, чем другим? Какие факторы определяют, выигрывает ли с точки зрения прибыли команда, приглашая «суперзвезду», а не игрока среднего уровня?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите, позитивными или нормативными являются следующие утверждения, и объясните почему.
1) Если бы цена на мужские костюмы возросла на 20 %, а объем их продукции упал бы на 30 %;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Следует ввести тарифы на иностранные автомобили;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Тарифы на иностранные автомобили повысят зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Следует проводить политику, которая повышает национальный доход, так как она полезна для страны;
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Следует устранить дефицит государственного бюджета;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составим словарик
Термин | Определение | Математическое описание |
Общая полезность | ||
Предельная полезность | ||
Функция полезности | ||
Предельная норма замещения | ||
Бюджетное ограничение | ||
Равновесие потребителя |
ЗАДАНИЯ
1. Экономическая модель потребительского выбора основывается на нескольких важных предположениях (допущениях). Приведите их.
Предположение № 1:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предположение № 2:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предположение № 3:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исследуйте Ваши собственные предпочтения в отношении двух потребляемых Вами товаров. Попытайтесь построить кривые безразличия для различных наборов этих товаров, спрашивая себя, предпочитаете ли Вы один набор другому или не делаете различий между ними.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные для построения кривой безразличия:
Наборы товаров | Количество __________ (X) | Количество __________ (Y) |
А1 | ||
А2 | ||
А3 | ||
А4 |
Для построения кривой безразличия используйте систему координат на рисунке 1.
Рис. 1. Кривая безразличия
3. Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. руб. для приобретения товаров Х и Y. Цена товара Х Рх = 50; цена товара Y Рy = 40.
а) Напишите уравнение бюджетной линии.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Постройте бюджетную линию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Определите наклон бюджетной линии.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Теория производства ( тема изучается самостоятельно)
Составим словарик
Термин | Определение | Математическое описание |
Производственная функция | ||
Предельная норма технологического замещения трудом капитала | ||
Совокупный продукт переменного фактора | ||
Средний продукт переменного фактора | ||
Предельный продукт переменного фактора | ||
Производственная функция Кобба – Дугласа |
ЗАДАНИЯ
1. При анализе производственной функции используют следующие допущения (ограничения):
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните пропуски в таблице:
Объем переменного фактора производства | Совокупный продукт | Предельный продукт переменного фактора | Средний продукт переменного фактора |
- | - | ||
Применяемые формулы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие отрасли сферы услуг или промышленности имеют больший эффект масштаба? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Предположим, что производитель стульев работает в краткосрочном периоде с постоянным количеством оборудования. Он знает, что по мере увеличения количества рабочих, занятых в производстве с 1 до 7 человек, выпуск стульев изменяется соответственно следующим образом: 10, 17, 22, 25, 26, 25, 23.
а) Рассчитайте предельный и средний продукты труда для этой производственной функции:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б) Характеризуется ли производственная функция убывающей отдачей от труда? Объясните.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Объясните, почему предельный продукт труда может быть отрицательным.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В краткосрочном периоде фирма может изменять количество используемых трудовых ресурсов, но не может повлиять на величину используемого капитала. В таблице показано, как изменяется выпуск продукции вследствие изменения количества применяемого труда.
Затраты труда (чел./дни) | Количество продукции (ед.) | MPL | APL |
- | - | ||
а) Определите предельный продукт труда (MPL) и средний продукт труда (APL). Занесите полученные результаты в таблицу.
б) Постройте кривые среднего и предельного продуктов труда. Используйте для построения систему координат на рисунке 1.
в) Определите, при каком количестве используемого труда кривая MPL пересечет кривую APL.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 1. Кривые среднего и предельного продуктов труда
Тема 4. Издержки производства ( тема изучается самостоятельно)
Составим словарик
Термин | Определение | Математическое описание |
Эксплицитные (явные) издержки | _ | |
Имплицитные (неявные) издержки | _ | |
Функция издержек | ||
Постоянные издержки | ||
Переменные издержки | ||
Совокупные издержки | ||
Средние постоянные издержки | ||
Средние переменные издержки | ||
Средние совокупные издержки | ||
Предельные (маржинальные) издержки |
ЗАДАНИЯ
1. Заполните пропуски в таблице:
Q | TC | FC | VC | AFC | AVC | ATC | MC |
11,0 | - | ||||||
7,0 | |||||||
6,0 |
Пояснения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На рисунке 1 изображены кривые постоянных и переменных издержек. На их основе постройте кривые общих (TC – на верхнем рисунке), средних переменных (AVC), средних постоянных (AFC) и предельных (MC) издержек (на нижнем рисунке). Построения поясните.
|
|
Рис. 1. Кривые краткосрочных издержек
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Представьте себе, что вы с соседом по комнате открыли службу по доставке пышек в студенческом городке.
