ТЕМА 1. Экономическая теория и ее роль в современном обществе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения
очная

Москва, 2017

1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения учебной дисциплины «Экономика» - расширить и углубить знания студентов в области современной экономической науки, сформировать практические навыки анализа и прогнозирования экономических событий на различных экономических уровнях, характерных для современной рыночной экономики.

Задачи дисциплины:

– формирование у студентов экономического мышления, умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения относительно проблемных вопросов экономической науки,

– ознакомление студентов с концептуальными основами экономической теории;

– освоение методов оценки основных микро- и макроэкономических показателей;

– приобретение студентами навыков научно обосновывать принятие оптимальных экономических решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Экономика» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки бакалавра по направлению

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Как учебная дисциплина она связана со следующими дисциплинами ООП подготовки бакалавра, предусмотренными учебным планом:
– по циклу ГСЭ: История, Философия, Социология, Основы экономики и организации нефтегазового производства;

– по циклу МиЕН: Информатика, Теория вероятностей и математическая статистика;

– по циклу ПЦ: Управление качеством и проектный менеджмент в нефтегазовой отрасли.

Рассмотренные связи, нашедшие отражение в содержании дисциплины «Экономика» обеспечивают обучающимся системное представление о взаимосвязи необходимости получения знания и умений по всему комплексу перечисленных дисциплин, предусмотренных ФГОС ВО. Благодаря этому обеспечивается соответствующий теоретический уровень и практическая направленность обучения будущего бакалавра и его последующая деятельность.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономика»

Компетенции при освоении ООП ВП, реализующей ФГОС ВПО, которые студент формирует и демонстрирует в процессе освоения данной дисциплины (в формулировке ФГОС ВПО):

общекультурные компетенции (ОК):

ОК –2, 3, 4, 5, 6, 7;

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК – 1,2, 3, 4, 5, 6;

профессиональные компетенции (ПК):

ПК – 9, 10, 11, 12.

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

***

способность неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации (ОПК - 1);

способность работать на благо общества и государства (ОПК-2);

способность противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц (ОПК-3);

способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5);

способность повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6).

***

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способность выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

· основные этапы становления экономической теории как науки (ОК - 2, 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5, 6; ПК - 9, 10, 11,12);

· понимать законы развития общества и уметь оперировать этими знаниями (ОК- 2, 3, 4, 5, 6, 7; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5, 6; ПК - 9, 10, 11,12);

· модели организации экономики, их преимущества и недостатки (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· сущность рынка, условия существования и механизм его функционирования, основные направления формирования рыночной экономики в России (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· понятие собственности (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· экономические основы поведения субъектов экономики (ОК-3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

Понимать

· социально-экономическую сущность инфляции и безработицы (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· цели, функции и инструменты государственной политики (ОК-3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

Иметь представление

· о налоговой системе (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· о значении и структуре государственного бюджета (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· об особенностях циклического развития экономики (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· о мировом хозяйстве и глобализации общественного развития (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12).

Обучающийся должен уметь:

· анализировать и оценивать исторические события и процессы в экономической жизни общества (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3,4);

· анализировать социально-значимые проблемы в экономической жизни общества (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· оценивать производственные возможности общества (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· применять количественные, качественные методы анализа и строить экономические модели (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· находить и оценивать новые рыночные возможности для повышения эффективности экономики (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· применять базовые знания основных законов математических и естественных наук для расчета основных макроэкономических показателей и построения графических моделей (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

Обучающийся должен владеть:

· приемами использования знаний о развитии природы и общества в своей профессиональной деятельности (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· навыками необходимыми для оценки исторических событий и процессов (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу экономической информации (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· методами анализа социально-экономических проблем и процессов, происходящих как в мировой экономике, так и в экономике России (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· основными методами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· способами анализа поведения потребителей экономических благ и формирования спроса (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· методами оценки типов рынков, функционирующих в экономике страны (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· способами расчета издержек производства и методами ценообразования (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· методикой определения оптимального решения фирмы в рыночных условиях (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· методами обработки экономической информации (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12);

· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК- 3, 4; ОПК - 4, 5; ПК - 9, 10);

4. Структура и содержание дисциплины «Экономика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Структура преподавания дисциплины дана в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Разделы дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Коды компетенций Формы текущего контроля успеваемости
Л ПЗ (С) СР
Экономическая теория и ее роль в современном обществе ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Собственность и модели организации экономики. Рынок: основные понятия ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Рынок и его механизм. Теория потребительского поведения ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Фирма в рыночной экономике ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Издержки производства ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Поведение фирмы в различных рыночных структурах ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Рынок факторов производства ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание Контрольная работа
Национальная экономика ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание  
Макроэкономическое равновесие и его механизмы ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Монетарная политика государства ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Макроэкономическая нестабильность ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание  
Государство в рыночной экономике ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание  
Фискальная политика. Государственный бюджет ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Экономический рост. Цикличность рыночной экономики ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Мировое хозяйство и глобализация экономики 15, 16 ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание
Особенности макроэкономического развития России в ХХI в. 17,18 ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12 Домашнее задание Реферат
  Всего       Дифференцированный зачет

4.1.Содержание разделов дисциплины

ТЕМА 14. Экономический рост

Цикличность как форма движения рыночной экономики. Экономический рост: типы, факторы, модели, источники, способы измерения. Цикличность рыночной экономики. Основные характеристики экономического цикла. Длинные волны (Н.Кондратьева) экономического развития. Роль базовых нововведений в развитии рыночной экономики. Антициклическое государственное регулирование и его влияние на развитие экономики.

Образовательные технологии

При изучении тем дисциплины «Экономика» используются различные образовательные технологии: аудиторные занятия включают чтение лекций и проведение семинаров с использованием ПК и мультимедийного проектора; самостоятельная работа студентов осуществляется при помощи и под контролем преподавателя в форме консультаций по выполнению домашних заданий, подготовке к контрольным работам, подготовки рефератов по отдельным темам дисциплины.

Содержание учебного плана определяет выбор методов обучения:

- информационно-развивающие – лекция, объяснение, самостоятельная работа с рекомендуемой литературой;

- проблемно-поисковые и исследовательские – самостоятельная проработка предлагаемых вопросов, выполнение домашних заданий.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Примеры домашних заданий, контрольных работ

Тема 1. Экономическая теория и ее роль в современном обществе (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

Пример домашнего задания

Тест.

Невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме определяется в экономической теории как …

- ограниченность ресурсов;

- чрезмерность потребностей;

- доминирование псевдопотребностей;

- отсутствие природных ресурсов.

Тема 2. Собственность и модели организации экономики. Рынок: основны епонятия (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

Пример домашнего задания

Тест.

1. Характерным для американской модели смешанной экономики является …

- наличие высокого уровня социальной дифференциации;

- формирование многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики;

- социальное значение корпоративного начала;

- наличие широкой системы перераспределения доходов.

2. Отсутствие возможности субъекта собственности присвоить и использовать по своему усмотрению какой-либо части общего имущества характерно для ___________ собственности.

- общей совместной;

- общей долевой;

- частной индивидуальной;

- частной долевой.

Задача 1.

Спрос и предложение на товар описывается следующими уравнениями:

QD=300-20P QS=20+50P

Начертите кривые спроса и предложения. Определите равновесную цену и количество.

В связи с изменением моды спрос меняется согласно уравнению

QD1=510-20P1.

Что происходит с кривой спроса? Найдите новое равновесие.

Задача 2.

Спрос и предложение на некий товар: QD=3000-1,5P QS=-600+3,5P.

Вводится налог 200 руб. за единицу, платят его продавцы.

Чему будет равен равновесный сбыт вначале и после ввода налога?

Задача 3.

Функция спроса на товар имеет вид QD=2220-3P.

Функция предложения QS=-300+3P.

Правительство ввело дотацию 100 руб. за штуку, получаемую продавцом. Чему равно после этого равновесное количество.

Задача 4.

Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD=2400-100P QS=1000+250P.

1) Вычислить равновесную цену и количество обедов, проданных по такой цене.

2) Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 у.е. за обед. Каковы последствия такого решения?

Задача 5.

Было продано 600 кг яблок по цене 20 руб.за кг, а после увеличения цены до 30 руб. за кг было продано 400 кг. Чему равна дуговая эластичность спроса?

Задача 6.

Индивид покупает 15 единиц товара Х и 5 единиц товара У. Найти его доход, если Рх=2, MRSxy=0,5.


Тема 4. Фирма в рыночной экономике (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

Пример домашнего задания

Задача.

Производственная функция предприятия задана в виде: ТЕМА 1. Экономическая теория и ее роль в современном обществе - student2.ru

В течение рабочего дня оборудование (К) используется в течение 9 часов, а труд работников (L) в течение 8 часов. Определить объем выпуска продукции (Q) и средний продукт труда (APL).

Тема 5. Издержки производства (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

Пример домашнего задания

Задача.