а) Перечислите некоторые из ваших постоянных издержек и объясните, почему они являются фиксированными.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
б) Перечислите некоторые из ваших переменных издержек и объясните, почему они варьируются.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Расписание издержек безалкогольного бара «Полезные соки» имеет следующий вид:
Q (количество сока, декалитров) | Переменные издержки (VC), руб. | Общие издержки (АС), руб. | Средние переменные издержки (AVC) | Средние общие издержки (ATC) | Предельные издержки (МС) |
а) Рассчитайте средние переменные, средние общие и предельные издержки для каждого объема продаж сока. Данные занесите в таблицу.
б) Постройте графики для каждой переменной из пункта (а). Какая связь наблюдается между кривыми предельных и средних общих издержек?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Постоянные издержки фирмы по производству малярных работ равны 200 $, а переменные издержки представлены в таблице. Вычислите средние постоянные издержки, средние переменные издержки, совокупные средние издержки для каждого числа домов, представьте расчетные формулы, а полученные результаты занесите в таблицу.
Число домов, покрашенных за месяц | Переменные издержки, $ | Средние постоянные издержки | Средние переменные издержки | Совокупные средние издержки |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Спрос и предложение
Составим словарик
Термин | Определение |
Спрос | |
Предложение | |
Закон спроса | |
Закон предложения | |
Рыночное равновесия | |
Эластичность |
ЗАДАНИЯ
1. Определите, какие из нижеприведенных утверждений являются верными, а какие нет:
а) Если цена на какой-то товар устойчива, значит, она установилась на уровне пересечения кривых спроса и предложения__________________________________.
б) Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары
_____________________________________________________________________
в) Рост цены на товар приведет к росту спроса на взаимодополняющий товар.
________________________________________________________________________
г) Больше всего заменителей имеют товары абсолютно неэластичного спроса.
д) Если доходы покупателей вырастут, то потребление хлеба увеличится.
_______________________________________________________________________
2. Пользуясь данными шкалы, постройте кривую спроса.
P Q
10 70
20 55
30 45
40 30
50 15
3. Пользуясь данными шкалы, постройте кривую предложения.
P Q
10 12
20 20
30 35
40 47
50 55
4. Изобразите на графике рыночное равновесие. Что происходит на рынке, если наблюдается повышение цены по сравнению с равновесной? У кого при этом возникают стимулы к изменению ситуации?
5. Средние доходы потребителей возросли в 0,5 раза. Как это скажется на объеме потребления населением:
1. хлеба;
2. мяса;
3. фруктов;
4. соли.
Аргументируйте ответы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Доходы населения увеличились на 30%. Достаточно ли этого показателя для прогноза динамики спроса? Если нет, то какие еще показатели необходимо знать?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составим словарик
Термин | Определение |
Конкуренция | |
Монопольная фирма | |
Условие краткосрочного равновесия монополии | |
Условие долгосрочного равновесия монополии | |
Фирма на рынке монополистической конкуренции | |
Олигополия | |
Ценовая война |
ЗАДАНИЯ
1. а) Какими свойствами характеризуется конкурентный рынок?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Рынок каких из перечисленных ниже напитков, по Вашему мнению, лучше всего характеризуется этими свойствами?
- водопроводная вода;
- вода, разлитая в бутылки;
- кола;
- пиво.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Конкурентная фирма – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите возможные барьеры для вступления в следующие отрасли:
1) розничная торговля в коммерческих павильонах;
2) производство бытовых холодильников;
3) частный извоз (такси);
4) видеопрокат.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие форм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие медленно? Почему все общество не превращается в одну огромную фирму?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры:
а) единовременный налог на монополию;
б) фиксированный налог на единицу выпуска;
в) установление максимальной цены на рынке.
Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, то есть повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________