Фирма функционирует в рамках совершенной конкуренции и реализует продукцию по цене 30 ден. ед. Зависимость валовых издержек производства (ТС) от изменения объемов производства представлена в таблице:

Q
TC

Величина переменных издержек представлена последовательностью …

0, 25, 45, 60, 80, 105, 140

0, 25, 20, 15, 20, 25, 35

0, 30, 60, 90, 120, 150 180

0, 25, 22,5, 20, 20, 21, 23,3

Тест

1.Непреодолимые входные барьеры на рынок несовершенной конкуренции характерны для …

- монополии

- монопсонии

- олигополии

- монополистической конкуренции

2. Издержки фирмы-монополиста заданы функцией ТС=2Q2+20 ; спрос на товар фирмы – QD=30-P , тогда монопольная цена и объем производства соответственно равны …

25 и 5

8 и 4

24 и 6

10 и 5

Тема 7. Рынок факторов производства (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

Пример домашнего задания

Задача.

Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб. Годовая ставка банковского процента 2,5%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

2 000

2 050

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

1. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. На графике приведена кривая производственных возможностей фермера.

ТЕМА 1. Экономическая теория и ее роль в современном обществе - student2.ru

Альтернативная стоимость производства 1 тонны картофеля, если его выращивается 25 тонн, составляет …

А - 0,2 тонны пшеницы;

Б - 0,1 тонна пшеницы;

В - 1 тонна пшеницы;

Г - 2 тонны пшеницы.

2. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической науки – это экономические:

А - категории;

Б - потребности;

В - противоречия;

Г - законы.

3. Ранней школой экономической науки, обратившей внимание на социально-классовые отношения, является:

А - маржинализм;

Б - меркантилизм;

В - кейнсианство;

Г - марксизм.

4. Одно из преимуществ командно-административной экономики состоит в …

А - возможности полного удовлетворения потребностей общества;

Б - возможности быстрой концентрации ресурсов в государственном секторе;

В - свободном выборе хозяйствующими субъектами видов деятельности;

Г - формировании цен на основе взаимодействия спроса и предложения.

5. Материальную основу рыночных отношений составляет(ют) …

А - движение товаров и денег;

Б - общественное разделение труда;

В - натурально-вещественные связи;

Г - движение ресурсов.

6. Отпускная цена на легковые автомобили, используемые в качестве такси, снижена монопольным производителем. Это событие при прочих равных условиях, скорее всего, станет фактором...

А - сокращения предложения труда водителей такси;

Б - сокращения спроса на труд водителей такси;

В - увеличения спроса на труд водителей такси;

Г - сокращения заработной платы водителей такси.

7. Производительность труда – это …

А - количественное отношение объема полученного продукта к валовым издержкам производства;

Б - количественное отношение объема полученного продукта к труду, затраченному на его изготовление;

В - количественное отношение труда к объему изготовленного продукта;

Г - суммарный объем выпущенной продукции.

8. Прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу называется … полезностью.

А - положительной;

Б - средней;

В - предельной;

Г - суммарной.

9. Изокванта иллюстрирует:

А - кривую общих издержек (ТС),

Б - кривую МР;

В - различные объемы продукта, которые можно произвести при различных комбинациях ресурсов;

Г - одинаковый объем выпуска, который возможен при различных комбинациях ресурсов.

10. Какое из следующих утверждений, характеризующих связь между ТР, АР и МР, является верным:

А - АР продолжает расти до тех пор, пока увеличивается МР;

Б - МР мах. при ТР=0;

В - АР мах. при АР=МР;

Г - ТР снижается при МР=0.

11. Что не является фактором производства:

А - деньги;

Б - земля;

В - капитал;

Г - предпринимательская способность.

12. Нормальная прибыль – это:

А - разница между выручкой и экономическими издержками;

Б - минимальное вознаграждение предпринимателя за выполнение им предпринимательских функций;

В - средняя прибыль на применяемый капитал;

Г - прибыль в краткосрочном периоде.

13. Если равновесие в отрасли достигается в точке Р=АТСmin, это признак:

А - производственной эффективности;

Б - рыночной структуры олигополии;

В - эффективности в размещении ресурсов;

Г - рыночной структуры чистой монополии.

14. Предприятие-монополист на рынке труда нанимает необходимых ему дополнительных рабочих, тогда уровень заработанной платы рабочих данной специальности ….

А - останется неизменным;

Б - будет выше прежнего и для принятых вновь, и для работавших ранее;

В - будет выше у вновь нанятых;

Г - уменьшится по сравнению с прежним.

15. Примером естественной монополии является …

А - компания «Microsoft»;

Б - Международный банк реконструкции и развития;

В - ОАО «Российские железные дороги»;

Г - ОАО «Сбербанк России».

16. Если известно, что при цене на товар, равной 3500, объем спроса составляет 500 штук, а при цене в 4000 – всего 440 штук, то спрос на данный товар характеризуется как…

А - абсолютно неэластичный по цене;

Б - неэластичный по цене;

В - эластичный по цене;

Г - абсолютно эластичный по цене.

17. Имеются следующие данные деятельности фирмы:

Р Q TC FC VC ATC AVC
    1,5  

Рассчитать Q, TC, AVC.

Тема 8. Национальная экономика (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Задача 1.

Личный располагаемый доход при условии, что ВВП равен 10 000 ден. ед., амортизационные отчисления 700 ден. ед., трансфертные платежи 1000 ден. ед., косвенные налоги 500 ден. ед., индивидуальные налоги 1400 ден.ед., взносы на социальное страхование 400 ден. ед., составит _____ ден. ед.

Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его механизмы (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Тест

1.Инвестиции, осуществляемые с целью восстановления изношенного капитала, называют …

- инвестициями в модернизацию (реновацию);

- портфельными инвестициями;

- индуцированными инвестициями;

- инвестициями в жилищное строительство.

Задача

1.По итогам прошлого года располагаемый доход в стране был равен 1000 ден. ед. по итогам года отчетного – 1250 ден. ед. Если предельная склонность к потреблению равна 0,5, то прирост потребления в отчетном году составил ____ ден. ед.

2.При прочих равных условиях рост совокупного спроса может быть вызван …

- предоставлением налоговых льгот инвесторам

- сокращением предложения денег

- увеличением импорта

- ростом подоходного налога

Тема 10. Монетарная политика государства (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Тест.

1.Увеличение скорости обращения денег при прочих равных условиях, согласно уравнению денежного обращения, приведет к _________ цен.

- повышению

- понижению

- сохранению прежнего уровня

- непредсказуемому изменению

2. При повышении Центральным банком нормы обязательных резервов …

- увеличивается уровень безработицы

- повышается уровень инфляции

- увеличивается объем ВВП

- снижается уровень безработицы

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Задача.

Уровень инфляции за год по данным статистических отчетов составил 20%, реальная ставка процента равна 5%, тогда номинальная ставка процента …

26%

25%

100%

12,5%

Тест

К безработным, охваченным циклической формой безработицы, относится …

- квалифицированный рабочий, ищущий работу более шести месяцев в связи с сокращением предприятий в отрасли;

- молодой безработный учитель, находящийся в процессе поиска места работы не по специальности;

- молодой безработный инженер, находящийся в процессе выбора нового места работы в целях карьерного роста;

- врач-пенсионер, ищущий работу по своей специальности по новому месту жительства.

Тема 12. Государство в рыночной экономике (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Тест

Величина налога и величина налогооблагаемого дохода соотносятся следующим образом:

Величина налога, ден.ед.
Величина дохода, ден.ед.

На основании этих данных можно сделать вывод, что налогообложение дохода является …

- пропорциональным

- прогрессивным

- регрессивным

- твердым

Задача.

В некотором государстве сумма госдолга на 1.01.2009 г. составляла 135 ден. ед. В последующие 5 лет состояние бюджета было следующим: в 2009 году – профицит 50 ден. ед.; в 2010 году – профицит 60 ден. ед.; в 2011 году – профицит 80 ден. ед.; в 2012 году – дефицит 100 ден. ед., в 2013 – дефицит 70 ден. ед. Величина государственного долга (при отсутствии выплат по госдолгу за этот период) на 1 января 2014 года составит ___ ден. ед.

Тест

1. Экономический рост, сопровождаемый увеличением выпуска продукции без изменения ее качества и уровня эффективности использования факторов производства, называется …

- экстенсивным

- интенсивным

- экстернальным

- интернальным

Тема 15. Мировое хозяйство и глобализация общественного развития (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Тест.

1.Степень открытости экономики характеризуется …

- соотношением величины экспорта к ВВП страны;

- долей ВВП страны в мировом ВВП;

- уровнем ВВП на душу населения;

- разницей между экспортом и импортом.

2.Применение таможенных тарифов может стать основой …

- повышения уровня жизни в стране;

- увеличения объема импорта;

- снижения совокупного спроса в стране;

- отрицательного сальдо платежного баланса по счету текущих операций.

Тема 16. Особенности макроэкономического развития России в ХХI в. (ОК-3,5)

Пример домашнего задания

Вопросы для обсуждения

1. Особенности приватизации в России.

2. Структурная перестройка российской экономики.

Тест.

К сложностям перехода от командной экономики для России не относят …

- наличие класса частных собственников;

- отсутствие предпринимателей;

- отсутствие конкурентоспособной продукции;

- наличие неэффективной структуры экономики.

Примерная тематика рефератов

1. Особенности становления и развития рыночной экономики в России. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

2. Проблемы развития малого бизнеса в России. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

3. Монополизм в российской экономике. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

4. Ресурсный потенциал России, проблемы его эффективного использования. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

5. Особенности современного состояния рынка труда в России. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

6. Проблемы реформирования естественных монополий в экономике России. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

7. Современные тенденции экономического развития России. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

8. Инфляция в России: сущность, причины, методы борьбы. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

9. Экономические основы взаимодействия государства и бизнеса Современные тенденции развития российского банковского сектора. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

10. Экономический рост в России: проблемы и перспективы (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

11. Формирование национальной инновационной системы России. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

12. Новый этап приватизации в современной России: цели, методы, области экономики, последствия. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

13. Кризис 2014-2015 гг. в России: причины, особенности, пути преодоления (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

14. Структурные преобразования российской экономики как фактор выживания страны в условиях современных внешних вызовов. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

15. Россия в системе мирового хозяйства. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

16. Интернационализация производства: международное движение факторов производства. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

17. Проблемы достижения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации мирового хозяйства. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

18. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

19. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

6.2. Вопросы для самостоятельной работы

1. Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

2. Предмет, метод и функции экономической теории. Проблема выбора в экономике. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12

3. Границы производственных возможностей и Закон возрастающих альтернативных издержек. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

4. Использование экономической теории в хозяйственной практике и экономической политике. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

5. Собственность: понятие, формы и место в системе экономики. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

6. Основные модели организации экономики. Смешанная экономика. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

7. Основные организационно-экономические формы предприятий. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

8. Сущность, условия существования и функции рынка. Принцип «невидимой руки». Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

9. Преимущества и недостатки рыночной системы организации экономики. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

10. Основные направления формирования рыночной экономики в России (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

11. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция(ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

12. Рыночный спрос и факторы его определяющие. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

13. Эластичность спроса. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

14. Рыночное предложение и факторы его определяющие. Эластичность предложения. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

15. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Государственное регулирование цен и рыночный механизм. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

16. Поведение потребителя в рыночной экономике. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

17. Экономическая природа фирмы: понятие, цели деятельности. Капитал фирмы. Производственная функция. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

18. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

19. Производство с двумя переменными факторами в долговременном периоде. Замещаемость факторов. Изокванты. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

20. Бюджетное ограничение фирмы. Изокосты. Равновесие производителя. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

21. Понятие издержек производства. Внешние и внутренние издержки. Альтернативные издержки. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

22. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

23. Издержки производства в краткосрочном периоде. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

24. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

25. Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

26. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность(ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

27. Виды монополий. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Экономические последствия монополизма. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

28. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

29. Определение цены и объема производства в условиях олигополии. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

30. Рынок ресурсов: особенности, функции, виды (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

31. Рынок труда. Спрос и предложение труда на рынке совершенной и несовершенной конкуренции. Заработная плата и ее формы. Роль профсоюзов. Государственное регулирование рынка труда. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

32. Рынки капитала. Физический и денежный капитал. Спрос и предложение заемных средств (ссудного капитала). Сущность ссудного капитала. Стратегия принятия фирмой инвестиционного решения. Дисконтированная стоимость. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

33. Национальная экономика и основные макроэкономические цели. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

34. Основные макроэкономические показатели (ВВП, НД, личный и располагаемый доходы) и методы их измерения. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

35. Индексы цен. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

36. Теневая экономика: сущность, структура, масштабы, условия существования и методы борьбы. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

37. Макроэкономическое равновесие: понятие, механизм (совокупный спрос и совокупное предложение). (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

38. Классические и кейнсианские представления о взаимодействии совокупного спроса и предложения: модель AD-AS. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

39. Потребление и сбережения в масштабах национальной экономики: кейнсианский анализ. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

40. Инвестиции и сбережения, их влияние на макроэкономическое равновесие (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

41. Равновесие товарного рынка и полная занятость. Кейнсианский крест. Модель IS. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

42. Сущность и функции денег. Денежные агрегаты. Количественная теория денег и монетаризм. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

43. Спрос на деньги и денежное предложение. Равновесие на денежном рынке. Кривая LM. Модель двойного равновесия IS-LM. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

44. Структура современной денежно-кредитной системы. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

45. Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

46. Безработица: сущность, причины, виды, оценка, последствия. Закон Оукена. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4, 5; ПК - 9, 10, 11,12)

47. (ОК- 3, 4; ОПК - 1, 2, 3, 4

Наши рекомендации